автор: Нахват Галина Ивановна
воспитатель 1 категории МБДОУ д\с №10, п. Сафоново-1, Мурманской области
НОД по познавательному развитию на тему: «Мы на Севере живем»
НОД по познавательному развитию на тему:
«Мы на Севере живем»
Программное содержание.
Систематизировать знания детей о природе севера, о коренных жителях Кольского полуострова (саамах).
Воспитывать любовь к родному краю, гуманное отношение к природе, стремление заботиться о ней.
Формирование чувства уважения и симпатии к другим людям и традициям.
Предварительная работа.
-Познавательные занятия. «О севере и его народах, «Животный мир Севера»,
«Охранять природу должны все», «Места заповедные», «Красная книга России», «Правила поведения в природе».
«Знакомство с мезенской росписью», «Знакомство с северным орнаментом».
-ЧХЛ. «От чего у медведя нос черный. Юкагирские сказки.
«Сборник саамских сказок», Обр. В.В. Чарнолуского
«Семилетний стрелок из лука». Е. Пация.
«Невеста солнца, «Морошка». Народная саамская сказка.
Заучивание стихов о Севере.
-Подготовка этюдов.
-Оформление альбомов: “Красная книга Мурманской области», «Природа Заполярья», «Животный мир Кольского полуострова».
-Разучивание песни.
-Создание мини – музея саамов.
-Изготовление масок.
-Изготовление знаков: «Правила поведения в природе»
Материал к занятию:
Мультимедиа. Слайды: карта России, города Мурманской области, Баренцево море, рыба, животные птицы Мурманской области. Глобус, кукла в саамском костюме. Маски: куропатка, песец, олень, воробей, дятел. Знаки: «Правила поведения в природе». Магнитофон, указка.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, как называется планета, на которой мы живем? (земля).
-Давайте посмотрим на нашу землю. (Глобус).
-Земля какая? (Круглая, большая, много рек, лесов, морей).
-Кто живет на планете земля? (Люди, птицы, животные, рыбы, насекомые).
-Как называется наша страна? (Россия)
-Наша страна большая. Она простирается с запада на восток, с юга до крайнего севера. (Географическая карта России на экране).
-Ребята, а где мы с вами живем? (На севере, на Кольском полуострове, в п. Сафоново-1, Мурманской области, Североморского района).
Слайд: карта Кольского п-ва.
-Почему вы считаете, что мы живем на Севере? (У нас длинная зима, полярной ночью, короткое лето с полярным днем. Много сопок. Почва каменистая, поэтому у нас не растут овощи, фрукты. Зимой на небе можно увидеть северное сияние…).
-Вы хотите отправиться в путешествие по Кольскому полуострову?
-На чем вы любите путешествовать? (На самолете, поезде…)
-Я хочу вам предложить отправиться в путешествие на воздушном шаре.
-Откуда начинается наше путешествие? (С детского сада «Кораблик»).
-Поднимемся над землей, достанем подзорные трубы, посмотрим на нашу землю.
Слайды городов.
-Над какими городами мы пролетаем? (Североморск, Мурманск, Оленегорск, Мончегорск…).
Ребята, кто знает стихи о наших городах? (чтение стихов детьми).
Слайды моря, рыб.
-Посмотрите, под нами море? Что вы знаете о этом море? (Баренцево море, в нем водится много рыбы, зимой оно не замерзает, в нем теплое течение Гольфстрим…).
Загадка.
Как называется рыба, живущая на дне моря, чтобы быть незамеченной, она меняет свой цвет: на желтом песке она становится желтой, затаится на темных камнях и сама потемнеет, а на пестрых камнях и сама пестрая. (Камбала)
-Какие еще рыбы водятся в Баренцевом море?(сельдь, пикша, треска, мойва)
Игра «Покажи и назови рыбу».
-Каких млекопитающих, обитающих в Баренцевом море, вы знаете? (Морской заяц, нерпа, белуха, касатка, морская свинья, белобокий и беломордый дельфин, кит, морж, тюлень).
-Как называется детеныш тюленя? (белек).
-Ребята, посмотрите, рядом с нами пролетают наши пернатые друзья. Каких птиц вы видите?
-Что такое птичий базар? (место, где собирается много птиц).
-Каких птиц можно увидеть на птичьих базарах? ( кайр, тупиков, топориков, маевок, бакланов, гагар).
Сейчас мы подлетаем к поселку. На указателе написано «Ловозеро».
-Как выдумаете, кто живет в этом поселке? (Саами, коренные жители Кольского полуострова).
-Чем они занимаются? (Оленеводством, рыболовством, охотой).
-Как называется дом саамов? (Чум).
-Давайте спустимся на землю, сделаем здесь остановку.
-Смотрите, нас встречает девочка. Спросим, как ее зовут. (Айно).
-Какая необычная на ней одежда. (Рассматривание куклы в национальной одежде).
-Как называется одежда у саамов? (малица).
-Малица бывает повседневная и праздничная. Чем украшают праздничную малицу? (бисером, узорами из меха, кусочками цветного сукна).
-Во что обута девочка? (пимы).
Чтение детьми стихов о Севере.
Недаром Север – это край земли.
Недаром Север – это край тревоги.
Недаром здесь пристанище нашли
И горы, и моря, и снежные дороги.
Недаром люди влюбленные в край свой.
Он до сих пор окутан дымкой тайны.
Недаром здесь гуляет ветер злой
И отражается в космическом сиянии
Все это для того, чтоб Север жил
И мы ему дарили жар души.
———
Взгляните на Мурманск со стороны.
«Вьюга и холод» – скажете вы.
С вами поспорю, отвечу вам так:
«Вьюга и холод» – это пустяк!
Там, где сияние в небе, во льду,
Там, куда ночь посылает звезду,
Там, где зимою светит луна
Там, куда поздно приходит весна.
Там, где красиво везде и всегда.
Вьюга и холод – совсем не беда.
——-
Вот он, Север. Снег да лёд.
Лёд не тает круглый год.
От морозов и метелей
Здесь медведи побелели.
А ещё здесь есть песец,
Непоседливый жилец.
Он обегал все сугробы,
Догони его попробуй!… (М. Карунный.)
Физминутка. (Выполнение имитационных движений. Песня «Увезу тебя я в тундру»).
-Нам пора в путь. Скажем до свидания, Айно.
-Полетели дальше.
-Я вижу зверька. Угадайте, какого?
Загадка. Поразительно легкий и грациозный зверек, обитающий на Кольском пол-ве, носящий летом серую шубку, а зимой белоснежную с черной кисточкой на конце хвоста. (горностай)
Слайды животных.
-А каких животных видите вы? (оленей, белых медведей, росомаху…).
-Представьте, ребята, что мы с вами заблудились. Долго искали дорогу домой. Продуктов мы с собой не взяли. Все проголодались. Как мы поступим? (Спустимся на землю. Природа угостит нас своими дарами: ягодами, грибами, а из трав можно заварить чай).
-А если кто заболеет? ( Морошка вылечит от кашля, брусника снизит температуру, для зрения полезна черника).
-А можно представить нам мир без растений, цветов, грибов, без рек, морей, озер? Будете ли вы счастливы, не видя четвероногих друзей, не слыша пения птиц?
-Чтобы сохранить богатство и красоту нашего края, мы должны беречь нашу природу. Чтобы сберечь редких птиц и животных, которых на земле осталось мало, люди создали заповедники.
-Что такое заповедник? (Места в природе, где запрещена охота. В заповедниках живут животные и птицы, люди заботятся о них, подкармливают, лечат, делают прививки)
-Какие вызнаете заповедники? (Лапландский, Кандалакшский, 7-островов)
Слайды заповедников.
-Какие животные и птицы живут в Лапландском заповеднике? (Бурые медведи, лисы, бобры…)
-Как называется справочник, из которого можно узнать, какие животные, птицы, рыбы, растения находятся под угрозой исчезновения и находятся под охраной государства? (Красная книга)
-Какие животные, млекопитающие и птицы Мурманской области занесены в «Красную книгу»?
Слайды животных и птиц. (Белый медведь, рысь, бобры, выдра, моржи, тюлени, беломордый и белобокий дельфин, морская свинья, кит. Птицы: гагара, хохлатка, беркут, серый журавль, филин, белая сова, белозобый дрозд…)
-Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим.
Этюд. (Исполняют дети)
Песец: Ой, ой, ой! Как больно. Я наступил лапкой на уголек, оставшегося от непогашенного костра.
Олень: Ой, ой! Очень торопился, бежал, не заметил консервную банку. Наткнулся на нее и порезал ногу. Очень больно! Ой, ой, ой!
Куропатка. Ой, ой! Я летела к своим деткам, несла им корм, а какой-то злой мальчик бросил в меня камнем и поранил мне крыло. Так больно, так больно!
-Вам жалко оленя, песца, куропатку?
-По чьей вине с ними приключилась беда?
-Так ли нужно вести себя, выйдя на улицу или отдыхая на природе?
-Какие правила поведения в природе вызнаете? Возьмите знак и расскажите, что он обозначает. ( Не кричать в лесу, не разорять гнезда, после отдыха убирать мусор…)
-Чтение стихов детьми о бережном отношении к природе.
Я уважаю муравья,
За то, что он трудолюбивый
Я уважаю соловья
За песен звонких переливы.
Я уважаю снегиря и
Дятлов тоже уважаю,
За то, что родины своей
Они в мороз не покидают.
Еще я уважаю снег
За то, что он весною тает
Я очень уважаю тех
Кто никого не обижает. (Е. Карганова)
Не стреляй воробьев, не стреляй голубей.
Не стреляй просто так
Из рогатки своей.
Эй, малыш, не стреляй
И не хвастай другим,
Как без промаха бьет
По мишеням живым.
Не стреляй.( Ю. Шевчук)
—–
Подходи воробей,
Не робей!
Вижу маленький ты, воробей!
Так ведь я же и сам – невелик,
В первый класс я пойду
Чик-чирик!
Дурачок, я люблю воробьев!
На реке начинается клев-
Я сейчас накопаю червей, и с тобой поделюсь, воробей!
-Природа ждет от человека помощи. Если бы люди понимали птичий язык, то услышали б такой разговор.
Этюд. (исполняют дети)
Воробей:
Я – маленький воробей,
Я гибну, дети, спасите,
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтоб сторож ворон с огородов гонял.
Пожалуйста, помогите!
Все дети:
Сюда, воробей, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!
Дятел:
Я – дятел, пестрый такой,
Я гибну, дети, спасите,
Все лето я клювом стволы долбил,
Тьму вредных букашек поистребил,
Пожалуйста, помогите!
Все дети:
Сюда, наш дятел, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!
-Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и класть в них корм для птиц)
-Вот и закончилось наше путешествие. Пора занимать места и отправляться домой.
Итог.
Слайд.(Карта Кольского полуострова на экране).
-Посмотрите на карту. Мы облетели с вами весь Кольский полуостров. Увидели много интересного.
-На музыкальном занятии мы выучили песню о том, как надо дружить с природой.
(Дети исполняют песню « Не дразните собак». Музыка Е. Птичкина,
Слова М. Пляцковского)
Список используемой литературы.
1.Лучич М. В. Детям о природе: Книга для воспитателя детского сада.
2.Растительный и животный мир Мурманской области.
3.редкие и нуждающиеся в охране растения и животные Мурманской области.
- Красная книга России.
- Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. Наша родина.
- Е. Двинин. Край, в котором мы живем.
7.В. Жданов. Зеленая аптека Заполярья.
- Дошкольное воспитание. №7, 1997