автор: Матчитова Октябрина Егоровна
Воспитатель
ГКОУ РС(Я) РС(К) ОШ-И г. Якутск

Долгосрочный проект «Дружба народов»

Долгосрочный творческий проект «Дружба народов мира»

Актуальность проекта:

Наше общество представляет собой большую коммунальную квартиру, в которой живут люди разной национальности, вероисповедания. Они живут рядом, плечом к плечу им нельзя ссориться, они должны жить в мире и согласии, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем, кто живет рядом, не зависимо от того, что эти люди говорят на другом языке, по-другому молятся, соблюдают иные традиции.

Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, коллектив ДОУ  разработал проект «Дружба народов мира», который направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, чуткости, справедливости, отзывчивости; воспитание чувства гордости за людей, живущих в дружбе со всеми народами.

Цель проекта:

Воспитывать толерантность и дружеское отношение к разным народам мира.

Задачи:

  1. Формировать знания об особенностях национального быта разных народов.
  2. Развивать связную речь дошкольников, обогащать их словарный запас.
  3. Развивать интерес к истории, традициям, жизни людей.

Участники проекта:

дети всех возрастных групп, родители, педагоги.

Сроки реализации проекта:

Октябрь  – апрель

Предполагаемые результаты:

  • Дети получили качественные знания о культурах различных народов, познакомились с национальными особенностями.
  • У детей сформирован интерес к жизни и традициям народов разных стран.
  • Словарный запас детей обогащен новыми терминами, понятиями.
  • Дети уважительно относятся к другим народам.

Используемые в проекте виды детской деятельности:

  • Музыкально-художественная
  • Игровая
  • Продуктивная
  • Познавательно-исследовательская
  • Чтение художественной литературы.

Работа по реализации проекта ведется по этапам:

1 этап «Методический»:

  • Сбор информации по теме.
  • Определение основных направлений работы.
  • Подготовить материально-техническую базу и создание мотивационных, организационных, нормативно-правовых, программно-методических, информационных условий для ознакомления дошкольников с национальностями людей, проживающих на территории нашего края.

2 этап «Содержательный»:

Изучение устного творчества различных народов:

  • Стихи.
  • Загадки.
  • Рассказы, сказки.
  • Пословицы и поговорки.
  • Знакомство со словами «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста» и т. д. на различных языках.

Защита презентации «Я узнал»

Музыкальное творчество:
• Прослушивание песен и произведений разных народов.
• Презентация «Танцы, пляски, хороводы разных народов».
Национальная кухня:
• Презентация «Блюда разных национальностей».
• Презентация «Знакомство с национальными овощами и фруктами».
3 этап «Досуговый»:
• Беседы,
• Просмотры мультфильмов разных стран
• Знакомство с народными национальными подвижными играми.
4 этап «Аналитический»:
• Систематизирование методического материала
• Сопоставление промежуточных результатов с задачами проекта
5 блок «Отчетный»:
• Фестиваль «Все мы разные, но все мы вместе»

 

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный:
  • Изучение теоретических вопросов проблемы. Анализ методической литературы по теме.
  • Сбор информации (фото, исторический материал) о национальностях.
  • Создание «банка» на электронных носителях о костюмах, флагах, песнях, произведений искусства, быта, танцах, блюдах и т. д. разных национальностей.
  • Изготовление практического материала (детали костюмов, рисование флагов, животных разных стран).
  • Разработка сценариев бесед и фестиваля.
  • Разработка конспектов НОД по интернациональному воспитанию, создание информационных условий для реализации проекта (консультации для родителей и педагогов).
  • Определение участников фестиваля.
  1. Основной:
  • Систематизация и накопление методического материала.
  • Проведение бесед с педагогами по интернациональному воспитанию дошкольников.
  • Беседы с детьми о толерантности. Дать понятие о том, что толерантность – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Формировать умение терпимо относится к другим народам.
  • Игровые образовательные мероприятия во всех возрастных группах .
  • Изобразительная деятельность. Раскрашивание по образцу «Национальные костюмы», аппликация «Хоровод дружбы».
  • Игровая деятельность. Дидактическая игра «Часть – целое» (по народным костюмам, дидактическая игра «Собери мир» (книга – пазл, дидактическая игра «Государственные символы России», Дидактическая игра «Путешествие по миру». Вызвать у детей интерес путешествовать по карте, закреплять знания детей о народах, живущих на нашей планете, подвижные игры разных народов.
  • Познавательная деятельность. Чтение сказок разных народов, чтение стихотворений В. Степанова «Российская семья», О. Александровой «Лучшее богатство», С. Маршака «Всемирный хоровод», Я. Акима «Есть одна планета – сад».
  • Знакомство детей с государственной символикой и народной культурой (демонстрация презентаций) по темам национальностей.
  • Создание мини-альбомов о странах, быте, блюдах, костюмах, растительном мире, животном мире, значимых архитектурных сооружений и мн. др.

III. Заключительный:

  • Организация фестиваля совместно с родителями и общественностью.

 

Мероприятия по этапам проекта для детей и педагогов.

 

Открытые занятия на тему «Дружба начинается с Улыбки»

ФИО воспитателя группа дата
1 Бережнова Л.А. Старшая группа 20.11.2017
2 Дьячковская В.М. Средняя группа 20.112017
3 Егорова Е.Н., Степанова Р.С. Старшая-подготовительная 20.11.2017

 

Открытые занятия на тему « Я узнал, что у меня есть огромная семья»

ФИО воспитателя группа дата
1 Полятинская Т.А. группа 20.11.2017
2 Слепцова С.И. Средняя группа 20.112017
3 Егорова Е.Н., Степанова Р.С. Старшая-подготовительная 20.11.2017

 

Описание проекта

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир отчизны – России.

При современном уровне миграции народов дошкольные учреждения посещают дети разных народностей, с разными культурными традициями, разным уровнем знания русского языка. Система дошкольного образования только на уровне частных детских садов может создавать для детей группы, объединяющие малышей по национальному признаку. В государственных учреждениях все дети распределяются по группам с учетом возраста.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже выучить язык, на котором они говорят. Вместе с тем бывают прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или, наоборот, испуг.

Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к национальной культуре через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. В социальном окружении важно дать детям правильные ориентиры: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.

Важным моментом толерантного воспитания является формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные».

Эффективность толерантного воспитания зависит от комплексного использования различных методов и средств.

 

Долгосрочный проект «Дружба народов»