автор: Матчитова Октябрина Егоровна
Воспитатель
ГКОУ РС(Я) РС(К) ОШ-И г. Якутск
Долгосрочный проект «Дружба народов»
Долгосрочный творческий проект «Дружба народов мира»
Актуальность проекта:
Наше общество представляет собой большую коммунальную квартиру, в которой живут люди разной национальности, вероисповедания. Они живут рядом, плечом к плечу им нельзя ссориться, они должны жить в мире и согласии, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем, кто живет рядом, не зависимо от того, что эти люди говорят на другом языке, по-другому молятся, соблюдают иные традиции.
Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, коллектив ДОУ разработал проект «Дружба народов мира», который направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, чуткости, справедливости, отзывчивости; воспитание чувства гордости за людей, живущих в дружбе со всеми народами.
Цель проекта:
Воспитывать толерантность и дружеское отношение к разным народам мира.
Задачи:
- Формировать знания об особенностях национального быта разных народов.
- Развивать связную речь дошкольников, обогащать их словарный запас.
- Развивать интерес к истории, традициям, жизни людей.
Участники проекта:
дети всех возрастных групп, родители, педагоги.
Сроки реализации проекта:
Октябрь – апрель
Предполагаемые результаты:
- Дети получили качественные знания о культурах различных народов, познакомились с национальными особенностями.
- У детей сформирован интерес к жизни и традициям народов разных стран.
- Словарный запас детей обогащен новыми терминами, понятиями.
- Дети уважительно относятся к другим народам.
Используемые в проекте виды детской деятельности:
- Музыкально-художественная
- Игровая
- Продуктивная
- Познавательно-исследовательская
- Чтение художественной литературы.
Работа по реализации проекта ведется по этапам:
1 этап «Методический»:
- Сбор информации по теме.
- Определение основных направлений работы.
- Подготовить материально-техническую базу и создание мотивационных, организационных, нормативно-правовых, программно-методических, информационных условий для ознакомления дошкольников с национальностями людей, проживающих на территории нашего края.
2 этап «Содержательный»:
Изучение устного творчества различных народов:
- Стихи.
- Загадки.
- Рассказы, сказки.
- Пословицы и поговорки.
- Знакомство со словами «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста» и т. д. на различных языках.
Защита презентации «Я узнал»
Музыкальное творчество:
• Прослушивание песен и произведений разных народов.
• Презентация «Танцы, пляски, хороводы разных народов».
Национальная кухня:
• Презентация «Блюда разных национальностей».
• Презентация «Знакомство с национальными овощами и фруктами».
3 этап «Досуговый»:
• Беседы,
• Просмотры мультфильмов разных стран
• Знакомство с народными национальными подвижными играми.
4 этап «Аналитический»:
• Систематизирование методического материала
• Сопоставление промежуточных результатов с задачами проекта
5 блок «Отчетный»:
• Фестиваль «Все мы разные, но все мы вместе»
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный:
- Изучение теоретических вопросов проблемы. Анализ методической литературы по теме.
- Сбор информации (фото, исторический материал) о национальностях.
- Создание «банка» на электронных носителях о костюмах, флагах, песнях, произведений искусства, быта, танцах, блюдах и т. д. разных национальностей.
- Изготовление практического материала (детали костюмов, рисование флагов, животных разных стран).
- Разработка сценариев бесед и фестиваля.
- Разработка конспектов НОД по интернациональному воспитанию, создание информационных условий для реализации проекта (консультации для родителей и педагогов).
- Определение участников фестиваля.
- Основной:
- Систематизация и накопление методического материала.
- Проведение бесед с педагогами по интернациональному воспитанию дошкольников.
- Беседы с детьми о толерантности. Дать понятие о том, что толерантность – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Формировать умение терпимо относится к другим народам.
- Игровые образовательные мероприятия во всех возрастных группах .
- Изобразительная деятельность. Раскрашивание по образцу «Национальные костюмы», аппликация «Хоровод дружбы».
- Игровая деятельность. Дидактическая игра «Часть – целое» (по народным костюмам, дидактическая игра «Собери мир» (книга – пазл, дидактическая игра «Государственные символы России», Дидактическая игра «Путешествие по миру». Вызвать у детей интерес путешествовать по карте, закреплять знания детей о народах, живущих на нашей планете, подвижные игры разных народов.
- Познавательная деятельность. Чтение сказок разных народов, чтение стихотворений В. Степанова «Российская семья», О. Александровой «Лучшее богатство», С. Маршака «Всемирный хоровод», Я. Акима «Есть одна планета – сад».
- Знакомство детей с государственной символикой и народной культурой (демонстрация презентаций) по темам национальностей.
- Создание мини-альбомов о странах, быте, блюдах, костюмах, растительном мире, животном мире, значимых архитектурных сооружений и мн. др.
III. Заключительный:
- Организация фестиваля совместно с родителями и общественностью.
Мероприятия по этапам проекта для детей и педагогов.
Открытые занятия на тему «Дружба начинается с Улыбки»
№ | ФИО воспитателя | группа | дата |
1 | Бережнова Л.А. | Старшая группа | 20.11.2017 |
2 | Дьячковская В.М. | Средняя группа | 20.112017 |
3 | Егорова Е.Н., Степанова Р.С. | Старшая-подготовительная | 20.11.2017 |
Открытые занятия на тему « Я узнал, что у меня есть огромная семья»
№ | ФИО воспитателя | группа | дата |
1 | Полятинская Т.А. | группа | 20.11.2017 |
2 | Слепцова С.И. | Средняя группа | 20.112017 |
3 | Егорова Е.Н., Степанова Р.С. | Старшая-подготовительная | 20.11.2017 |
Описание проекта
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир отчизны – России.
При современном уровне миграции народов дошкольные учреждения посещают дети разных народностей, с разными культурными традициями, разным уровнем знания русского языка. Система дошкольного образования только на уровне частных детских садов может создавать для детей группы, объединяющие малышей по национальному признаку. В государственных учреждениях все дети распределяются по группам с учетом возраста.
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже выучить язык, на котором они говорят. Вместе с тем бывают прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или, наоборот, испуг.
Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к национальной культуре через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. В социальном окружении важно дать детям правильные ориентиры: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.
Важным моментом толерантного воспитания является формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные».
Эффективность толерантного воспитания зависит от комплексного использования различных методов и средств.