автор: Кошовец Светлана Валерьевна
преподаватель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №8 городского округа – города Камышин
«Использование приёма интервью на уроках литературы при работе над формированием правильной устной речи»
I I . Инновационный продукт. Применение приёма «Интервью» на уроке литературы.
ФИО преподавателя | Кошовец Светлана Валерьевна |
Предмет, класс | Литература, 5 класс |
Тема занятия | Знакомство с писателем. Иван Сергеевич Тургенев. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Используемые методы, приемы, формы | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.
Организационный момент Цель: включение в деятельность; эмоциональный настрой. |
Приветствие.
– Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть! Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. Внимательно посмотрите друг на друга. Не забывайте: вы же в первый раз видите друг друга. Мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения, уверенности в себе, хороших результатов. Запомните это состояние, этот момент. Присаживайтесь! |
Приветствие | Приветствие, проверка готовности к уроку | Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других |
I I. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание
Цель: постановка учебной задачи |
– Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? ( на слайде аллея парка, дорога, уходящая вдаль)
– Дорогу. – Аллею парка. – А как вы считаете, почему я выбрала такое оформление начала нашего урока? Какие у вас возникают ассоциации? – По этой аллее любил гулять И.С.Тургенев, размышлять о своих произведениях. -С чем ассоциируется у вас слово «дорога»? Дорога – это жизненный путь. Вы правы. И сегодня мы будем исследовать жизненный путь И.С. Тургенева. |
Слово учителя
Проблемный вопрос Создание проблемной ситуации и ее решение Работа в парах Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления) |
Отвечают на проблемный вопрос
Работают в парах Предполагаемые ответы: дорога- это путь куда –либо… Дорога- это жизненный путь человека. |
Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
Мы с вами познакомимся с важными событиями в жизни И С Тургенева. Пользоваться будем учебником, составители которого выбрали наиболее интересные факты биографии писателя для нашего возраста.
Представьте, что И. С. Тургенев пришёл к нам на урок и сам ответит на интересующие нас вопросы о своей жизни…Представили? Внимательно изучите текст и продумайте вопросы, ответом на которые является содержание текста учебника. Вы работаете в парах. Выберите роль, которую вам придется выполнить при ответе на оценку. Будете ли вы интервьюер, т. е. тот, кто задаёт вопросы. Или же вы выступите в роли самого Ивана Сергеевича Тургенева. Учитель организует работу учеников в парах, учебник у каждого на столе. Для удобства у каждого ученика рабочий лист. Изучив содержание рабочего листа, учащиеся формулируют задачи, которые стоят перед ними на уроке. |
Прием создания проблемной ситуации и ее решение
Игровой прием (эксперимент) Постановка цели и задач урока Проблемный, частично-поисковый создание проблемной ситуации и ее решение, работа с текстом. Приём «Интервью» Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления) |
Формулируют тему урока
Ставят перед собой учебные задачи: Изучить материал учебника , статью о И.С. Тургеневе. Выделить основные факты биографии. Определить наиболее интересные эпизоды жизни писателя. Продумать вопросы «писателю» Решить для себя, в какой роли представлять полученные знания: журналиста или писателя.
|
Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию; выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
|
|
I I I. Этап сбора информации по поставленной задаче | Выполняет роль координатора работы, отвечает на возникающие у учащихся вопросы о правильном построении вопросительных предложений. | Приём «Интервью»
Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления) |
Изучают материал учебника , статью о И.С. Тургеневе.
Выделяют основные факты биографии. Определяют наиболее интересные эпизоды жизни писателя. Придумывают вопросы «писателю». Прописывают ответы на вопросы «писателю» |
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
– овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; – установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. |
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Цель: развитие читательских умений V. Итог урока. Цель – зафиксировать содержание урока. VI. Домашнее задание VII. Рефлексия |
Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в старинной дворянской семье. Детство будущего писателя проходило в имении его матери — Спасском-Лутовинове, расположенном недалеко от города Орла.
Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители писателя. Мать, Варвара Петровна, урождённая Лутовинова, — женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, тёмные и блестящие. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал её в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Но неожиданно дядя умер, оставив племяннице огромные поместья и почти пять тысяч крепостных. Вскоре она вышла замуж за молодого офицера Сергея Николаевича Тургенева, который происходил из старинного дворянского рода, к тому времени оскудевшего. Он был красив, изящен, умён. Имение Тургеневых Спасское-Лутовиново располагалось в берёзовой роще на пологом холме. Вокруг просторного двухэтажного господского дома с колоннами, к которому примыкали галереи, был разбит громадный парк. Воспитанием детей занималась преимущественно Варвара Петровна. Перенесённые в своё время в доме отчима и дяди страдания отразились на её характере. Своенравная, капризная, к детям своим она относилась неровно. «Мне нечем помянуть моего детства, — говорил много лет спустя Тургенев. — Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк — одним словом, муштровали как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: „Тебе об этом лучше знать, догадайся”». Тургеневу не было ещё и пятнадцати лет, когда он, успешно сдав экзамены, стал студентом словесного отделения Московского университета. Первое его произведение появилось в печати тогда, когда он ещё учился в Университете. В 1852 году вышел из печати сборник рассказов «Записки охотника». По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» «положили начало целой литературе, имеющей объектом народ и его нужды». «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, — писал Белинский, — как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!» По кн. Н. Якушина «Жизнь и творчество И. С. Тургенева»
Что больше всего запомнилось вам, ребята из материала учебника? Что захотелось узнать ещё? У нас есть замечательная возможность познакомиться с яркими моментами в детстве писателя. Приём «Яркое пятно» У каждого учащегося на парте рабочий лист №2. Учитель предлагает перечитать новую информацию и снова представить себя в роли писателя или журналиста. В детстве был у маленького барина Ивана Тургенева взрослый друг-дворовый человек Леонтий Серебряков, знаток и ценитель русского языка, доморощенный актер и поэт. Именно он привил ему любовь к русскому языку, к поэтическому слову и родной литературе. Через много времени, на склоне лет Тургенев рассказал о счастливейшей поре своего детства в повести “Пунин и Бабурин”: “Невозможно передать чувство, которое я испытывал, когда, улучив удобную минуту, он внезапно, словно сказочный пустынник или добрый дух, появлялся передо мною с увесистой книгой под мышкой… Другим приятелем Тургенева оказался дворовый мальчик Ваня Кубышкин. С ним барчук любил играть в укромных уголках сада и часто убегал тайком в село Спасское, чтобы полюбоваться деревенским праздником и послушать пение крестьянских девушек в праздничных хороводах. Лежа на животе в зарослях густого орешника между садом и деревней, мальчики часами наблюдали за событиями на деревенской улице, прислушиваясь к словам полюбившихся песен, запоминая их мелодии. Далее учитель предлагает ученику, выступающему в роли писателя, ответить на вопрос, информации по которому в листе не было. Скажите: Иван Сергеевич, Вы завидовали жизни крестьянских ребятишек? Скажите: Иван Сергеевич, какие чувства рождало в Вас наблюдение за крестьянским бытом? Итак, наш урок- знакомство подходит к концу. Скажите, ребята, достаточно ли вы узнали о писателе Иване Сергеевиче Тургеневе?( Рекомендует книгу о биографии Тургенева – Ю. В. Лебедев. Тургенев. М: Молодая гвардия, 1990. (Жизнь замечательных людей). Какой он? Тургенев? Предлагает составить синквейн на тему «И.С. Тургенев» Что я сегодня узнал о писателе. Хочется ли вам продолжить знакомство с этим выдающимся человеком? А в чём можно найти писателя? Из вашего ответа вытекает домашнее задание: прочитать рассказ «Муму» Дополнительное задание по выбору: Нарисовать портрет маленького Тургенева. Составить хит-парад любимых в детстве книг Тургенева.( Ю. В. Лебедев. Тургенев. М: Молодая гвардия, 1990. (Жизнь замечательных людей) части 3и 4). Учитель предлагает заполнить оценочный рабочий лист. Оцените свою работу |
Приём «Интервью» Приём «Яркое пятно»
Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления) Приём «Интервью» Приём «Яркое пятно» Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления) Приём «Интервью» Приём «Яркое пятно» Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления) Приём «синквейн» Прием свободы выбора задания. Прием тестирования |
Хочется узнать , как проводил Тургенев свои детские годы.
Каждый из учеников класса может высказать своё предположение. В итоге ребята должны прийти к выводу, что ещё ребёнком Тургенев полюбил простой народ. Предполагаемые ответы: Мы много узнали. Думаем, в жизни Тургенева ещё множество ярких пятен. Составляют синквейн. Барин. Умный,добрый. Гулял,интересовался, познавал. В детстве полюбил русский народ и русский язык. Аристократ. Образованный, добрый. Учился, развлекался, слушал. С детских лет был любознательным и добрым. Писателю легче всего рассказать о себе, о своих мыслях, щедро он ими делится в своих произведениях. Отмечают результат работы на уроке |
Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; |
ФИО преподавателя | Кошовец Светлана Валерьевна |
Предмет, класс | Литература, 5 класс |
Тема занятия | Знакомство с писателем. Антон Павлович Чехов. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД |
1.
Организационный момент (вызов) Цель: включение в деятельность |
Приветствие,
мотивация познавательной деятельности |
Приветствие. | Приветствие, проверка готовности к уроку | Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других |
I I. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание
Цель: постановка учебной задачи. I I I. Этап сбора информации по поставленной задаче Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Цель: развитие читательских умений IV. Самопрезентация «Интервью» V. Итог урока. Цель – зафиксировать содержание урока. VI. Домашнее задание VII. Рефлексия |
Демонстрируется отрывок из мультфильма «Каштанка».Назовите автора.
Что вы знаете об А.П.Чехове? Как вы думаете, какую цель мы с вами сегодня преследуем на уроке? Сегодня мы узнаем много нового и интересного об Антоне Павловиче Чехове. Информацию мы будем получать привычным способом, читая учебник. А вот отвечать придётся новым способом. Каждый из вас попробует себя в роли писателя и журналиста, берущего у писателя интервью. На партах у вас рабочие листы, в них вы найдёте краткое и понятное определение, что такое интервью, кто такой интервьюер. Далее вы в течение 15 минут работаете с текстом учебника и продумываете вопросы, ответом на которые и должна стать информация учебника. Работа с учебником Учитель организует работу учеников в парах, учебник у каждого на столе. Для удобства у каждого ученика рабочий лист. Изучив содержание рабочего листа, учащиеся формулируют задачи, которые стоят перед ними на уроке. Учитель напоминает критерии оценивания «Интервью» прописанные в рабочем листе. Следит за правильностью речи. Делает замечания. Так какой же он Антон Павлович Чехов? Хочется ли вам продолжить знакомство с этим выдающимся человеком? А в чём можно найти писателя? Из вашего ответа вытекает домашнее задание: Прочитать рассказы: «Хирургия» «Налим» «Пересолил» Учитель предлагает заполнить оценочный рабочий лист. Оцените свою работу
|
Вспоминают содержание рассказа, называют автора, рассказывают то, что знают о нем.
Уч-ся отвечают на вопрос, определяют цели на урок: – Узнать что-то новое о Чехове. -Найти интересные факты биографии писателя. -Понять, что способствовало раскрытию творческого потенциала Антона Павловича. -Активно участвовать в проведении урока, попробовать себя в роли великого писателя или журналиста, берущего у классика интервью. Читают информацию в учебнике о детстве Чехова, родителях и семье, фиксируют важные события и даты в рабочем листе. Самостоятельно находят информацию, Записывают вопросы. По желанию прописывают ответы. Определяют наиболее интересные эпизоды жизни писателя. Продумывают вопросы «писателю» Решают для себя, в какой роли представлять полученные знания: журналиста или писателя. Журналист: Добрый день, Антон Павлович. Позволите ли Вы задать Вам несколько вопросов? А.П.Чехов: Добрый день. Я рад ответить на Ваши вопросы. Журналист: Известно, что первое воспитание человек получает в семье…какой была Ваша семья? А.П.Чехов : Все в нашей семье трудились. Мой дед был крепостным. А отец уже имел бакалейную лавку… Журналист: Скажите, как удалось Вашему деду выбиться из крепостных крестьян в купцы? А.П.Чехов(Антон П.): Ценой напряженного труда дед мой скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния. А.П.Чехов(Олеся С.): Мой дед был очень трудолюбивым и целеустремлённым человеком. Много лет он трудился без устали, чтобы накопить внушительную сумму и выкупить свою семью у помещика. Журналист: Каков был Ваш отец? А.П.Чехов(Никита Ф.) : Это был человек жёсткий и требовательный, не обходилось иной раз и без наказания ремнём провинившихся братьев… Доставалось иногда от отца и мне… Журналист: Получается об отце у Вас остались лишь тяжёлые воспоминания? А.П.Чехов (Олеся С.) : Вовсе нет. Мы видели, насколько деятельным и трудолюбивым был этот человек. (Смотрите Приложение 2 к уроку Знакомство с писателем. Антон Павлович Чехов.) А.П. Чехов. Трудолюбивый, смешной. Создает, сочиняет, придумывает. Талантливый деятель 19 века. Писателю легче всего рассказать о себе, о своих мыслях, щедро он ими делится в своих произведениях. Учащиеся оценивают свою работу
|
Слово учителя
Проблемный вопрос Создание проблемной ситуации и ее решение Работа в парах Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления) Проблемный, частично-поисковый создание проблемной ситуации и ее решение, работа с текстом. Приём «Интервью» Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления) Приём «Интервью» Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления) Приём «синквейн» Прием тестирования |
Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию; выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию; выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; |