автор: Колясева Татьяна Юрьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ “СШ №20” г. Норильска

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В МОДЕЛИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Колясева Татьяна Юрьевна,

МБОУ «СОШ №20»,

учитель русского языка

и литературы 1 категории,

кандидат филологических наук.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса. Школа  сегодня должна создавать условия для формирования личности, развивать необходимые личностные качества и компетенции, результаты которых должны быть выражены не только в предметном формате, но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.  Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.  

Чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называются общеучебными умениями. Как же формировать подобные умения?

Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала.     

Идея состоит в том, что дети исследуют принципы построения их мышления в процессе порождения новых знаний, самоопределения в проблемной ситуации с помощью особых курсов – метапредметов.

Блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. В качестве главных отличительных признаков мыследеятельностной дидактики выделяются следующие: наличие деятельностной единицы содержания, которую передает  педагог, работая с тем или другим учебным материалом, наличие совместной деятельности учителя и ученика во время использования каких бы то ни было учебных форм, наличие рефлексии.

Да, по новым стандартам содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится учащимся, должны быть таковы, чтобы формировать у них целостное представление видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая школьниками информация становилась для них личностно-значимой. Стандарты второго поколения предполагают деятельностный подход в организации учебного процесса, а значит отход от классической методики проведения урока.

Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:теоретическое мышление;навыки переработки информации; критическое мышление; творческое мышление; регулятивные умения;качества мышления.

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

И общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, дискуссионная, игровая.

Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль.

Огромную роль играют исследовательские проекты, ведущие к   развитию метапредметных компетенций учащихся: ориентации школьников в различных предметных областях, использовании средств ИКТ, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и др. Работа над проектами по литературе позволяет избежать ситуации формального прочтения, создает ситуацию переживания детьми сюжета произведения.

Принцип «метапредметности» также состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, синквейнов, иллюстраций к произведению, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), различные техники графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема).

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий.В силу своей природы, являясь по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен. Осуществить это возможно через индикаторы как традиционных форм и методов, так и вариативных.При этом достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.

     Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.

Образовательный продукт – ключевой термин дидактической эвристики, цель и результат эвристического обучения (А.В.Хуторской). Из сказанного следует, что рассматривать образовательную продукцию ученика необходимо во взаимосвязи её внешнего материализованного проявления с внутренним – личностными качествами, которые проявлялись, формировались и развивались в его деятельности. Качество ученической продукции оценивается следующими способами: по количеству творческих элементов,по степени оригинальности элемента, по относительной новизне элемента для самого ученика или его одноклассников, по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения, по многогранности человеческих возможностей, использованных для создания образовательного продукта, по практической пользе и использованию полученного продукта.

От того, какие результаты и в какой форме будут контролироваться, зависит построение образовательного процесса. Ориентирами для контроля выступают предметные знания, умения и навыки, усвоенные детьми способы деятельности, развитые способности.

Результаты обучения имеют две стороны – внешнюю (материализованная образовательная продукция) и внутреннюю (личностную). Поэтому предметом диагностики и контроля являются не только внешние образовательные продукты учеников, но и их внутренние качества. Образование как атрибут личности определяется, в первую очередь, результатами её внутреннего развития.

Инструментарий контроля:задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.

Образование – это во все времена главный ресурс развития общества. И сегодня необходимо сместить акцент “образования на всю жизнь» на более эффективный –  “образование на протяжении всей жизни человека”, чтобы воспитать человека, способного решать быстро, качественно и творчески сложные  жизненные задачи.

Список литературы:

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. – М.,2010.
  3. Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели – дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. – 2009. – № 1.
  4.  Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий. -2011.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В МОДЕЛИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ