автор: Мастицкая Ксения Николаевна
учитель
МАОУ НОШ № 13
Смешанное обучение на уроках английского языка в начальной школе.
Смешанное обучение на уроках английского языка в начальной школе
Можно ли провести хороший урок, используя лишь мел и доску? Конечно, да; но вряд ли его можно будет назвать современным, и он вряд ли удовлетворит интересы всех учащихся.
Более того, в современном мире учащимся нужно усвоить и отработать большие объёмы информации. Это особенно актуально при обучении иностранному языку, так как для овладения всеми навыками (чтением, говорением, аудированием и письмом) необходимо большое количество практики. Многочисленное количество упражнений по учебнику, постоянное зазубривание лексики снижает мотивацию к изучению иностранного языка. Необходимы другие формы усвоения нового лексического материала и отработки грамматических форм, которые будут более наглядны, и будут отвечать интересам современных детей.
Смешанное обучение позволяет дать не только мотивацию при изучении предмета, натренировать необходимые навыки, но и привнести технологии в учебный процесс, а также учесть индивидуальный темп учащегося, дать мотивацию и отследить его личные достижения.
Международное общество технологии в образовании определяет данную технику как метод, комбинирующий в себе цифровые или онлайн учебные материалы и задания с традиционными методами обучения.
Наиболее известная типология моделей смешанного обучения была разработана в 2012 г. сотрудниками американского Инсти-тута Кристенсена (Christensen Institute) Х. Стейкером и М. Хорном и включает в себя шесть моделей: 1) «Face-to-Face Driver» (варианты смыслового перевода: «аудиторное обучение с онлайн-поддержкой», «очное обучение с частичным применением технологий»); 2) «Rotation» («ротационная модель», или «модель чередования»); 3) «Flex» («гибкая модель», «гибкий план», «гибкая адаптационная модель»); 4) «Online Lab» («онлайн лаборатория»); 5) «Selfblend» («факультативное самостоятельное онлайн-обучение», «саморегулируемое обучение»); 6) «Online Driver» («онлайн-обучение с аудиторной поддержкой»; «дистанционное онлайн-обучение» и просто «онлайн-обучение»).
Однако при выборе модели следует учитывать такие особенности как возраст учащихся и психологическая зрелость.
В начальной школе на уроках английского языка широкое применение получила модель «Перевёрнутый класс» (“Flipped classroom”). Она предполагает самостоятельное изучение теоретического материала с использованием интернет-источников, затем в классе организуется обсуждение темы, разбор ключевых моментов. Далее учащимся предлагается практическая работа по отработке навыков применения учебного материала.
Применяя данную модель, была изучена тема по грамматике “The Present Continuous Tense”. В качестве домашнего задания детям были отправлены видеоматериалы с объяснением темы. Необходимо было изучить их, законспектировать и составить вопросы. На уроке ребята обсуждали свои вопросы, отвечали на них, формулировали общие выводы и выводили правило применения данного грамматического времени. Далее переходили к практике применения изученного учебного материала.
При использовании приема «смена рабочих зон», педагог должен создать внутри аудитории, используемой для очного занятия, несколько зон, в которых учащиеся будут выполнять разные задания. Можно рекомендовать создавать три зоны. В первой проходит очное общение с педагогом, она является обязательной. Во второй необходимо организовать командное общение учащихся, где задача выполняется в группе. В третьей зоне может быть организовано использование цифровых ресурсов в самостоятельном порядке. В каждой зоне ученики выполняют определенную задачу, каждые 10-15 минут происходит переход групп от одной зоны к другой.
Использование модели «смена рабочих зон» позволило изучить новую лексику по теме «Цвета» во 2 классах. В первой зоне учащиеся знакомились с новым лексическим материалом вместе с учителем и аудиозаписью, далее переходили в зону, где с использованием цифровых ресурсов (онлайн тренажеров) заучивали новую лексику, затем, в третьей зоне, в парах учились применять изученный материал на практике.
Опыт применения смешанного обучения показал, что у учащихся повысилась мотивация к изучению предмета. Наличие интерактивных задач вызывает интерес у ребят. Урок приобретает черты игры. Вместе с этим повышается и уровень освоения учебного материала.
Подводя итог, следует отметить, что выбор модели может варьироваться в зависимости от возраста и зрелости, готовности учащихся самостоятельно организовывать и контролировать свою учебную деятельность. Большой выбор моделей смешанного обучения позволяет встроить его практически под любой класс, под разный возраст, увеличивая или уменьшая долю самостоятельной интерактивной работы.
