автор: Кошовец Светлана Валерьевна

преподаватель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №8 городского округа – города Камышин
«Использование приёма интервью на уроках литературы при работе над формированием правильной устной речи»

I I . Инновационный продукт. Применение приёма «Интервью» на уроке литературы.

ФИО преподавателя Кошовец  Светлана  Валерьевна
Предмет, класс Литература, 5 класс
Тема занятия Знакомство с писателем. Иван Сергеевич Тургенев.
Этапы урока Деятельность учителя Используемые методы, приемы, формы Деятельность учащихся Формируемые УУД
I.

Организационный момент

Цель: включение в деятельность; эмоциональный настрой.

Приветствие.

– Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть! Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. Внимательно посмотрите друг на друга. Не забывайте: вы же в первый раз видите друг друга. Мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения, уверенности в себе, хороших результатов. Запомните это состояние, этот момент. Присаживайтесь!

Приветствие Приветствие, проверка готовности к уроку Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других
I I. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание

Цель: постановка учебной задачи

– Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? ( на слайде аллея парка, дорога, уходящая вдаль)

– Дорогу.

– Аллею парка.

– А как вы считаете, почему я выбрала такое оформление начала нашего урока? Какие у вас возникают ассоциации?

– По этой аллее любил гулять И.С.Тургенев, размышлять о своих произведениях.

-С чем ассоциируется у вас слово «дорога»?

 Дорога – это жизненный путь. Вы правы.

И сегодня мы будем исследовать жизненный путь  И.С. Тургенева.

Слово учителя

Проблемный вопрос

Создание проблемной ситуации и ее решение

Работа в парах

Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления)

Отвечают на проблемный вопрос

Работают в парах

Предполагаемые ответы: дорога- это путь куда –либо…

Дорога- это жизненный  путь человека. 

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 

Мы с вами познакомимся с важными событиями в жизни И С Тургенева. Пользоваться будем учебником, составители которого выбрали наиболее интересные факты биографии писателя для нашего возраста. 

Представьте, что И. С. Тургенев пришёл к нам на урок и сам ответит на интересующие нас вопросы о своей жизни…Представили?  

Внимательно изучите текст и продумайте вопросы, ответом на которые является содержание текста учебника. Вы работаете в парах. Выберите роль, которую вам придется выполнить при ответе на оценку. Будете ли вы интервьюер, т. е. тот, кто задаёт вопросы. Или же вы выступите в роли самого Ивана Сергеевича Тургенева. 

Учитель организует работу учеников в парах, учебник у каждого на столе. Для удобства у каждого ученика рабочий лист. Изучив содержание рабочего листа, учащиеся формулируют задачи, которые стоят перед ними на уроке.

Прием создания проблемной ситуации и ее решение

Игровой прием (эксперимент)

Постановка цели и задач урока

Проблемный, частично-поисковый создание проблемной ситуации и ее решение, работа с текстом.

Приём «Интервью»

Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления) 

Формулируют тему урока

Ставят перед собой учебные задачи: 

Изучить материал учебника , статью о И.С. Тургеневе.

Выделить основные факты биографии. 

Определить наиболее интересные эпизоды жизни писателя. 

Продумать вопросы  «писателю»

Решить для себя, в какой роли представлять полученные знания: журналиста или писателя.


 


 


 


 

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию; выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;


 

I I I. Этап сбора информации по поставленной задаче Выполняет роль координатора работы, отвечает на возникающие у учащихся вопросы о правильном построении  вопросительных предложений.  Приём «Интервью»

Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления)

Изучают  материал учебника , статью о И.С. Тургеневе.

Выделяют  основные факты биографии. 

Определяют наиболее интересные эпизоды жизни писателя. 

Придумывают  вопросы  «писателю».

Прописывают ответы на вопросы «писателю»

– овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

– овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;

– установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

 IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Цель: развитие читательских умений

V. Итог урока. Цель – зафиксировать содержание урока.

VI. Домашнее задание

VII. Рефлексия

  Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в старинной дворянской семье. Детство будущего писателя проходило в имении его матери — Спасском-Лутовинове, расположенном недалеко от города Орла.

Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители писателя.

Мать, Варвара Петровна, урождённая Лутовинова, — женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, тёмные и блестящие.

Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал её в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Но неожиданно дядя умер, оставив племяннице огромные поместья и почти пять тысяч крепостных.

Вскоре она вышла замуж за молодого офицера Сергея Николаевича Тургенева, который происходил из старинного дворянского рода, к тому времени оскудевшего. Он был красив, изящен, умён.

Имение Тургеневых Спасское-Лутовиново располагалось в берёзовой роще на пологом холме. Вокруг просторного двухэтажного господского дома с колоннами, к которому примыкали галереи, был разбит громадный парк.

Воспитанием детей занималась преимущественно Варвара Петровна. Перенесённые в своё время в доме отчима и дяди страдания отразились на её характере. Своенравная, капризная, к детям своим она относилась неровно. «Мне нечем помянуть моего детства, — говорил много лет спустя Тургенев. — Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк — одним словом, муштровали как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: „Тебе об этом лучше знать, догадайся”».

Тургеневу не было ещё и пятнадцати лет, когда он, успешно сдав экзамены, стал студентом словесного отделения Московского университета. Первое его произведение появилось в печати тогда, когда он ещё учился в Университете. В 1852 году вышел из печати сборник рассказов «Записки охотника». По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» «положили начало целой литературе, имеющей объектом народ и его нужды». «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, — писал Белинский, — как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!»

По кн. Н. Якушина «Жизнь и творчество И. С. Тургенева»



Источник: http://niv.ru/doc/uchebnik/literatura-5-klass-1/ivan-sergeevich-turgenev.htm

Что больше всего запомнилось вам, ребята из материала учебника?

Что захотелось узнать ещё?

У нас есть замечательная возможность познакомиться с яркими  моментами в детстве писателя.

Приём «Яркое пятно»

У каждого учащегося  на парте  рабочий лист №2. Учитель предлагает перечитать новую информацию и снова представить себя в роли писателя или журналиста.

В детстве был у маленького барина Ивана Тургенева взрослый друг-дворовый человек Леонтий Серебряков, знаток и ценитель русского языка, доморощенный актер и поэт. Именно он привил ему любовь к русскому языку, к поэтическому слову и родной литературе. Через много времени, на склоне лет Тургенев рассказал  о счастливейшей поре своего детства в повести “Пунин и Бабурин”:

“Невозможно передать чувство, которое я испытывал, когда, улучив удобную минуту, он внезапно, словно сказочный пустынник или добрый дух, появлялся передо мною с увесистой книгой под мышкой… 

Другим приятелем Тургенева оказался дворовый мальчик Ваня Кубышкин. С ним барчук любил играть в укромных уголках сада и часто убегал тайком в село Спасское, чтобы полюбоваться деревенским праздником и послушать пение крестьянских девушек в праздничных хороводах. Лежа на животе в зарослях густого орешника между садом и деревней, мальчики часами наблюдали за событиями на деревенской улице, прислушиваясь к словам полюбившихся песен, запоминая их мелодии.

Далее   учитель   предлагает   ученику, выступающему в роли писателя, ответить на вопрос, информации по которому в листе не было.

Скажите: Иван Сергеевич, Вы завидовали жизни крестьянских ребятишек?

Скажите: Иван Сергеевич, какие чувства рождало  в Вас наблюдение за крестьянским бытом?

Итак, наш урок- знакомство подходит к концу. Скажите, ребята, достаточно ли вы узнали о писателе Иване Сергеевиче Тургеневе?( Рекомендует книгу о биографии Тургенева – Ю. В. Лебедев. Тургенев. М: Молодая гвардия, 1990. (Жизнь замечательных людей).

Какой он? Тургенев?

Предлагает составить синквейн на тему «И.С. Тургенев» Что я сегодня узнал о писателе.

Хочется ли вам продолжить знакомство с этим выдающимся человеком?

А в чём можно найти писателя?

Из вашего ответа вытекает домашнее задание: прочитать рассказ «Муму»

Дополнительное задание по выбору:

Нарисовать портрет маленького Тургенева.

Составить хит-парад любимых в детстве книг Тургенева.( Ю. В. Лебедев. Тургенев. М: Молодая гвардия, 1990. (Жизнь замечательных людей) части 3и 4).

Учитель предлагает заполнить оценочный рабочий лист.

Оцените свою работу
1.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
2.Урок для меня показался коротким\ длинным
3.За урок я устал\не устал
4.Мое настроение стало лучше\стало хуже
5.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен
6.Домашнее задание мне кажется легким\трудным

Приём «Интервью» Приём «Яркое пятно»

Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления)

Приём «Интервью» Приём «Яркое пятно»

Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления)

Приём «Интервью» Приём «Яркое пятно»

Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления)

Приём «синквейн»

Прием свободы выбора задания.

Прием тестирования

Интервьюер И.С. Тургенев
Иван Сергеевич, здравствуйте! Можно задать Вам несколько вопросов? Отец мой был очень строгим и требовательным человеком.
Скажите, в каком городе вы родились? Я родился в 1818 году в имении Спасское- Лутовиново, Орловской губернии.
Что можете сказать о своих родителях? Родители мои были очень разными. Это проявлялось и во внешности и в поведении. Мать – богатая, властная , но некрасивая и отец – красавец офицер из обедневшего рода. «Трудно представить себе более непохожих людей ».
Любила ли Вас мать?

Вы родились в богатой семье, баловала  ли Вас мать?

За что же Вас наказывали?

Матери я боялся как огня. Она не только не баловала меня, но и наказывала за любую провинность.

Иногда я и сам не понимал за что. А матушка говаривала : «Не спрашивай, а сам догадайся»

В каком возрасте вы поступили в университет? Мне не было ещё и пятнадцати лет, когда я, успешно сдав экзамены, стал студентом словесного отделения Московского университета.
Какое произведение стало одним из первых? Сборник рассказов «Записки охотника».
Какие отзывы получил Ваш сборник? Салтыков-Щедрин писал: «Записки охотника» «положили начало целой литературе, имеющей объектом народ и его нужды».

 Белинский, написал, что мне удалось заставить читателей полюбить моих героев всем сердцем. 

Спасибо 

огромное , Иван Сергеевич, что уделили нам немного своего драгоценного времени.

Хочется узнать , как проводил  Тургенев свои детские годы.

Интервьюер И.С. Тургенев
Иван Сергеевич, скажите  с  кем  вы  более других дружили в детстве? Был у меня друг – дворовый человек Леонтий Серебряков, актер и поэт.
Что связывало Вас с крестьянином? Я очень любил, когда он читал мне книги из нашей огромной библиотеки.
А с крестьянскими детьми Вы играли? Да, я любил проводить время с  дворовым мальчиком Ваней.
Куда Вы бегали с Ваней?  Тайком мы бегали  в село Спасское, чтобы полюбоваться деревенским праздником и послушать пение крестьянских девушек в праздничных хороводах.

Каждый из учеников класса может высказать своё предположение.

В итоге ребята должны прийти к выводу, что ещё ребёнком Тургенев полюбил простой  народ.

Предполагаемые ответы:

Мы много узнали.

Думаем, в жизни Тургенева ещё множество ярких пятен.

Составляют синквейн.

Барин.

Умный,добрый.

Гулял,интересовался, познавал.

В детстве полюбил русский народ и русский язык.

Аристократ.

Образованный, добрый.

Учился, развлекался, слушал.

С детских лет был любознательным и добрым.

Писателю легче всего  рассказать о себе, о своих мыслях, щедро он ими делится в своих произведениях.

Отмечают результат работы на уроке

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

 

ФИО преподавателя Кошовец  Светлана  Валерьевна
Предмет, класс Литература, 5 класс
Тема занятия Знакомство с писателем. Антон Павлович Чехов.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД
1.

Организационный момент (вызов)

Цель: включение в деятельность

Приветствие,

мотивация познавательной деятельности

Приветствие. Приветствие, проверка готовности к уроку Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других
I I. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание

Цель: постановка учебной задачи.

I I I. Этап сбора информации по поставленной задаче

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Цель: развитие читательских умений

 IV. Самопрезентация «Интервью»

V. Итог урока. Цель – зафиксировать содержание урока.

VI. Домашнее задание

VII. Рефлексия

Демонстрируется отрывок из мультфильма «Каштанка».Назовите автора.

Что вы знаете об А.П.Чехове?

Как вы думаете, какую цель мы с вами сегодня преследуем на уроке?

Сегодня мы узнаем много нового и интересного об Антоне Павловиче Чехове. Информацию мы будем получать привычным способом, читая учебник. А вот отвечать придётся новым способом.

  Каждый из вас попробует себя в роли писателя и журналиста, берущего у писателя интервью. На партах у вас рабочие листы, в них вы найдёте краткое и понятное определение, что такое интервью, кто такой интервьюер.

Далее вы в течение 15 минут работаете с текстом учебника и продумываете  вопросы, ответом на которые и должна стать информация учебника.

Работа с учебником 

Учитель организует работу учеников в парах, учебник у каждого на столе. Для удобства у каждого ученика рабочий лист. Изучив содержание рабочего листа, учащиеся формулируют задачи, которые стоят перед ними на уроке.

Учитель напоминает критерии оценивания «Интервью» прописанные в  рабочем листе. Следит за правильностью речи. Делает замечания. 

Так какой же он Антон Павлович Чехов?

Хочется ли вам продолжить знакомство с этим выдающимся человеком?

А в чём можно найти писателя?

Из вашего ответа вытекает домашнее задание: Прочитать рассказы:  «Хирургия»

«Налим»

«Пересолил»

Учитель предлагает заполнить оценочный рабочий лист.

Оцените свою работу


1.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
2.Урок для меня показался коротким\ длинным
3.За урок я устал\не устал
4.Мое настроение стало лучше\стало хуже
5.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен
6.Домашнее задание мне кажется легким\трудным

Вспоминают содержание  рассказа, называют автора, рассказывают то, что знают о нем.

Уч-ся отвечают на вопрос, определяют цели         на урок:

– Узнать что-то новое о Чехове.

-Найти интересные факты биографии писателя.

-Понять, что способствовало раскрытию творческого потенциала Антона Павловича.

-Активно участвовать в проведении урока, попробовать себя в роли великого писателя или журналиста, берущего у классика интервью.

Читают информацию в учебнике о детстве    Чехова, родителях и семье, фиксируют   важные события и даты в рабочем листе. Самостоятельно находят информацию,

Записывают вопросы. По желанию прописывают ответы.

Определяют  наиболее интересные эпизоды жизни писателя. 

Продумывают  вопросы  «писателю»

Решают  для себя, в какой роли представлять полученные знания: журналиста    или     писателя.

Журналист: Добрый день, Антон Павлович. Позволите ли Вы задать Вам несколько вопросов?

А.П.Чехов: Добрый день. Я рад ответить на Ваши вопросы.

Журналист: Известно, что первое воспитание человек получает в семье…какой была Ваша семья?

А.П.Чехов : Все в нашей семье трудились. Мой дед был крепостным. А отец уже имел бакалейную лавку…

Журналист: Скажите, как удалось Вашему деду выбиться из крепостных крестьян в купцы?

А.П.Чехов(Антон П.):  Ценой напряженного труда дед мой  скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния.

А.П.Чехов(Олеся С.): Мой дед был очень трудолюбивым и целеустремлённым человеком. Много лет он трудился без устали, чтобы накопить внушительную сумму и выкупить свою семью у помещика.

Журналист: Каков был Ваш отец?

А.П.Чехов(Никита Ф.) :  Это был человек жёсткий и требовательный, не обходилось иной раз и без наказания ремнём провинившихся братьев… Доставалось иногда от отца и мне…

Журналист: Получается об отце у Вас остались лишь тяжёлые воспоминания?

А.П.Чехов (Олеся С.) : Вовсе нет. Мы видели, насколько деятельным и трудолюбивым был этот человек.

(Смотрите Приложение 2 к уроку Знакомство с писателем. Антон Павлович Чехов.) 

А.П. Чехов.                         Трудолюбивый, смешной.             Создает, сочиняет, придумывает. Талантливый деятель 19 века. 

Писателю легче всего  рассказать о себе, о своих мыслях, щедро он ими делится в своих произведениях.

Учащиеся оценивают свою работу


1.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
2.Урок для меня показался коротким\ длинным
3.За урок я устал\не устал
4.Мое настроение стало лучше\стало хуже
5.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен
6.Домашнее задание мне кажется легким\трудным

Слово учителя

Проблемный вопрос

Создание проблемной ситуации и ее решение

Работа в парах

Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления)

Проблемный, частично-поисковый создание проблемной ситуации и ее решение, работа с текстом.

Приём «Интервью»

Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления)

Приём «Интервью»

Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления)

Приём «синквейн»

Прием тестирования

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию; выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;


 

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию; выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

 

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 

 «Использование приёма интервью на уроках литературы при работе над формированием правильной устной речи»