автор: Корчиго Елена Васильевна
Учитель истории и обществознания
ГБОУ Школа № 283 г. Москва

Этнонациональный подход и толерантность в преподавании истории и обществознания

Е.В. Корчиго (ГБОУ Школа № 283, г. Москва, учитель)

ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Современный мир очень динамичен и многообразен. Цивилизационное пространство с каждым новым десятилетием, всё больше и больше расширяется.

 В Российской империи к 1917 году проживало свыше 100 народов, а  в настоящее время на территории России проживает более 190 народов. Каждый из которых имеет свои особенности, традиции, обычаи, стремится к национальной самодостаточности и самоидентификации. На сегодняшний день Российская Федерация является многонациональным государством. Весьма многообразен и религиозный состав российского населения. В государстве представлены все крупные конфессии: православие, католицизм, буддизм, ислам, т.е. Россия является страной, где проблемы национальной самодостаточности, становления и развития этнического самосознания, гуманистического мировоззрения и толерантности постоянно стоят на повестке дня и являются наиболее острыми и актуальными. 

Основные принципы в вопросах государственной этнической, религиозной политики наиболее чётко выражены в некоторых статьях Конституции Российской Федерации. Государство, являясь ядром политической системы, выступает гарантом свободы совести, вероисповедания, права пользования родным языком, обучения и воспитания молодёжи и подрастающего поколения на основе принципа толерантности.

В условиях формирующегося современного и информационного  общества и интеграционного пространства наиболее важными  представляются тенденции гуманизации, демократизации и гуманитаризации всей системы образования и современной школы. Современный этап исторического развития предоставляет человеку разнообразные возможности для решения проблем, связанных с развитием этнонациональной и религиозной толерантности.

История тесно связана с пониманием важности и значимости взаимосвязей между этносами и категорией толерантности. Структурная и теоретическая насыщенность изучаемых и преподаваемых в школе курсов истории и обществознания дает возможность, используя этнонациональный подход, раскрыть неординарность и показать значимость и важность толерантности в условиях развития современного общества. Именно история стала в конце 20 – начале 21 века важнейшим фактором в процессе взаимного примирения и развития доверия между нациями.

В любой стране мира, во всех областях жизни люди сталкиваются с негативными проявлениями нетерпимости и ксенофобии. В современном обществе проявление национального недоверия и нетерпимости никак не связывается с событиями прошлого. Мы не привыкли или не хотим искать истоки событий и связывать их с прошлым. Часто сознательно стараемся избегать возрождения в памяти неоднозначных и страшных событий. 

Социально-гуманитарные науки предоставляют возможность реконструкции и анализа прошлого. Это можно сделать, используя этнонациональный подход на основе применения принципов толерантности, раскрывая духовные  и этнические особенности наций  и народов.

 Подобная проблема решается на данный момент в процессе модернизации образования, школьных программ и учебников по истории и обществознанию. Используя многообразие современных методов, типов и моделей уроков, а так же информационные технологии с учётом этнонационального подхода  и  возможности современных учебников можно раскрыть особенности развития каждой страны и каждого этноса.

На своих уроках я в разных классах использую этнонациональный подход. При изучении темы «Развитие культуры и в странах Древнего Востока» мы с ребятами выявляем основные достижения народов в области духовной и материальной культуры каждого народа. Учащиеся создают великолепные презентации, пишут творческие работы, эссе, посещают музеи. Это даёт возможность сделать вывод о том, что возможно взаимопроникновение культур и вспомнить, что народы всегда стремились к единству. Древний Египет имел активные связи с Вавилоном, арабы использовали достижения Индии и наоборот. При изучении истории Средних веков раскрывая тему «Крестовые походы» я всегда стараюсь обратить внимание учащихся на положительные аспекты, к которым привела многовековая экспансия запада на восток, например взаимообогащение культур, развитие торговых отношений, изменения, произошедшие в мировоззрении и сознании людей¸ приведшие к возрождению идеи  о  единстве наций и народов. 

Эту же мысль можно раскрыть очень хорошо при изучении темы «Типы обществ; Запад и Восток» в обществознании в 10 классе. Можно на уроках или во внеурочное время провести ролевую игру «Путевые заметки; Запад и Восток». Учащиеся готовят и создают коллаж на данную тему, затем выступают индивидуально или группой со своими проектами. Можно провести дискуссию «Будущее мировых мегасистем: врозь или вместе?».

Подобное рассмотрение вопросов даёт возможность изучить особенности духовной, экономической и политической жизни каждого народа. В итоге прийти к мысли о единстве мира, единстве разных этносов и стран. 

Эту мысль можно подтвердить словами английского поэта Редьярда Киплинга 

«Но нет Востока, и Запада нет,   что племя, родина, род,   если сильный с сильным лицом, к лицу у края земли встаёт».

Очень неоднозначно оцениваются в истории события 13-14 веков, связавшие в единое целое судьбы нескольких народов. И сегодня каждый учитель должен в своём общении с учащимися обязательно использовать принцип толерантности и быть очень корректным в оценках. Продемонстрировать разный спектр мнений, суждений. Это можно сделать, привлекая данные этнографии и разные исторические источники. В том числе мнения разных историков: Александры Ишимовой, Н.М. Карамзина, Кацвы Л.А. и Юрганова А.Л. Ещё одним неоднозначным вопросом является история расширения границ Российского государства. В зависимости от политических и национальных отношений вхождение Украины, Кавказа, Казахстана, Прибалтики в состав России в разные исторические периоды оценивается по-разному. Спектр мнений и суждений по данной проблеме очень широк, от преувеличенно положительных до радикально отрицательных оценок. Поэтому как раз в такой ситуации будет очень уместно применение этнонационального подхода на основе толерантности.

Изучая подобные проблемы, в истории стоит обратить внимание на следующие вопросы:

  1. Особенности развития этносов и народов до присоединения к России.
  2. В какой исторической ситуации проходило присоединение, и каким путём?
  3. Каковы последствия и изменения в положении этноса после вхождения в состав российского государства.
  4. Особенности национальной политики в прошлом и на современном этапе.

В последние десятилетия XX века в истории стали активно использовать цивилизационный подход при освещении исторических процессов и событий. Если соединить цивилизационный и этнонациональный подходы можно очень хорошо и глубоко проанализировать особенности развития каждого народов и этноса. 

        Современный учитель истории может использовать разные пособия и учебники, раскрывающие и показывающие взаимную зависимость истории и судеб разных стран и народов и процессов общемирового развития, проследить особенности процессов межнациональной интеграции и дезинтеграции.

 Наиболее интересную информацию в освещении судеб разных народов представляют учебники «История России» под редакцией А.В. Торкунова(6-10 класс), 2024 год и учебники «История России 1914-1945 годы. 10 класс», «История России 1945-начало XXI века. 11 класс» под редакцией В.Р. Медынского, А.В. Торкунова, 2023 год. На высоком научном уровне раскрываются понятия «этнос», «нация», причины и пути решения национальных конфликтов в учебниках и пособия по обществознанию Л.Н. Боголюбова за 8 класс и «Обществознание 11 класс. Углубленный уровень. Учебное пособие. В 2 частях.

Когда мы впервые начинаем изучать понятие «нация», «признаки нации» на уроках необходимо рассматривать не только, теоретические основы, но и выяснять особенности культур народов, хотя бы на примере нескольких наций. 

В учебниках, рабочих тетрадях есть хороший комплекс заданий по данной проблематике. Как правило, в классе всегда есть представители разных национальностей и ребята с удовольствием рассказывают о культуре и традициях своих народов. Со своими учениками я проводила конкурсы пословиц и поговорок разных народов, конкурсы презентаций «Традиции и быт народов России», фотовыставки, посвящённые многонациональной России и дружбе разных народов. Ребята представляли интересные аудио и видео-экскурсии.  Уроки можно разнообразить музыкальным и литературным сопровождением и провести чаепитие по традициям разных народов. Это оставляет яркий след в памяти учеников и способствует налаживанию гармоничных отношений между ними. А в курсе «Обществознания» 10-11 классов уже необходимо на достаточно высоком научном уровне рассматривать теоретические аспекты понятий «этнос», «нация», выявляя общие черты и различия. Наиболее интересный анализ по данной проблеме даётся в учебнике «Обществознания» профильного уровня 11 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова. Даются различные трактовки понятия нация. Нация – как исторически сложившаяся общность людей на основе комплекса признаков и нация – как согражданство,  основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Подобные трактовки дают возможность учителю используя этнонациональный подход проследить как менялись трактовки понятия в разные исторические эпохи, например в новое и новейшее время. Рассмотреть проблему этнического многообразия современного мира и особенности процессов этногенеза и расогенеза. В этой ситуации учителю необходимо привести конкретные исторические примеры, показывающие положительные результаты смешения рас. Например, известный французский писатель Александр Дюма был внуком негритянки, а великий русский поэт 

А.С. Пушкин потомком не только русских дворян но «арапа Петра Великого» – Ганнибала.

Благодаря смешению рас в XII-XIV веках в нашей истории появились Карамзин, Тургенев, Бунин, Годунов, Юсупов и другие великие личности. С помощью выше названных аспектов и элементов, использованных в процессе преподавания истории и обществознания учащимся можно показать всё многообразие и особенности современных наций и приобщить их к важнейшим сторонам этнонационального развития государства. 

Это  поможет избежать расовых предрассудков  и способствует развитию единства наций и народной в нашей большой многонациональной стране.

 

Литература

 

  1. Конституция Российской Федерации. Статья 19, 26
  2. Захарова Е.Н.  Введение в обществознание. – АО «Московские учебники и Картолитография» Москва, 2001.
  3. Боголюбов Л.Н. Этнос и Нация // Обществознание. М: Просвещение, 2022
  4. Боголюбов Л.Н. Обществознание 11класс.Углублённый уровень. Учебное пособие в 2 частях. М.: Просвещение, 2024
Этнонациональный подход и толерантность в преподавании истории и обществознания