автор: Кустош Наталья Евгеньевна
воспитатель

МБДОУ «Детский сад №84 «Голубок» г. Норильск

Проектная деятельность как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников.

ÅÑÓ߻ѬԿó¡Ù® »½á¡ ¡á óÔ«Ó«® ú«ñ

 

Проектная деятельность как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста .

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому 

надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, 

познанием человека и Отечества, их красоты и величия. 

В.А. Сухомлинский.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все заметней стала утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. У подрастающего поколения наблюдается отсутствие интереса и уважения к прошлому России. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. Идея воспитания патриотизма, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований. Изучив наследие педагогов – классиков (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Вернадский) и современные исследования проблем патриотического воспитания детей дошкольного возраста, я взяла за основу идеи Н. В. Алешиной и А. А. Зеленовой. В своих работах они указывают на необходимость приобщения детей к истории, культуре, социальной жизни родного края, а через него к Отечеству.  Проблеме воспитания патриотизма большая значимость придается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  Задачи воспитания чувства патриотизма традиционно решаются в нашем ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по формированию нравственно — патриотических чувств у дошкольников. Решением данной проблемы стала разработка и реализация долгосрочного проекта «Мы живем в России!», так как проектная деятельность позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает ребенку почувствовать себя полноправным участником событий, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Цель проекта: создание системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых через проектную деятельность, вовлечение всех субъектов в социальнозначимую деятельность, создающей благоприятные условия для формирования нравственнопатриотических чувств у старших дошкольников. В ходе работы были определены следующие задачи:

Формировать систему ценностей ребенка, приобщать к историческому, культурному наследию малой Родины и России; развивать познавательные, творческие, эмоциональные и речевые процессы; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину и Россию, своих земляков, защитников Отечества, чувство уважения к старшему поколению.

Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ, обогащать воспитательно образовательное пространство интерактивными формами. 

Развивать сотрудничество с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Я посчитала целесообразным свою работу начать с создания развивающей предметно – пространственной среды, которая бы расширила мир детей, стимулировала их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовала формированию у них нравственно патриотических чувств.  Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. В группе для формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств у дошкольников оформлены уголки для сюжетно – ролевых игр, что позволяет организовать разнообразные сюжетные игры в индивидуальной и совместной деятельности. Огромное значение в воспитании патриотизма играет художественная литература, поэтому в группе оформлен книжный уголок «Страна Почитаек». Здесь с ребятами читаем русские народные сказки, знакомимся с пословицами и поговорками, на примере литературных героев учимся различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, рассматриваем иллюстрации, энциклопедии. К праздникам и знаменательным датам оформляем тематические выставки. Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. В спортивном уголке группы имеется картотека русских народных игр и атрибуты к ним для организации как совместной, так и самостоятельной деятельности детей. Велико значение развивающих игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В уголке развивающих игр ребята развивают сообразительность, учатся самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В уголке творчества дети проявляют активность в разных видах деятельности. Им доступны материалы для рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования. Здесь организуются выставки рисунков, поделок, выполненных как самостоятельно, так и совместно с родителями. При создании развивающей предметно – пространственной среды учитывались требования, изложенные в ФГОС дошкольного образования. Она соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы, разнообразна по своему содержанию и используется в разных видах детской деятельности. Данная среда может изменяться в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, она безопасна и доступна для их свободного выбора. Созданная предметно – пространственная среда позволила интересно и творчески организовать дальнейшую работу по формированию нравственно — патриотических чувств у дошкольников.  Первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности происходит в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству. Также был собран богатый материал о России, его истории, самые удивительные заповедники России, народы России, русская изба, день России и т.д. Мною разработан план совместной деятельности педагога, детей и родителей. Виртуальные экскурсии, игры, путешествия по истории нашей страны, тематические беседы, чтение и заучивание стихотворений расширили знания детей о малой Родине и России, о государственной символике и ее истории, о русской народной культуре, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира, познакомили с героическим прошлым нашей страны. Созданный цент патриотического воспитания — имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Он не только развивающий, но и развивающийся, постоянно пополняется и обновляется новым материалом, стимулируя игровую, познавательную и исследовательскую деятельность детей. Чтобы приблизиться к быту русского народа, разучивали пословицы и поговорки о труде, дружбе и смелости. Приятные впечатления оставили просмотренные нами мультфильмы о богатырях Земли Русской. Полученные знания ребята закрепляли в разных видах деятельности: играли в дидактические и сюжетно – ролевые игры, рисовали, лепили, отгадывали загадки.  У детей сформировался устойчивый интерес к героическому прошлому нашей Родины, расширились знания о богатырях Земли Русской, Российской армии, Великой Отечественной войне, активизировалась НОД познавательного цикла. В повседневной жизни проявляется чувство гордости за героев – защитников Родины, земляков, уважение к военной профессии, чувство сопричастности к важным событиям прошлого России.  Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если устанавливается тесная связь с семьей. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. В группе проводилась планомерная работа с родителями, подчинённая единой цели – созданию единого образовательного и воспитательного пространства «детский сад – семья». При этом решались следующие задачи: повышение педагогической компетентности родителей; приобщение родителей к участию в жизни группы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Выстраивая таким образом совместную деятельность с родителями воспитанников, мне удалось достичь следующих результатов: — установлены партнёрские и доверительные отношения с родителями; — родители проявляют искреннюю заинтересованность жизнью ребёнка в детском саду; — принимают активное участие в жизни группы и детского сада; — являются активными партнёрами в воспитательно-образовательном процессе; — оказывают помощь в создании предметно-развивающей среды группы.  При работе по патриотическому воспитанию возрастает необходимость взаимодействия дошкольного учреждения с социумом. Нами было установлено тесное сотрудничество с Центром детского творчества, центральной детской библиотекой и школой. Экскурсии, тематические занятия, развивающие игры, викторины сделали учебный процесс более совершенным и разнообразным. Опытом работы по формированию нравственно — патриотических чувств старших дошкольников я делилась с коллегами на педагогических советах, методическом объединении познавательной направленности. На начальном и заключительном этапах реализации работы «Проектная деятельность как спедство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» был проведен мониторинг, показывающий уровень развития детей по патриотическому воспитанию, изучено отношение родителей к необходимости патриотического воспитания, проанализировано взаимодействие с социумом. Критериями положительных результатов стал анализ выполнения поставленной цели, уровня реализации задач, а также анализ знаний и умений детей. Положительным результатом явилось и участие в различных конкурса, а также итоговое НОД «Мы патриоты». Результаты мониторинга дают основу для оптимизации дальнейшей работы в данном направлении. Перспективу своей работы я вижу: — пополнение методической копилки новыми материалами по нравственно – патриотическому воспитанию (подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов по данной теме; разработка новых интерактивных и дидактических игр); — обобщение и распространение передового опыта семейного воспитания по формированию у дошкольников начал патриотизма; — объединение усилий всего социума с родителями и педагогами в решении задач нравственно — патриотического развития дошкольников. Исследователь славянской мифологии и культуры Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы». Я считаю, ч т о наша совместная работа помогла детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научила уважать и ценить прошлое и настоящее. И если это чувство сопричастности к судьбе своей страны, любви к своей Родине, гордости за ее героическое прошлое и свой народ наши дети пронесут через всю свою жизнь, то это будет главным результатом нашей работы, и наши дети будут настоящими патриотами своей страны.

 

Проектная деятельность как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников.

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram