автор: Костенко Елена Сергеевна
старший воспитатель Детский сад “Светлячок” (с. Падун), филиал Детского сада “Светлячок”
ИКТ в деятельности дошкольного учреждения, Квест-игра «Шесть шляп мышления» по теме «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»
Квест-игра «Шесть шляп мышления»
на тему
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка
Пояснительная записка
Метод «Шесть шляп мышления» это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы, меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса. Используя метод Эдварда де Боно, мы можем поменять автоматическое, реагирующее мышление на намеренное и сосредоточенное. Намеренное мышление позволяет работать с поступающей информацией и ситуацией намного лучше. Но не так просто послать себе сигнал о том, что мы желаем выйти из рутины и перейти от шаблонного, копирующего типа мышления к намеренному. Таким четким и ясным сигналом для себя и других может стать идиома шляпы мышления.
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах приобщения дошкольников к театрализованной деятельности, посредствам метода ролевой игры.
Ход игры
Слайд №1
Организационный момент: Упражнение «Найди общее» (4-5 минут)
Материал: мяч
Инструкция. Участники встают в общем кругу. Ведущий передаёт по кругу мяч. «Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять». Каждый участник с передачей мяча называет 1 общий признак для всех присутствующих.
Старший воспитатель: В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, а главное активизировать словарь и звуковую культуру речи.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
Слайд №2
Педагогом предлагается прочесть текст с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно)
«Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке»
«Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом»
Педагоги делятся на две команды: 1-кому достался текст про щенка, 2- про дятла.
Команды должны придумать девиз и название команды.
Слайд 3
Один мудрец сказал: «Сядь и подумай! Найди в своем вопросе все «плюсы» и «минусы», и ты увидишь его значимость для себя. Проживи все эмоции, которые способна вызвать в тебе эта проблема, и ты освободишься от эмоций и сможешь объективно судить о ней. Оцени свою проблему со всех сторон, и тогда ты сможешь накопить значимый опыт и обратить свою проблему в возможность раскрыть себя, самореализоваться.
Сегодня вам предлагается подумать над нашей общей проблемой, вопросом «Как же театрализованная деятельность влияет на развитие речи ребенка?» Но не просто подумать, а подумать максимально эффективно за минимально короткий отрезок времени.
Слайд 4
Перед вами на экранах шляпы(станции) разного цвета; Исследователь Эдвард де Боно разработал метод обучения эффективному мышлению и назвал его «Шесть шляп мышления». Он, конечно, подразумевал осмысление одним человеком значимого для него вопроса: «надевая» по очереди каждую шляпу, человек формирует навыки различных способов мышления.
Слайд 5
Но нам с вами интереснее и эффективнее будет работать коллективом, т. е. командами рассматривать нашу проблему с разных сторон. Именно поэтому мы разделились с вами на две команды в составе которых, на наш взгляд, работа будет проходить наиболее эффективно. Команды по очереди выбирают любой цвет шляпы и постараются описать для нас проблему со всех сторон. Кроме шляп-станций у нас есть еще и станции творческого задания. Каждая команда выбирает путь по которому она пойдет. Кто быстрее выполнит все задания и придет к финишу услышат салют. И так наши команды готовы? Начинаем!!!
Описание работы со слайдом 5: команды по очереди выбирают и нажимают шляпы, среди шляп с заданиями есть и творческие задания, ответив на вопрос команда нажимает на «домик»() в правом левом углу и автоматически возвращается на слайд №5 .
Слайды 6, 7, 8, 9, 10, 11(описание заданий и примерные ответы)
Команда нажавшая желтую шляпу раскрывает все ресурсы, положительные стороны ситуации; она помогает увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.
(Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться.
Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.
Заучивая с детьми тексты для постановок, необходимо обращать внимание на тональность, выполняя с детьми распевки, проговаривая чистоговорки и скороговорки с разной высотой голоса, что потом благоприятно сказывалось на более качественном исполнении своих ролей и артистизме участников.
Участвуя в театральных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Одновременно театральная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Театрализация тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Игра является основой деятельностидетей дошкольного возраста.
- Театрализованнаяигра – эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.
- Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии.)
Красной шляпы. Вам необходимо разработать конспект совместной образовательной деятельности (показать часть) с элементами эмоциональных красок, тем самым создавая условия для отрабатывания эмоций, благодаря чему они не будут мешать работе. Сделать вывод.
(Вывод: Благодаря театрализации у ребенка исчезает застенчивость, замкнутость, развивается диалогическая и монологическая речь, проходит, исчезает агрессия, появляется чувство гордости…)
Черная шляпа отметьте все негативные стороны события, явления, проблемы. Данная позиция поможет команде оценить риски при реализации проблемы, осуществлении явления, события.
(Иногда сами взрослые начинают кортавить свою речь, то есть подражать звуки, речь, вследствие чего речь ребенка нарушается. Изображая отрицательных героев, ребенок запоминает мимику, движения, тембр голоса, после чего в повседной жизни также начинает разговаривать и изображать, что также негативно сказывается на развитие ребенка.)
Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление, организует нестандартный подход к решению задачи, осуществляет поиск новых способов и приемов решения проблемы, ситуации. То есть вам нужно найти новые способы и приемы при
(Можно создать клуб по театрализованной деятельности (совместная работа музык. руководителя+ воспитателей, где основной задачей будет развитие сценического творчества дошкольников средствами музыкально-театрализованных игр и представлений. Для развития театральных способностей можно создать проект, в котором будут задействованы все: и воспитатели, и специалисты, и родители и т. д.
Для развития речи также можно использовать технологию моделирования, то есть модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста и ориентир для самостоятельного составления рассказа, описание игрушки и т. д. Также можно использовать технологию ТРИЗ (происходит развитие творческого воображения, впоследствии чего ребенок может сочинять сказки, загадки при помощи приемов фантазирования). Форма организации опыта обобщения детей – наблюдения и эксперементирование. То есть взрослый помогает проанализировать и обобщить опыт, подводит к установлению объективных зависимостей, к их фиксации в виде условных знаков. Следующая форма «проживание» различных ситуаций, выражения своего отношения к ним, выявление и обозначение их смысла в символической форме. Можно сказать, что театрализованная деятельность относится к такой форме «проживания». Также хорошо практикуется способ «Проблемные ситуации», здесь ребенок начинает мыслить, вследствии чего развивается речь, воображение, анализировать, драматизировать ситуацию с разных сторон, выделять новые свойства и условия для решения проблемы.
Необходимо стремиться к тому, чтобы все дети, особенно робкие, застенчивые, имеющие дефекты речи, овладели приемами вождения кукол, и участвовали в спектаклях. Сначала предложить им разыграть спектакль на столе с помощью настольного театра или фланелеграфа в паре с активными детьми, затем привлекать к исполнению небольших ролей в общих спектаклях.)
Синяя шляпа помогает найти смысл в осуществляемой деятельности, старается продуктивно управлять процессом мышления для обобщения накопленного опыта; вписывает проблему в контекст глобальных событий в педагогике, психологии, методологии и мироустройстве в целом. Группа философски осмысливает событие, явление, понимая, что одна проблема есть отражение более общих механизмов и сил, действующих во вселенной…
(Театрализованная деятельность базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опирается на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает: снятие, по возможности всех стрессообразующих факторов; раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности; развитие реальных мотивов: то есть игра не должна быть из-под палки, внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед «У тебя все получится!»
Театрализованные игры включаются в такие виды детской деятельности, взаимосвязь с изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей: оформление декораций (предметно-развивающая, игровая среда, взаимовлияние на возникновение образов. Театрализованные игры включаются и в процесс овладения решением задач, например, задач-драматизаций, в которых раскрывается математическое содержание. Также театрализованная игра используется на занятиях по развитию речи. Из всего сказанного можно сделать вывод, что театрализованная деятельность развивает не только психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.)
Белая шляпа: Вам необходимо предоставить информацию и факты. Как влияет театрализованная деятельность на развитие речи ребенка? Что мы об этом знаем? Какой еще информации нам не хватает?
Слайды 12, 13, 14, 15.
Творческие задания
1 Артикуляционная гимнастика.
- Игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку.
Образец:
сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
- Разработка рекомендаций для родителей: команда в течение двух минут составляют памятку для родителей по формированию речи ребёнка посредством театрализованной деятельности. Затем составленные рекомендации зачитываются вслух, обсуждаются.
- Пальчиковый игротренинг (вспомнить пальчиковую игру и провести с педагогами)
- Решение кроссвордов
Кроссворд «Театральный»
По горизонтали:
- Частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т. д.). (Антреприза)
- Театральное объявление, что все билеты проданы. (Аншлаг)
- Театральное движение рукой или другое телодвижение. (Жест)
- Театр кукол. (Бибабо)
- Речь обращения к самому себе. (Монолог)
По вертикали:
- Театральное приглашение артиста на роль. (Ангажемент)
- Представление из отдельных номеров с общей темой. (Ревю)
- Театральное развитие одного действия. (Интрига)
- Театральное помещение вне зала. (Фойе)
Слайд 16 (чья команда первая дошла до слайда, тот и выиграл, нажав на «домик» переходим к выводам)
Салют
Слайд 17, 18
Вывод: Работа с родителями: Необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей в театрализованной деятельности и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Проявлять творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников и театральной деятельности.
Вывод: Важно помнить, что главным является слово воспитателя: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.
Вывод: Из всего сегодня сказанного, делаем вывод, что развитие ребенка через театрально-игровую деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций. Каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.
Слайд 19
Спасибо за внимание
Слайд 20
Источники заимствованного материала:
https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-rechi-detei-posredstvom-teatralizovanoi-dejatelnosti.html;
https://infourok.ru/konspekt-netradicionnogo-provedeniya-pedagogicheskogo-soveta-nadente-shlyapi-gospoda-s-ispolzovaniem-tehnologii-aktivnogo-osozna-1683894.html
https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-v-forme-teatralnoi-shou-viktoriny-razvitie-kultury-obschenija-v-teatralnoi-dejatelnosti.html
http://mypresentation.ru/presentation/190294_prezentaciya
По окончанию игры
Пресс – Центр (взять интервью у педагогов)
Блиц-опрос:
– Возникла ли какая – то идея, которую вы воплотите в жизнь?
– Какую бы еще информацию по этой теме вы хотели бы получить?
– Интересна ли вам форма проведения нынешнего мероприятия? Чем?
– Какой материал был наиболее интересен?
– Какой материал и формы работы, по вашему мнению, были бы интересны и полезны родителям?
– Пожелания коллегам.