автор: Махмутова Гульназ Айдаровна

Педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Азино» Советского района г. Казани»

Рабочая программа педагога дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Азино» Советского района г. Казани»

Рабочая программа педагога дополнительного образования

«Шахматы в школе» 1 год обучения

 

       Автор – составитель:

Махмутова Гульназ Айдаровна

 

Казань

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка 3
  2. Учебный план. 1 год обучения 7
  3. Содержание учебного плана. 1 год обучения 9
  4. Организационно-методическое обеспечение программы 12
  5. Ожидаемые образовательные результаты. 1 год обучения 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

 

  1. Пояснительная записка

 

Актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Программа «Шахматы в школе» является модифицированной дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленности, которая предназначена для обучающихся 1-3-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы» под редакцией А.Г. Дорофеевой,  в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы А.Г. Дорофеевой).

Актуальность данной программы заключается в том, что  шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме. Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость — это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.

Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

 

Особенности и новизна программы.

Программа разработана с учетом современных направлений развития шахмат. В последнее время очень сильно выросла спортивная составляющая шахмат. Тенденция к ускоренным контролям времени на соревнованиях, а также новейшие компьютерные игровые программы и базы данных – все это предъявляет повышенные требования к уровню подготовки шахматиста. В программе реализуется не только принцип «от простого к сложному» (т. е. последовательного усложнения материала), но и принцип историзма – теория шахмат раскрывается как исторический (хронологический) процесс непрерывного углубления в законы шахматной игры, который происходил в течении нескольких столетий и продолжается в наши дни.

Начальный курс (1 год обучения) игры в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению “доматового” периода игры.   На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. 

Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные задачи), а также стихов и сказок, активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана, адаптированного к условиям школы.

Настоящая программа предназначена для общеобразовательных учреждений для 1 года обучения для учащихся 1-3 классов в возрасте 7-10 лет. Занятия проводятся на базе СОШ № 171. Выполнение программы рассчитано на 144 часа по 4 часа в неделю на 6 групп.

 

Цель программы. Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, обучение их основам шахматной игры, организация содержательного досуга посредством обучения игры в шахматы.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  • формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).   
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  • ознакомление с правилами шахматной игры, шахматной нотацией, порядком записи партии и позиций;
  • способствовать пониманию цели шахматной партии;
  • сформировать навык самостоятельной работы с шахматной доской;
  • развить устойчивый интерес к шахматной игре, как средству досуга;

 Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;
  • Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

         Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
  • принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковыйНаиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

Практическая игра.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

Участие в турнирах и соревнованиях.

 

  1. Учебный план. 1 год обучения

 

№ п/п Тема Количество часов Формы

аттестации/

контроля

Теория Практика Всего часов
1. Вводное  занятие. Инструктаж по технике безопасности 1 1 Опрос
2. Первое знакомство с Шахматным королевством. Шахматы – спорт, наука, искусство. 1 1 Беседа. Опрос
3-7. Шахматная доска – поле шахматных сражений. Правила игры. Первоначальные понятия. 3 2 5 Опрос
8-11. Шахматные фигуры. Первое знакомство. Тактика игры. 2 2 4 Опрос
12-14. Ладья. 2 1 3 Опрос. Решение задач
15-17. Слон. 2 1 3 Опрос. Решение задач
18-20. «Могучая фигура» Ферзь. 2 1 3 Опрос. Решение задач
21-25. Благородные пешки черно-белой доски. 3 2 5 Опрос. Решение задач
26-28. Король – самая важная, главная фигура. Стратегия игры. 2 1 3 Опрос. Решение задач
29-33. Конь. 3 2 5 Опрос. Решение задач
34-41. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. 2 6 8 Опрос
42-51. Мат – цель игры. 2 8 10 Решение задач
52-58. Рокировка. 2 5 7 Опрос
59-63. Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур. 2 3 5 Опрос
64-66 Шахматная запись 1 2 3 Беседа. Запись
67-81. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Дебют. Правила и законы дебюта. 5 10 15 Тестирование.
82 Результат партии. 1 2 3 Тестирование
83-89 Ничья. Пат. Вечный шах 2 5 7 Тестирование
89-105 Техника «матования». 6 11 17 Опрос
106-120 Тактические удары и комбинации 5 10 15 Опрос
121-122 Повторение. Проверочная работа. Пат 2 2 Тестирование
123-124 Повторение. Проверочная работа. Мат двумя ладьями, мат ферзем и ладьей 2 2 Тестирование
125-142 Спортивно-массовые мероприятия.   2 13 15 Участие в соревнованиях
143-144 Повторение. Мат ферзем. Подведение итогов года 2 2 Тестирование
Итого: 49 95 144

 

  1. Содержание учебного плана. 1 год обучения

 

№ занятия Содержание
1. Знакомство с ребятами. Провести инструктаж по технике безопасности (правила техники безопасности, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях).
2. Первое знакомство с Шахматным королевством. Шахматы – спорт, наука, искусство. Рассказать краткую историю шахмат, о возникновении и родине шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований.
3-7. Теория: Шахматная доска – поле шахматных сражений. Ознакомление учащихся с правилами турнирного поведения. Знакомство с основными понятиями: горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги.

Практическая часть:

– правильная расстановка фигур на доске;

– передвижение фигур на индивидуальных досках;

8-11. Теория: Шахматные фигуры. Первое знакомство. Тактика игры. Белая и черная армии. Правило «Тронул – ходи!».

Практическая часть:

Закончи предложение «Взялся за фигуру-,,,!». Вопросник на тему как поправлять фигуру.

12-14. Теория:  Ладья. Прямолинейная, бесхитростная. Ход, взятие.

Практическая часть:

Одна против пешек. Лабиринт. «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Кратчайший путь».

Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры».

15-17. Теория:  Слон. Ход, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Где сильнее: на краю, в центре, в углу? Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона.

Практическая часть:

«Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Сними часовых», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

18-20. Теория: «Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя. Ход, взятие. Где сильнее? Центр, край, угол.

Практическая часть:

Ферзь против ладьи, слона. Игры: «Кто быстрее съест ферзем фигуры у противника. Кто быстрее доберется до 8 – (1-й линии).

21-25. Теория: Благородные пешки черно-белой доски. «Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла — фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила. «Подножка» (правило взятие на проходе).

Практическая часть:

Игра «Кто быстрее дойдет до 8-й (1-й) линии. Рисование пешки

26-28. Теория: Король – самая важная, главная фигура. Стратегия игры. Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).

Практическая часть:

«Игра на уничтожение», «Один в поле воин».

29-33. Теория: Конь. «Прыг, скок и вбок». Ход, взятие, сила. Необычный шаг. Ходит буквой «Г» и так и сяк.

Практическая часть:

Рисование коня. Игра конем на усеченной доске. Конь против ферзя, ладьи, слона. «Съедание конем» (белый конь решил «пообедать», помоги ему сделать это).

34-41. Теория: Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Что такое шах. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

Практическая часть:

Нарисовать, как вы представляете себе шах. Решение задач на постановку шаха.

42-51. Теория: Мат – цель игры. Понятие шахматного термина «мат». Мат – цель  шахматной игры. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Мат различными фигурами.

Практическая часть: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Решение простейших шахматных задач на мат одинокому королю. Решение шахматных задач на все виды шахматных матов: линейный, мат с поддержкой, диагональный, вертикальный, горизонтальный маты.

52-58. Теория: Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. «Рокировка».

Практическая часть: Ученики определяют, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

59-63. Теория: Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.

Практическая часть: задание на ценность фигур. Задание на равноценный размен фигур.

64-66 Теория: Шахматная запись. Объяснение правил записывания ходов

Практическая часть: Задание на запись недостающих шахматных букв. Вставление недостающих шахматных цифр. Запись позиции.

67-81. Теория: Шахматная партия. Начало шахматной партии. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Правила и законы дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Определение дебюта.

Практическая часть: Игра всеми фигурами из начального положения.

82 Теория: Результат партии. Случаи ничьи. Теоретически ничейные позиции. Король, конь, Король.

Практическая часть: Тестирование «Как закончится партия?». Разыгрывание партии, чтобы получился пат. Постановка вечного шаха.

83-89 Теория: Ничья. Пат. Вечный шах. Варианты ничьей. Пат. Отличие пата от мата. Практическая часть: Примеры на пат. Тестирование на пат.
89-105 Теория: Техника «матования». Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Практическая часть:

106-120 Теория: Тактические удары и комбинации. Понятие тактического удара как неожиданного хода, использующего дефекты позиции соперника.

Практическая часть: Комбинация (вариант) приводящий к получению преимущества.

121-122 Теория: Повторение «Пат».

Практическая часть: Проверочная работа. Пат

123-124 Теория: Повторение. Мат двумя ладьями, мат ферзем и ладьей

Практическая часть: Проверочная работа. Мат двумя ладьями, мат ферзем и ладьей

125-142 Спортивно-массовые мероприятия.  Теория: подготовка к соревнованиям. Психологическая подготовка юного спортсмена к соревнованиям.

Практика: участие в соревнованиях и турнирах.

143-144 Повторение. Мат ферзем. Подведение итогов года

 

  1. Организационно-методическое обеспечение программы

 

Для проведения занятий необходимы комплекты шахмат, шахматные часы, демонстрационная доска  с комплектом демонстрационных фигур, стол для руководителя, столы и стулья для учащихся, рабочие тетради для записи, бланки для записи партий. При подготовке к занятиям используются методические пособия, Интернет.

На большой демонстрационной магнитной доске размером 1.5 *1.5 проводятся занятия в форме лекции, по каждой теме согласно календарному плану. Прием изучения шахмат от простого к сложному. Решаются тактические задачи. Если задача не решается она откладывается на окончание занятия. Если и в этом случае задача не решается она разбирается педагогом.

Форма занятий в свободном стиле. Это и лекция, это опрос, ответ на вопросы – все в одном флаконе. Окончание занятия сопровождается непременным домашним заданием. Во время занятий непременно игра с педагогом. Этот прием всегда и способствует педагогу увидеть, в чем каждый ученик не успевает в обучении. Педагог также играет индивидуально, но с часами (шахматными). Игра с часами способствует тренировке быстрого мышления и принятия плана.

Подведение итогов по теме, заключается в том, что педагог расставляет задачу на доске несколько сложного уровня на занятии. Если ученик усвоил данную тему, то должен решить задание.

 

  1. Ожидаемые образовательные результаты. 1 год обучения

 

К концу обучения по программе дети Форма контроля
Знают:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;
  • названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;
  • цель игры: мат, пат, ничья;
  • шахматную нотацию;
  • абсолютную и относительную ценность фигур;
  • приёмы и способы матования одинокого короля (мат ферзем, двумя ладьями);
  • историю возникновения шахматной игры;
  • правила игры.

Умеют:

  • проводить простые комбинации;
  • владеть техникой матования одинокого короля;
  • решать простейшие задачи;
  • записывать партию до 10-го хода.
  • приобретут теоретические знания и практические навыки в шахматной игре;
  • повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной работоспособности; сформируют умения производить логические операции.
  • сформируют личностные качества – трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность и потребность ведения здорового образа жизни.
– участие обучающихся в соревнованиях,

– выполнение контрольно – проверочных работ

– конкурсы по решению задач

– игра во время занятия

-опросы

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Для педагога:

  1. Дорофеева А. Г. Хочу учиться шахматам! – М.: «Русский шахматный дом», 2017.-160с.
  2. Иващенко С. Учебник шахматных комбинаций. Том 1а, 2016. – 144с.
  3. Карпов А. «Учитесь играть защиту Каро-Канн», (2-е изд.) – М., 2015. – 102с.
  4. Кобленц А.Н. Уроки шахматной стратегии; Предисл. М. Таля.- М., 2016. – 111с.
  5. Конотоп В.А., Конотоп С.В. Тесты по тактике для шахматистов 3 разряда. Подольск, 2017. – 160с.
  6. Левенфиш Г.Я., Смыслов В.В. Теория ладейных окончаний. – 7-е изд., перераб. и доп. – М., 2006. – 255с.
  7. Пожарский В.А. Шахматный учебник. – Рязань, 2017. – 528с.
  8. Тараш Зигберт. Что должен каждый знать о миттельшпиле. Учебник шахматной игры. / Под. ред. Р.К. Сафиуллина. – Казань, 2015. – 98с.
  9. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 308с.
  10. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 2007. – 329с.

 

Для учащихся:

  1. Дорофеева А. Г. Хочу учиться шахматам! – М.: «Русский шахматный дом», 2017.-160с.
  2. Иващенко С. Учебник шахматных комбинаций. Том 1а, 2016 – 144с.

 

Рабочая программа педагога дополнительного образования