автор: Марданова Людмила Вячеславовна
учитель географии и биологии МБОУ СОШ №9
Инновационные технологии обучения на уроках биологии
Марданова Людмила Вячеславовна,
МБОУ СОШ №9 г. Бирска
Инновационные технологии обучения на уроках биологии.
Преподавание предметов в современной школе претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели. А само предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую роль – средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика. Решение этой задачи возможно благодаря применению инновационных технологий обучения.
Термин «Инновация» (нововведение) трактуется как антоним прилагательному «Традиционный», что предполагает выход за пределы типичных, наиболее часто встречающихся совокупностей способов, методов, приемов обучения.
Инновации (англ. Innovation – нововведение) – внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся и развивающемся обществе, формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.
Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе. Информационные технологии позволяют изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Применение ИКТ на уроках является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Поэтому необходимо как можно глубже внедрять информационные технологии в преподавание своих предметов.
Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, улучшение успеваемости, качество знаний учеников убеждают в правильности выбора и способствовуют более глубокому изучению методики и применению на уроках новых информационных технологий. Традиционной организации обучения недостаточно для того, чтобы адаптироваться к индивидуальным особенностям учащегося, сложно добиться эффективного контроля, создать условия для саморазвития школьников. В изучении школьного курса биологии можно выделить несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера: наглядное представление объектов и явлений микромира; изучение биохимических процессов; изучение природных процессов и явлений; использование виртуальных экскурсий облегчает понимание окружающей среды.
Но главное достоинство компьютерного проектирования на уроке биологии – его использование при рассмотрении сложных биологических процессов, таких как биосинтез белка, митоз, мейоз, фотосинтез, и другие сложные биохимические процессы. В процессе обучения с использованием ИКТ происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной, особенно, если материал подобран самими учениками. Самостоятельность учащихся на уроке способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение и формирует адекватную самооценку. При подготовке и проведении уроков биологии на различных ступенях обучения необходимо использовать различные формы ИКТ.
Готовые электронные продукты позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяют повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; мультимедийные презентации, использование которых позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией.
В структуру готовности педагога к использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе входит: понимание необходимости информационного образования, желание активно участвовать в этом процессе. Учителю необходимы информационные знания современных ЦОР (цифровых образовательных ресурсов), их образовательные и воспитательные возможности, психолого-педагогические особенности и способы использования. Умение работать с различными электронными средствами, создавать собственные продукты учебного назначения. Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Педагогические приемы объяснения нового материала с использованием анимационных демонстраций и видеороликов на уроках могут быть следующими: создание проблемных ситуаций; сравнение, сопоставление, выделение существенных признаков изучаемого, фиксация внимания на определенном факте или явлении, конспектирование ключевых слов, терминов и понятий в тетрадь, ответы на вопросы учителя, поставленные перед просмотром, пересказ текста видеоролика, беседа с учащимися. Цифровые образовательные ресурсы по биологии включают в себя: электронные учебники, тесты, статьи, видеофрагменты, интерактивные задания. Использование ЦОР на уроках биологии дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса.
Одним из условий повышения качества образования является использование на уроках новых информационных технологий. Рационально организовывать познавательную деятельность школьников с использованием компьютеров с целью индивидуализации учебного процесса и обращения к принципиально новым познавательным средствам.
Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны просеивать информацию и сами принимать решения о том, что для них важно, а что нет. Молодые люди более чем когда-либо должны быть способны решать трудные проблемы, иметь альтернативные мнения. Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Технология КМ при изучении биологии – над предметная, проникающая, она применима в любой программе. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. В современной школе используется много различных методов обучения детей. В преподавании биологии эффективно внедряется технология критического мышления. Если посмотреть на три стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.
Метод проектов не является принципиально новым, его называли также методом проблем, обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученик. Подсказывать новые источники информации, направлять мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема приобретает проектную деятельность. Суть ее остается прежней стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике. Соединение академических знаний с прагматическими и соблюдение соответствующего баланса на каждом этапе обучения. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей. Технология предполагает совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих.
Информационные технологии позволяют построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения. Коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
Литература:
1. Нащочина М.М. Методика использования цифровых образовательных технологий на уроках и внеклассных занятиях по биологии в средней школе. – Хабаровск, 2008. 43
2 Загашев И.О. Учим детей мыслить критически. Альянс-Дельта,2003.-214с.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- М.: Аркти, 2003, с.6.