автор: Локотош Надежда Васильевна
учитель начальных классов МБОУ”СОШ №14″г.Новокузнецк
Системно – деятельностный подход на уроке русского языка по теме «Синонимы» (УМК «Начальная школа XXI века»,
2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №14»
Системно – деятельностный подход
на уроке русского языка по теме «Синонимы»
(УМК «Начальная школа XXI века»,2 класс)
Выполнила: Локотош Н.В.
учитель начальных классов
МБОУ “СОШ №14”
Новокузнецк, 2017
Оглавление:
Введение —————————————————————————- 3
Основное содержание ———————————————————— 4 -13
Заключение ————————————————————————- 14
Список литературы —————————————————————- 15
Введение
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость.
Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход, который включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормотворчество и нормореализация), рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.
Тема урока: Знакомство с понятием «синонимы».
Тип урока: урок изучения нового материала (первый урок в теме).
Цели урока:
1)создать условия для самостоятельного открытия учащимися признаков
«синонимов», их роли в речи.
2)способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; развивать монологическую речь.
3)воспитывать культуру общения.
Средства обучения:
учебник для 2 класса «Русский язык» С.В. Иванова, стр. 42-46;
цветные «билетики»;
словари синонимов З. Александровой, Н. Абрамова, толковые словари русского языка;
таблицы для самостоятельной работы;
блоки «Карты исследования»;
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
слайдовая презентация;
ХОД УРОКА:
I.ОРГМОМЕНТ
1.1(Обеспечит благоприятную психологическую подготовку).
Уч: Здравствуйте, ребята! Какое время года за окном? Давайте вместе порадуемся настоящей русской зиме. Я буду читать веселое стихотворение, а вы хором повторяйте со мной:
«Красный, желтый, голубой – выбирай себе любой!»
Слайдовая презентация
Встану рано поутру:
Солнце ярко светит!
И зарядку я начну
Солнечную эту!
Красный, желтый, голубой – выбирай себе любой!
Выхожу на улицу –
Там морозец крепкий!
Щеки стали красными…
Не замерзли, детки?
Красный, желтый, голубой – выбирай себе любой!
Голубое небо
Шагает в школу с нами.
Какой же я счастливый!
Не выразишь словами!
(Красный, желтый, голубой – выбирай себе любой!)
Уч. Улыбнулись друг другу, присаживайтесь, пожалуйста!
1.2Мотивация к учебной деятельности
Уч: Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Для путешествия вам понадобятся билетики. Они лежат у вас на столах.
Давайте проверим, насколько вы готовы к уроку.
Оцените свое настроение – делайте выводы сами:
«Красный, желтый, голубой – выбирай себе любой!»:
Красный билетик – радостное, светлое, хорошее;
Желтый – спокойное, уравновешенное;
Голубой – грустное, печальное, тоскливое;
Я вижу у всех прекрасное настроение, значит, вы готовы к работе. Поэтому приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.
Уч: Открыли тетради, вспомним правила посадки при письме.
Прошу вас оформить запись начала урока.
С какой целью нам нужно изучать русский язык?
У:: Чтобы стать грамотными людьми.
Уч: Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.
Уч:А что значит исследовать?
У: Это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы.
Уч: Чтобы увидеть результаты нашей работы, в течение урока мы будем составлять карту исследования. («Карта исследования» – заголовок)
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
2.1На доске буквы: Е В Ц Р Щ Ь Т
Уч: Запишите букву:
Эта буква обозначает парный звонкий согласный. (в)
Эта буква обозначает гласный звук. (е)
Эта буква обозначает парный глухой согласный. (т)
Эта буква стоит в алфавите шестой по счету. (е)
Кто догадался, какая буква последняя? (р) Дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква.
У: Эта буква обозначает непарный звонкий, твёрдый согласный.
Какое слово у вас получилось?
У:Ветер.
Уч: Что вы можете сказать об этом слове?
У: Ветер – имя сущ..
У: Два слога, 2 гласных, 3 согласных, 5 букв, 5звуков.
Уч: Какая орфограмма в этом слове?
У:Безударная гласная в корне слова, её надо запомнить. Это слово из орфографического словаря.
Уч: Подберите родственные слова и запишите в три столбика:
У:
имя существительное
(что?) |
имя прилагательное
(какой?) |
глагол
(что делать?) |
ветер | ветреный | выветривать |
ветерок | ветряной | обветривать |
ветерочек | ветроустойчивый |
(Кто может задать вопросы к этим словам?)
У: Уч: Докажите, что это родственные слова.
У: Родственные слова имеют один корень и одно лексическое значение.
У:Уч: Что такое лексическое значение?
У: Лексическое значение – это то, что обозначает слово.
У: Какие части речи имеют лексическое значение?
У: Самостоятельные части речи.
У:Уч: А как вы понимаете лексическое значение слова ветер.
У: Ветер – движение воздуха относительно земной поверхности.
У: Это атмосферное явление. Работа с толковым словарём (стр.)
Уч: Причина образования ветра – это неравномерное нагревание земной поверхности: тёплый воздух поднимается вверх, а на его место приходит более тяжелый и плотный холодный воздух.
2.3Уч: Подберите к слову ВЕТЕР слова близкие по лексическому значению.
Слайдовая презентация
Д: Ветер, вьюга, метелица, пурга, буран, позёмка, буря …
Уч: Можно назвать слова – ветер, вьюга, метелица, пурга, буран, позёмка, буря однокоренными?
Уч: Почему? (У этих слов разный корень.)
Уч: Кто знает, как называются слова: ветер, вьюга, метелица, пурга, буран, позёмка, буря?
Д: Эти слова называют синонимами.
2.4Тема урока “Синонимы”
2.5 Прогностическая оценка (выставляется учениками самостоятельно)
Вопрос на доске: Что я знаю о синонимах?
Уч: Оцените свои знания, умения, пользуясь оценочной шкалой ↑ (по Г.Цукерман).
Уч: Что значит поставить «крестик» на оценочной шкале в верхней части?
(знаю и верно найду слова синонимы).
Уч: А в нижней части? (сомневаюсь, могу ошибиться).
Уч: Начертите шкалу самооценки и оцените, сколько вы уже знаете о синонимах?
(Самостоятельное определение детьми уровня собственных знаний)
III. РАЗРЫВ В ЗНАНИЯХ, СПОСОБАХ ДЕЙСТВИЙ.
3.1Самостоятельная работа
Слова: вьюга вьюжный, завьюжит, пурга, ветреный, метельный, буря.
Уч: Запишите слова в соответствующий столбик в таблице. Если будете испытывать затруднение в, запишите слово в третий столбик.
Таблица1.
Родственные слова | Слова-синонимы | Не знаю, не могу |
3.2Проверка-интрига
1. | Родственные слова | Слова-синонимы | Не знаю, не могу |
вьюжный | пурга | ветрено | |
завьюжить | буря | метельный | |
вьюга | вьюга | обветрить | |
2. | Родственные слова | Слова-синонимы | Не знаю, не могу |
вьюжный | пурга | ||
завьюжить | буря | ||
вьюга | вьюга | ||
ветрено | |||
метельный | |||
обветрить |
Таблица 1.
Уч: Как определить кто прав?
Уч: Сформулируем затруднение:
У: Не знаем признаков слов синонимов.
Уч: Поставим учебные задачи.
IV.УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА
1.По каким признакам можно определить слова синонимы?
2.Для чего нужны синонимы? (Определение роли синонимов в тексте)
Уч: Как устранить причину затруднения?
Составим план достижения цели:
1.Выполним упражнения: определим признаки слов синонимов.
- Сформулируем правило.
3.Выполним проверку.
4.Оценить свою работу.
ФИЗМИНУТКА См. САНПиНы, упражнения для снятия утомления с туловища. (Песня «Кабы не было зимы»)
- ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
5.1 Работа с учебником (работа в парах)
Уч: Стр.42-43, из рубрики «Давай подумаем»
Прочитайте задание и объясните его.
Работа в парах.
План работы:
1.Прочитать первый текст.
2.Прочитать второй текст.
3.Ответить на вопросы:
-Чем похожи оба текста?
-Чем отличаются?
- Выписать слова, которыми тексты различаются.
Каждый участник получает организационную роль:
1 участник: читает первый текст – второй следит за чтением.
2 участник: читает второй текст – первый следит за чтение.
1 участник: находит слова, которыми тексты различаются.
2 участник: записывает слова.
Дети, ребята, детвора, малыши.
5.2Проверка работы.
Уч: Какой текст вам понравился? Почему?
У: Он интереснее, выразительнее. Уч: Почему?
Уч: Как называются такие слова: дети, ребята, детвора, малыши?
У: Это синонимы.
5.3 Самостоятельная работа.
Уч:: Запишем признаки синонимов: дети, ребята, детвора, малыши.
Ответим на вопросы: Чем слова похожи? Чем отличаются?
1.Те, кто поставил крестик в верхней части оценочный шкалы, запишите признаки синонимов самостоятельно.
2.Те, кто поставил «крестик» в центре оценочной шкалы, выполните это задание, пользуясь «карточкой – помощником№2»
3.Те, кто поставил «крестик» в нижней части оценочной шкалы, выполните это задание, пользуясь «карточкой – помощником№3»
Заполните таблицу нового знания:
Таблица 2
Синонимы | |
Чем слова похожи? | Чем отличаются? |
Таблица 2
Синонимы | |
Чем слова похожи? | Чем отличаются? |
1. Слова отвечают на один и тот же вопрос. | 3. Слова разные по звучанию. |
2. Слова близкие по лексическому значению. |
Таблица 3.
Синонимы | |
1.На какой вопрос отвечают слова? | |
2.Какое лексическое значение имеют слова? | |
3.Чем эти слова отличаются от родственных (однокоренных) слов? |
Таблица 3.
Синонимы | |
1.На какой вопрос отвечают слова? | 1. Слова отвечают на один и тот же вопрос. |
2.Какое лексическое значение имеют слова? | 2. Слова близкие по лексическому значению. |
3.Чем эти слова отличаются от родственных (однокоренных) слов? | 3. Слова разные по звучанию. |
5.3Проверка.
Уч: Объединитесь в пары (1 ученик, выполнявший работу самостоятельно, 1 ученик, выполнявший работу с «помощником»). Проверьте работу друг у друга, пользуясь карточкой-помощником, обсудите её. Подготовьтесь представить свою таблицу классу.
Уч: Одна пара учеников представляет сою работу, все остальные – задают вопросы, уточняют, критикуют, предлагают свой вариант с обоснованием.
5.4 Вывод. – Проверим, как сформулировали правило авторы учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».
5.5 Работа со словарями
1группа-Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И. Даль)
2группа-Синоним; в языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением”. (С.И. Ожегов)
3-4группа-Синоним (лингв.) – слово, отличающееся от другого по звуковой форме, но совпадающее, сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
Уч: Где можно найти синонимы слов? (Словари синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые словари русского языка).
«Карта исследования»:
1. Слова отвечают на один и тот же вопрос. |
2. Слова близкие по лексическому значению. |
3. Слова разные по звучанию. |
Вернёмся к таблице
5.6 Вывод.
Уч: Пользуясь «Картой исследования» проверьте, правильно ли вы распределили слова в этой таблице?
Как надо распределить слова в таблице? Почему?
У: Во втором столбике оставим слова, которые отвечают на один вопрос, близкие по лексическому значению и отличаются друг от друга по звуковой форме.
Уч: Почему в третьем столбике слова не являются синонимами?
У: Отвечают на разные вопросы.
Таблица 2
Родственные слова | Слова-синонимы | Не знаю, не могу |
вьюжный | пурга | метельный |
завьюжить | буря | обветрить |
вьюга | вьюга | |
Родственные слова | Слова-синонимы | Не знаю, не могу |
вьюжный | пурга | метельный |
завьюжить | буря | обветрить |
вьюга | вьюга | |
Уч: Что сильнее – метель или буран?
Уч: Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)
Уч: Какие слова еще можно поставить в этом синонимическом ряду?
ФИЗМИНУТКА. См. САНПиНы, упражнения для снятия утомления с туловища.
– Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.
Зимний ветер закружился.
Заметался по степи.
Рой снежинок подхватился,
Побеги за ним и ты!
VI.ПРОВЕРКА НА УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ (РАБОТА В ГРУППАХ)
Класс делится на группы по четыре человека (две соседние парты)
Работа по учебнику – разноуровневые задания:
6.1 стр. 43, упр. 1.
6.2 стр.45,упр.3
Составим план работы:
1.Рассмотреть картинку.
- Прочитать предложенные слова.
3.Выбрать подходящее по смыслу слово к каждому рисунку.
4.Составить предложения по картинкам и записать.
Проверка.
стр.45,упр.3
Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.
Уч: Что объединяет слова синонимы и чем они различаются?
У: Слова – синонимы, объединены близостью, схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, они называют схожие, но не одинаковые действия, предметы…
«Карта исследования»:
5.Значения синонимов не всегда совпадают.
Часто синонимы различаются оттенками значений. |
ФИЗМИНУТКА. Упражнения для глаз.
5.7 Продолжаем исследовательскую работу (работа в группах)
Определение роли синонимов в тексте.
Выходят ученики от каждой группы и берут карточки:
1карточка
1.Строители возвели новый дом. Красивый дом расположен на центральной улице города. Этот дом предназначен для рабочих крупного завода. Людям очень нравится новый дом.
Слова для справок: жилище, дом, постройка, здание, маг |
2карточка
2.В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник превратил кролика в собаку. Потом волшебник заставил исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось выступление волшебника. Они громко хлопали в ладоши.
Слова для справок: кудесник , волшебник., маг, чародея, цирк |
3карточка
3.С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
Слова для справок: малыши, ребят, дети, детвора |
4карточка
4.Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотится и голодный волк и хищный ястреб, и охотник.
Слова для справок: робкий, трусливый, пугливый, боязливый. |
Редактирование текста.
План работы.
1.Прочитать текст. Найти ошибки.
- Подобрать подходящие по смыслу слова.
- Записать синоним в текст.
- Обосновать свой выбор.
Каждый участник группы получает организационную роль.
1 участник: читает текст, ищет ошибки – остальные слушают.
2.участник: подбирает слова – остальные проверяют.
3.участник: записывает слова.
4.участник: выступает, защищает выбранный вариант.
5.8 Проверка и оценка групповой работы:
Оратор: За одну минуту 4участник объясняет для чего нужны синонимы? Убедив своих собеседников, что изучение темы” Синонимы” просто необходимо.
5.9 Вывод – «Карта исследования»:
Делают речь точной.
Помогают избегать повторов и речевых ошибок. |
Уч: В русском языке много слов-синонимов. Они вместе составляют наше лексическое богатство. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для более точного выражения мыслей, для выражения отношения к изображаемому, а также для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.
6.4 Контроль – тест
Уч: А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.
- Отметь галочкой синоним к слову красный
- алый
- красавец
- красота
- Отметь галочкой синоним к слову бежать
- сидеть
- мчаться
- лежать
- Отметь галочкой синоним к слову друг.
- ученик
- дети
- приятель
(Самопроверка со слайда)
VII МОДЕЛИРОВАНИЕ
7.1Итог урока (работа в группах)
7.1 Одна группа составляют синквейн:
Синквейн
1.слова
2.похожие, разные, выразительные
3.избегаем, обогащаем
4.помогают выразить свою мысль более точно
5.синонимы
7.2 Остальные группы работают по «Карте исследования»:
План работы
1.На каждой карточке найти опорное слово.
2.Записать опорное слово.
- По опорным словам подготовить вывод «Синонимы-это…».
- Запомнить вывод
Каждый участник получает организационную роль:
1.Находит опорные слова – остальные помогают:
вопрос |
значение |
звучание |
оттенки |
повторы |
речь |
2.Записывает опорные слова.
3.Повторяют вывод с опорой на слова.
- Воспроизводит вывод по памяти – остальные проверяют по «Карте исследования».
.VII. РЕФЛЕКСИВНАЯ ОЦЕНКА
7.1 Сенсорная рефлексия.
Уч: Оцените свое настроение – делайте выводы сами:
«Красный, желтый, голубой – выбирай себе любой!»:
Красный билетик – радостное, светлое, хорошее;
Желтый – спокойное, уравновешенное;
Голубой – грустное, печальное, тоскливое;
7.2 Прогностическая оценка
Вернитесь к оценочной шкале. Изменилась ли ваша оценка после выполненной работы. Отметьте на шкале другим цветом, если изменилась.
Беседа об оценках. Как изменилась ваша оценка? Почему произошло изменение оценки? Как вы оценивали свои знания в начале урока? Что повлияло на вашу новую оценку? и т.п.
Домашнее задание:
1.Информативный вариант
Выучить правила стр. 43-44. Составить 3 предложения о любимых зимних забавах, используя слова-синонимы.
2.Импровизационный вариант
Составь три синонимических ряда слов.
3.Эвристический вариант
Придумай текст, в котором есть повтор слов. Предложи ребятам заменить повторяющиеся слова синонимами, свой вариант подготовь тоже.
Заключение
В заключение, хочу отметить, что в системно-деятельностном методе обучения учитель является организатором процесса познания, а ученик – субъектом поисково – исследовательской деятельности. По ходу занятия необходимо сотрудничать, направлять, уточнять, правильно и объективно оценивать деятельность. Все это требует умелого проектирования предстоящего занятия, тщательной подготовки к его проведению.
Основа стандарта – системно-деятельностный подход в обучении. Вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий.
«Чтобы учебное сообщество складывалось успешно, учитель должен:
-формировать ценность совместного учения: «Мы все делаем вместе: ищем решения, обсуждаем их, помогаем друг другу, спорим»;
-демонстрировать культурные образцы взаимодействия (предлагать первые правила совместной работы; наращивать навыки сотрудничества);
-поощрять пробные действия детей в ситуации поиска новых общих способов действия (усвоения теоретических понятий);
-искать способы включения каждого ребенка в работу малых групп и в общеклассную дискуссию (подбирать задания, требующие прямого обращения детей друг к другу);
-постепенно наращивать число, длительность и сложность заданий, которые дети выполняют сообща;
-постепенно включать задания, требующие работы вдвоем, а затем в малых группах.»(В.В. Воронцов, Е.В. Чудинова).
Литература
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2014.
- Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева. – М.: Просвещение.- 2011.-№4. -96 с.
- Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться» / Л.Г. Петерсон. – М.: Просвещение, 2006.- 167 с.
- Автайкина Т. О., Демчук Н. А. Формирование универсальных учебных действий средствами предметов начальной школы / Под общей редакцией кандидата педагогических наук Е. А. Нагрелли – Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК-2014
- Русский язык 2 класс. Учебник. Часть 1./ С.В Иванов, А.О. Евдокимова, М.И Кузнецова и др., 4-е изд.- М. : Вентана – Граф. -2015
- «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана-Граф, 2014.