автор: Костина Марина Васильевна
Воспитатель МБДОУ №9 “Солнышко”
Тема: «Путешествие за солнечными лучиками» (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Путешествие за солнечными лучиками»
(старшая группа)
Программное содержание: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»; совершенствование навыка составления описательного рассказа по; закрепление умения определять первый звук в слове, делить слова на слоги; закрепление умения подбирать слова-родственники; Развитие речевой коммуникации, зрительного и слухового внимания, словесно-логического мышления, фонематического слуха; развитие общей и мелкой моторики. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности; воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Письмо, фонарик, картинки с изображением: насекомые, картинка с медведем, нарисованные солнечные лучи; зеленые листочки, дерево без листьев, голубая ткань для ручейка.
Ход занятия: Ребята, посмотрите какое чудесное утро, поприветствуем друг друга и гостей словами:
Доброе утро,
Скорей проснитесь,
Солнцу шире улыбнитесь!
В: – Кто-то бросил мне в оконце
Посмотрите – письмецо.
Может это лучик солнца
Что щекочет мне лицо?
Письмо: Дорогие ребята! Я – весеннее солнце. Послало я свои солнечные лучи землю согреть, а они потерялись.
Помогите мне, пожалуйста, их найти. А дорогу вам покажет волшебный огонек.
В.- Ребята, а как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся?
(Предположения детей)
В: – Вы хотите помочь солнцу?
Д:- Да.
В: – Отправляемся в путешествие за солнечными лучами!
1 Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
В. светит на картинку с кошкой. Слайды. Кого согрел лучик? Кошка, бывает какая? Пушистая, ласковая. Каких еще домашних животных может согреть солнышко?
В. Посмотрите на картинку и ответьте: Чья голова? (коровья). Чей хвост? (собачий).Показывать слайды.
В:- Первый луч мы нашли! Молодцы, можем отправляться дальше
2 Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением весеннего дерева. Ребята посмотрите, на картину. Какое это дерево? Как называется? Воспитатель начинает «Я знаю три названия деревьев ель дуб, сосна.Кирилл скажи три названия фруктов, цветов, овощей, деревьев т.д. Вот и второй лучик нашли!
3В: – Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
(В. светит на волнистую дорожку, на полу)
В:- ребята, угадайте, что согрел следующий луч.
Звонкий громкий, озорной
Появляется весной
И бежит до моря звонко тараторя.
Д:- ручей.
В:- Встаньте вдоль ручейка
В:- Давайте освежимся у ручья и снимем усталость: (речь с движением)
Физминутка
К ручейку мы все спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
В:- Ребята, смотрите камушек. Поиграем? Воспитатель произносит фразу и передает камушек ребенку. Предложите ребенку вернуть вам камушек и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
- Шуба теплая – шубка тепленькая
- Лиса хитрая – лисичка хитренькая
- Заяц белый – зайчик беленький
- Сапоги чистые – сапожки чистенькие
- Ветка короткая – веточка коротенькая
- Шишка длинная – шишечка длинненькая
- Ворона черная – вороненок черненький
- Снег белый – снежок беленький.
- Игрушка мягкая – игрушечка мягонькая
- Цветок красный-цветочек красненький
- Яблоко сладкое-яблочко сладенькое
- Цыпленок пушистый – цыпленочек пушистенький
В:- немного отдохнули, продолжаем наше путешествие.
Молодцы, вот мы еще один луч нашли, идем дальше.
4 Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
(Воспитатель светит фонариком на картинки с изображением насекомых)
В:- Кого согрел луч?
Д: – насекомых. Посмотрите, сколько насекомых. Назовите мне насекомых в названии, которых один слог, два, три.
Молодцы, вот мы еще один луч нашли, идем дальше
5В:- Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
В:- Ребята если вы отгадаете загадку, то узнаете, кого согрел и разбудил луч.
Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу.
Д:- Медведь.
Хорошо весной не только медведю, но и всем лесным животным. Назовите их. (Волк, медведь, еж, белка, заяц, лиса, барсук).
Игра с мячом «Кто ты? Где живешь? Кто твои детеныши?».
Дети становятся в круг и идут друг за другом под речь воспитателя.
– Утро наступает, «зверюшки» гуляют.
1,2,3 – зверюшки замри.Д: Я белка, я живу в дупле, у меня детеныши бельчата.
Бросая мяч ребенку, Воспитатель спрашивает: Ты кто? Где ты живешь? Кто у тебя детеныши?
(Волк, медведь, еж, белка, заяц, лиса, барсук)
В:- Молодцы, вот и еще луч. Молодцы ребята, справились с заданием!
В:- Ребята, огонек больше не горит, значит, мы нашли все лучи.
Ребята, вот и засияло солнышко! Какое оно? (Лучистое, светлое,яркое, теплое).
С: Солнышко благодарит всех нас и говорит «спасибо». За то, что нашли вы все лучики, солнышко дарит вам солнечные зайчики (Воздушный шар с картинками).(наклейки-кружочки каждому ребёнку) Возьмите солнечных зайчиков в ладошки, закройте глаза два раза прокружитесь. Вот мы и в детском саду.
Что понравилось вам в нашем путешествии?
Наше путешествие закончилось. До свидания, до новых встреч!
Письмо
Дорогие ребята! Я – весеннее солнце.
Послало я свои солнечные лучи землю
согреть, а они потерялись.
Помогите мне, пожалуйста, их найти. А
дорогу вам покажет волшебный огонек.
В.- Ребята, а как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся? Прежде чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко, говорим
Никуда мы не спешим.
2.Если хочешь ответить, не шуми
Только руку подними.
В: – Отправляемся в путешествие за солнечными лучами!
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.