автор: Красовская Дарья Игоревна
учитель-логопед МБУ ДО “Детско- юношеский центр “Оберег”
Логопедическое занятие на тему “Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционная гимнастика”
Конспект
логопедического группового занятия с детьми 4х лет
на тему :
«Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционная гимнастика»
Наглядность к занятиюЦель: сформировать у ребенка первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов;
- Знакомство с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;
- Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции).
Коррекционна – развивающие:
- Развивать мышление по средствам игры «Как ходит крокодил» ;
- Развитие фонематического слуха при помощи отгадывания загадок;
- Развивать координацию движений через физминутку.
Коррекционно – воспитательные:
- Формировать умение правильно вести себя на занятиях
- Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу
- Формировать умение оценивать свою деятельность .
Оборудование: лото с изображением 6 пар зимних предметов, дидактическое пособие «Веселый язычок», наглядный материал «Логопед с детьми», экран настроения, смайлы трех цветов в достаточном количестве.
Ход занятия
1.Организационный момент.
– Здравствуйте ребята! Меня зовут Дарья Игоревна. С сегодняшнего дня мы с вами начинаем заниматься. А чем именно мы будем с вами заниматься, вам предстоит узнать.
У каждого из вас есть в руках определенная картинка. Сейчас сядет тот, у кого окажется такая же карточка, как и у меня (у детей в руках карточки с изображением зимних предметов и явлений: снежинка, ель, санки, коньки,сосулька,снеговик)
Открытие нового знания
-Сейчас я загадаю вам загадку об одной очень важной профессии. Как считаете, справитесь ли вы с ней?
Кто поможет язычок правильно поставить
И воздушную струю по нему направить
Звук от буквы отличать,
Без запинок отвечать?(Логопед)
-Правильно! Какие вы сообразительные! А что вы знаете о профессии логопеда, чему учит логопед? С кем он занимается? Где работает? (слушаются ответы детей) Теперь вы, наверняка, догадались какая у меня профессия? (Логопед)
– Правильно, я учитель-логопед. И мы с вами на наших занятиях будем заниматься всем тем, что вы сейчас называли: развивать речь и учиться правильно произносить все звуки. И все это у нас с вами непременно получится. Ведь вы же такие активные, старательные и смелые? Правда, ребята? (Да)
Физминутка
Игра «Как ходит крокодил»
-А это мы сейчас и проверим. Становитесь в круг, поиграем с вами в интересную игру «Как ходит крокодил» (Дети изображают ходьбу крокодила)
А сможете ли показать, как ходит большой и неуклюжий медведь? А как прыгает маленький, трусливый зайка? А как прогуливается хитрая, осторожная лисица?
-Присаживайтесь ребята. У вас так хорошо получилось показать, как ходят животные. А ведь мы неспроста с вами разогрелись. Физические упражнения полезны для нашего здоровья.
Введение в тему
-А как вы думаете, чтобы уметь красиво разговаривать, нужно ли выполнять физические упражнения? (да)
-Совершенно верно. А какие части тела будут при этом задействованы, вы узнаете, отгадав мои загадки.
Знакомство с органами артикуляции
Нет обидчивее Любы-
Очень часто дует…(губы)
Я у Хомки-хомяка брал вчера уроки,
Как получше набивать угощеньем … (щеки)
Первым пробовать привык
Угощенья все… (язык)
Закрепление изученного материала
Упражнение «Покажи на себе и назови»
-Поставьте перед собой зеркала. Покажите губы, зубы, язык, щеки.
Упражнение «Узнай, что это?»
-Широко откройте рот и посмотрите, какой у вас во рту «потолок». Это нёбо. За верхними зубами есть бугорочки. Потрогай их языком. Это альвеолы.
Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке Томе»
Все то, что мы сейчас рассмотрели, называется органами артикуляции. Для красивой речи очень важна тренировка этих органов и ее называют артикуляционной гимнастикой.
Давайте с вами расскажем и покажем сказку о веселом язычке. Я буду показывать вам упражнения, а вы их повторяйте.
Жил был веселый язычок Том (Том – язык, дети показывают его )
И был у него большой и красивый дом (Дом – рот)
Однажды Том обходил свои владения (Дети водят язык во рту)
Остановился у забора (Дети показывают зубы)
Решил Том покрасить забор (Сначала водим 8 раз язык по верхним зубам, затем нижние зубы)
Устал Том, решил отдохнуть на заборе (Язык помещается между зубами)
Увидел Том своих друзей и помахал им (Водим язык вправо-влево)
Друзья обрадовались Тому и пришли к нему в гости. Дом был полон гостей. (Надуйте щеки)
Было очень весело. Решили они поиграть в футбол. (Язык толкает щеки)
Устали друзья, ушли домой. Пока- пока!(Водим язык вправо-влево)
Итог занятия
-Ребята понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Давайте вспомним, чем мы с вами занимались? Какое сегодняшнее задание вас больше всего заинтересовало? Было ли задание, которое показалось вам сложным? (Слушаются ответы детей)
Рефлексия
У вас на столах лежат три смайлика. Зеленый означает , что очень понравилось на занятии, что было интересно и задания все были по силе.
Желтый смайлик означает, что было тяжело на занятии и от этого немного грустно.
Красный –было трудно и не интересно.
Оцените свое отношение к занятию. Возьмите подходящий вам смайлик, и давайте приклеим его к нашему экрану настроения. (Дети приклеивают выбранный смайл на таблицу)
Домашнее задание
Дома обязательно расскажите и покажите маме и папе какие органы артикуляции вы теперь знаете, и какие упражнения можно ими выполнять(Домашнее задание – комплекс артикуляционной гимнастики)
_-На этом наше с вами первое занятие подошло к завершению. Спасибо вам за ваш труд и старание! До свидания!