автор: Колмакова Елена Викторовна
Учитель МБОУ ОШИ №27
«Календарь. Времена года – красота природы.»
Методическое пособие по речевой практике
«Календарь. Времена года, красота природы».
Успешная социализация не возможна без речевого общения. Коррекция и развитие речевого общения у нас начинается с 1 класса.
На современном этапе внедрения ФГОС специального образования,
совершенствования стандартов начального образования необходима коррекция и развитие речевого общения поскольку это имеет большое значение для развития психических функций, формирования личности ребенка, подготовки его к дальнейшему школьному обучению и дальнейшего усвоения школьной программы, а в целом – успешной
социальной адаптации.
Для обеспечения нормального речевого общения необходимо Формирование произносительной стороны речи которое происходит в процессе общения и зависит от развития лексической, грамматической и интонационно-ритмической сторон, т.е. от развития языка в целом.
При правильном речевом общении развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающему миру. Совершенствуется грамматический строй речи. Учащиеся используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Происходит развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи— диалогической и монологической форм) в различных формах и видах деятельности;
- практическое овладение учащимися нормами речи;
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
Формирование словаря
Обогащение речи учащихся существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи.
Поэтому по ФГОСам в начальной школе вводится новый предмет речевая практика
Методическое пособие «Календарь. Времена года, красота природы».
Является основным в проведении выше названного предмета.
Реализация программы данного предмета имеет следующую цель:
-Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Задачи программы:
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека
- Умение самостоятельно использования усвоенного лексико – грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
- Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Программа рассчитана на 66 часа в год по 2 часа в неделю.
Программа предполагает изучение календаря по временам года: осень, зима, весна, лето.
В каждом разделе изучаются приметы, месяцы, поговорки, загадки, пословицы и т.д. Имеется много заданий на конструирование, распространение предложений, формирование и обогащение словаря. Апробация данного методического пособия показала повышение уровня речевого развития на 22 % выше в сравнении с прошлым годом. При оценки речевого развития использовала пособия Новосельцевой, Иншаковой и тд.
Речевое общение, безусловно, занимает центральное место в жизни человека, как фактор его психического развития, условие саморегуляции, как средство приобщения человека к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условие развития мышления а в целом – успешной социальной адаптации.