автор: Мазанова Ольга Юрьевна
учитель экономики МАОУ “Русская гимназия”
Рабочая программа по экономике
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МАОУ «Русская гимназия»
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
ШМО учителей, Директор МАОУ «Русская гимназия»
протокол № _________________________
от «__» _______ 2018г. от «__» _______ 2018г.
Рабочая учебная программа
по предмету «Экономика»
уровень: среднее общее образование
срок реализации данной программы: 2 года
разработана на основе рабочей программы Т.Л. Дихтяр, разработанной к учебнику «Экономика. 10 – 11 классы» Р. И. Хасбулатова.
Учитель: О.Ю. Мазанова, к.п.н.
2018 /2019 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов обучения учащихся и предназначена для обучения экономике в 10—11 классах средней общеобразовательной школы и учащихся профильных классов социально-
экономического направления.
Изучение предмета «Экономика» в современном обществе становится более значимым, так как выпускник школы должен быть хорошо адаптирован к новым экономическим реалиям.
Особая роль предмета заключается в формировании экономического мышления ученика. Он осознанно включается в экономические отношения, становится полноправным участником хозяйственной деятельности сначала на микроуровне, внутри семьи. Следующий этап — изучение макроэкономики — позволит ему понять процессы, происходящие в экономике страны и мира в целом.
Экономика как предмет входит в блок общественных наук. В структуре заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию экономике уделено более 40%. От знаний и навыков, полученных на уроках экономики, зависит способность ученика самостоятельно планировать и осуществлять деятельность, связанную с финансами, расходами, бизнесом и т. п.
Целями обучения экономике являются воспитание гражданина с экономическим образом мышления, имеющего потребности в получении экономических знаний, а также интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации.
Настоящая программа ставит следующие задачи для реализации этих целей:
1) сформировать систему знаний об экономической жизни общества;
2) сформировать понятие об экономических институтах, морально-этических отношениях участников хозяйственной деятельности, уважительное отношение к чужой собственности;
3) сформировать экономическое мышление, умение принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих;
4) сформировать навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
5) развить владение навыками поиска актуальной экономической информации с использованием различных источников, включая Интернет; уметь различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, использовать и преобразовывать экономическую информацию;
6) научить применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей: потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика;
7) сформировать понимание о месте и роли России в современной мировой экономике, умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью среднего общего образования. Экономика непосредственно связана с такими учебными предметами, как математика, информатика, обществознание, право, география, история.
Учебный курс позволяет создать у учеников адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного, всесторонне образованного человека и гражданина.
Учебный курс «Экономика» рассчитан на 2 года и изучается в 10—11 классах в группах с углублённым изучением социально-экономических предметов два урока в неделю (140 часов за 2 года).
Данная программа раскрывает содержание общего курса экономики, давая необходимые представления о современных экономических системах и хозяйственной деятельности, а также о поведении и мотивациях индивидов и фирм, общества в целом.
Приобретённая сумма экономических знаний важна для учащегося не только с точки зрения получения информации. Она даёт основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рационального потребителя.
Экономика как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Сквозь призму знаний по экономике можно показать личностные нравственные ориентиры, воспитывать стремление к труду как источнику доходов. Понимание гражданской ответственности формируется при изучении темы «Налоги», «Роль государства в экономике». Молодой человек осознаёт, что, уплачивая налоги, он создаёт материальную основу для предоставления государством общественных благ, т. е. учитывает не только свою личную выгоду, но и интересы других людей. Ученик знакомится с основами деловой этики, понимает, что нарушение этических норм ведения бизнеса наносит ущерб эффективности рынка в целом, и наоборот, деловая репутация честного бизнесмена может дать кредитов не меньше, чем материальные гарантии.
Понятие альтернативной стоимости позволяет глубже оценивать возможности при использовании ограниченных ресурсов, а закон убывающей отдачи факторов производства рассматривается как ситуация, при которой любое новое изменение комбинации факторов производства уже не может принести кому-то выгоду без одновременного нанесения ущерба другому.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) осознание себя гражданами России, патриотами, ответственными членами российского общества; воспитание активной гражданской позиции, гордости за достижения своей родины;
2) формирование личных мотивов для получения экономических знаний и навыков, для выбора будущей профессии с опорой на экономические знания;
3) формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих;
4) формирование умения оценивать и аргументировать свою точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
5) приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
6) этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и государственную собственность, знать свои права и обязанности в экономических сферах деятельности;
7) экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие различных видов экономической деятельности на окружающую среду.
Метапредметные результаты:
1) умение работать с различными источниками информации: составлять таблицы, графики, диаграммы, используя текстовую информацию; анализировать графики, диаграммы, таблицы, делать выводы;
2) регулятивные: умение планировать свою деятельность, ставить задачи, находить пути их решения, выделять этапы в достижении цели, составлять бюджеты, бизнес-планы и т. п.;
3) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания;
4) коммуникативные умения и навыки в сфере экономической деятельности: умение выстраивать деловые отношения, доносить до слушателя свои предложения, принимать высказывания и суждения других;
5) умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе, участвовать в дискуссиях, аргументированно излагать свою точку зрения, уметь разрешать конфликты;
6) умение находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности, подтверждать конкретными примерами теоретические выкладки и экономические законы;
7) навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
8) соблюдение правил техники безопасности, эргономики, ресурсосбережения, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
9) владение языковыми средствами для свободного выражения своих мыслей, в том числе умения свободно оперировать экономическими терминами и понятиями, переводить значения слов с иностранных языков, заменять их синонимами;
10) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, новых познавательных задач и методов их реализации.
Предметные результаты (углублённый уровень):
1) получение представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях её методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности направлений современной экономической науки;
2) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; овладение умением решать задачи прикладной направленности;
3) освоение приёмов работы с фактической, аналитической, статистической экономической информацией; овладение умением самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;
4) получение представления о современном менеджменте и маркетинге, основных методах и приёмах ведения бизнеса;
5) сформированность умения просчитывать издержки, доход, составлять бюджеты, бизнес-планы, планировать доходы и расходы;
6) сформированность умения оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
7) сформированность знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе хозяйствования, о динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.
Выпускник на углублённом уровне научится:
основные концепции экономики
– определять границы применимости методов экономической теории;
– анализировать проблему альтернативной стоимости;
– объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
– представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и характеризовать её;
– иллюстрировать примерами факторы производства;
– характеризовать типы экономических систем;
– различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства;
микроэкономика
– характеризовать экономику семьи; анализировать структуру бюджета собственной семьи;
– строить личный финансовый план;
– анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;
– принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;
– анализировать собственное потребительское поведение;
– определять роль кредита в современной экономике;
– применять навыки расчёта сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;
– объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения;
– определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;
– приводить примеры товаров Гиффена;
– объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
– объяснять и различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
– приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
– объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
– различать и представлять в виде инфографики виды издержек производства;
– анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
– объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;
– объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
– сравнивать виды ценных бумаг;
– анализировать страховые услуги;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– приводить примеры эффективной рекламы;
– разрабатывать бизнес-план;
– сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
– называть цели антимонопольной политики государства;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
макроэкономика
– объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;
– характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;
– определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей;
– указывать основные последствия макроэкономических проблем;
– объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;
– приводить примеры сфер применения показателя ВНП;
– производить расчёт ВВП;
– приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
– различать сферы применения различных форм денег;
– определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины денежной массы;
– объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
– приводить примеры различных видов инфляции;
– находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
– применять способы анализа индекса потребительских цен;
– характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;
– различать виды безработицы;
– находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;
– определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня безработицы;
– приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;
– приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи;
международная экономика
– объяснять назначение международной торговли;
– анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;
– различать экспорт и импорт;
– анализировать курсы мировых валют;
– объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;
– различать виды международных расчётов;
– анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;
– приводить примеры глобальных экономических проблем;
– объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии общества;
– приводить примеры этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
– анализировать текст экономического содержания по международной экономике;
– объяснять особенности современной экономики России.
Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться:
основные концепции экономики
– критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
– анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
– владеть приёмами работы с аналитической экономической информацией;
– оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
– использовать приобретённые знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, которые связаны с описанием состояния российской экономики;
– анализировать экономическую информацию по заданной теме из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
микроэкономика
– применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
– оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
– критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
– объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
– использовать приобретённые ключевые компетенции по микроэкономике для самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
– применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;
– понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;
– оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;
– рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
– создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
– моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана;
макроэкономика
– объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации;
– владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, используемую государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого экономического роста;
– использовать нормативные правовые документы при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических задач;
– анализировать события общественной и политической жизни разных стран с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
– осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;
– оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки зрения;
– использовать приобретённые знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, которые связаны с описанием состояния российской и других экономик;
– анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные макроэкономические ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;
– отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной, критически оценивать достоверность информации, полученной из неадаптированных источников;
– аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
международная экономика
– работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы;
– анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
– оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;
– ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой экономики;
– создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поискового характера;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному учебному предмету;
– использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
– понимать особенности формирования рыночной экономики и роль государства в современном мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс
Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики
Экономика как наука и сфера деятельности человека. Предмет и методы экономической теории. Ограниченность ресурсов и рост потребностей. Свободные и экономические блага. Рациональное поведение потребителя. Защита прав потребителя. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства и факторные доходы. Производительность труда. Главные вопросы экономики.
Экономическая система государства
Понятие экономической системы. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система. Централизованная экономическая система. Сущность смешанной экономики. Прямые и косвенные формы и методы регулирования.
Спрос
Понятие о рынке. Спрос и его содержание. Величина спроса. Кривая зависимости спроса от цены. «Благо Гиффена». Эластичность спроса. Перекрёстная эластичность спроса.
Предложение
Объём предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Рыночное предложение. Равновесная цена. Последствия введения фиксированных цен. Эластичность предложения.
Цена и стоимость. Альтернативная стоимость
Понятие цены. Функции цен. Две концепции цены. Ценовой механизм. Стоимость товара.
Конкуренция. Типы рынков
Понятие конкуренции, её сущность. Условия для конкуренции. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. Рыночные структуры. Модели современного рынка. Историческая эволюция рыночных структур. Четыре модели рынка. Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика.
Доходы и расходы
Доходы. Первичные и вторичные доходы. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные доходы семьи. Заработная плата. Сбережения. Расходы. Структура расходов домохозяйств. Закон Энгеля. Страхование и страховые услуги. Понятие страхования. Стороны договора страхования.
Банки и банковская система
Банки. Формирование банковской системы. Из истории банковского дела. Современные банки и банковская система. Центральный банк и его функции. Классификация банков и их кредитная (ссудная) деятельность. Кредиты. Ипотечное кредитование. Принципы кредитования. Депозиты. Дистанционное банковское обслуживание.
Деньги и финансы
История появления денег. Бумажные деньги и законы их обращения. Функции денег. Денежное обращение. Денежные агрегаты. Денежный (финансовый) рынок, его структура и механизм. Инвестиционный капитал. Равновесие на денежно-финансовом рынке. Монетарная политика государства. Ставка рефинансирования. Понятие и природа электронных денег. Международный и российский опыт внедрения электронных денег. Инфляция. Виды и темпы инфляции.
Фондовая биржа
Фондовые биржи, их деятельность. История появления фондовых бирж. Современная фондовая биржа. Основные операции на фондовой бирже. Биржевые индексы. Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Внебиржевой рынок ценных бумаг. Фондовые инструменты. Участники фондового рынка.
Рынок труда. Безработица. Профсоюзы
Рынок труда. Труд и рынок рабочей силы. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда. Безработица. Виды безработицы. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Закон Оукена. Профсоюзы.
Фирма — главное звено рыночной экономики
Фирма и её цели. Экономические цели фирмы. Организационно-правовые формы предприятий. Акционерное предприятие. Франчайзинг. Издержки производства. Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные издержки. Бухгалтерские и экономические издержки. Закон убывающей отдачи (доходности).
11 класс
Менеджмент и маркетинг
Менеджмент. Общее понятие о менеджменте. Исторические этапы становления менеджмента. Современные тенденции менеджмента. Бизнес-план. Маркетинг. Понятие маркетинга. Из истории маркетинга. Сущность и содержание маркетинга. Реклама.
Государственные финансы
Государственный бюджет. Функции бюджета. Налоги – главный источник государственного бюджета. Из истории налогообложения. Экономическая сущность налогов. Виды налогов. Механизм налогообложения. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная шкала налогообложения. Фискальная политика государства.
Государство и экономика
Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Типы государственной собственности. Государственное регулирование экономики. Виды национализации. Формы участия государства в экономике в современных условиях. Социалистическая национализация. Капиталистическая (кейнсианская) национализация. Денационализация (приватизация).
Основные макроэкономические показатели
Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Измерение ВВП и ВНП. Сопоставление ВВП разных стран. Два способа подсчёта ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход. Система национальных счётов. Показатели
экономического развития. Темпы роста ВВП. ВВП и инфляция. Социальные последствия инфляции.
Экономический рост
Факторы экономического роста. Источники (факторы) роста. Инвестиции. Влияние НТП и образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное развитие. Современная трактовка экономического роста. Мультипликатор и акселератор. Концепция устойчивого экономического роста. Эффект акселератора.
Цикличность развития экономики
Циклическое развитие — свойство капиталистической экономической системы. Циклическое развитие как закономерность. Торговые кризисы. Фазы экономического цикла. Кризисы. Механизм циклического движения и кризис. Решение противоречий в ходе кризиса.
Международная торговля
Международное разделение труда. Абсолютные и относительные преимущества. Валютные курсы. Свободная торговля и протекционизм. ВТО. Россия и ВТО.
Российская Федерация в системе мирового хозяйства
Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Общая характеристика экономики России. Основные макроэкономические показатели России. Место России в мировой экономике. Экономические проблемы глобализации.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ,
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При изучении курса экономики используются различные формы занятий, такие как урок-исследование, лекция, урок-презентация, практическая работа по анализу статистической информации, деловая игра, ролевая игра, метод кейсовых заданий.
Формы организации учебной деятельности на внеурочных занятиях следующие: проектно-исследовательская практика обучающихся; участие в конкурсах и олимпиадах.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Хасбулатов Р. И. Экономика: 10 класс: базовый и углублённый уровни: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. — М.: Дрофа, 2018.
Хасбулатов Р. И. Экономика: 11 класс: базовый и углублённый уровни: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. — М.: Дрофа, 2018.
Дихтяр Т. Л. Экономика: 10—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2017.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс (72 часа)
Тема | Содержание уроков | Характеристика основных видов деятельности учащегося |
1. Экономика: наука и
хозяйство (6 ч) |
Понятие экономики. Предмет изучения экономической науки. Почему экономика не может производить столько товаров и услуг, сколько необходимо обществу? Производство, распределение, обмен, потребление. Объект труда, средства труда. Главные вопросы экономики. Закон роста потребностей. Закон
редкости. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда. Специализация |
Учащийся должен уметь:
– приводить примеры свободных и экономических благ; – выстраивать логическую последовательность экономических процессов; – приводить примеры, подтверждающие закон редкости и закон роста потребностей; – понимать, что такое альтернативная стоимость, приводить собственные примеры альтернативной стоимости выбора; – анализировать кривую производственных возможностей, описывать положение точек относительно кривой производственных возможностей, раскрывать их экономический смысл; – решать задачи на альтернативную стоимость; – называть факторы производства; – рассчитывать производительность труда; – раскрывать понятия «специализация», «разделение труда» |
2. Экономическая
система государства (5 ч) |
Понятие «экономическая система».
Собственность. Традиционная, централизованная (плановая), рыночная и смешанная экономические системы. Прямые и косвенные методы государственного регулирования. Общественные блага. Государственный сектор экономики |
Учащийся должен уметь:
– раскрывать сущность понятия «экономическая система»; – называть главные особенности традиционной, централизованной и рыночной экономических систем; – приводить примеры различных форм собственности; – делать выводы о преимуществах и недостатках экономических систем; – понимать роль государства в рыночной экономике; – объяснять отличия общественных благ от частных; – приводить примеры общественных благ; – называть отрасли, входящие в государственный сектор экономики |
3. Спрос
(5 ч) |
Понятие о рынке. Виды рынков, функции рынка. Суверенитет потребителя.
Спрос, величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Эффект нового покупателя, эффект замещения, эффект дохода. Товары-заменители (субституты) и дополняющие товары (комплементарные). Эластичность спроса. Товары с эластичным и неэластичным спросом |
Учащийся должен уметь:
– объяснять значение основных понятий темы; – называть функции рынка, приводить примеры различных рынков; – формулировать закон спроса; – доказывать примерами зависимость спроса от цены; – приводить примеры неценовых факторов спроса; – анализировать график кривой спроса, объяснять причины сдвига кривой; – приводить примеры товаров-заменителей и дополняющих товаров; – называть группу товаров с эластичным и неэластичным спросом; – решать задачи на определение величины спроса и эластичность спроса |
4. Закон предложения (8 ч) | Предложение, величина предложения, закон предложения. Кривая предложения. Равновесная цена. Эластичность предложения. Варианты эластичности предложения | Учащийся должен уметь:
– объяснять значение основных понятий темы; – формулировать закон предложения; – доказывать примерами зависимость предложения от цены; – анализировать график кривой предложения, объяснять причины сдвига кривой; – устанавливать причины рыночного равновесия; – объяснять причины различной эластичности; – приводить примеры, иллюстрирующие понятия темы; – строить графики спроса и предложения, решать задачи на нахождение равновесной цены; – решать задачи на определение величины предложения и эластичность предложения |
5. Цена и стоимость.
Альтернативная стоимость (4 ч) |
Цена товара. Функции цен. Две концепции цены. Трудовая теория стоимости К. Маркса. Производственные затраты. Суть неоклассической концепции. Мировые и внутренние цены, базисные и контрактные цены, оптовые и розничные цены, цена спроса, цена предложения, общественная стоимость, общественно необходимое время, средняя умелость, интенсивность труда.
Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость |
Учащийся должен уметь:
– объяснять значение основных понятий темы; – раскрывать суть двух концепций формирования цены товара; – приводить примеры различных цен; – понимать механизм образования равновесной цены; – решать задачи на альтернативную стоимость; – приводить примеры товаров с высокой добавленной стоимостью |
6. Конкуренция.
Типы рынков (4 ч) |
Понятие конкуренции. Условия для конкуренции. Ценовая конкуренция.
Демпинговые цены. Неценовая конкуренция. Достоинства и недостатки конкуренции. Историческая эволюция рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции; чистая монополия; монополистическая конкуренция; олигополия. Естественная монополия |
Учащийся должен уметь:
– объяснять значение основных понятий темы; – понимать условия для проявления конкуренции; – объяснять действия конкурентов при ценовой и неценовой конкуренции; – выявлять достоинства и недостатки конкуренции; – сравнивать различные типы рыночных структур, находить черты сходства и различия; – приводить примеры рыночных структур; – классифицировать рынки по степени проявления конкуренции; – объяснять причину появления естественных монополий, приводить примеры естественных монополий |
7. Доходы и расходы
(7 ч) |
Источники доходов. Первичные и вторичные доходы. Заработная плата, прибыль, процент, дивиденд, рента.
Социальные трансферты. Минимальный размер оплаты труда. Структура доходов российской семьи. Постоянные (обязательные) расходы, переменные (произвольные) расходы. Потребительская корзина. Сбережения, депозит, ссудный доход, облигация, акция, инвестиции, финансовые пирамиды, инфляция. Бюджет семьи. Номинальная и реальная заработная плата. Индекс стоимости жизни |
Учащийся должен уметь:
– объяснять значение основных понятий темы; – называть источники доходов, различать вторичные и первичные доходы; – приводить примеры доходов домохозяйств; – находить информацию о размере МРОТ и прожиточном минимуме в разных регионах страны, сопоставлять, делать выводы; – анализировать диаграммы и таблицы со статистическими данными, делать выводы на основе анализа; – называть виды сбережений, оценивать экономические риски; – составлять личный бюджет и семейный бюджет; – рассчитывать реальную заработную плату; – объяснять различия в зарплате трудящихся разных стран |
8. Банки и банковская система
(6 ч) |
История формирования банковской системы. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки, их роль в рыночной экономике. Классификация банков по формам деятельности и характеру собственности. Банковская прибыль, ссудный процент. Кредиты. Принципы кредитования. Поручитель, банковская гарантия, кредитная история, кредитная карта. Ипотечное кредитование.
Депозиты. Виды депозитов |
Учащийся должен уметь:
– давать характеристику банковской системы страны; – сравнивать функции Центрального банка и коммерческих банков; – объяснять значение основных понятий темы; – просчитывать риски по кредитам; – рассчитывать выплаты по кредиту на основе примеров из реальной жизни; – находить информацию об условиях ипотечного кредитования в различных банках; – объяснять ответственность поручителя по кредитам; – называть виды депозитов, оценивать их преимущества и недостатки |
9. Деньги и финансы
(8 ч) |
Происхождение и функции денег. Мера стоимости, средство обращения, средство платежа, мировые деньги, сокровища. Товарные и кредитные деньги.
Вексель, банкнота. Бумажные деньги и законы их обращения. Уравнение Фишера. Денежная масса, денежные агрегаты. Денежный рынок, инвестиционный капитал. Ставка рефинансирования ЦБ. Политика «дорогих денег», политика «дешёвых денег». Монетарная политика. Норма обязательных резервов ЦБ. Ключевая ставка и инфляция. Темпы инфляции. Виды инфляции. Социальные последствия инфляции. Дефляция. Дезинфляция. |
Учащийся должен уметь:
– объяснять значение основных понятий темы; – приводить примеры, характеризующие функции денег; – называть свойства металлических денег; – объяснять необходимость появления бумажных и кредитных денег; – делать выводы о роли денег в экономике; – объяснять действие закона Фишера, приводить примеры влияния денежной массы на инфляцию; – называть денежные агрегаты, проводить сравнение степени ликвидности, давать объяснение; – понимать, как работает денежный рынок; – выстраивать логическую цепочку движения капиталов; – объяснять влияние ставки рефинансирования на инфляцию; – анализировать график равновесия на денежном рынке, делать выводы; – аргументированно объяснять политику «дорогих денег», политику «дешёвых денег»; – искать в Интернете данные о ставке рефинансирования в разных странах; – готовить доклады по теме, представлять информацию в виде презентации |
10. Фондовая биржа (4 ч) | История появления фондовых бирж.
Современная фондовая биржа. Фондовая, валютная, товарная биржа, биржа труда. Арбитражные и пакетные сделки. Биржевые индексы. «Быки» и «медведи». Рынок ценных бумаг. Акции, облигации, деривативы. Фьючерсы и опционы. Фондовые инструменты. Участники фондового рынка |
Учащийся должен уметь:
– объяснять значение основных понятий темы; – сравнивать различные ценные бумаги; – объяснять действия участников фондового рынка; – решать задачи на расчёт стоимости ценных бумаг; – искать информацию о биржевых индексах, – представлять доклады и презентации по теме |
11. Рынок труда. Безработица. Профсоюзы (9 ч) | Труд и рынок рабочей силы. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор экономического роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда.
Экономически активное население, занятые, безработные, добровольно незанятые. Уровень безработицы. Фрикционная, структурная, циклическая безработица. Естественная безработица. Скрытая безработица. Закон Оукена. Профсоюзы. История профсоюзного движения. Рыночная власть профсоюзов |
Учащийся должен уметь:
– называть особенности рынка труда; – определять качество рабочей силы; – доказывать влияние качества рабочей силы на экономический рост; – определять уровень безработицы, используя статистические данные; – давать характеристику различных видов безработицы; – приводить примеры различных видов безработицы, в том числе скрытой; – анализировать структуру рынка труда; – решать задачи на закон Оукена; – представлять доклады о деятельности профсоюзов в разных странах мира; – раскрывать понятие «рыночная власть профсоюзов» |
1. Фирма — главное звено рыночной экономики
(6 ч) |
Что такое фирма. Задачи фирм. Предприниматель, предпринимательство.
Основные признаки фирмы. Виды фирм. Индивидуальные (частные), товарищества (партнёрства), акционерные общества (корпорации), государственные и смешанные (с участием государства) компании. Размеры фирм. Мелкие, средние и крупные фирмы. Акционерное предприятие. Акции и дивиденды. Простые и привилегированные акции. Франчайзинг. Факторный доход. Прибыль, издержки, инвестиции. Физический и финансовый капитал. Заёмный капитал. Экономические и бухгалтерские издержки. Явные и неявные издержки. Постоянные, переменные и общие издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Нормальная прибыль. Закон убывающей отдачи (эффективности) факторов производства |
Учащийся должен уметь:
– объяснять значение основных понятий темы; – раскрывать задачи фирмы и предпринимательской деятельности; – называть основные признаки фирмы; – давать характеристику различных видов фирм; – выявлять преимущества и недостатки различных фирм; – приводить примеры фирм, различающихся по форме собственности и по размерам; – объяснять организацию и структуру управления акционерного общества; – сравнивать простые и привилегированные акции; – раскрывать особенности ведения бизнеса в форме франчайзинга, приводить примеры франчайзинговых фирм; – называть факторные доходы; – приводить примеры бухгалтерских, экономических, постоянных, переменных издержек; – решать задачи на вычисление издержек и прибыли фирмы; – раскрывать сущность неявных издержек, приводить примеры; – объяснять сущность закона убывающей отдачи, приводить графики, аргументы, подтверждающие действие этого закона; – приводить примеры проявления закона убывающей отдачи в экономической деятельности; – объяснять, почему нулевая экономическая прибыль является нормальной |
11 класс (68 часов)
Тема | Содержание уроков | Характеристика основных видов деятельности учащегося |
1. Менеджмент и маркетинг (9 ч) | Понятие «менеджмент». Исторические этапы становления менеджмента.
Школа научного управления Ф. Тейло- ра. Административная школа управления А. Файоля. Школа человеческих отношений и разработки поведенческих наук. Социальная ответственность бизнеса. Человеческие отношения, публичные отношения, фордизм. Современные тенденции менеджмента. Обязанности менеджеров компании. Менеджмент в России. Понятие «маркетинг». Основные задачи маркетинга. Этапы развития маркетинга как определённого вида коммерческой деятельности и теоретической науки. Три звена в системе управления маркетинговыми операциями. Реклама. Мерчендайзер. Маркетолог |
Учащийся должен уметь:
– объяснять значение основных понятий темы; – давать характеристику различных школ менеджмента; – сравнивать, выявлять преимущества и недостатки различных школ управления; – высказывать своё мнение о социальной ответственности бизнеса, излагая его в виде эссе; – приводить примеры вертикальных, горизонтальных объединений фирм, конгломератов; – называть основные обязанности менеджеров компании; – давать характеристику управления на социалистическом предприятии, выявлять черты отличия от современного менеджмента фирмы; – раскрывать роль рекламы в продвижении товара; – называть функции звеньев управления маркетинговыми операциями; – приводить примеры агрессивной рекламы, удачных и неудачных рекламных кампаний фирм; – объяснять функциональные обязанности мерчендайзеров и маркетологов |
2. Государственные финансы
(9 ч) |
Государственные финансы. Министерство финансов и его функции. Государственный бюджет. Бюджетные принципы. Функции бюджета. Расходные и доходные статьи бюджета. Профицит и дефицит бюджета. Государственный долг. Внутренний и внешний государственный долг.
Историческая эволюция налогообложения. Экономическая сущность налогов. Функции налогов. Бюджетные фонды и их назначение. Налоговая система. Фискальная политика государства. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Акциз, пошлина. Федеральные и муниципальные налоги. Механизм налогообложения. Прогрессивная, пропорциональная, регрессивная системы налогообложения. Налоговые льготы |
Учащийся должен уметь:
– объяснять значение основных понятий темы; – называть и объяснять бюджетные принципы, функции бюджета; – объяснять причины появления государственного долга и пути погашения долга; – проводить анализ государственного долга России и других стран мира на основе статистических материалов, собранных самостоятельно; – объяснять экономическую сущность налогов; – называть функции налогов, приводить примеры бюджетных фондов, выплат из этих фондов; – давать характеристику фискальной политики государства; – приводить примеры прямых и косвенных налогов, выявлять различия прямых и косвенных налогов; – находить информацию о механизмах налогообложения в разных странах; – делать выводы о степени социальной направленности фискальной политики государств мира; – понимать механизм получения налоговых льгот, их социальную направленность; – решать задачи на вычисление налоговых выплат частного лица и фирм – участвовать в конкурсе проектов «Бюджет для граждан» |
3. Государство и экономика
(8 ч) |
Причины государственной экспансии в экономику. Прямые и косвенные формы вмешательства. Экономические функции государства. Закон Вагнера. Формы участия государства в экономике. Приватизация и национализация. Типы государственной собственности.
Участие государства в смешанной экономике (начало ХХ в.). Государственное регулирование экономики. Национальные программы, национальные проекты, импортозамещение. Ваучерная приватизация |
Учащийся должен уметь:
– объяснять значение основных понятий темы; – объяснять причины государственной экспансии в экономику; – раскрывать сущность закона Вагнера; – приводить примеры прямых и косвенных форм вмешательства; – называть экономические функции государства; – приводить примеры национализации и приватизации; – приводить примеры государственной собственности; – давать характеристику социалистической национализации; – выявлять особенности капиталистической приватизации; – выступать с докладами о национальных программах и проектах в России; – объяснять необходимость импортозамещения; – давать оценку ваучерной приватизации в России |
4. Основные макроэкономические показатели
(10 ч) |
Валовой внутренний продукт (ВВП).
Валовой национальный продукт (ВНП). Методы подсчёта ВВП, ВНП. Амортизация, чистый внутренний продукт. Исключение двойного счёта при расчёте ВВП. Реальный ВВП. Дефлятор ВВП. Сопоставление ВВП разных стран и обменные курсы валют. Паритет покупательной способности (ППС). ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход. Фактор цены и стоимости товара в исчислении ВВП. Индекс потребительских цен. Темпы роста ВВП. ВВП и инфляция. Система национальных счётов (СНС). Кругооборот доходов и расходов. ВВП (ППС) на душу населения. Реальный сектор экономики, бюджетный сектор экономики. Денежный сектор. Внешний сектор. Платёжный баланс |
Учащийся должен уметь:
– объяснять значение основных понятий темы; – применять методы подсчёта ВВП и ВНП при решении задач по теме; – приводить примеры двойного счёта; – различать реальный и номинальный ВВП; – объяснять значение паритета покупательной способности, приводить примеры; – рассчитывать индекс потребительских цен, используя данные, самостоятельно найденные в разных источниках; – называть виды инфляции, объяснять социальные последствия инфляции; – описывать систему национальных счётов; – анализировать таблицы, делать выводы об уровне экономического развития разных стран; – называть секторы экономики |
5. Экономический рост
(6 ч) |
Измерение экономического роста. Факторы экономического роста. Рост населения и численности рабочей силы.
Накопление капитала, инвестиции, земля, технологический прогресс, знания, опыт, инновации. Влияние научно-технического прогресса и образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное развитие. «Ресурсное проклятие». Современная трактовка экономического роста. Мультипликатор и акселератор. Теория устойчивого экономического роста и развития |
Учащийся должен уметь:
– применять формулу для определения экономического роста; – называть факторы экономического роста; – приводить примеры интенсивных и экстенсивных факторов экономического развития; – выказывать своё мнение о «ресурсном проклятии» экономики России, аргументированно доказывать свою точку зрения; – доказывать на примерах положительный и отрицательный эффекты мультипликатора; – раскрывать сущность акселератора |
6. Цикличность развития экономики
(7 ч) |
Циклическое развитие как закономерность. Торговые кризисы. Фазы экономического цикла. Подъём, спад, кризис, депрессия, оживление. Механизм циклического движения и кризис.
Решение противоречий в ходе кризиса. Мировой финансово-экономический кризис 2008—2010 гг. Антикризисные действия государств. Кризис неолиберальной экономической доктрины. Теория Фридмэна |
Учащийся должен уметь:
– объяснять значение основных понятий темы; – приводить аргументы, подтверждающие цикличность развития экономики; – называть последовательно фазы экономического цикла, характеризовать явления в экономике, связанные с определённой фазой цикла; – обобщать мировой опыт, предлагая пути выхода из кризиса; – понимать причины и следствия мирового финансово-экономического кризиса 2008—2010 гг.; – раскрывать сущность теории Фридмэна применительно к современной экономической ситуации |
7. Международная торговля
(6 ч) |
Что такое международная торговля? Экспорт, импорт, внешнеторговый оборот. Международное разделение труда. Теория абсолютных преимуществ А. Смита. Теория сравнительных преимуществ
Д. Рикардо. Теория интернациональной стоимости К. Маркса. Валютный курс. Свободно конвертируемая валюта. Колеблющийся, «плавающий», фиксированный валютный курс, «валютный коридор», «бивалютная корзина». Курс покупателя, курс продавца. Кросс-курс. Номинальный и реальный валютный курс. Свободная торговля и протекционизм. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Структура внешней торговли России. Санкции |
Учащийся должен уметь:
– объяснять значение основных понятий темы; – анализировать статистические данные, делать выводы; – классифицировать страны по объёму внешней торговли; – приводить примеры абсолютных и сравнительных преимуществ в мировой торговле; – приводить примеры свободно конвертируемых валют; – оценивать разные валютные курсы; – производить расчёты по конвертации валют; – решать практические задачи, используя современные данные, полученные самостоятельно из различных источников информации; – давать оценку структуры внешней торговли России; – аргументировать преимущества и недостатки вступления России в ВТО |
8. Российская Федерация в системе
Мирового хозяйства (5 ч) |
Общая характеристика экономики
России. Основные макроэкономические показатели России. Отраслевая структура хозяйства России. Основные показатели участия России во внешнеэкономических связях. Внешнеторговый баланс России. Показатель экспортной квоты. Индекс концентрации экспорта. Индекс диверсификации импорта |
Учащийся должен уметь:
– давать характеристику экономики России; – называть основные макроэкономические показатели; – делать выводы о структуре хозяйства России; – объяснять причины изменения структуры хозяйства; – анализировать основные показатели участия России во внешнеэкономических связях; – давать характеристику внешнеторгового баланса России; – искать современные статистические данные об экономической ситуации в России, делать выводы, подтверждать их аргументами; – рассчитывать экспортную квоту России за разные годы, используя статистические данные, найденные самостоятельно; – объяснять сущность индекса концентрации экспорта и индекса диверсификации импорта; – писать рефераты по темам главы |
9. Экономические проблемы глобализации
(8 ч) |
Сущность и содержание глобальных экономических проблем. Неравное потребление. Новые модели потребления | Учащийся должен уметь:
– объяснять значение основных понятий темы; – приводить примеры неравного потребления; – показывать на географической карте стра́ны с высоким и низким уровнем потребления; – называть новые модели потребления; – писать эссе по предложенным темам |
Примерное поурочное планирование
10 класс
Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Материалы, пособия | Дом. задание и подробности урока |
Экономика: наука и хозяйство (6 ч.) | ||||
вводный урок | 1 | Понятие экономики. Предмет изучения экономической науки. Экономика и экономическая наука. Производство, распределение, обмен, потребление. Даровые (свободные) и экономические блага. | Конкурс «Что дает экономика человеку» | |
Что такое экономика. главная цель экономики | 1 | Факторы производства
Главные проблемы экономики. Закон редкости и закон роста потребностей |
1.§ 1, в. 1 – 5 устно, в. 6, 7 – письменно
2.Завести тетрадь для домашних работ 3*. Напишите мини-сочинение на тему «Вопросы: что? как? и для кого? производить – не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены». (П. Самуэльсон). |
|
Ограниченность ресурсов. Факторные доходы | 2 | Потребности. Факторы производства и факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль). | Практикум «Пирамида потребностей» | 1. § 2, в. 1-4 – устно, задача 5 – письменно
2. На альбомном листе построить пирамиду СВОИХ потребностей |
ограниченность ресурсов | 1 | Ограниченность ресурсов. Выбор и альтернативная стоимость. | ||
кривая производственных возможностей. | 1 | . | выводы по главе стр. 20 | |
Экономическая система государства (5 ч.) | ||||
типы экономических систем | 2 | Понятие «экономическая система». Типы экономических систем. СОБСТВЕННОСТЬ. | 1.§ 3, в. 1-3 –устно, в. 4 – письменно в рабочей тетради
2.§ 4, в. 1-4 – устно, задание 5 – подготовить доклад и представить его в виде презентации 3.Подготовить план развернутого ответа по теме «Экономические системы». |
|
Государственный сектор экономики | 2 | Прямые и косвенные методы государственного регулирования. Общественные блага. Государственный сектор экономики. | 1.основное содержание главы, стр. 29
2.подготовиться к контрольной работе (§ 1 – 4) |
|
контрольная работа по теме “Главные вопросы экономики” | 1 | |||
Спрос (5 ч.) | ||||
Понятие о рынке | 1 | Рыночный механизм. Виды рынков, функции рынка. Суверенитет потребителя | Деловая игра «Рынок» | § 5 стр. 30 – 33, в. 1, 2 – устно |
Спрос | 2 | Спрос, величина спроса. Понятие, определение, шкала, кривая, закон Реакция спроса на воздействие различных факторов. Благо Гиффена – товары низшей категории | 1.§ 5 стр. 33 – 34, в. 3, 4, 5 – устно
2.§ 6, стр. 35 – 37, в. 1, 3, 4, 5, 7, 10 – устно |
|
Что такое эластичность. Эластичность спроса по цене. | 2 | Понятие эластичности. Практическое применение эластичности | 1.§ 6, стр. 37 – 39, в. 2 – устно, в. 6, 8, 9, 10 – письменно в рабочей тетради
2. выводы по главе стр. 40 |
|
Закон предложения (8 ч.) | ||||
что такое предложение. | 2 | Предложение. Понятие, определение, шкала, кривая, закон. факторы, влияющие на изменение предложения | Решение графических задач | 1.§ 7
2. вопросы 1 – 5 – устно |
Формирование рыночной цены | 2 | Построение кривых спроса и предложения. Нахождение точки рыночного равновесия. Рыночное равновесие. | § 8, стр. 45 – 47, в. 1, 2, 5 – устно | |
Эластичность предложения по цене | 2 | Понятие эластичности. Практическое применение эластичности | 1.§ 8, стр. 47, в. 3, 4, 6 – устно, в. 7, 8 – письменно
2.Выводы по главе стр. 49 – 50. 3.Подготовиться к контрольной работе по теме «Спрос. Предложение. Рыночная цена» |
|
Спрос. Предложение. Формирование рыночной цены
анализ ситуаций |
1 | Анализ причин, вызвавших изменения на товарных рынках | Решение качественных задач | Подготовьте небольшие доклады о Д. Рикардо, К. Марксе, А. Маршалле. |
Контрольная работа | 1 | |||
Цена и стоимость. Альтернативная стоимость (4 ч) | ||||
Цена товара. Функции цен | 2 | Что такое цена. Функции цены. Факторы, влияющие на ценообразование | 1.§ 9, в. 1, 2, 3, 4 – устно
2.§ 10, в. 1, 2, 3, 4 – устно |
|
Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость | 1 | Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость | Решение задач | 1.§ 11, в. 1, 3 – устно, 2, 4, 5 – письменно
2.Выводы по главе стр. 59 |
контрольная работа “Спрос, предложение, рыночное равновесие” | 1 | |||
Конкуренция. Типы рынков (4ч.) | ||||
Экономическое значение конкуренции. | 2 | Понятие конкуренции. Ее сущность. Ценовая и неценовая конкуренция. Условия для конкуренции. Типы конкуренции. Достоинства и недостатки каждого типа для продавца и покупателя | 1.§ 12, в. 1-5 – устно
2.§ 13 в. 6 – подготовить сообщение, представить в виде презентации 3.§ 14 в. 5 – подготовить сообщение, представить в виде презентации |
|
Виды рыночных структур | 2 | Естественная монополия. Основные функции Федеральной антимонопольной службы | 1.§ 13, в. 1 – 5 – устно, в. 7, 8 – письменно в рабочей тетради
2.§ 14, в. 1 – 4, 6 – устно 3. Подготовить план развернутого ответа по теме «Экономические системы». |
|
Доходы и расходы (7 ч) | ||||
Семейный бюджет. | 2 | Бюджет семьи. Источники доходов. Первичные и вторичные доходы. Структура доходов российской семьи. Постоянные (обязательные) расходы, переменные (произвольные) расходы. Закон Энгеля | 1.§ 15, в. 1, 2 – устно; в. 3, 4 – письменно
2.§ 16, в. 1, 2, 4 – устно; в. 3, 5 (!) – письменно 3.§ 17, в 1 – устно |
|
Заработная плата. | 2 | Сбережения, депозит, ссудный доход, облигация, акция, инвестиции, финансовые пирамиды, инфляция. Номинальная и реальная заработная плата. Индекс стоимости жизни | 1.§ 18, в 1 – 5 – устно
2.Проект «Прожиточный минимум» |
|
Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения | 2 | Социальные трансферты. Минимальный размер оплаты труда. Потребительская корзина. Потребительская корзина, прожиточный минимум | Практикум «Расчет потребительской корзины» | 1.Выводы по главе стр. 81
2.Подготовиться к контрольной работе по теме «Доходы и расходы» 3.Подготовить сообщение об истории возникновения банков, представить в виде презентации |
Контрольная работа | 1 | |||
Банки и банковская система (6 ч.) | ||||
Банковская система. Причины появления и виды банков | 1 | Причины появления банков. Банковская система. Виды банков | 1.§ 19, в. 1-4 – устно, в. 6 – подготовить информацию в виде презентации
2.§ 20, в. 1-4 – устно 3.§ 21, в. 1-2 – устно 4.Мини-исследование «Виды банков» |
|
банки и структура денежной массы | 2 | Функции банков. Классификация банков. Депозиты. Виды депозитов. Кредитование. Виды денежных средств | 1.§ 20, в. 5 – письменно в рабочей тетради | |
как банки создают деньги. Роль Центрального Банка в регулировании кредитно-денежной системы страны | 2 | Кредитная эмиссия. | 1.Выводы по главе стр. 91
2.§ 33, стр. 99 – 101, в. 1 – 6 – устно |
|
контрольная работа по теме “Банковская система” | 1 | |||
Деньги и финансы (8 ч.) | ||||
мир денег | 1 | Происхождение и функции денег. Существующие виды денег. Электронные деньги | Деловая игра «Бартер» | 1. § 22 стр. 92 – 94 |
функции денег | 2 | Ликвидность денег. Денежная масса, денежные агрегаты. Функции денег. | подготовить доклад по теме, представить информацию в виде презентации | 1.§ 22, стр. 94 – 96
2.§ 23 |
закон денежного обращения | 1 | Скорость денежного обращения. Монетаризм | Ролевая игра «Денежное обращение» | § 23 Выводы по главе, стр. 100 – 101 подготовить доклад по теме, представить информацию в виде презентации |
инфляция. причины возникновения. Виды инфляции | 1 | Виды инфляции: инфляция спроса. инфляция предложения Темпы инфляции. | ||
Инфляция. Причины возникновения. Виды. Последствия. Методы борьбы | 2 | Социальные последствия инфляции. Дефляция. Дезинфляция. | Деловая игра «Методы борьбы с инфляцией» | 1.Выводы по главе стр. 102-103
2.Подготовиться к контрольной работе по теме «Деньги и финансы» 3.Заполнить схему на стр. 55 |
контрольная работа по теме “Деньги. Денежное обращение. Инфляция” | 1 | |||
Фондовая биржа (4 ч.) | ||||
Фондовые биржи, их деятельность | 2 | История появления фондовых бирж. | подготовить доклад по теме, представить информацию в виде презентации | 1.§ 24, в. 1-5 – устно, в 6 – письменно в тетрадях для домашних работ
2.§ 25, в. 1-3 – устно, в 4, 5 – письменно в рабочих тетрадях |
Фондовые инструменты | 2 | Рынок ценных бумаг. Участники фондового рынка | Решение задач на расчет стоимости ценных бумаг | |
Рынок труда. Безработица. Профсоюзы (13 ч.) | ||||
человек на рынке труда | 2 | Труд. Рынок труда. Особенности рынка труда. | § 27, в. 1-3 – устно | |
Рынок труда. Предложение на рынке труда. Формирование заработной платы | 2 | Производный спрос. Факторы формирования спроса и предложения на рынке труда. Способы стимулирования предложения труда | 1.§ 27 в. 4, 5 – письменно
2.Подготовиться к самостоятельной работе |
|
Социальные проблемы на рынке труда. Роль профсоюзов на рынке труда | 2 | Способы оплаты труда. Средняя заработная плата. От чего зависят устойчивые различия в оплате труда Страхование Развитие профсоюзного движения | Ролевая игра «Как добиться, чтобы человек работал хорошо» | 1.§ 28, стр. 127 – 129, в. 4, 5 – устно |
что такое безработица, полная занятость, естественная норма безработицы | 2 | Безработица, полная занятость, естественная норма | Анализ статистических данных | § 28, стр. 127 – 129, в. 4, 5 – устно |
типы безработицы | 2 | Структурная, циклическая, фрикционная, сезонная типы безработицы | 1.§ 28 стр. 125 – 127, в. 1, 2 – устно; в. 3, 6 – письменно в рабочей тетради | |
Как можно сократить безработицу | 2 | ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ. методы сокращения безработицы | Ролевая игра «Служба занятости» | 1.Выводы по главе стр. 130
2.Подготовить план развёрнутого ответа по теме «Рынок труда». 3.Подготовиться к контрольной работе по теме «Человек на рынке труда» |
контрольная работа по теме “Человек на рынке труда” | 1 | |||
Итого 72 часа | ||||
11 класс | ||||
Фирма – главное звено рыночной экономики (9 ч.) | ||||
что такое фирма. Виды фирм по российскому законодательству | 2 | Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. | образец продукции, вид фирмы, ее выпускающей, описание данного организационно-правового способа организации | |
индивидуальные и коллективные виды фирм | 2 | ИП. Общества и товарищества | проект “Создание фирмы” | |
достоинства и недостатки различных видов организации бизнеса | 2 | Кооперативы и унитарные предприятия | заполнить таблицу в раб. тетради, тест. | |
экономические затраты и прибыль фирмы | 2 | Издержки, выручка, прибыль. Виды затрат: постоянные и переменные, внутренние и внешние, бухгалтерские и экономические | ||
Контрольная работа по теме “Фирма и экономические основы ее деятельности” | 1 | |||
Менеджмент и маркетинг (7 ч.) | ||||
Менеджмент | 1 | Понятие «менеджмент». Исторические этапы становления менеджмента.
Школа научного управления Ф. Тейлора. Административная школа управления А. Файоля. |
§ 1 | |
Современные тенденции менеджмента. | 2 | Школа человеческих отношений и разработки поведенческих наук. Социальная ответственность бизнеса. Человеческие отношения, публичные отношения, фордизм.
Современные тенденции менеджмента. Обязанности менеджеров компании. Менеджмент в России. Банкротство фирм |
§ 2, 4
Найдите в СМИ или Интернете материалы о банкротстве фирм в разных странах мира. Какие причины привели их к краху? Какие меры предпринимали правительства этих стран, чтобы спасти эти фирмы или уменьшить негативные последствия их банкротства? |
|
Маркетинг | 2 | Понятие «маркетинг». Основные задачи маркетинга. Этапы развития маркетинга как определённого вида коммерческой деятельности и теоретической науки. Три звена в системе управления маркетинговыми операциями. | § 3
Проведите исследования маркетинговой политики фирм в сфере услуг сотовой связи, кинобизнеса, крупных косметических компаниях. Результаты исследования представьте в виде доклада объёмом 3—5 страниц печатного текста. |
|
Маркетинг | 2 | Реклама. Мерчендайзер. Маркетолог | Выводы по главе стр. 21 – 22 | |
Государственные финансы (9 ч.) | ||||
Государственные финансы. | 2 | Государственные финансы. Министерство финансов и его функции. Государственный бюджет. Бюджетные принципы. Функции бюджета. Расходные и доходные статьи бюджета. Профицит и дефицит бюджета. Государственный долг. Внутренний и внешний государственный долг. | § 5
Проект «Бюджет для граждан» подготовить доклад по теме, представить информацию в виде презентации |
|
Налоги –главный источник государственного бюджета | 2 | Историческая эволюция налогообложения.
Экономическая сущность налогов. Функции налогов. Бюджетные фонды и их назначение. Налоговая система. Фискальная политика государства. |
§ 6
Найдите в Интернете данные о ставках подоходного налога и налога на прибыль в США, Германии, Китае и России. Проанализируйте шкалу налогообложения (является она пропорциональной или прогрессивной). Сделайте вывод, как механизм налогообложения может отразиться на степени социального неравенства в разных странах. |
|
Виды налогов | 2 | Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Акциз, пошлина. Федеральные и муниципальные налоги. | § 7 | |
Механизм налогообложения | 2 | Механизм налогообложения. Прогрессивная, пропорциональная, регрессивная системы налогообложения. Налоговые льготы | Выводы по главе стр. 38-39 | |
контрольная работа по теме “Государственные финансы” | 1 | |||
Государство и экономика (7 ч.) | ||||
Экономические функции государства. | 2 | Причины государственной экспансии в экономику. Прямые и косвенные формы вмешательства. Экономические функции государства. Закон Вагнера. Формы участия государства в экономике. | § 8 | |
Приватизация и национализация | 2 | Приватизация и национализация. Анализ способов приватизации Ваучерная приватизация | § 9 | |
Роль государства в экономике | 2 | Государственное регулирование экономики. Национальные программы, национальные проекты, импортозамещение. | Выводы по главе стр. 51-52 | |
Контрольная работа по теме «Государство и экономика» | 1 | |||
Основные макроэкономические показатели (6 ч.) | ||||
Основные макроэкономические показатели | 2 | Валовой внутренний продукт (ВВП).
Валовой национальный продукт (ВНП). Методы подсчёта ВВП, ВНП. Амортизация, чистый внутренний продукт. Исключение двойного счёта при расчёте ВВП. Реальный ВВП. Дефлятор ВВП. Сопоставление ВВП разных стран и обменные курсы валют. Паритет покупательной способности (ППС). |
§ 10 | |
ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход (НД) | 2 | ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход. Фактор цены и стоимости товара в исчислении ВВП.
Индекс потребительских цен. Темпы роста ВВП. ВВП и инфляция. |
§ 11 | |
Система национальных счётов | 2 | Система национальных счётов (СНС). Кругооборот доходов и расходов. ВВП (ППС) на душу населения. Реальный сектор экономики, бюджетный сектор экономики. Денежный сектор. Внешний сектор. Платёжный баланс | Выводы по главе стр. 64 – 65 | |
Экономический рост (6 ч.) | ||||
Экономический рост. Факторы экономического роста | 2 | Измерение экономического роста. Факторы экономического роста. Рост населения и численности рабочей силы.
Накопление капитала, инвестиции, земля, технологический прогресс, знания, опыт, инновации. Влияние научно-технического прогресса и образования на экономический рост. «Ресурсное проклятие». |
§ 12 | |
Современная трактовка экономического роста. Мультипликатор и акселератор | 2 | Экстенсивное и интенсивное развитие.
Современная трактовка экономического роста. Мультипликатор и акселератор. |
§ 13 | |
Теория устойчивого экономического роста и развития | 2 | Теория устойчивого экономического роста и развития | Выводы по главе стр. 75 | |
Цикличность развития экономики (7 ч.) | ||||
Циклическое развитие как закономерность. | 2 | Циклическое развитие как закономерность. Торговые кризисы. | § 14 | |
Фазы экономического цикла. Кризисы | 2 | Фазы экономического цикла. Подъём, спад, кризис, депрессия, оживление. Механизм циклического движения и кризис. Решение противоречий в ходе кризиса | § 15 | |
Мировой финансово-экономический кризис 2008—2010 гг. | 2 | Мировой финансово-экономический кризис 2008—2010 гг. Антикризисные действия государств. Кризис неолиберальной экономической доктрины. Теория Фридмэна | § 16
Выводы по главе стр. 87 – 88 |
|
Контрольная работа | 1 | |||
Международная торговля (6 ч.) | ||||
Международная торговля | 2 | Что такое международная торговля? Экспорт, импорт, внешнеторговый оборот. Международное разделение труда. Теория абсолютных преимуществ А. Смита. Теория сравнительных преимуществ
Д. Рикардо. Теория интернациональной стоимости К. Маркса. |
§ 17
подготовить доклад по теме, представить информацию в виде презентации |
|
Валютный курс | 2 | Валютный курс. Свободно конвертируемая валюта. Колеблющийся, «плавающий», фиксированный валютный курс, «валютный коридор», «бивалютная корзина». Курс покупателя, курс продавца. Кросс-курс. Номинальный и реальный валютный курс. | § 18
В СМИ в последнее время часто применяют термин «валютные войны». Напишите эссе или доклад, раскрывающий это понятие. Проиллюстрируйте своё сообщение на конкретных примерах мировой экономики. |
|
Свободная торговля и протекционизм.
Всемирная торговая организация (ВТО) |
2 | Свободная торговля и протекционизм.
Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Структура внешней торговли России. Санкции |
§ 19
Выводы по главе стр. 103 – 104 подготовить доклад по теме, представить информацию в виде презентации |
|
Российская Федерация в системе Мирового хозяйства (5 ч.) | ||||
Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства | 2 | Общая характеристика экономики
России. Основные макроэкономические показатели России. |
§ 23 | |
Основные показатели участия России во внешнеэкономических связях. | 2 | Отраслевая структура хозяйства России. Основные показатели участия России во внешнеэкономических связях. Внешнеторговый баланс России. Показатель экспортной квоты.
Индекс концентрации экспорта. Индекс диверсификации импорта |
Напишите реферат на одну из тем:
«Место и значение экономики России в системе мировой экономики. Современные положения и перспективы»; «Приоритетные направления внешнеэкономической деятельности Российской Федерации». |
|
Контрольная работа | 1 | Выводы по главе стр. 135 – 136 | ||
Экономические проблемы глобализации (6 ч.) | ||||
глобальные экономические проблемы | 2 | Сущность и содержание глобальных экономических проблем. Неравное потребление. Новые модели потребления | § 24
подготовить доклад по теме, представить информацию в виде презентации |
|
глобальные экономические проблемы | 1 | Проблема экономического неравенства, демографическая проблема, проблема голода | выводы по главе стр. 148 | |
экономика и экология: проблемы взаимодействия | 2 | Влияние человека на окружающий мир. Макроэкономическое равновесие | подготовить доклад по теме, представить информацию в виде презентации | |
Глобальные экологические проблемы | 1 | Глобальные экологические проблемы. Причины возникновения, последствия, методы борьбы | ||
Итого 68 ч. |