автор: Марчук Анжелика Валентиновна
учитель начальных классов Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение “Школа № 88 городского округа Донецк” Донецкой Народной Республики
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Марчук Анжелика Валентиновна,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №88 г. Донецка»
Культурологическое воспитание младших школьников способствует у детей формированию их мировоззрения. Это достигается благодаря различного рода источникам:
1) фольклору – сказки, игры, считалки, поговорки;
2) литературных произведений;
3) средств массовой информации;
4) опыт взрослых.
Важно отметить, что собственно обучение в начальной школе является первостепенным в формировании картины мира и самосознания школьников. Идентификация себя и мира происходит с помощью:
1) развития мировосприятия;
2) развития собственного «Я» и образа мира;
3) социализации;
4) самосознания;
5) самоопределения в мире.
В современной системе образования существуют два научных подхода, реализующих деятельность в сфере культуросообразного воспитания и образования:
1) педагогическая культурология – совокупность педагогики и культурологии, в пределах которой даются объяснения содержанию и формам развития педагогической культуры с позиции культурологии;
2) педагогическая культурология – совокупность культурологии и философии, характеризующую природу образования, развития и саморазвития детей.
Под воспитание обучающихся, по мнению М.С.Кагана, следует понимать процесс культурации ребенка, осознания и присвоения ценностей культуры.
Культурологическое воспитание трактуется как:
1) «восхождение к субъективности» младшего школьника (М.С.Каган);
2) «непрерывное становление к целостности», «возможность к самоопределению» (Г.С.Батищев).
Е.В.Бондаревская культуросообразное воспитание определяет, как процесс побуждения младшего школьника к культурному саморазвитию и процесс оказания ему необходимой помощи. Основой, согласно ее точке зрения, является идея ценности саморазвития ребенка как творческой личности. Помимо того, к структурным составляющим воспитания культуры детей автор относит следующие:
1) человек – предмет воспитания;
2) культура – обстановка, в которой формируется личность;
3) творчество – способ развития человека в культуре.
Характерными особенностями культурологических основ в системе воспитания являются такие, как [1, c.22]:
1) аксиологический компонент – ценностно-смысловая направленность воспитания (В.А.Караковский, И.А.Колесникова, Н.Е.Щуркова и др.);
2) диалоговый компонент – субъективная позиция участников воспитательного процесса (В.В.Горшкова, И.А.Колесникова, С.Ю.Курганов и др.);
3) цели и стратегии жизни обучающихся (В.И.Андреев, А.А.Асмолов, В.В.Давыдо и др.);
4) системная ориентация воспитательного процесса (Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов и др.).
По мнению А.В.Иванова, составным элементом культурологического воспитания является культурная педагогическая среда.
На наш взгляд, данный вид воспитания позволяет закладывать в личность младших школьников такие качества, как:
1) внутренняя позиция ребенка;
2) сформированное творческое воображение;
3) способность к сопереживанию, что позволит в дальнейшем выстроить коммуникацию с внешним миром;
4) увеличивать объемы целенаправленной и продуктивной активности.
Все перечисленные компоненты способствуют обогащение внутреннего мира обучающихся. Помимо того, результатом культурологического воспитания выступает и определенное мотивационно-ценностное отношение младшего школьника к культуре в целом [3].
Культурологическое воспитание создает специальные педагогические условия для формирования духовно-нравственной личности ребенка.
Реализация культурологического воспитания характеризуется рядом базовых принципов (рис.1) [1, c.25].
Рис.1. Принципы реализации культурологического воспитания
Важно, что культурологическое воспитание младшего школьника осуществляется только в единой системе, порождая новые традиции, личностные смыслы, знания, способы деятельности и др.
Таким образом, культуротворчество является неотъемлемым компонентом системы воспитания в начальной школе, поскольку оно содействует формированию нравственности личности ребенка, его мировоззренческих позиций как гражданина, его ценностных представлений.
Реализация культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников возможна и педагогически целесообразна, т.к. его сущность, содержание, структура способствуют достижению цели нравственного воспитания младших школьников.
Список литературы
- Власова И.С. Культуротворческое воспитание младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2014. – №3. – С.22-25
- Ибашьян К.Ф. Культурологические основы в системе воспитания человека культуры // Аналитика культурологии. – 2007. – №7.
- Стукалова О.В. Универсальная категория жизни (феномен игры в контексте современной педагогики искусства) // Педагогика искусства. – 2009. – №4.
- Течиева В.З. Формирование нравственно-гуманистических ценностей у школьников в условиях поликультурной образовательной среды // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2013. – №1(12). – С.251-253.