Консультация для педагогов ДОУ
«Играя – развиваем, учим, воспитываем»
Автор: Пономарева Ольга Валерьевна
Организация: МАДОУ «Детский сад № 5»
Населенный пункт: Пермский край, город Соликамск
Цель:
Подвижные игры – это сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная точно установленными правилами. Подвижные игры – одно из важных средств всестороннего воспитания детей.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Иными словами, подвижные игры являются средством решения таких задач как:
- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, требованиями выполнения, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке таких положительных качеств, как взаимопомощь, дисциплинированность, коллективизм, что немаловажно в воспитании детей.
В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для воспитания физических качеств. Например, для того, чтобы увернуться от мяча в игре «Ловишки», нужно не только проявить ловкость, но и спасаясь от него, бежать как можно быстрее. А в игре «Удочка», ребёнок не только зрительно следит за скакалкой , но и старается вовремя перепрыгнуть. Дети, увлечённые сюжетом игры, могут выполнять с интересом и притом много раз в общем то одни и те же движения, не замечая усталости. Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому подвижные игры — это не только средство полноценного развития организма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта.
Существует несколько видов подвижных игр:
- Сюжетные подвижные игры.
- Несюжетные подвижные игры.
- Игры с бегом, прыжками ,метанием и ловлей.
- Игры большой подвижности.
- Игры средней подвижности.
- Игры малой подвижности.
Игры для детей разного возраста различаются по сложности движений, по содержанию сюжета, по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.
Подвижные игры для малышей отличаются простотой сюжета, количеством ролей. С возрастом сюжеты игр, правила и взаимоотношения играющих усложняются, а количество ролей увеличивается (пример «Охотник и зайцы», «Караси и щука», «Рыбаки и рыбки»).
Несюжетные игры применяются во всех возрастных группах. Дети независимо от возраста, любят сами действия с предметами (обручи, мячи, скакалки, игрушки, погремушки, ленточки и другое) и с удовольствием их применяют.
Игры с элементами соревнований носят своеобразный характер. В играх младших детей каждый действует сам за себя, когда как в старших группах вводятся игры, в которых есть доля коллективной ответственности. Учитывается уже результат не каждого в отдельности, а всей команды. Подвижные игры часто сопровождаются стихами, песнями, речитативом. Они раскрывают содержание игры её правила. Текст даёт ритм к движению, а также начало либо прекращение действий, или смена новых движений. («У медведя во бору»; « Перебежки»; «Мы весёлые ребята и другие»).
Вариативность подвижных игр, с учётом подготовленности детей, позволяет постепенно усложнять двигательную активность детей. Можно, например, усложнять двигательные задания, увеличивая расстояние; добавлять предметы, изменяя содержание игры (просто бегут – оббежать обруч). К составлению новых вариантов можно привлекать самих детей, особенно в старших группах, тем самым вызвав интерес к уже знакомой игре. Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются гибкими, пластичными. Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения, из ранее усвоенных.
Эффективность подвижных игр для решения задач физического воспитания во многом зависит от условий их проведения – эмоциональной насыщенности, разнообразия двигательного содержания, наличия просторного помещения, площадки, достаточного количества необходимых предметов и творческого подхода как играющих, так и руководителей игр. Таким образом, в процессе игры дети приобретают навыки бега, и метания, прыжки в длину и высоту, равновесие, координацию движений.
Играйте с детьми, тренируйте, воспитывайте, радуйте не забывая о возрастных особенностях , состоянии здоровья, интересах, подготовленности и конечно безопасности детей.
Литература:
- Жуков М.Н. Подвижные игры. Учебник – 2-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160с.
2.Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания. Учебник – 2-еизд., – М.: Просвещение
Приложение 1
- «Что бывает зимой? »
Проводиться аналогично игре «Что бывает осенью? » из раздела «Осень».
Пример. Идет снег.
На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.
- «Выпал беленький снежок»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.
Оборудование: настоящий снег и сосульки.
Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины.
Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь
ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька
твердая) ». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька? » После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют
стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие
тексту:
Выпал беленький снежок
-Собрались мы все в кружок,
Мы потопаем, мы потопаем,
Будем весело плясать,
Будем руки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем
Чтоб нам было веселее,
Будем прыгать мы скорее.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем
- «Что лишнее? »
Цель: расширение и активизация словаря детей по теме предложенной взрослым и детьми.
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года, или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д., сюжетная картинка по теме .)
Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть? »
Затем для рассматривания предлагается одна или несколько картинок, на которых изображены
дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на
картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик?
Почему он тепло одет? » так далее.
- «Назови ласково»
(с существительными данной темы)
снег – снежок, лед —ледок, сосулька – сосулечка, санки
– саночки, горка – горочка, лопата – лопатка.
- “Сделай снеговика”
Цель: формирование целостного восприятия предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.
Оборудование: три белых кружка разной величины.
Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого
она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом?
(средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково
(кружок, кружочек) ».
- «Что на елке, а что (кто) пол елкой? »
Цель: закрепить понимание предлогов на, и, под, активизировать
словарь по теме.
Приложение 2
Тема : Подвижная игра «Спортландия».
Цель: формирование у детей выполнения основных видов движений осознанно, быстро и ловко;развитие двигательных умений и навыков в прыжках, беге, ориентировке в пространстве; воспитаниечувства коллективизма, сопереживания, соперничества.
Участники:дети подготовительной к школе группы.
Предварительная работа: Беседа о зимних и летних видах спорта и спортсменах. Рассматривание иллюстраций о спорте.
Мотив: Получение письма из Спортландии. Попасть в страну Спортландию, испытать свои силы.
Проблема: Выбрать нужную карту и по ней попасть в Спортландию. Там выполнить испытания по предложенному оборудованию.
Игровые правила: По ходу игры.
Игровые действия воспитанников: выполнять предложенные задания, не нарушая правил, кто быстрей.
Ход игры: Инструктор или воспитатель вносит письмо- приглашение в страну «Спортландию».
– Как вы думаете, что это за страна? (ответы детей)
– Какие виды спорта вы знаете? (ответы детей)
– Хотели бы вы попасть в эту страну?(ответы детей)
– Кто, и как может попасть в эту страну? (ответы детей)
– Что нужно делать для того, чтобы попасть в эту страну? (ответы детей)
Самые ловкие, быстрые и выносливые примут участие в соревнованиях. Готовы? В письме есть не только приглашение, но и карта. Следуйте по карте, и вы обязательно попадёте в «Спортландию».Предложить детям на выбор разные карты схемы, дети должны выбрать карту – схему, по которой они пойдут.Дети идут по залу, следуя карте.
– Вот мы и оказались в стране «Спортландии». Скажите, пожалуйста, как нам узнать, кто из вас самый быстрый, ловкий, внимательный? («можно посоревноваться», «устроить соревнования»). Для этого нам нужно разделиться на команды. (Деление на команды, совместное определение названия команды).
. Перед началом каждой эстафеты предложить детям оборудование и после анализа и обсуждения, подвести к правильному решению, что нужно сделать с тем или иным инвентарем.
- «Бег на короткой дистанции». Оборудование – эстафетная палочка, конусы.Бег, до ориентира и обратно, оббегая конус. Участник после каждой эстафеты встаёт в конец колонны.
- «Баскетбол». Атрибут – мяч. Ведение мяча до ориентира и обратно. Мяч вести одной рукой отбивая мяч от пола до ориентира и обратно.
- «Бег на лыжах» (нестандартное оборудование).
Первый участник команды одевает «лыжи», бежит до ориентира и возвращается обратно передает «лыжи» следующему участнику.
- «Теннисный мяч» в кольцо. Оборудование – теннисные мячи, кольца, корзинки. Первый бежит с корзинкой в руках (в корзинке 5 мячей) раскладывает по одному, в разложенные кольца на полу. Оббегает конус, возвращается обратно, передаёт корзинку следующему участнику. Второй бежит, собирает мячи в корзинку. И так вся команда, один кладёт – другой собирает.
- «Стрельба». Первый бежит до корзинки с мячами, берёт мяч и бросает в цель. Дальше бежит до ориентира и, возвращается обратно, передаёт эстафету следующему участнику. Участник команды не может начать эстафету, если ему не была передана эстафета «рука – руке».
- «Дружная команда»Атрибут – буквы С, П, О, Р, Т. Дети по цепочке друг за другом подбегают к мольберту, или на полу выкладывают слово «Спорт», кто быстрей.
Подведение итогов. Чья команда победила? Почему? Что нужно делать, чтобы победить в следующих соревнованиях? Кому понравилась игра, или кто справился со всеми заданиями, возьмите красный кружок. У кого не получилось, или не понравилось – чёрный.
Подвижная игра «Теремок».
Цель: Формирование интереса к совместным подвижным играм.
Развитие двигательных умений и навыков: внимание, ловкость, быстрота. Обучение распределению ролей и умению действовать по правилам. Воспитание организованного поведения детей, помочь устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость.
Предварительная работа:Чтение художественной литературы «Теремок», «Варежка». Показ театрализованной сказки на фланелеграфе или кукольный театр «Теремок». Разучивание слов для игры «Теремок».
Участники: дети второй младшей группы и старше в любом количестве, но не меньше 6.
Оборудование: маски животных ( мышка, лягушка, заяц, лисица, волк, медведь).
Мотив: Стать героем сказки «Теремок».
Игровые правила: Герои сказки заходят в круг по очереди. Если говорят мышка то заходят только мышки и так далее. Мышка не может зайти с лягушкой, лиса с волком и так далее. Медведь догоняет зверей до условленного места, за черту не заходит. Тот, кого поймал медведь, выбывает из игры.
Игровые действия: Заходить в теремок по тексту, убегать быстро от медведя. Пойманные зверушки выбывают из игры.
Ход игры.Звучит музыка из сказки. Дети подходят к столу.
На столе или стульчиках лежат несколько масок животных (мышка, лягушка, заяц, лисичка, волк) и одна медведь. Медведь – ловишка может быть выбран предварительно считалочкой. Инструктор или воспитатель:
– Ребята посмотрите и скажите, а что это у нас лежит? (дети перечисляют названия масок). Если дети затрудняются, взрослый показывает по одной маске, а дети называют. Скажите, пожалуйста, в какой сказке встречаются все эти герои вместе (ответы детей). Для чего нам эти маски? А в какую игру мы можем поиграть? или Вы хотите поиграть в игру «Теремок»? (ответы детей) Как вы думаете, что нам нужно сделать, для того чтобы поиграть?(ответы детей; если дети не отвечают на поставленный вопрос, взрослый помогает: одев маски, мы распределим роли). – Прежде, чем мы начнём играть, давайте расскажем мишке – ловишке правила игры.
Для детей второй младшей группы рассказывает взрослый либо дети по наводящим вопросам.Для детей старших групп, правила игры проговаривают дети.
Все играющие берутся за руки, идут по кругу и говорят:
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок не высок, не высок,
Вот по полю, по полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит.
Все дети – мышки вбегают в круг и говорят:Кто, кто, в теремочке живёт , Кто, кто в невысоком живёт?Никто не отвечает и они остаются в кругу. Остальные дети – герои снова идут по кругу (в другую сторону) и снова говорят те же слова, но называют вместо мышки лягушку, затем зайку, лисичку, волка. Каждый раз названные дети выбегают в круг и спрашивают
Кто, кто, в теремочке живёт , Кто, кто в невысоком живёт?
Инструктор или воспитатель: Что отвечают все, стоящие внутри круга?
Я – мышка норушка!
Я – лягушка квакушка! (и так далее)
А ты кто!
Остаётся один медведь. Он ходит вокруг героев собравшихся в кругу и на вопрос «А ты кто?» – говорит «А я мишка всех – ловишка».
По окончании его слов все дети бегут в условное место, и медведь их ловит.
При повторении игры роли распределяются по желанию, только медведь может быть выбран по считалочке либо предыдущим медведем.
Анализ результатов. Подведение итогов. Посчитать, сколько героев поймал мишка – ловишка и почему? Что нужно делать мишке – ловишке, чтоб поймать больше героев сказки?
Что можно сказать о мышках, лягушках, зайчиках, лисичках, волках ? Они были ловкие, быстрые, внимательные не попались в лапы мишки – ловишки.
Подвижная игра «Вороны и собачка».
Цель: Обучение детей подражать движениям и звукам птиц (ворона) и домашних животных (собака). Развитие умения двигаться, не мешая друг другу.
Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций с изображением птиц и домашних животных (собака). Разучивание звуков птиц (ворона – кар, кар) и собака (ав, ав).
Оборудование: Игрушка собачка, ворона, маска Собачка.
Участники: дети второй младшей группы и старше.
Мотив: Дружно воронам улетать от собачки.
Игровые действия: Вороны летают (бегают по залу), клюют зёрнышки, (приседают), прыгают, машут большими крыльями (взмахи прямыми руками). Собачка догоняет ворон быстро.
Игровые правила.: Взрослый произносит текст. Дети, изображающие ворон, каркают, летают, клюют зернышки. По окончании четверостишия выскакивает собачка со словами «Ав – Ав» и ловит ворон. Вороны разбегаются, а собачка догоняет. Пойманная ворона выходит из игры.
Ход игры.
Инструктор или воспитатель вносит ворону и собаку и показывает детям.
– Здравствуйте ребята! Посмотрите, кто к нам сегодня пожаловал? (ответы детей). А скажите и покажите, пожалуйста, как ведут себя вороны в природе? (ответы детей, имитация: «кар», летают, клюют зёрнышки, важно ходят, ищут себе корм, прыгают). А как ведёт себя собачка? (ответы детей и имитация со звуком «ав»: охраняет дом, сидит, ловит ворон). Хотите поиграть в игру «Вороны и собачка»? Прежде чем мы начнём играть, что нам нужно сделать? (выбрать собачку, которая будет ловить ворон). Если дети затрудняются ответить, то задать наводящий вопрос «Кто ловит ворон? (собачка) А как нам выбрать собачку? (по считалочке или дети выбирают сами по желанию). Что должны делать вороны? (прыгать, летать, клевать зёрнышки, каркать) А когда придёт собачка? (быстро улетать) Пока вороны летают, что делает собачка? (спит в своём домике) Что собачка делает, когда заканчивается четверостишие? (лает и быстро ловит ворон).
Текст
Возле ёлочки зелёной Дети прыгают
Скачут, каркают вороны изображая ворон.
Тут собачка прибежала
И ворон всех разогнала: Собачка выбегает из
«Ав! Ав! Ав!» своего домика ловит ворон
Вороны улетают в условленное место.
Итог: сколько ворон поймано? Почему? Что нужно делать собачке, чтоб поймать больше ворон? Что нужно делать воронам, чтоб не попасть в зубы собачке?
Игра повторяется 2 – 3 раза (по желанию детей).
Подвижная игра «Воробушки и кот»
Цель: обучение подвижным играм с правилами, формирование навыка спрыгивания с высоты на полусогнутые ноги. Воспитание положительного отношения ко всем участникам игры.
Предварительная работа: Просмотр иллюстрации воробушки, кот. Уточнить что воробушки ловкие, проворные, а кот быстрый и в лапах острые когти. На занятиях по ФИЗО учить спрыгивать с высоты, сгибая колени при приземлении. Воспитатель следит, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо делать.
Оборудование: маска кота, скамейки, кубики большие. Указания к проведению. Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять или сидеть на корточках и спрыгивать, не мешая друг другу.
Мотив: Воробушкам быть ловкими и не попасть в лапы проворного кота.
Игровые правила: На одной стороне площадки сидит кот и делает вид, что спит. Воспитатель дает команду: «Воробушки разлетаются!». Дети – воробушки спрыгивают со скамеечек и кубиков, начинают кружить по площадке, подбираясь поближе к коту. Кот просыпается, потягивается, громко мяукает и бросается ловить воробушков. Задача детей увернуться и добежать до своей «крыши». Пойманного воробушка кот отводит в свой домик и в следующий кон проигравший пропускает. Кота можно заменить на нового, после поимки 3 – 5 воробушков. При этом пленники вновь возвращаются в игру. Если в роли кота выступает воспитатель, то он не ловит воробушков, а только пугает, имитируя попытку поймать.
Игровые действия: Дети – воробушки рассаживаются на корточки на скамейки, кубики – это крыши. Пока кот спит воробушки летают (бегают), клюют зёрнышки (приседают), машут крыльями (взмахи прямыми руками). Кот по сигналу ловит воробушков. Воробушки улетают и садятся на крыши.
Ход: Звучит аудиозапись пение воробья.
Ведущий: Дети, кто это поёт? (ответы детей). Воробьи так громко чирикали на солнышке, резвились, что разбудили кота (аудиозапись «Мя – у»). Воробушки испугались и быстро спрятались. Куда могут улететь и спрятаться воробушки? (в гнездышки, на крыши). А один отстал и к нам пристал. Он с нами посидит да на вас поглядит. Хотите поиграть в игру «Воробушки и кот»? А куда вы будете улетать от кота? (ответы детей) Как ведут себя воробушки, пока кот спит? (ответы детей). Что нужно сделать коту, чтобы поймать воробушков? (ответы детей). А ты смотри воробушек, правильно ли летают наши ребята, да от кота улетают , на крыши прячутся.
Проводится игра. Первое время, когда в роли кота выступает воспитатель, кот не ловит воробушков, а только пугает, делая вид, что ловит их. Когда же на роль кота будет выбран ребенок, он может ловить детей.
Анализ, подведение итогов от имени гостя – воробушка. Сколько воробушков поймал кот, или не поймал? Почему? Похвала: Молодцы, вы научились ловко спрыгивать с крыши, быстро летать и не попались в лапы коту.
Предложить детям взять воробушка в группу и покормить.