автор: Марчук Анжелика Валентиновна

учитель начальных классов Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение “Школа № 88 городского округа Донецк” Донецкой Народной Республики

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

Марчук Анжелика Валентиновна,

учитель начальных классов

МБОУ «Школа №88 г. Донецка»

 

Культурологическое воспитание младших школьников способствует у детей формированию их мировоззрения. Это достигается благодаря различного рода источникам: 

1) фольклору – сказки, игры, считалки, поговорки; 

2) литературных произведений; 

3) средств массовой информации; 

4) опыт взрослых.

Важно отметить, что собственно обучение в начальной школе является первостепенным в формировании картины мира и самосознания школьников. Идентификация себя и мира происходит с помощью: 

1) развития мировосприятия; 

2) развития собственного «Я» и образа мира;

3) социализации;

4) самосознания;

5) самоопределения в мире.

В современной системе образования существуют два научных подхода, реализующих деятельность в сфере культуросообразного воспитания и образования:

1) педагогическая культурология – совокупность педагогики и культурологии, в пределах которой даются объяснения содержанию и формам развития педагогической культуры с позиции культурологии;

2) педагогическая культурология – совокупность культурологии и философии, характеризующую природу образования, развития и саморазвития детей.

Под воспитание обучающихся, по мнению М.С.Кагана, следует понимать процесс культурации ребенка, осознания и присвоения ценностей культуры. 

Культурологическое воспитание трактуется как:

1) «восхождение к субъективности» младшего школьника (М.С.Каган);

2) «непрерывное становление к целостности», «возможность к самоопределению» (Г.С.Батищев).

Е.В.Бондаревская культуросообразное воспитание определяет, как процесс побуждения младшего школьника к культурному саморазвитию и процесс оказания ему необходимой помощи. Основой, согласно ее точке зрения, является идея ценности саморазвития ребенка как творческой личности. Помимо того, к структурным составляющим воспитания культуры детей автор относит следующие:

1) человек – предмет воспитания;

2) культура – обстановка, в которой формируется личность;

3) творчество – способ развития человека в культуре.

Характерными особенностями культурологических основ в системе воспитания являются такие, как [1, c.22]:

1) аксиологический компонент – ценностно-смысловая направленность воспитания (В.А.Караковский, И.А.Колесникова, Н.Е.Щуркова и др.);

2) диалоговый компонент – субъективная позиция участников воспитательного процесса (В.В.Горшкова, И.А.Колесникова, С.Ю.Курганов и др.);

3) цели и стратегии жизни обучающихся (В.И.Андреев, А.А.Асмолов, В.В.Давыдо и др.);

4) системная ориентация воспитательного процесса (Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов и др.).

По мнению А.В.Иванова, составным элементом культурологического воспитания является культурная педагогическая среда.

На наш взгляд, данный вид воспитания позволяет закладывать в личность младших школьников такие качества, как: 

1) внутренняя позиция ребенка;

2) сформированное творческое воображение;

3) способность к сопереживанию, что позволит в дальнейшем выстроить коммуникацию с внешним миром;

4) увеличивать объемы целенаправленной и продуктивной активности.

Все перечисленные компоненты способствуют обогащение внутреннего мира обучающихся. Помимо того, результатом культурологического воспитания выступает и определенное мотивационно-ценностное отношение младшего школьника к культуре в целом [3].

Культурологическое воспитание создает специальные педагогические условия для формирования духовно-нравственной личности ребенка.

Реализация культурологического воспитания характеризуется рядом базовых принципов (рис.1) [1, c.25].

 

Рис.1. Принципы реализации культурологического воспитания

Важно, что культурологическое воспитание младшего школьника осуществляется только в единой системе, порождая новые традиции, личностные смыслы, знания, способы деятельности и др.

Таким образом, культуротворчество является неотъемлемым компонентом системы воспитания в начальной школе, поскольку оно содействует формированию нравственности личности ребенка, его мировоззренческих позиций как гражданина, его ценностных представлений.

Реализация культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников возможна и педагогически целесообразна, т.к. его сущность, содержание, структура способствуют достижению цели нравственного воспитания младших школьников.

 

Список литературы

  1. Власова И.С. Культуротворческое воспитание младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2014. – №3. – С.22-25
  2. Ибашьян К.Ф. Культурологические основы в системе воспитания человека культуры // Аналитика культурологии. – 2007. – №7.
  3. Стукалова О.В. Универсальная категория жизни (феномен игры в контексте современной педагогики искусства) // Педагогика искусства. – 2009. – №4.
  4. Течиева В.З. Формирование нравственно-гуманистических ценностей у школьников в условиях поликультурной образовательной среды // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2013. – №1(12). – С.251-253.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА