автор: Нахват Галина Ивановна

воспитатель 1 категории МБДОУ д\с №10, п. Сафоново-1, Мурманской области

НОД по познавательному развитию на тему: «Мы на Севере живем»

НОД по познавательному развитию на тему:

«Мы на Севере живем»

 

Программное содержание.

Систематизировать знания детей о природе севера, о коренных жителях Кольского полуострова (саамах).

Воспитывать любовь к родному краю, гуманное отношение к природе, стремление заботиться о ней.

Формирование чувства уважения и симпатии к другим людям и традициям.

Предварительная работа.

-Познавательные занятия. «О севере и его народах, «Животный мир Севера»,

«Охранять природу должны все», «Места заповедные», «Красная книга России», «Правила поведения в природе».

«Знакомство с мезенской росписью», «Знакомство с северным орнаментом».

-ЧХЛ. «От чего у медведя нос черный.  Юкагирские сказки.

«Сборник саамских сказок», Обр. В.В. Чарнолуского

«Семилетний стрелок из лука». Е. Пация.

«Невеста солнца, «Морошка». Народная саамская сказка.

Заучивание стихов о Севере.

-Подготовка этюдов.

-Оформление альбомов: “Красная книга Мурманской области», «Природа Заполярья», «Животный мир Кольского полуострова».

-Разучивание песни.

-Создание мини – музея саамов.

-Изготовление масок.

-Изготовление знаков: «Правила поведения в природе»

Материал к занятию:

Мультимедиа. Слайды: карта России, города Мурманской области, Баренцево море, рыба, животные птицы Мурманской области. Глобус, кукла в саамском костюме. Маски: куропатка, песец, олень, воробей, дятел. Знаки: «Правила поведения в природе». Магнитофон, указка.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, как называется планета, на которой мы живем? (земля).

-Давайте посмотрим на нашу землю.  (Глобус).

-Земля какая? (Круглая, большая, много рек, лесов, морей).

-Кто живет на планете земля? (Люди, птицы, животные, рыбы, насекомые).

-Как называется наша страна? (Россия)

-Наша страна большая. Она простирается с запада на восток, с юга до крайнего севера. (Географическая карта России на экране).

-Ребята, а где мы с вами живем? (На севере, на Кольском  полуострове, в п. Сафоново-1, Мурманской области, Североморского района).

 

Слайд:  карта Кольского п-ва.

-Почему вы считаете, что мы живем на Севере? (У нас длинная зима, полярной ночью, короткое лето с полярным днем. Много сопок. Почва каменистая, поэтому у нас не растут овощи, фрукты. Зимой на небе можно увидеть северное сияние…).

-Вы хотите отправиться в путешествие по Кольскому полуострову?

-На чем вы любите путешествовать? (На самолете, поезде…)

-Я хочу вам предложить отправиться в путешествие на воздушном шаре.

-Откуда начинается наше путешествие? (С детского сада «Кораблик»).

-Поднимемся над землей, достанем подзорные трубы, посмотрим на нашу землю.

Слайды городов.

-Над какими городами мы пролетаем? (Североморск, Мурманск, Оленегорск, Мончегорск…).

Ребята, кто знает стихи о наших городах? (чтение стихов детьми).

Слайды моря, рыб.

-Посмотрите, под нами море? Что вы знаете о этом море? (Баренцево море, в нем водится много рыбы, зимой оно не замерзает, в нем теплое течение Гольфстрим…).

Загадка.

Как называется рыба, живущая на дне моря, чтобы быть незамеченной, она меняет свой цвет: на желтом песке она становится желтой, затаится на темных камнях и сама потемнеет, а на пестрых камнях и сама пестрая. (Камбала)

-Какие еще рыбы водятся в Баренцевом море?(сельдь, пикша, треска, мойва)

Игра «Покажи и назови рыбу».

 

-Каких млекопитающих, обитающих в Баренцевом море, вы знаете? (Морской заяц, нерпа, белуха, касатка, морская свинья, белобокий и беломордый дельфин, кит, морж, тюлень).

-Как называется детеныш тюленя? (белек).

-Ребята, посмотрите, рядом с нами пролетают наши пернатые друзья. Каких птиц вы видите?

-Что такое птичий базар? (место, где собирается много птиц).

-Каких птиц можно увидеть на птичьих базарах? ( кайр, тупиков, топориков, маевок, бакланов, гагар).

Сейчас мы подлетаем к поселку. На указателе написано «Ловозеро».  

-Как выдумаете, кто живет в этом поселке? (Саами, коренные жители Кольского полуострова).

-Чем они занимаются? (Оленеводством, рыболовством, охотой).

-Как называется дом саамов? (Чум).

-Давайте спустимся на землю, сделаем здесь остановку.

-Смотрите, нас встречает девочка. Спросим, как ее зовут. (Айно).

-Какая необычная на ней одежда. (Рассматривание куклы в национальной одежде).

-Как называется одежда у саамов? (малица).

-Малица бывает повседневная и праздничная. Чем украшают праздничную малицу? (бисером, узорами из меха, кусочками цветного сукна).

-Во что обута девочка? (пимы).

Чтение детьми стихов о Севере.

Недаром Север – это край земли.

Недаром Север – это край тревоги.

Недаром здесь пристанище нашли

И горы, и моря, и снежные дороги.

Недаром люди влюбленные в край свой.

Он до сих пор окутан дымкой тайны.

Недаром здесь гуляет ветер злой

И отражается в космическом сиянии

Все это для того, чтоб Север жил

И мы ему дарили жар души.

———

Взгляните на Мурманск со стороны.

«Вьюга и холод» – скажете вы.

С вами поспорю, отвечу вам так:

«Вьюга и холод» – это пустяк!

Там, где сияние в небе, во льду,

Там, куда ночь посылает звезду,

Там, где зимою светит луна

Там, куда поздно приходит весна.

Там, где красиво везде и всегда.

Вьюга и холод – совсем не беда.

——-

Вот он, Север. Снег да лёд.

Лёд не тает круглый год.

От морозов и метелей

Здесь медведи побелели.

А ещё здесь есть песец,

Непоседливый жилец.

Он обегал все сугробы,

Догони его попробуй!… (М. Карунный.)

 

Физминутка. (Выполнение имитационных движений. Песня  «Увезу тебя я в тундру»).

-Нам пора в путь. Скажем до свидания, Айно.

-Полетели дальше.

-Я вижу зверька.  Угадайте, какого?

Загадка. Поразительно легкий и грациозный зверек, обитающий на Кольском пол-ве, носящий летом серую шубку, а зимой белоснежную с черной кисточкой на конце хвоста. (горностай)

Слайды животных.

-А каких животных видите вы? (оленей, белых медведей, росомаху…).

-Представьте, ребята, что мы с вами заблудились. Долго искали дорогу домой. Продуктов мы с собой не взяли. Все проголодались. Как мы поступим? (Спустимся на землю. Природа  угостит нас своими дарами: ягодами, грибами, а из трав можно заварить чай).

-А если кто заболеет? ( Морошка вылечит от кашля, брусника снизит температуру, для зрения полезна черника).

-А можно представить нам мир без растений, цветов, грибов, без рек, морей, озер? Будете ли вы счастливы, не видя четвероногих друзей, не слыша пения птиц?

-Чтобы сохранить богатство и красоту нашего края, мы должны беречь нашу природу. Чтобы сберечь редких птиц и животных, которых на земле осталось мало, люди создали заповедники.

-Что такое заповедник? (Места в природе,  где запрещена охота. В заповедниках живут  животные и птицы, люди заботятся о них, подкармливают, лечат, делают прививки)

 

-Какие вызнаете заповедники? (Лапландский, Кандалакшский, 7-островов)

Слайды заповедников.

-Какие животные и птицы  живут в Лапландском заповеднике? (Бурые медведи, лисы, бобры…)

-Как называется справочник, из которого можно узнать, какие животные, птицы, рыбы, растения находятся под угрозой исчезновения и находятся под охраной государства? (Красная книга)

-Какие животные, млекопитающие и птицы Мурманской области занесены в «Красную книгу»?

Слайды животных и птиц. (Белый медведь, рысь, бобры, выдра, моржи, тюлени, беломордый и белобокий дельфин, морская свинья, кит. Птицы: гагара, хохлатка, беркут, серый журавль, филин, белая сова, белозобый дрозд…)

-Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим.

Этюд.  (Исполняют дети)

Песец: Ой, ой, ой! Как больно. Я наступил лапкой на уголек, оставшегося от непогашенного костра.

Олень: Ой, ой! Очень торопился, бежал, не заметил консервную банку. Наткнулся на нее и   порезал ногу. Очень больно! Ой, ой, ой!

Куропатка. Ой, ой! Я летела к своим деткам, несла им корм, а какой-то злой мальчик бросил в меня камнем и поранил мне крыло. Так больно, так больно!

-Вам жалко оленя, песца, куропатку?

-По чьей вине с ними приключилась беда?

-Так ли нужно вести себя, выйдя на улицу или отдыхая на природе?

-Какие правила поведения в природе вызнаете?  Возьмите знак и расскажите, что он обозначает. ( Не кричать в лесу, не разорять гнезда, после отдыха убирать мусор…)

-Чтение стихов детьми о бережном отношении к природе.

Я уважаю муравья,

За то, что он трудолюбивый

Я уважаю соловья

За песен звонких переливы.

Я уважаю снегиря и

Дятлов тоже уважаю,

За то, что родины своей

Они в мороз не покидают.

Еще я уважаю снег

За то, что он весною тает

Я очень уважаю тех

Кто никого не обижает. (Е. Карганова)

Не стреляй воробьев, не стреляй голубей.

Не стреляй просто так

Из рогатки своей.

Эй, малыш, не стреляй

И не хвастай другим,

Как без промаха бьет

По мишеням живым.

Не стреляй.( Ю. Шевчук)

—–

Подходи воробей,

Не робей!

Вижу маленький ты, воробей!

Так ведь я же и сам – невелик,

В первый класс я пойду

Чик-чирик!

Дурачок, я люблю воробьев!

На реке начинается клев-

Я сейчас накопаю червей, и с тобой поделюсь, воробей!

 

-Природа ждет от человека помощи. Если бы люди понимали птичий язык, то услышали б такой разговор.

Этюд. (исполняют дети)

 

Воробей:

Я – маленький воробей,

Я гибну, дети, спасите,

Я летом всегда подавал сигнал,

Чтоб сторож ворон с огородов гонял.

Пожалуйста, помогите!

Все дети:

Сюда, воробей, сюда!

Вот тебе, друг, еда.

Благодарим за работу!

Дятел:

Я – дятел, пестрый такой,

Я гибну, дети, спасите,

Все лето я клювом стволы долбил,

Тьму вредных букашек поистребил,

Пожалуйста, помогите!

Все дети:

Сюда, наш дятел, сюда!

Вот тебе,  друг, еда.

Благодарим за работу!

 

-Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и класть в них корм для птиц)

-Вот и закончилось наше путешествие.  Пора занимать места и отправляться домой.

Итог.

Слайд.(Карта Кольского полуострова на экране).

-Посмотрите на карту. Мы облетели с вами весь Кольский полуостров. Увидели много интересного.

-На музыкальном занятии мы выучили песню о том, как надо дружить с природой.

(Дети исполняют песню « Не дразните собак». Музыка Е. Птичкина,
Слова М. Пляцковского)

 

Список используемой литературы.

 

1.Лучич М. В. Детям о природе: Книга для воспитателя детского сада.

2.Растительный и животный мир Мурманской области.

3.редкие и нуждающиеся в охране растения и животные Мурманской области.

  1. Красная книга России.
  2. Н.Ф. Виноградова,  С.А. Козлова. Наша родина.
  3. Е. Двинин. Край, в котором мы живем.

7.В. Жданов. Зеленая аптека Заполярья.

  1. Дошкольное воспитание. №7, 1997
НОД по познавательному развитию на тему: «Мы на Севере живем»