автор: Колмакова Елена Викторовна

Учитель МБОУ ОШИ №27

«Календарь. Времена года – красота природы.»

Методическое пособие по речевой практике

«Календарь. Времена года, красота природы».

 

  Успешная социализация не возможна без речевого общения.  Коррекция и развитие речевого общения у нас начинается с 1 класса.

  На современном этапе внедрения ФГОС специального образования,

совершенствования стандартов начального образования необходима коррекция и развитие речевого общения  поскольку это имеет большое значение для развития психических функций, формирования личности ребенка, подготовки его к дальнейшему  школьному обучению и дальнейшего усвоения школьной программы, а в целом – успешной

социальной адаптации.

  Для обеспечения нормального речевого общения необходимо  Формирование произносительной стороны речи которое происходит в процессе общения и зависит от развития лексической, грамматической и интонационно-ритмической сторон, т.е. от развития языка в целом.

   При правильном речевом общении развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающему миру. Совершенствуется грамматический строй речи.  Учащиеся используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

 Происходит развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

 

  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи— диалогической и монологической форм) в различных формах и видах деятельности;
  • практическое овладение учащимися нормами речи;
  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.

Формирование словаря

Обогащение речи учащихся существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

  Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

  Отрабатывать интонационную выразительность речи.

  Грамматический строй речи.

  Поэтому по ФГОСам  в начальной школе вводится новый предмет  речевая практика

 Методическое пособие  «Календарь. Времена года, красота природы».

 Является основным в проведении выше названного предмета.

 Реализация программы данного предмета имеет следующую цель:

 -Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  Задачи программы:

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека
  • Умение самостоятельно использования усвоенного лексико – грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
  • Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  Программа рассчитана на 66 часа в год по 2 часа в неделю.

  Программа предполагает изучение календаря по временам года: осень, зима, весна, лето.

  В каждом разделе изучаются приметы, месяцы, поговорки, загадки, пословицы и т.д. Имеется много заданий на конструирование, распространение предложений, формирование  и обогащение словаря. Апробация данного методического пособия показала повышение уровня речевого развития на 22 % выше в сравнении с прошлым годом. При оценки речевого развития использовала пособия Новосельцевой, Иншаковой и тд.

   Речевое общение, безусловно, занимает центральное место в жизни человека, как фактор его психического развития, условие саморегуляции, как средство приобщения  человека к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условие развития мышления а в целом – успешной социальной адаптации.

«Календарь. Времена года – красота природы.»