автор: Нагих Наталия Валерьевна
заместитель директора по УВР в начальной школе МБОУ СОШ № 90 ХЭЦ
Педагогический проект “Управление педагогическим коллективом в условиях образовательного учреждения как “обучающейся организации”
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 90
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»
630108, город Новосибирск, Ленинский район, ул. Забалуева, 10а
тел./факс (383) 3410987, email: sch_90_nsk@nios.ru
Городской конкурс инновационных проектов
«Инновации в образовании»
Номинация «Современные системы управления»
Проект «Управление педагогическим коллективом в условиях образовательного учреждения как «обучающейся организации»»
Автор проекта: Нагих Наталия Валерьевна, заместитель директора по УВР в начальной школе, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Новосибирск, 2019
Оглавление
- Краткая аннотация проекта 3
- Описание учреждения 5
- Постановка проблемы 6
- Цели и задачи проекта 7
- Обоснование актуальности проекта 8
- Концепция проекта 10
- Содержание проекта 13
7.1.Диагностико-аналитический этап 13
7.2.Мотивационно-целевой этап 14
7.3. Планово-проектировочный этап 14
7.4.Организационно-исполнительский этап 15
7.5. Рефлексивно-оценочный этап 16
- Этапы реализации проекта 17
- Предполагаемый результат 21
- Критерии и показатели эффективности реализации проекта 23
- Материально-техническое, финансовое, кадровое и научно-методическое обеспечение проекта 26
- Система управления проектом 27
- Перспективы реализации проекта 28
- Список использованной литературы 29
- Приложения 30
15.1.Календарный план реализации проекта 30
15.2. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта 34
- Краткая аннотация проекта
Данный проект направлен на разрешение противоречий между образовательным учреждением как «обучающихся организаций» и недостаточным обоснованием процесса развития образовательного учреждения как «обучающейся организации»;
– между необходимостью осуществлять управление педагогическим коллективом образовательного учреждения как «обучающейся организацией» и сохранением традиционных подходов в деятельности субъектов управления, в частности, методических служб;
– между необходимостью осуществлять управление развитием педагогическим коллективом в образовательном учреждении как «обучающейся организации» результативно и отсутствием разработанной управленческой технологии.
Эти противоречия и легли в основу написания проекта, так как потребность в обучении, самореализации участников образовательных отношений (учителей), достаточно остро стоит на сегодняшний день. Мотивировать и стимулировать педагогов приходится в условиях традиционного управления. Осознано подходить к пониманию понятия «образовательная организация» поможет данный проект, а, следовательно, организовать каждому педагогу свою деятельность, готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Цель проекта: обоснование, разработка и проверка содержания и технологии управления педагогическим коллективом в условиях образовательного учреждения как «обучающейся организации».
В проекте представлен проблемный анализ основного понятия «образовательная организация» и актуальность введения понятия в образовательную деятельность.
Основная идея проекта заключается в том, что научно-методическая служба ОУ, осуществляя научно-методическое сопровождение педагогическим коллективом, представляется как деятельность, направленная на разрешение актуальных проблем педагогического коллектива и создание условий для его непрерывного развития. Такая деятельность будет способствовать развитию образовательного учреждения как «обучающейся организации».
Содержание проекта включает в себя: диагностико-аналитический этап,
мотивационно-целевой этап, планово-проектировочный этап, организационно-исполнительский этап, рефлексивно-оценочный этап, предполагаемый результат, критерии оценки результатов проекта, материально-техническое, финансовое, кадровое и научно-методическое обеспечение проекта, систему управления проектом, перспективы реализации проекта.
Срок реализации проекта – сентябрь 2019г. – май 2021г. – 2 года.
Опыт реализации проекта может быть полезен слушателям курсов повышения квалификации, управленческому персоналу образовательных учреждений разных типов и видов.
- Описание учреждения
Год создания школы – 1946. Создание на Западном жилом массиве, в 1992 году «Школы художественного комплекса» как духовного центра было реальной потребностью. В течение 10 лет (1992 – 2002гг.) апробирована модель школы с углубленным изучением предметов ХЭЦ. Школа реализует образовательные программы: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование. За разработку по обеспечению художественно – эстетического воспитания образовательное учреждение награждено дипломом десятого Российского Образовательного Форума в городе Москва (2006г.), дипломом Министерства образования и науки РФ (2007г.) Инновационная программа «Школа – город Новоученск» – ресурсный центр социальных преобразований» – победитель Конкурса ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы (2007г.) В 2014 году ОУ награждено двумя алыми золотыми медалями на образовательной выставке «УЧСИБ – 2014» за Программу развития «Образовательный центр «Школа успеха».
Реализовав успешно Программы развития ОО, работая в инновационном режиме как городская пилотная площадка «Непрерывное духовное, художественно – эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство», как городская инновационная площадка «Сетевое взаимодействие как модель интеграции и кооперации ресурсов для формирования опыта творческой деятельности и ценностных ориентиров всех участников образовательных отношений», можно говорить о сложившихся социокультурных, информационных, программно – методических и финансовых условиях развития школы. В 2017 году на территории школы открыт Парк ветеранов педагогического труда и стела «Учителю – герою нации посвящается…».
- Постановка проблемы
Известно, что эффективность управленческой деятельности значительно повышается, если она осуществляется технологично, однако технологии научно-методического сопровождения педагогическим коллективом, на сегодняшний день, являются недостаточно разработанными.
Отсюда возникают следующие противоречия:
- между образовательным учреждением как «обучающихся организаций» и недостаточным обоснованием процесса развития образовательного учреждения как «обучающейся организации»;
- между необходимостью осуществлять управление педагогическим коллективом образовательного учреждения как «обучающейся организацией» и сохранением традиционных подходов в деятельности субъектов управления, в частности методических служб;
- между необходимостью осуществлять управление развитием педагогическим коллективом в образовательном учреждении как «обучающейся организации» результативно и отсутствием разработанной управленческой технологии.
- Цели и задачи проекта
Цель проекта: обоснование, разработка и проверка содержания и технологии управления педагогическим коллективом в условиях образовательного учреждения как «обучающейся организации».
Задачи проекта:
- Уточнить признаки, позволяющие считать образовательное учреждение «обучающейся организацией».
- Разработать содержание и технологию управления педагогическим коллективом в условиях образовательного учреждения как «обучающейся организации».
- Определить критерии и показатели результативности технологии управления педагогическим коллективом в условиях образовательного учреждения как «обучающейся организации».
- Реализовать и проверить результативность технологии управления педагогическим коллективом в условиях образовательного учреждения как «обучающейся организации».
- Обоснование актуальности проекта
Особенность нынешнего состояния системы образования в том, что ее реформирование происходит на фоне высокой динамики изменений в обществе, неоднородности и ограниченности ресурсов образовательных учреждений. Положение образовательных организаций, находящихся в режиме функционирования и развития на будущее, не может быть перспективным. Сегодня обозначилась проблема «обучающегося» учреждения, и все большее признание получает положение о том, что современное общество будет иметь в качестве фундамента «обучающиеся организации» и «обучающиеся сообщества». Безусловно, необходимо рассматривать и с той точки зрения, что «обучающаяся организация» включает в себя ресурсы – учителей. Без профессионалов в области педагогики, «обучающаяся организация» – мертвый организм. В связи с этим, встает вопрос о необходимости развития, профессионального совершенствования педагога-исследователя, способного совершенствовать учебно-воспитательный процесс, направлять его на решение задач личностного становления и развития, а, следовательно, на развитие и совершенствование «образовательной организации».
В настоящее время в педагогической науке и практике отсутствует единый взгляд на признаки, позволяющие считать образовательное учреждение «обучающейся организацией», недостаточно раскрыта сущность образовательного учреждения как «обучающейся организации».
Исследователи феномена «обучающейся организации» рассматривают ее как цель и результат непрерывного организационного развития.
Развитие образовательного учреждения обеспечивается осуществляемыми в нем инновационными процессами (В. С. Лазарев, О. Е. Лебедев, М. М. Поташник и др.). При этом условием успешной реализации инновационных процессов выступает научно-методическое сопровождение педагогическим коллективом, как субъектом осуществления инноваций.
В условиях усложнения профессиональной деятельности, роста требований к уровню профессиональной компетентности, педагогу недостаточно тех форм, методов, средств методического сопровождения, которые традиционно используются в образовательных учреждениях, что требует изменений в деятельности научно-методических служб образовательных учреждений.
- Концепция проекта
Концептуальные основы проекта определились исходя из его ценностно-смыслового назначения – определение изменений в стратегии, средствах, технологии деятельности субъекта управления, (научно-методической службы ОУ) которые могут быть осуществлены с целью содействия развитию образовательного учреждения как «обучающейся организации».
Основная идея проекта заключается в том, что научно-методическая служба ОУ, осуществляя научно-методическое сопровождение педагогическим коллективом, представляется как деятельность, направленная на разрешение актуальных проблем педагогического коллектива и создание условий для его непрерывного развития. Такая деятельность будет способствовать развитию образовательного учреждения как «обучающейся организации».
Концептуальные основы отражают:
- Сущность образовательного учреждения как «обучающейся организации» – процесс и результат развития образовательного учреждения, обеспеченного непрерывностью инновационных процессов, осуществляемых в образовательном учреждении и непрерывным профессиональным развитием педагогического коллектива образовательного учреждения.
Образовательное учреждение как «обучающаяся организация» – это образовательное учреждение, объединяющее людей общими ценностями, ориентированное на создание условий для самореализации человека, постоянного обновления профессиональной компетентности, обусловленного внутренним стремлением педагогического коллектива и образовательного учреждения к непрерывному развитию.
Образовательное учреждение как «обучающаяся» организация характеризуется изменениями на 3 уровнях учреждения: персональном, командном, организационном.
Три уровня изменений проявляются в признаках, позволяющих считать образовательное учреждение «обучающейся организацией»:
- персональный уровень: направленность педагогического коллектива на непрерывное развитие, креативность, ответственность, рефлексивность;
- командный уровень: самоуправляемые рабочие команды, ориентация педагогического коллектива на работу в команде, лидерство;
- организационный уровень: непрерывность инновационных процессов, внутрифирменное обучение, климат, способствующий обучению.
Образовательное учреждение как «обучающуюся организацию» способна возглавить научно-методическая служба образовательного учреждения, в функционал которой традиционно входит сопровождение инновационных процессов и сопровождение развитием педагогического коллектива.
- Зависимость эффективности научно-методического сопровождения от возможности его наполнения новыми методами, формами, технологиями, способными обеспечить рост профессиональной компетентности педагога, адекватный меняющимся условиям деятельности и в соответствии с тенденциями развития современного образования. Особое значение приобретает использование гуманитарных технологий, которые стимулируют профессиональный рост и совершенствование педагогов, обеспечивают овладение инновационным опытом, повышают уровень адаптации к меняющимся условиям деятельности.
Наличие внутрифирменного обучения является одним из признаков «обучающейся организации». Как отмечает М.В. Кларин, внутрифирменное обучение решает задачи, как индивидуального развития педагогов, так и развития организации в целом. В связи с чем, внутрифирменное обучение правомерно рассматривать как ведущую стратегию (средство достижения долгосрочных целей) научно-методического сопровождения педагогическим коллективом в образовательном учреждения как «обучающейся организации».
Таким образом, средствами осуществления научно-методического сопровождения педагогическим коллективом в образовательном учреждении как «обучающейся организации» выступают внутрифирменное обучение и гуманитарные технологии.
Процесс научно-методического сопровождения педагогическим коллективом в образовательном учреждении как «обучающейся организации» выстраивается как комплексная совместная деятельность педагога и научно-методической службы, которая должна осуществляться технологично, поскольку это обеспечивает результативность сопровождения.
- Содержание проекта
Реализация проекта предполагает последовательные изменения в деятельности одного из субъектов управления – научно-методической службе, которая будет состоять в инновационной (поддержка инновационных процессов и проектов учреждения, обеспечение их непрерывности) и обучающей функций (внутрифирменное обучение педагогов), что согласно идеи проекта будет способствовать становлению ОУ как «обучающейся организации».
Содержание проекта составляет последовательная реализация этапов технологии научно-методического сопровождения развитием педагогического коллектива в образовательном учреждении как «обучающейся организации».
7.1.Диагностико-аналитический этап
В ходе реализации диагностико – аналитического этапа технологии научно-методического сопровождения образовательным учреждением как «обучающейся организации» будет:
- разработана структура профессиональной компетентности педагогического коллектива с учетом требований к личностным и профессиональным качествам педагогов «обучающейся организации»;
- отобран пакет методик диагностики профессиональной компетентности педагогического коллектива;
- проведена диагностика профессиональных затруднений и уровня развития профессиональной компетентности, диагностика и анализ соответствия образовательного учреждения «обучающейся организации».
Выявленные проблемы и затруднения педагогического коллектива и анализ профессиональной деятельности станут основанием для разработки программы создания климата, способствующего обучению, основанием для проектирования ИОМов педагогов и проектирования модульной программы внутрифирменного обучения.
Выявленные несоответствия ОУ «обучающейся организации» позволят определить направления развития ОУ.
7.2.Мотивационно-целевой этап
В задачи мотивационно-целевого этапа технологии входит повышение мотивации педагогов к непрерывному развитию через разработку и реализацию программы деятельности научно-методической службы по созданию климата, способствующего обучению.
Основу содержания программы составит:
- проведение тренинга развития профессионального самосознания педагогов;
- разработка и внедрение системы поощрений за деятельность, направленную на свое профессиональное развитие и развитие ОУ;
- мероприятия, направленные на нивелирование факторов, препятствующих обучению и саморазвитию педагогического коллектива.
7.3. Планово-проектировочный этап
На планово-проектировочном этапе технологии научно-методического сопровождения педагогическим коллективом в образовательном учреждения как «обучающейся организации» творческой экспериментальной группой из числа субъектов научно-методической службы и педагогов будет осуществлена разработка модульной программы внутрифирменного обучения.
Исходным основанием для проектирования программы станут:
- стратегические задачи развития образовательного учреждения;
- выявленные проблемы педагогического коллектива образовательного учреждения;
- актуальный уровень развития его профессиональной компетентности.
На планово-проектировочном этапе предполагается также проектирование индивидуальных образовательных маршрутов педагогов (на основе выявленных профессиональных затруднений, актуального уровня профессиональной компетентности, личных образовательных потребностей педагогического коллектива) и командоообразование.
Основной обучающейся единицей в современных организациях являются команды, что обеспечивает более высокие результаты, в том числе, более быстрое и эффективное индивидуальное развитие каждого педагога.
Команда профессионального развития (КПР) рассматривается как временный творческий коллектив педагогов, созданный на основе принципа добровольности, для решения проблемы, в которой все заинтересованы. Принципиальным отличием КПР от других видов профессиональных педагогических сообществ, количество которых, согласно классификации М.М. Поташника, доходит до 16 видов, является особенность целевых установок. Целевой установкой команд выступает решение актуальных задач, стоящих перед образовательным учреждением. В процессе решения данных задач развивается профессиональная компетентность каждого педагога. На этапе разработки проекта, исходя из проблем учреждения, предполагается создание команд по следующей проблематике:
- «Педагогические технологии в деятельности педагога»;
- «Структура урока ФГОС. Особенности и возможности на этапе рефлексии».
- «Система оценки обучающихся. Комплексный подход».
7.4.Организационно-исполнительский этап
На организационно-исполнительском этапе технологии научно-методического сопровождения образовательного учреждения как «обучающейся» организации предполагается:
- реализовать модульную программу внутрифирменного обучения;
- организовать и сопровождать деятельность КПР;
- сопровождать реализацию индивидуальных образовательных маршрутов педагогов.
7.5. Рефлексивно-оценочный этап
На рефлексивно-оценочном этапе технологии научно-методического сопровождения педагогическим коллективом в образовательном учреждении как «обучающейся организации» будет:
- проведена оценка эффективности реализации программы внутрифирменного обучения;
- повторное исследование и анализ динамики развития профессиональной компетентности каждого педагога;
- рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности педагога по реализации ИОМа;
- обобщение педагогического опыта, анализ наличия признаков «обучающейся организации».
Завершение проекта предполагает творческие отчеты педагогов, КПР, презентацию созданных в ходе реализации проекта педагогических продуктов, презентации портфолио педагогов.
8. Этапы реализации проекта
Этапы | Задачи | Сроки | Действия | Предполагаемый результат |
Диагностико–аналитический | 1.Разработать структуру профессиональной компетентности педагогического коллектива как «обучающейся организации».
2.Создать диагностический пакет для исследования уровня развития профессиональной компетентности и выявления наличия в учреждении признаков «обучающейся организации». |
1.09.19 31.10.19 | 1.Разработка структуры профессиональной компетентности педагогического коллектива как «обучающейся организации».
2.Отбор методик для исследования профессиональной компетентности и выявления признаков «обучающейся организации». 3.Проведение диагностики. |
1.Разработана структура профессиональной компетентности.
2.Создан диагностический пакет. 3.Констатация актуального уровня развития профессиональной компетентности педагогического коллектива и наличия признаков «обучающейся организации». |
Мотивационно-целевой | 1.Способствовать повышению мотивации педагогов на непрерывное развитие.
2.Определить целевые ориентиры по развитию профессиональной компетентности педагогического коллектива и развитию ОУ. |
1.11.19 30.04.20 | 1.Разработка и реализация программы создания климата, способствующего обучению.
2.Разработка системы поощрений педагогического коллектива. 3.Проведение тренинга «Развитие профессионального самосознания педагога». |
1.Разработана программа создания климата, способствующего обучению, внедрена система поощрений.
2.Определены целевые ориентиры по развитию профессиональной компетентности педагогического коллектива. |
Планово-проектиро-вочный | 1.Разработать программу внутрифирменного обучения.
2. Создать команды педагогов (КПР) для решения задач развития учреждения. 3. Спроектировать индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) педагогов . |
30.04.20 1.09.20 | 1.Разработка и презентация программы внутрифирменного обучения.
2.Информирование педагогов о возможностях повышения квалификации и презентации опыта. 3.Консультирование педагогов по проектированию ИОМ. 4.Определение проблематики и состава КПР, 5.Планирование деятельности КПР. |
1.Программа внутрифирменного обучения.
2.Программы ИОМ педагогов. 3.Планы работы КПР. |
Организа-ционно-исполнительский | 1.Реализовать программу внутрифирменного обучения.
2.Организовать деятельность профессиональных сообществ по решению задач развития ОУ. 3.Обеспечить реализацию ИОМ педагогов. |
1.09.20 30.04.21 | 1.Реализация программы внутрифирменного обучения.
2.Методическое консультирование педагогов по реализации ИОМ. 3.Поддержка самообразования. 4.Организация презентаций педагогического опыта. |
1.Информационно-методический банк внутрифир-менного развития профессиональной компетентности.
2.Педагогические продукты (сценарии праздников, пакеты диагностик, методические рекомендации, технологические карты, разработки занятий, публикации). |
Рефлексивно-оценочный | 1.Оценить результаты реализации программы внутрифирменного обучения.
2.Провести повторное исследование уровня развития профессиональной компетентности педагогического коллектива. 3.Оценить уровень соответствия ОУ «обучающейся организации». |
30.04.21- 31.05.21 | 1.Проведение диагностики уровня развития профессиональной компетентности.
2.Исследование наличия признаков «обучающейся организации». 3.Проведение творческих отчетов педагогов и публичных отчетов о деятельности КПР, презентации портфолио достижений, педагогических продуктов. |
1.Положительная динамика развития профессиональной компетентности педагогического коллектива.
2.Портфолио достижений педагогов. 3.Наличие признаков «обучающейся организации. 4.Портфолио образовательного учреждения. |
9. Предполагаемый результат и практическая значимость
В результате реализации проекта будет разработана и апробирована технология управления педагогическим коллективом в образовательном учреждении как «обучающейся организации», осуществляемая как совокупность последовательных этапов: диагностико–аналитического, мотивационно-целевого, планово-проектировочного, организационно-исполнительского, рефлексивно-оценочного;
- выявлен комплекс средств (форм, методов, технологий) осуществления управления педагогическим коллективом в образовательном учреждении как «обучающейся организации»;
- создан и апробирован пакет диагностических материалов, позволяющих осуществлять анализ соответствия образовательного учреждения «обучающейся организации» и выявлять динамику развития профессиональной компетентности педагогического коллектива;
- разработана методика диагностики удовлетворенности педагогического коллектива деятельностью научно-методической службы образовательного учреждения по осуществлению профессионального развития педагогов;
- разработано научно-методическое обеспечение профессионального развития педагогического коллектива (структура профессиональной компетентности педагогического коллектива «обучающейся организации», программа создания климата, способствующего обучению, модульная программа внутрифирменного обучения, тренинги, семинары, карта и методические рекомендации по проектированию и реализации ИОМа педагога, плана индивидуальной методической работы, плана самообразования, структура портфолио педагога, комплекс педагогических задач и т. д.);
Продукты проекта и опыт по реализации проекта могут быть востребованы в практике современных образовательных учреждений, а также применены в процессе курсовой и профессиональной подготовки кадров в учреждениях профессионально-педагогического образования.
10. Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Оценка результатов проекта осуществляется на основе внешних и внутренних критериев
Таблица 2
Критерии результативности управления педагогическим коллективом в условиях образовательного учреждения как «обучающейся организации»
Критерии | Показатели | Измерители |
Внешний критерий
(соответствие ОУ признакам «обучающейся организации») |
Непрерывность инновационных процессов. | Программы ОЭР, программы инновационной деятельности, проекты, реализуемые в ОУ, наличие технологии сопровождения педагогическим коллективом. |
Внутрифирменное обучение (приращение, обмен накопление знания организации). | Программы внутрифирменного обучения, информационно-методический банк, педагогические продукты. | |
Востребованность научно-методического сопровождения. | Методика «Удовлетворенность педагогов деятельностью научно-методической службы». | |
Достижения педагогического коллектива. | -количество педагогов аттестовавшихся на более высокие квалификационные категории;
-количество педагогов презентовавших педагогический опыт на различных уровнях; -количество призовых мест в профессиональных конкурсах, фестивалях, проектах; -количество публикаций педагогов. |
|
Внутренний критерий (профессиональная компетентность педагогического коллектива) | Ценностный (направленность на профессиональное развитие). | Анкета«Способность педагога к саморазвитию».
Анкета«Факторы, препятствующие и стимулирующие развитие педагога». |
Когнитивный
(знание современных профессиональных задач, владение педагогическими знаниями и умениями). |
Анкета«Изучение затруднений педагога в организации образовательного процесса». | |
Деятельностный (умение решать современные профессиональные задачи). | «Решение профессиональных педагогических задач»,
монографические самоотчеты. |
|
Личностный (ответственность, креативность, рефлексивность). | Тест «Локус контроля»
Тест Гилфорда Тест«Педагогическая рефлексия» |
- Материально-техническое, финансовое, кадровое и научно-методическое обеспечение проекта
Материально-техническое обеспечение проекта составляет техническое оборудование (персональные компьютеры, мультмедийное оборудование, необходимое для проведения мероприятий проекта), актовый зал и другие помещения с переставляемой мебелью (стулья, столы).
Финансовое обеспечение проекта: источников финансирования на момент разработки проекта нет.
Кадровое обеспечение проекта составляют директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, представители научно-методической службы образовательного учреждения: заместитель директора по научно-методической работе, методисты, руководителями профессиональных педагогических сообществ, руководители структурных подразделений.
Необходимо привлечение к осуществлению управлением педагогическим коллективом в образовательном учреждения как «обучающейся организации» приглашенных специалистов системы повышения квалификации, ученых, преподавателей ВУЗов, педагогов, вкоторые готовы и могут выступать в роли внешних консультантов.
Научно-методическое обеспечение проекта осуществляет заместитель директора по научно-методической работе МБОУ СОШ № 90 ХЭЦ и заместители директора УВР.
- Система управления проектом
Управление проектом осуществляет заместитель директора по научно-методической работе при поддержке научного консультанта.
Заместитель директора по научно-методической работе несет ответственность за обеспечение процесса развития ОУ как «образовательной организацией», является разработчиком методического инструментария в решении задач, связанных с реализацией программы развития ОУ, руководит инновационными процессами, планирует организацию и содержание научно-методической и опытно-экспериментальной работы, обеспечивает ее связь с образовательной деятельностью.
В качестве субъектов управлением педагогическим коллективом в образовательном учреждения как «обучающейся организации» согласно концепции проекта выступают представители научно-методической службы образовательного учреждения.
Состав научно-методической службы образовательного учреждения представлен заместителем директора по научно-методической работе, методистами, руководителями профессиональных педагогических сообществ, педагогом-психологом и другими специалистами.
Осознавая реальные возможности научно-методической службы образовательного учреждения, рассматривается привлечение к осуществлению управлением педагогическим коллективом в образовательном учреждении как «обучающейся организации» приглашенных специалистов системы повышения квалификации, ученых, преподавателей ВУЗов, педагогов, выполняющих диссертационные (кандидатские и магистерские) исследования, которые готовы и могут выступать в роли внешних консультантов.
- Перспективы реализации проекта
Перспективы дальнейшей реализации проекта следующие:
- разработка комбинации управленческих инструментов, способствующих развитию образовательного учреждения как «обучающейся организации»;
- изменения функционала субъектов управления в образовательном учреждении, обладающем признаками «обучающейся организации»;
- исследование возможностей и перспектив трансляции опыта образовательного учреждения по развитию профессиональной компетентности педагогического коллектива в условиях «обучающейся организации».
Опыт реализации проекта может быть полезен слушателям курсов повышения квалификации, управленческому персоналу образовательных учреждений разных типов и видов.
14. Список использованной литературы
- Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005. 290 с.
- Александрова Е.А. Педагогические команды как средство активизации инновационной деятельности образовательных учреждений: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Спб., 2007. – 22 с.
- Герасимов Е.И. Практико-ориентированный подход к повышению квалификации персонала в условиях «самообучающейся организации»: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Москва, 2007. 23 с.
- Дудина Л.И. Управление научно-методической работой как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов образовательных учреждений инновационного типа, гимназии. – Дис. канд. пед. наук. – М. 1999. – 185 с.
- Игнатьева Г.Г. «Самообучающаяся организация» как модель повышения квалификации педагога / Г. Игнатьева // Высшее образование в России. 2005. № 9. С. 56-60.
- Компетентностная модель современного педагога: Учебно-методическое пособие / О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 158 с.
- Котельников В.В. Создание обучающейся организации [электронный ресурс] www.icsti.su/rus
- Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2008. 127 с.
15. Приложения
Приложение 1
15.1.Календарный план реализации проекта
Сроки | Мероприятия по реализации проекта | Категория участников | Ожидаемый результат | Ответственные |
1.09.19 30.09.19 | Разработка структуры профессиональной компетентности педагогического коллектива «обучающейся организации».
2.Подбор диагностического пакета для исследования уровня развития профессиональной компетентности и выявления наличия в учреждении признаков «обучающейся организации». |
Научно-методическая служба учреждения | 1.Структура профессиональной компетентности педагогического коллектива «обучающейся организации».
2.Диагностический пакет для исследования уровня развития профессиональной компетентности и выявления наличия признаков «обучающейся организации». |
Заместитель директора по НМР |
1.10.19 31.10.19 | 1.Диагностика профессиональных затруднений и профессиональной компетентности.
2.Анализ наличия признаков «обучающейся организации». |
Педагогический коллектив | 1.Констатация уровня развития профессиональной компетентности педагогического коллектива и
наличия признаков «обучающейся организации». |
Заместитель директора по НМР |
1.11.19- 30.04.20 | 1.Разработка и реализация программы создания климата, способствующего обучению.
2.Разработка системы поощрений педагогического коллектива. 3.Проведение тренинга «Развитие профессионального самосознания педагога». |
Педагогический коллектив | 1.Определены целевые ориентиры по развитию профессиональной компетентности педагогического коллектива.
2.Повысилась мотивация коллектива к непрерывному профессиональному развитию. |
Научно-методическая служба учреждения |
1.05.20 1.10.20 | 1.Разработка программы внутрифирменного обучения.
2.Создание команд педагогов (КПР) для решения задач развития учреждения. 3.Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) педагогического персонала. |
Педагогический коллектив | 1.Программа внутрифирменного обучения.
2.Программы ИОМ педагогов. 3.Планы работы КПР. |
Научно-методическая служба учреждения
Заместитель директора по НМР |
1.10.20 30.03.21 | 1.Реализация программы внутрифирменного обучения.
2.Методическое консультирование педагогов по реализации ИОМ. 3.Поддержка самообразования. 4.Организация деятельности КПР. |
Педагогический коллектив | 1.Информационно-методический банк внутрифирменного развития профессиональной компетентности.
2.Педагогические продукты (сценарии праздников, пакеты диагностик, методические рекомендации, технологические карты, разработки занятий, публикации). |
Научно-методическая служба учреждения
Заместитель директора по НМР |
1.04.21 31.05.21 | 1.Оценка результатов реализации программы внутрифирменного обучения.
2.Проведение диагностики профессиональной компетентности. 3.Исследование наличия признаков «обучающейся организации». 4.Проведение творческих отчетов педагогов и публичных отчетов о деятельности КПР, презентации портфолио достижений, педагогических продуктов. |
Педагогический персонал | 1.Положительная динамика развития профессиональной компетентности педагогического коллектива.
2.Портфолио достижений педагогов. 3.Наличие признаков «обучающейся организации. 4.Портфолио образовательного учреждения. |
Научно-методическая служба учреждения
Заместитель директора по НМР |
Приложение 2
15.2. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта
Сроки | Мероприятия по распространению и внедрению результатов проекта: семинары, консультации, творческие группы и др. | Категория руководящих и педагогических работников | Ответственные |
после окончания реализации проекта | Городское методическое сообщество по проблематике проекта | Методисты, заместители директора, курирующие методическую работу | Заместитель директора по НМР |
В течение и после окончания реализации проекта
(10.01.19 – 30.05.21) |
Консультирование по разработке и реализации программ проекта (программы создания климата, способствующего обучению, программы внутрифирменного обучения, командообразованию | Педагоги, методисты, руководители структурных подразделений, | Заместитель директора по НМР |
В течение и после окончания реализации проекта
(10.01.19 – 30.05.21) |
Управленческое консультирование по проблематике проекта | Руководители, заместители руководителя | Директор, научный консультант проекта |
В течение и после окончания реализации проекта
(10.01.19 – 30.05.21) |
Семинары, презентации, мастер-классы по проблематике проекта | Руководители, заместители руководителя | Директор, научный консультант проекта |
В течение и после окончания реализации проекта
(10.01.19 – 30.05.21) |
Публикации о ходе проекта, его содержании, результатах реализации | Директора и заместители директора ОУ всех типов и видов, курирующие методическую работу, методисты,
руководители структурных подразделений |
Заместитель директора по НМР
Директор, научный консультант проекта |