автор: Нагорская Светлана Александровна
воспитатель ООО “Газпром добыча Уренгой” Управление дошкольных подразделений детский сад “Золотая рыбка”
Развитие познавательной инициативы и творческих способностей детей посредством знакомства детей с миром Крайнего Севера
«Развитие познавательной инициативы и творческих способностей детей посредством знакомства детей с миром Крайнего Севера»
1 слайд
Проблема формирования у детей инициативности и развития творческих способностей была и остается в педагогике одной из самых актуальных.
ФГОС ДО нацеливает нас, педагогов, строить так образовательный процесс, чтобы мотивировать ребенка к познанию и творчеству.
В рамках проекта главными задачи, которые я ставила перед собой – это развитие познавательной инициативы и творческих способностей детей посредством знакомства с миром Крайнего Севера.
Итак, какими же методами, приемами и формами работы я пользовалась для реализации целей.
2 слайд. Методом проблемного обучения является проблемная ситуация. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Например, «Всегда ли спит медведь в берлоге зимой?», «Везде ли летом светло, а ночью темно?» и др.
3, 4, слайд. В работе я активно пользовалась наглядными методами: мы наблюдали за животными, явлениями и растениями вживую и на картинках, ходили на экскурсии в музей детского сада, в ДЭС, рассматривали картины, альбомы, иллюстрации, презентации, смотрели видеофильмы о Крайнем Севере.
5 слайд. Использование ИКТ. Когда я решила начать работу по изучению с детьми нашего края, то поняла, что для поддержки детской инициативы по моей теме интерактивных игр, презентаций, фильмов недостаточное количество, поэтому, были разработаны свои презентации, интерактивные игры, и собрана картотека уже готовых, презентаций, игр, видеофильмов для, средних и старших групп.
6, 7, 8 слайд. В рамках проекта также широко использовались игровые методы: были разработаны и изготовлены мной такие дидактическиие, экологическиие игры: «Чей малыш?», «Найди северную ягоду», «Найди северных птиц», «Один-много», «Четвертый – лишний», «Пазлы», разрезные картинки, «Танграм «Животные Севера», собраны картотеки подвижных народных игр, физминуток.
9 слайд. В ходе работы над проектом мною был внедрен и новый интерактивный метод поддержки детской инициативы и творческих способностей детей, был создан лепбук «Мир Крайнего Севера», с его помощью дети могли закрепить полученные ранее знания.
10 слайд. Также, в работе активно пользовалась словесными и практическими методами: мы использовали схемы и мнемотаблицы для рассказывания о животных, деревьях, растениях, о временах года; пересказывали художественные произведения народов Севера, проводили вечер загадок, викторину, беседы; экспериментировали со снегом, льдом, делали северное сияние с помощью молока, красок и мыла.
11, 12 слайд. Развивать творческие способности детей, помогали как традиционные, так и нетрадиционные способы рисования, лепки, аппликации, животных, растений севера, элементов быта и культуры северных народов, инсценировка сказок народов Крайнего Севера.
13 слайд. Кроме того, мы с детьми приняли участие в конкурсах российских и в городском конкурсе чтецов, рассказывали стих о северных животных
14 -17 слайд. Естественно, работа по проекту была бы невозможна без помощи родителей: они помогали в организации экскурсий в ДЭС, в организации еженедельной работы творческого декоративно-прикладного кружка на базе ДЭС, в выходе к Безымянному озеру, где мы могли вживую с детьми наблюдать за растениями и животными нашего края, ходили с детьми на праздник Народов Севера, на фестиваль «Ямал – привет!, помогали в организации развивающей предметно-пространственной среды: изготавливали совместно с детьми поделки, макеты «Мир Крайнего Севера», сочиняли сказки про северных животных, оформляли книги, оказывали помощь в подборе материала к лепбуку.
Таким образом, можно отметить, что познавательная инициативность детей группы растет, они стали активно интересоваться образом жизни, повадками животных нашего края, разбираются в природных явлениях, строении растений, их пользе, с интересом знакомятся с бытом, культурой коренных народов, а детские творческие работы стали более интересными, красочными, обогащенными и наполненными новым содержанием.
Воспитатель детского сада
«Золотая рыбка»
Нагорская С.А.