автор: Луганская Анна Константиновна
воспитатель
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД№10 П.ЩЕРБИНОВСКИЙ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Возрастные особенности детей 4-5 лет

«Возрастные особенности развития детей 4 – 5 лет»

     Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу. Мы замечаем в их поведении и деятельности много новых черт, которые проявились в интеллектуальном, физическом и эмоциональном развитии. Что же меняется в наших детях в возрасте 4-5 лет?

     Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.  

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

  • Ребенок становиться более самостоятельнее .Учиться контролировать свои эмоции. Открыто заявляет о своих правах.
  • Этические представления. Дети начинают понимать эмоции. Начинают чувствовать людей и сопереживать, учатся выходить из трудных ситуаций.
  •  Дети учатся  анализировать свои поступки.
  • Творческие способности. У ребенка активно развивается воображение. Ребенок начинает фантазировать. С помощью фантазии ,ребенок может добиваться своего признания.
  • со сверстниками. У детей проявляется интерес  к сверстникам. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное. Дети начинают дружить, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
  • Активная любознательность,  дети очень любознательны, начинают задавать вопросы обо всем, что они видят. Они все время говорят, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

 

Математика:

– Ребенок определяет расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.

– Знает основные геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник.

-Ребенок знакомится с графическим образом числа.

– Расставляет цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.

– Сравнивает разное количество предметов, понимать значение: больше – меньше, поровну. 

     Логическое мышление.

Тип мышления, характерный для детей 4-5 лет, наглядно-образный.

– Увеличивается память.

– Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора.

– Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

-Ребенок может уметь,  не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

– Ребенок начинает отвечать вопросы .  

– Ребенок может уметь подбирать противоположные слова.

– Называет обобщенными словами определенную группу предметов.

-может видеть на картинке неправильно изображение и называть ее.

     Развитие речи

-Использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов . 

– Знает  строение человека и чем оно отличается  от строения животных, называть их части тела (руки – лапы, ногти – когти, волосы – шерсть).

– Ребенок старается правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок – цветы, девочка – девочки).

-Находить предмет по описанию .

-Понимает значение предлогов.

– Понимает какие  бывают профессии.

-Поддерживает беседу, учится пересказывать.

      Окружающий мир

– Различает овощи, фрукты.

– Называет насекомых.

-Уадывает времена года.

      Изобразительная деятельность

-Старается рисовать отдельные предметы. Может повторять дно и то же изображение.

– Ребенок может уметь точно проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги.

-Ребенок может уметь обводить и закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии в одном направлении (сверху вниз или слева направо), ритмично наносить  мазки, штрихи по все форме, не выходя за пределы контура.

-Ребёнок может уметь правильно передавать расположение частей  при рисовании сложных предметов и соотносить их по величине.

– Ребёнок может уметь отделять часть от целого куска пластилина, сплющивать, и оттягивать отдельные детали, создавая изображения знакомых предметов.

– Ребёнок может уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета и украшает его с помощью стеки.

– Ребёнок может уметь аккуратно выполнять аппликацию, разрезать ножницами полоску по прямой; вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника  путём скругления углов.

 

    родителям важно:

-Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

-По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.

-Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

– Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.

-Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

-Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.

-Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития.

-Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.

-Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

       

 Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Возрастные особенности детей 4-5 лет