автор: Кондря Ольга Анатольевна
учитель труд (технология)
ГБОУ ЛНР «Перевальская гимназия №1»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ФАРТУК С НАГРУДНИКОМ» ПОШИВ ФАРТУКА ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС
фартук
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ПЕРЕВАЛЬСКАЯ ГИМНАЗИЯ №1»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ФАРТУК С НАГРУДНИКОМ»
(ПОШИВ ФАРТУКА ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ )5 КЛАСС))
КОНДРЯ ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ ТРУД (ТЕХНОЛОГИИ)
2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………….3
Разработка урока «Фартук с нагрудником»………………………4
Список использованной литературы……………………………..10
Приложения
Введение
Каждая вещь нашего гардероба, например такая, как фартук, обладает своей оригинальной историей. Появление фартука в жизни человека стало отражением различных эпох, традиций и характеров прошлого. Фартук – широко распространенная и почти не меняющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней. В наше время принято одевать фартук во время работы, причем его используют люди различных профессий не только для того, что бы ни пачкаться, но и что бы носить в нем необходимые для работы вещи: инструменты, плоды урожая и прочее.
Каждая девочка — это будущая хозяюшка. Необходимым атрибутом каждой хозяюшки, является фартук. Изучив историю возникновения фартука, я поставила перед собой цель: разработать конспект урока по технологии для 5 класса «Пошив фартука с нагрудником».
Создать для учащихся на уроке условия для развития творческих способностей, познакомить с последовательностью пошива фартука с нагрудником, формирования технологических умений и знаний, общечеловеческих ценностей и здорового образа жизни, воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности умения планировать свою деятельность.
Тема: «Пошив фартука с нагрудником»
Цель: способствовать развитию практические умений и навыков с помощью выполнения операций по пошиву фартука с нагрудником.
Задачи урока:
Образовательные: закрепление умения выполнять простейшие чертежи используя знания полученные на уроках математики; выполнять практическую работу по технологической карте; научиться применять знания и умения полученные раннее в процессе обработки фартука.
Развивающие: способствовать развитию умений по пошиву изделия, применяя знания полученные раннее, повторяя пройденный материал, развивать наблюдательность и внимание.
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, прививать навыки культуры труда и аккуратности, умений и навыков здоровой жизнедеятельности;
Коррекционные: добиваясь полных ответов на вопросы, способствовать дикции речи учащихся, используя опорные слова, коррекции внимания используя наглядность, памяти, путем повторения.
Методы обучения:
— словесный – беседа, объяснение;
— практический – установочное упражнение;
— словесно-практический – вводный инструктаж;
— наглядный – учебная демонстрация.
Формы работы: фронтальная, с индивидуальным подходом.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, разминка для глаз.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: швейная машина, утюг, образцы готовых изделий, пооперационная технологическая таблица, мультимедиа, презентация.
Материалы и инструменты: детали кроя фартука, ножницы, ткань, рабочая коробка, рабочая тетрадь, выкройки.
Этапы урока:
- Организационный
- Мотивация учебной деятельности уч-ся, постановка цели и задач урока
- Повторение пройдённого материала
- Актуализация знаний
- Изучение нового материала
- Физкультминутка
- Практическая работа
- Итоги урока
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие, проверка явки учащихся, настрой учащихся на работу.
- Мотивация учебной деятельности уч-ся, постановка цели и задач урока
Создать благоприятный психологический климат среди обучающихся, настроить на серьёзность восприятия темы урока.
III. Повторение пройденного материала.
Проверить у учащихся знания основных положений по теме урока. Систематизировать знания.
-Знакомы ли вам данные изделия?
(учащимся предлагается несколько вариантов фартуков)
— Хотели бы вы научиться шить фартук с нагрудником?
Для чего служит фартук?
— Какие бывают фартуки по назначению?
— К какому виду одежды относится фартук?
— Какие бывают фартуки по покрою?
— Перед вами несколько моделей фартуков.
Что общего между ними?
— Какой фартук отличается от всех?
- IV. Актуализация знаний.
Перед вами фартук, опишите его.
— Скажите, с помощью каких деталей можно изменить модель фартука?
— Как вы думаете, когда и где изготовили первый фартук?
Расскажите, чем отличается последовательность пошива фартука с нагрудником на швейной фабрике, от последовательности пошива в ателье или швейной мастерской?
- Изучение нового материала.
Организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового учебного материала.
— Скажите, к каким изделиям по способу носки относится фартук с нагрудником?
Учащимся предлагается презентация по теме урока.
Первые слайды посвящены истории женского русского костюма, современным костюмам народных коллективов.
Девочкам предлагается задание № 1
«Поиск информации по данной теме»
Работа в группах по 3 человека.
Каждой девочке дается текст по истории костюма.
Нужно найти и выделить строчки, которые соответствуют теме урока, обсудить между собой, сравнить и озвучить результат поисков, отражающий общее мнение.
-Надевают ли национальные костюмы в наше время?
-В каком случае? (В качестве костюмов для сцены)
Демонстрируются слайды с национальными костюмами.
-Назовите, какие бывают фартуки по назначению?
Задание№2
Определить назначение фартуков, изображенных на слайде.
-К какому виду одежды относится фартук?
(Фартук- это специальная одежда.)
Служит…(для защиты одежды от загрязнения.)
-Продолжите предложение:
Домашние фартуки надевают…
-Какие бывают фартуки по покрою?
(На поясе, с нагрудником, цельнокроеные).
Фартук с нагрудником — это нагрудно-поясное изделие.
Детали фартука с нагрудником (на слайде)
Задание№3
Определить название деталей; найти соответствующие детали на образце фартука.
На слайде14 модели фартуков с нагрудником.
Девочкам предлагается проанализировать фасоны,
Найти сходство и различие.
-Какие ткани применяются при пошиве фартуков?
-Виды отделки фартуков?
-От чего зависит выбор ткани и отделки фартука?
(Слайды № 18; 19; 20)
Задание № 4
Составить план изготовления фартука.
Пункты плана перепутаны. Девочки работают в группах.
Самостоятельно составляют план изготовления фартука.
-Давайте прочитаем первый пункт плана: «Снять мерки».
-Какие мерки вы уже умеете снимать? (Ст; Сб; Дтк)
-Сегодня к этим меркам мы добавим мерки Сг- полуобхват груди и Дн- длина нагрудника.
Демонстрируем приёмы снятия мерок.
- VI. Физминутка.
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Зарядка для глаз.
Вводный инструктаж.
Повторение знаний техники безопасности в швейной мастерской, при работе и колющимися и режущимися предметами.
VII. Практическая работа.
Закрепление практических знаний, умений и навыков.
«Снятие мерок»
Задание № 5
Снятие мерок для построения чертежа фартука с нагрудником.
-Я предлагаю вам игру «Ателье». Каждая из вас должна побывать в роли заказчика, приемщика и закройщика.
С заказчика закройщик снимает мерки, приёмщик их записывает в квитанцию, затем девочки меняются ролями.
-Но прежде чем начинать построение чертежа, нужно выбрать фасон фартука и подобрать ткань.
Разработка мини-проекта.
Моделирование фасона фартука с нагрудником.
Девочки работают в группах. Сначала каждая выполняет свой эскиз, затем они обсуждают все варианты и создают один общий. Затем изготавливают выбранную модель фартука в виде аппликации из цветной бумаги и подбирают для неё ткань. В заключении каждая группа представляет свою модель по плану:
-Назначение
-Покрой
-Ткань
-Форма деталей
-Отделка
-Другие особенности
Заключительная часть.
Закрепление полученных ранее знаний на уроке.
(15 минут до конца урока)
— Урок подходит к концу, над какой темой урока мы сегодня работали?
— Какие новые выражения вы сегодня запомнили?
— С каким планом работ вы сегодня познакомились?
Перед вами конверты – разложите
в правильной последовательности пункты плана по пошиву фартука с нагрудником, применяемого в массовом производстве.
Отвечают на вопросы.
Работают с индивидуальными конвертами.
Подведение итогов.
Девочкам предлагается оценить свою работу, а затем и работу другой группы по следующим критериям:
- Сложность модели
- Аккуратность выполнения
- Последовательное и грамотное описание фасона
Выставление оценок.
Рефлексия.
Список использованной литературы
- Конструируем, моделируем, шьём. Махмутова Х.И. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1994
- Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [Ю.В. Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В. Литикова и др.]; под ред. А.Д.Симоненко. – 4-е изд., перераб., – М.: Вентана-Граф, 2009. – 192 с.: ил.
- Технология обработки ткани. Чернякова В.Н. Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 1997г.
- Швейное дело 5, 6 класс Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина, М. Просвещение 2007
- Интернет-ресурсы.
- http://katushenka.ru/2016/01/02/shem-sami-krasivyj-fartuk-dlya-kuxni-svoimi-rukami-poshiv-i-modeli-fartukov/
