автор: Лобашева Ирина Федоровна

Библиотекарь Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение “Верещагинский многопрофильный техникум”

План-конспект библиотечного урока на тему : «Словари, энциклопедии, справочники».

План-конспект библиотечного урока

для студентов  СПО ГБПОУ ВМТ

на тему :  «Словари, энциклопедии, справочники».

 

Разработала библиотекарь : Лобашева И. Ф.

 

Верещагино, 2018

 

Тема урока.  «Словари, энциклопедии, справочники».

 

Дата проведения.23.11.2018 год

Тип урока. Комбинированный урок.

Технология урока.

Цель урока. Расширение знаний студентов о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, привитие интереса к ним, обучение умению ими пользоваться.

Задачи .Дать представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними. Структура словарей и энциклопедий. Расположение материала.

Планируемые образовательные результаты.

  • Уметь пользоваться  словарем, энциклопедией и справочником в библиотеке.
  • Уметь находить с их помощью нужную информацию.

Основные термины, понятия. Библиотека, библиотекарь, энциклопедия, словарь, справочник выставка.

Оборудование. Мультимедийный  проектор, толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, советский энциклопедический словарь.

Ход урока Ход урока.

1 слайд.

Библиотекарь: Здравствуйте.Сегодня у нас с вами очередной библиотечный урок. В проведении нам поможет компьютер и книги, к которым мы обращаемся для наведения справок, это: СловариСправочникиЭнциклопедии.

2 слайд

Наиболее всеобъемлющим справочником является «Энциклопедия»ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (от греческого enkyklios paideia — обучение по всему кругу знаний), вид научного или научно-популярного издания; свод основных сведений по различным областям знания и практической деятельности, расположенный в алфавитном, тематическом (систематическом) или алфавитно-тематическом порядке.

 

3 слайд

Виды энциклопедий Энциклопедии разделяют по специфике охвата материала на: универсальные отраслевые (посвящены отдельным областям знаний) региональные (посвящены тому или иному региону, государству, городу), тематические (например, по домашнему хозяйству), персональные («Лермонтовская энциклопедия» в России, «Дантовская энциклопедия» в Италии).

4 слайд.

В России первым энциклопедическим трудом можно считать словарь иноземных слов, дошедший до нас в списке «Кормчей книги», сделанном в 1282 для новгородского епископа Климента и поясняющем «непонятные слова», словарь включал 174 слова (в более поздних списках — до 344 слов) в алфавитном порядке. В конце XVI — начале XVII веков в Московском государстве появляется большое количество азбуковников (иногда носивших название «алфавиты иностранных речей»), которые с полным правом можно считать ранним сформировавшимся типом отечественных энциклопедий

5 слайд

После 1917года, когда государственной задачей стало широкое просвещение народа, энциклопедическое дело в России получило очень широкое распространение. В 1925 году было создано специальное издательство «Советская энциклопедия». Первое издание БСЭ было выпущено в1920-1940гг.

6 слайд. 

Словарь – это собрание слов, расположенных в определенном порядке, преимущественно в алфавитном, с пояснением или переводом на другой язык Французский писатель А. Франс назвал словарь «вселенной, расположенной в алфавитном порядке». Он писал: «Подумайте, что слова, собранные вместе, есть творение души, плоти и крови нашей родины и всего человечества»

 

7 слайд

Словарь, который растолковывает значение слов, называется толковый. Такие словари существуют для того, чтобы мы почаще задумывались над значениями слов, которые мы употребляем. Ведь некоторые слова имеют несколько значений- Когда я употребляю какое-то слово, сказал Шалтай-Болтай довольно презрительным тоном, оно означает то, что я хочу, чтобы оно обозначало, – не больше и не меньше.- Вопрос в том, – сказала Алиса, – можно ли вообще заставить слово означать так много разных вещей.- Вопрос в том, – сказал Шалтай- Болтай, – кто у нас тут хозяин, – вот и все. Алиса была слишком озадачена, чтобы что-то сказать…Л. Кэролл

8 слайд.

Толковый словарь В. Даля Во 2-ой половине 19 века появился знаменитый 4-томный «толковый словарь великорусского языка». Ученый, врач и писатель В. Даль собрал 200 тыс. слов, 30 тыс. пословиц и поговорок. Это настоящая энциклопедия русского быта, склада ума и характера, нашедших свое выражение в речи

  9 слайд

Словарь, который подскажет как пишется какое-нибудь слово, называется орфографический Институтом русского языка АН СССР издан «Орфографический словарь русского языка», который содержит 106000 слов

10 слайд. 

Словарь иностранных слов – лингвистический толковый словарь, в котором объясняются значения иноязычных слов и терминов, усвоенных русским языком Содержит около 20 тыс. слов и терминов. Большая часть этих слов являются общими для многих языков мира Первые толкования иноязычных слов встречаются в самых ранних словарных трудах, например, объяснение многих древнееврейских, греческих слов давалось в словарике, приложенном к Кормчей книге еще в 1282 году. Собственно словари иностранных слов появились в России к началу XVIII в. Сначала они были рукописными, а затем печатными

11 слайд. 

Переводные словари Например, русско-английский, немецко-русский и т. д.Их значение, прежде всего, практическое – изучение иностранного языка

12 слайд.

Обращайтесь к словарям, справочникам, энциклопедиям постоянно и они, непременно помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и красиво говорить.

Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

Дать токование слова по токовому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой- ПРИСПОСОБИТЬСЯ, блюсь, бишься; сов. Освоившись с чем-н., приобрести нужные навыки, сноровку, свойства. П. к обстоятельствам. П. к новым условиям. Организм приспособился к холодному климату. | несов. приспосабливаться, аюсь, аешься и приспособляться, яюсь, яешься. | сущ. приспособление, я, ср. и приспосабливание, я, ср. | прил. приспособительный, ая, ое (спец.). Приспособительные механизмы (в организме). Приспособительная окраска животных. Толковый словарь Ожегова и Шведовой

Дать токование слова по токовому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой- СТАТНЫЙ, ая, ое; тен, тна и тна, тно. Стройный, хорошего, пропорционального телосложения. Статная фигура. | сущ. статность, и, ж. Толковый словарь Ожегова и Шведовой

Дать определение  слова по Советскому энциклопедическому словарю -Процессия (от латинского procedere — двигаться вперед) — в широком смысле всякое вообще торжественное и общественное шествие многих лиц, в частности же — торжественное шествие духовенства с различными священными предметами

 

Библиотекарь:  Надеюсь,  у каждого из вас дома есть книжная полочка. А если нет – не беда. К вашим услугам – наша. И хочу закончить наш урок словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги».

Формы контроля и оценки результатов урока.

Необходимую информацию учащиеся закрепят, отвечая на вопрос.

Какие бывают словари?

Чем отличается словарь от энциклопедии?

 

Информация о домашнем задании.

Дать толкование слов-игнорировать, толерантность

Список использованной литературы:

  1. Краткий справочник школьного библиотекаря/О.Р. Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисовской; Под общ. ред. Г.И. Поздняковой. – СПб.: Профессия, 2001. – 352 с. – (Серия «Библиотека»).
  2. Сумина М.Ю., Кузнецова В.К. Информационная среда в детской библиотеке // Библиография. – 1993. – №5. – С. 24-32.
  3. Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: Научно-практ. Пособие. – М.: Либерея, 1999. – 80 с.
  4. Мяотс О.Н. Уроки информационной грамотности в школе: методические рекомендации. – М–: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе»).
  5. Фомина Л.Н. Библиотечный репетитор: Практические материалы в помощь обучению детей пользованию библиотекой // Школьная библиотека. – 2005. – №1-2. – с. 105.
  6. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. – М., 1987. – 145 с.
  7. Шапиро Э.Л. Логические схемы для обучения читателей поиску информации в библиотеке // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1974. – №1 – С. 36-42.
  8. Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: Метод. реком. для библиотекарей: Учеб. пособие. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 128 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып. 11).

Интернет источник:

  1. Источник https://gufo.me/dict/ozhegov/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9

  2. Источник: https://gufo.me/dict/ozhegov/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F

Самоанализ библиотечного урока

Тема урока – «Словари, энциклопедии, справочники».

В классе присутствовало 24 человека.

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками, состоянием развития умений учащихся.

Цели и задачи, решавшиеся на данном уроке, были реализованы. Учащиеся проявили активность (в ответах на вопросы, в выполнении задания), увлеченность новой темой, заинтересованность в  получении дополнительной информации. Они смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией (работа со словарем).На момент занятия класс был оборудован мультимедией и раздаточным материалом. Учащиеся были готовы к учебно-познавательной деятельности.

Учащиеся легко отвечали на вопросы.

Учащиеся проявили высокую  активность и уровень усвоения материала.  

План-конспект библиотечного урока на тему : «Словари, энциклопедии, справочники».