автор: ФИЛИПЕНКО ГАЛИНА ПЕТРОВНА
Учитель-логопед МДОАУ «Детский сад № 38 «Солнышко» комбинированного вида» г.Орска Оренбургской области
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
В эпоху, когда обучение в детских учреждениях направлено на личностное развитие подрастающего поколения, один из наиболее эффективных методов является экспериментальная деятельность в группе детей, которая помогает выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения, научить их собирать и обрабатывать интересную информацию. Эксперименты помогают развить у ребенка творческие способности, логическое мышление. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить разные виды деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Однако, в настоящее время в детском сообществе мы можем наблюдать следующую картину. У детей, воспитанных телевизором, проявляется неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком – либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Такие дети быстро переключаются, стремятся к быстрой смене впечатлений. У них отмечается резкое снижение фантазии, речевой и творческой активности. Дети теряют способность и желание чем – то занять себя. Они не прилагают усилий для создания собственного воображаемого мира.
В последнее время детям стали меньше читать. По признанию многих родителей, дети не хотят слушать сказки. А ведь это проблема. Ведь именно в дошкольном детстве овладение родным языком – одно из самых важных приобретений ребёнка. Именно дошкольное детство особенно благоприятно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. По утверждению Л.С. Выготского, для успешного освоения программы обучения в школе у дошкольников должны быть сформированы речевые навыки – речевые операции, которые осуществляются бессознательно, с полным автоматизмом при соответствии норме языка и служат для самостоятельного выражения мыслей, намерений, переживаний. Сформировать навыки – это значит обеспечить правильное построение и реализацию высказывания.
Сегодня, в условиях увеличения контингента детей с речевой патологией и формирования поликультурного пространства, как никогда актуальны исследования, посвященные проблемам развития языковой способности и лингвистической интуиции у детей дошкольного возраста.
К.Д. Ушинский в связи с этим обращал внимание на необыкновенное чутье, «инстинкт языка» у ребенка, благодаря которому дитя усваивает язык легко и скоро. Поэтому он считал развитие чувства языка первой целью обучения родному языку.
Вместе с тем, не у всех детей чувства языка проявляется в полной мере. Так, у 60 % современных дошкольников, по данным А.Г. Арушановой [1], отмечаются проблемы в овладении языком и в контроле языковой правильности речевых высказываний. Поэтому естественно, что у детей с речевой патологией отмечается «сбой» в развитии чувства языка, в становлении механизмов лингвистической интуиции.
Без языка невозможна жизни человека, людей, общества; невозможно развитие науки, техники, искусства. Знание языка отмечают русские пословицы: «Хорошую речь хорошо и слушать. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает». Писатель Л.Н.Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить, кое-как: неточно, приблизительно, неверно.»
Роль учителя-логопеда, как педагога-словесника – помогать ребенку овладеть языком, лучше говорить, грамотно писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей», – сказал М. Горький.
Познавательное развитие является важнейшим направлением психического развития дошкольника и одной из центральных задач образовательного процесса в ДОУ. В дошкольном возрасте складывается особая деятельность, направленная на познание мира – речемыслительная. Ее становление обеспечивается установлением связи речи и мышления, когда речь становится орудием мышления, средством решения мыслительных задач. Освоение ребенком речи в единстве произносительной и смысловой сторон перестраивает мыслительную деятельность Она становится целенаправленной, преднамеренной, в ней появляется зерно планирования. Ребенок получает возможность познать то, что нельзя воспринимать с помощью органов чувств, потрогать руками, т.е. ребенок начинает проникать в суть вещей, имеющих скрытый смысл.
В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не только указывает на конкретный предмет, действие, качество или отношение, но за каждым словом обязательно стоит система различных связей.
Для развития, активизации у детей поисково-исследовательской деятельности в структуре языка мы применили такую форму работы, как лингвистическая лаборатория.
Лингвистическая лаборатория – это особый вид образовательной деятельности, который проводится как интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с произведениями художественной литературы, а также как индивидуальная работа с детьми, направленная на проведение с детьми исследований в области языка и лингвистики.
Ознакомление с семантикой слова, а также со средствами, расширяющими образность речи ребенка-дошкольника, к которым относятся пословицы, поговорки, крылатые выражения, представляют для детей определенную сложность. Это связано с тем, что не каждое слово можно увидеть, потрогать, пощупать. Образные, крылатые слова и выражения для детей с ОНР оказываются практически недоступны, т.к. содержат в себе кроме прямого, открытого смысла еще и переносный смысл. Для того, чтобы познакомить детей с внутренним содержанием такого выражения необходимо провести большую предварительную исследовательскую работу, включающую в себя рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, разбор проблемных ситуаций и проигрывание этих ситуаций с помощью дидактической игры, театрализации.
В образовательной деятельности в лингвистической лаборатории рекомендуется использовать ярко выраженную «исследовательскую» атрибутику, «профессорские шапочки» с кисточками (играя роль ученых-исследователей); организовывать игровые и проблемные ситуации, требующие разрешения; аудиозаписи, мультимедийное оборудование; отображать детские открытия в продуктах их деятельности – рисунках, аппликациях, коллажах, создании книг; реализовывать метод исследовательских проектов. Это означает, что дети, объединяясь в пары и подгруппы, ставят перед собой проблему (обычно после прослушивания какого-либо языкового материала), выдвигают гипотезы и пытаются их решить.
У современных детей очень низкая коммуникативная способность. Несмотря на обилие информации, речь наших детей неэмоциональна и лишена образности. Как правило, они просто описывают действия.
У детей 6 лет начинают организовываться семантические поля, однако дифференциация внутри семантического поля ещё не сформирована. У детей без нарушений речи проявляются признаки такой дифференциации. У детей же с ОНР четкая дифференциация элементов семантического поля отсутствует. Для формирования ориентировки в основных типах использую в лингвистической лаборатории прием «цветных дорожек».
Карточки разных цветов облегчают детям переключение ориентировки с одного типа семантических отношений на другие.
Голубые карточки – родственные слова
Желтые – обобщение
Красные карточки – многозначность слова
Зеленые – синонимы
Оранжевые карточки – части целого
Коричневые карточки – противоположности (антонимы).
Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей.
Еще один из приемов работы с дошкольниками в лингвистической лаборатории это вербальная сеть для слова.
Опыт с магнитом. Объяснить, как слова могут приклеиваться друг к другу как магниты. Для опытов нам необходимо сделать подбор картинок. Например: картинка – банан (ключевое слово, к этом слову будут приклеиваться слова), фрукты, коза, желтый, черствый хлеб, сладкая конфета, трава, льется вода. Картинки имеют петельку, к картинкам, которые относятся к ключевому слову – на конце петельки прикреплены скрепки.
Для этого предлагаю детям посетить лингвистическую лабораторию, и предлагаю сегодня в лаборатории провести опыт, почему слова могут приклеиваться друг к другу как магниты? Ребята надевают «профессорские шапочки» с кисточками. Показываю детям домик. В домике есть окно, под ним располагается магнит. Показываю картинку – дыня, ставлю картинку в окно домика, даю набор картинок и предлагаю провести опыт, какие картинки приклеились к магниту и почему. Дети высказывают свои предположения, делают выводы.
(3) Очень интересный прием – это прием «передвигания», о котором говорил 3.Фрейд. Здесь речь идет о смещении смыслового акцента во фразе. Я предлагаю детям в лаборатории потренироваться отвечать на вопросы шутки, придумывать их самим.
Предлагаю ребятам сегодня в лаборатории заняться «шуточными делами». Ответить мне на вопрос «За чем во рту язык?» дети отвечают – «за зубами, чтобы разговаривать» и т.д. «За чем люди сидят?», «За чем на небе солнце спряталось?» А затем предлагаю спросить по-другому: используя слово «зачем». («Зачем мама спряталась?» – «За шторой». – «Неправильно. Чтобы повеселить дочку?»
Как показывает опыт, овладение детьми с общим недоразвитием речи данными правилами объяснения языковых явлений и приемами создания смешного эффекта совпадает с формированием их психоречевой готовности к школе и может служить критерием оценки таковой.
Активное использование такой формы работы с дошкольниками, как лингвистическая лаборатория, способствует созданию обогащенной речевой среды в группе, развитию и проявлению социальных эмоций (удивления от процесса и результата познания, радость от совершаемых открытий, сопереживание и сочувствие, восхищение красотой русского языка.), воспитание любознательности и интереса к познанию русского языка.
Обогащение словаря осуществляется преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально — оценочному значению слов. Быть внимательным к новым словам и их значениям, расширять словарный запас помогает знакомство детей с многозначными словами. Многие слова русского языка имеют не одно, а два – три, а некоторые и большее количество значений. Слово в изолированном виде воспринимается в своем основном значении, то есть в том, в котором чаще всего употребляется в речи.
При изучении многозначных слов активно задействована когнитивная сфера ребенка. На первом этапе работы при знакомстве с новым словом используются такие методы, как сравнение, сопоставление, проблемно-поисковый метод, когда ребенок ставится в определенную ситуацию, поиск решения которой позволяет узнать значения многозначного слова. Знакомство с многозначными словами проходит при визуальном контроле, опоре на зрительное восприятие. Поэтому в работе обязательно используются картинки, иллюстрации, рисунки многозначных слов. Ребенок рассматривает, сравнивает, анализирует, находит сходство и отличие. Узнав новое слово, ребенок составляет с ним словосочетания (или предложения) в разных его значениях – это второй этап. На последнем этапе работы проводятся различные игры и задания, которые направлены не только на закрепление употребления многозначного слова, но и на решение логопедических задач. Мы знаем, что у детей преобладает наглядно-образное мышление, а словеснологическое недостаточно сформировано. Поэтому процесс овладения лексической многозначностью слова осуществляется достаточно сложно и длительно.
В процессе работы используются следующие методы и приёмы:
а) объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребёнка (зайчика), ушко иголки; «Ослик чёрный, беломордый, ослик – ушки на макушке» «Потянуло солнышко спящее зёрнышко за ушко на солнышко – и взошло оно»; «Топай, топай ножками, новыми сапожками…»; «Я – капелька лета на тоненькой ножке»; «Стоит Антошка на одной ножке, кто его увидит, всяк ему поклонится»;
б) подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова:
Острый перец – горький, жгучий; острая иголка – колючая; остроконечная (палка);
в) подбор антонимов к каждому значению многозначного слова:
Острый – сладкий (сахар), острая – тупая (иголка) и др.
Эффективными приемами являются также:
г) составление предложений с многозначными словами;
д) рисование на тему многозначного слова;
е) нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и в литературных произведениях – сказках, стихах, рассказах;
ж) придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.
По мере развития мышления и речи ребенка его словарь обогащается, систематизируется, становится упорядоченным. Слова группируются в функциональные образования, внутри которых происходит распределение лексики. По мнению Л. С. Выготского, в процессе развития ребенка и само слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей. А. Р. Лурия также отмечал, что слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему.
Таким образом, у ребенка актуализируется целый комплекс ассоциаций вокруг одного слова, т. е. формируется семантическое поле.
Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется.
Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи. В результате такой работы ребенок запоминает большее количество новых слов.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений — былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы — частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых точен и выразителен. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность.
О Малые фольклорные формы (песенки, потешки, загадки) сопровождают ребенка с раннего возраста. Они подготавливают почву для усвоения более сложных видов устного народного творчества. Чем чаще ребенок слышит от взрослого подобные выражения, сопровождающие те или иные жизненные ситуации, тем острее становится его способность к усвоению лексических идиом, имеющих внутренний подтекст или скрытый смысл. Особое значение приобретают в этой работе родители. Если они поддерживают педагога, помогают ребенку к усвоению подобных устных форм, то ребенок сам в дальнейшем стремится узнать что-то новое, познакомиться с новым выражением, проявляет стойкий интерес к употреблению подобных выражений в своей спонтанной речи, (фрагмент работы с пословицами).
Наиболее ярко традиции языка отражаются в его выразительных средствах, в частности, во фразеологизмах, они разнообразят нашу речь, делают ее выразительной, эмоциональной, живой, образной, придают ей национальные черты. Таким образом, работа с фразеологическими единицами в дошкольных учреждениях делает речь содержательной, насыщенной, точной; приобщает детей к истокам русской национальной культуры.
Красивая правильная речь – несомненное достоинство как взрослых, так и детей. Напомним, что фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку» … Для того чтобы ребенок мог активнее запомнить тот или иной фразеологизм, мы постарались обыграть его прямое и переносное значение. Знакомство с фразеологизмами совершенствует навыки устной речи, развивает мышление, фантазию. Использование фразеологизмов делает речь человека более живой, богатой, образной, яркой, эмоциональной выразительной. Дети начинают более внимательно относиться к своей речи окружающих людей, интересоваться родным языком. Кроме того, упражнения с фразеологизмами способствуют совершенствованию мышления ребёнка, поскольку понимание детьми переносного значения фразеологизмов требует достаточно высокого уровня развития логического мышления.
Исследователи детской речи отмечают повышенный интерес дошкольников к фразеологизмам. Дети выделяют их из речи взрослых, задают вопросы, требующие объяснения значений. В устойчивых оборотах их привлекает необычное сочетание слов, яркость звучания.
Использование игры в целях ознакомления старших дошкольников с фразеологизмами возможно при следующих условиях:
- постепенного усложнения образных выражений от фразеологизмов – сравнений, глагольных, рифмованных к фразеологизмам «с большей степенью, идиоматичности значения»;
- использование игровых приемов работы представленных с усложнением: игры на основе наглядности, игры на основе литературных произведений, словесные игры для построения синонимичных и антонимичных пар фразеологизмов.
Учитывая наглядно-образный способ мышления детей, воспитатель показывает им картинки, иллюстрирующие смысл отдельных рассматриваемых образных словосочетаний.
Например: «мало каши ел», «гусь лапчатый», «как с неба свалился», «морской волк», «красная девица», «выжатый лимон», «мокрая курица», «белая ворона», «держит ушки на макушке», «развесил уши, «попался на удочку», «горе луковое».
Обязательным условием подбора игр для второго этапа работы должна быть занимательность. На необходимость сделать процесс обучения увлекательным указывали в своих исследованиях многие психологи и педагоги (А.Арушанова, Л.Белоусова, Н. Новоторцева, С. Белобрыкина).
В частности, Н.Подъяков в работе «Закономерности психического развития ребенка» отмечал, что «познание окружающего, насыщенное положительными эмоциями, обладает большой притягательной силой для детей. Они получают удовольствие от обучения, чувствуют уверенность в своих силах» познают радость первых открытий». Автор выделил важнейший принцип воспитания и обучения дошкольников: «принцип развивающей интриги». Именно занимательный материал заставляет ребенка самостоятельно и активно анализировать, строить догадки, делать выводы.
Занимательный характер заданий предполагает использование:
- шуточных стихотворений;
- рассказов и сказок,
- небылиц и перевертышей.
Огромное значение имеет занимательный наглядный материал:
- «Веселые открытки» А.Векслера;
- «Шуточные рассказы в картинках»интересные книжные иллюстрации,
Очень интересным практико-значимым приемом при знакомстве с фразеологическими оборотами является прием зарисовывания своих впечатлений. В группе заведены альбомы под названием «Читаем и рисуем», в которых дети делают рисунки-иллюстрации к знакомым литературным произведениям, а также к пословицам, фразеологизмам.
Работа с фразеологизмами на 2 этапе предусматривает в ходе чтения и рассматривания картинок:
самостоятельное выделение детьми фразеологизмов в тексте;
умение объяснить значение образного выражения;
запомнить и воспроизвести необычное словосочетание.
На третьем этапе планируется использование игр с более сложным по содержанию художественным материалом. Предполагается проведение некоторых игровых упражнений без наглядного материала. Характерной особенностью игр на данном этапе должны быть: большая умственная нагрузка при определении детьми переносного значения фразеологизмов, более высокий уровень самостоятельности и проявления творчества.
Это игры:
«Покажи фразеологизм»
Цель: учить детей показывать ситуацию, соответствующую фразеологическому обороту и сам фразеологизм с помощью мимики и жестов.
Описание игры: детям предлагали изобразить фразеологизмы водой не разольешь, сидеть сложа руки, волосы вставали дыбом и ситуации, соответствующие им, с помощью мимики и жестов.
«Назови, не ошибись!»
Цель: учить детей подбирать фразеологизмы, подходящие по смыслу к различным ситуациям – в устной форме, без наглядного материала.
«Я начну, а ты продолжи»
Цель: научить детей заканчивать фразеологизм, начатый воспитателем: «крутится, как …. белка в колесе», «одна нога здесь, … другая там» и другие,
«Не тяни кота за хвост»
Настольно-печатная игра.
Цель: познакомить детей с образными выражениями, развить произвольное внимание, память, речь. Расширить словарный запас, развить смекалку и быстроту реакции.
Дети с удовольствием изображают фразеологизмы с помощью мимики, жестов и отгадывают их. Она вызывает у детей эмоциональный отклик, заинтересованное отношение к заданиям, желание получить положительную оценку и одобрение от сверстников. От детей требуется смекалка, осознанный подход к выполняемым упражнениям.
Подобного рода задания включаются в исследование языковых явлений в рамках лингвистической лаборатории как особого вида логопедических занятий.
Применение подобных заданий способствует ускорению формирования навыков и умений языкового анализа и синтеза и более прочному закреплению в
памяти лингвистической терминологий, что создает благоприятные условия для формирования готовности к школьному обучению у 6-летних детей, испытывающих трудности в усвоении родного языка. Кроме того, такие задания позволяют совершенно на другом уровне отработать навыки синтаксического прогнозирования у детей.
Данная работа не может быть одномоментной, единичной. Только систематическое планирование подобной деятельности может привести к устойчивым результатам. Поэтому еще один эффективный прием – это применение в работе с дошкольниками метода проекта. Данный метод помогает объединить разные виды деятельности для решения одной общей задачи. Наиболее ценным в реализации проекта является то, что он обязательно должен завершаться получением какого-либо «продукта» детской деятельности. Таким продуктом при решении задач поисково-исследовательской деятельности в рамках лингвистики и языка могут являться: зарисовывание прямого и переносного смысла пословиц; совместное изготовление книжек, коллажей; выставка детских работ и т.д. Подобные мероприятия визуализируют детские впечатления, дают детям возможность получить эмоционально положительные впечатления от совместной работы и надолго запомнить и научиться применять в своей речи примеры крылатых слов и выражений.
Для эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия:
-
- создавать ситуации коммуникативной успешности; стимулировать коммуникативную деятельность, использую проблемные ситуации;
- устранять коммуникативные трудности;
- ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;
- проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью;
- мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;
- обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;
- моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;
- в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки и фасилитации взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;
- признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.