Не натаскивать, а увлекать: Учителя рассказали, как заинтересовать предметом и подготовить стобалльников

“РГ” выяснила у педагогов способы обучения стобалльников по ЕГЭ
Мария Агранович
На 100 баллов Единый госэкзамен сдали в этом году 6820 человек. У 331 участника ЕГЭ – “сотки” сразу по двум предметам, у 13 – по трем. Один человек на всю Россию смог получить 400 баллов – выпускница московской школы № 1514 Надежда Яшмолкина сдала на высший балл русский язык, профильную математику, физику и информатику.

“РГ” узнала у педагогов, как выучить стобалльника и что нужно, чтобы “зажечь” ребенка своим предметом.

Валерия Денисова, учитель химии и физики, школа №1164, Москва:

“Эффективность подготовки к ЕГЭ – это не только система заданий, но, прежде всего, взаимоотношения между учеником и предметом. Эти отношения, как и любые другие, зарождаются из интереса. Убеждена: высокие результаты получаются тогда, когда сам учитель искренне увлечен и способен зажечь энтузиазмом своих учеников. Педагог должен испытывать неподдельную страсть к преподаваемой дисциплине и владеть навыками ее многогранного представления, превращая материал в увлекательное и понятное знание.

 

Я преподаю химию и физику. И это – моя страсть. Стараюсь увлечь даже тех, кто не учится в профильных классах, а просто познает науку в рамках общеобразовательной программы. Начинаю всегда с истории: рассказываю о возникновении Вселенной, открытии химических элементов и эпохах, в которые эти открытия стали возможны. Это помогает увидеть связь науки с реальной жизнью и почувствовать себя частью большого научного процесса. Когда ребенок понимает, как наука связана с окружающим миром, когда он видит, что она не абстракция, а основа всего вокруг, – появляется живой интерес. Кроме того, мне помогают цифровые инструменты – например, сервисы Московской электронной школы (МЭШ) и практикумы ЕГЭ. Для школьников доступ к интерактивным материалам, моделям и тренировочным заданиям – это возможность изучать предмет в удобном темпе, в любое время, в соответствии со своими сильными и слабыми сторонами. А практикумы ЕГЭ помогают не просто “натаскать”, а глубоко проработать формат, снять тревожность, повысить уверенность в себе.

Когда любовь к предмету соединяется с регулярной работой, включенностью и заинтересованностью – появляются и результаты. А за 100 баллами, на самом деле, всегда стоит не магия, а ежедневный труд, внимательная поддержка и вера в то, что ученик способен на большее”.

Юлия Симакова, учитель математики Новосадовской школы “Территория Успеха”, Белгородская область:

“На уроках не ставлю главной целью подготовку к ЕГЭ. Считаю, что дети должны понимать основы математики, разбираться в темах, знать формулы, правила, уметь устанавливать связи между процессами, словом, владеть математической грамотностью. Тогда они не только справятся с ЕГЭ, но и смогут успешно учиться в вузах.

Успехи на ЕГЭ я бы оценивала с учетом “старта”: с чего мы с учеником начали, на каком уровне математических знаний он находился, какими способностями обладает, как мотивирован. Например, ученики из лицеев покажут высокий результат, а ребята с девиантным поведением – совсем другой. У меня успех может быть и в 98 баллов, и в 56 – все зависит от стартовой точки.

В этом году мои выпускники успешно сдали ЕГЭ, несмотря на разные сложности – новая школа, многократное дистанционное обучение из-за обстрелов… Но средний балл – 70,8, наименьший – 52, наибольший – 82.

Казалось бы, всего 52 балла. Но для ребенка, который не перешагивал порог на “пробниках” – это успех. Успех и для моего ученика, набравшего 76 баллов, потому что смог безошибочно – впервые! – решить уравнение и неравенство.

Как увлечь изучением предмета? Постоянно показывать красоту математики, ее связь с жизнью, с другими предметами, сочетать сложные задания с занимательными, тренировать смекалку и сообразительность, выходить “за рамки” школьной программы. Решать вместе с детьми сложные задания, разбирая несколько способов решения, чтобы они видели и понимали многообразие методов, ощущали, что все реально”.

Нужно не отменять, а корректировать формат экзамена. Почему родители и учителя выступают за сохранение ЕГЭ

Денис Прядухин, заместитель директора и учитель биологии школы №38, Калининград:

“Мы стремимся, чтобы ученики не просто зазубривали теорию, а умели применять полученные знания на практике, решать задачи, анализировать ситуации, проводить эксперименты. В этом очень помогают индустриальные партнеры: БФУ им. И. Канта и региональный образовательный конкурс “Звезда Будущего”, который дает участникам возможность дополнительно получить от 2 до 5 баллов к результатам ЕГЭ при поступлении в БФУ. В нашей школе есть еще и “космические классы” в рамках проекта по развитию предпрофессионального образования в области космонавтики. Там ребята углубленно учат физику космоса, баллистику, аэродинамику и другие профильные предметы. Радует, что с каждым годом все больше учеников выбирают ЕГЭ по биологии, химии, физике. Более осознанный выбор видим при выборе экзамена по информатике.

Вообще, чем раньше мы сможем увлечь и заинтересовать своим предметом ученика, создадим дополнительные возможности участия в конкурсах и олимпиадах, будем больше времени уделять не только теоретическим званиям, но и практике, тем быстрее увидим результат. Учитель должен показывать связь предмета с реальной жизнью: с современными технологиями, с профессиями будущего. Ученики должны понимать, зачем им все это нужно”.

София Походий, учитель русского языка и литературы, школа N°33, Петропавловск-Камчатский:

“Быть учителем, значит быть и добрым товарищем, и проводником в мир новых познаний. Поэтому каждый урок должен быть ярким и увлекательным событием. Ведь чтобы привить новое, сначала нужно заинтересовать.

Можно, конечно, открыть учебник, прочитать правило и выполнить упражнение. А можно провести викторину, выстроить лингвистический маршрут, который обязательно приведет к успешному освоению материала.

Поэтому на уроках русского языка мы решаем примеры и задачи, правда, лингвистические, устраиваем круглые столы и “бои”, где каждый отстаивает свою точку зрения, приводя научные аргументы. Даже сочиняем сказки, опять же по правилам русского языка.

Такая система обучения дает свои плоды: ученики не боятся выступать на конференциях, с огромной любовью и трепетом относятся к русскому языку, занимают места на олимпиадах и всероссийских конкурсах.

Увлечь ребенка предметом легко, главное, самому “гореть” предметом, быть в него влюбленным. Когда ученик видит перед собой не просто “выдавателя теории”, а увлеченного педагога с широким кругозором, тогда и начинается уважение учителя и предмета”.

Виктория Широбокова, заместитель директора Мурманского международного лицея, Мурманск:

“Итоги ЕГЭ в этом году не могут не радовать: в Мурманской области 20 выпускников получили 21 стобалльный результат! Впервые с 2021 года у нас двухсотбалльница.

А в нашем лицее обладателями высших баллов стали 4 выпускника. Одна из лицеисток за экзамен по профильной математике получила 99 баллов – и это лучший результат в регионе.

Важно привить интерес к предмету как можно раньше, поэтому в лицее очень активно идет работа с одаренными детьми в рамках образовательных смен и проектной деятельности, многие участвуют в олимпиадном движении, конференциях, хакатонах. Такое погружение очень помогает: общение с увлеченными ребятами региона повышает мотивацию. Большое подспорье в подготовке – федеральные проекты. Лицеисты активно участвуют в Сириус.Курсах, проектах “Код будущего”, МФТИ-регионам. Секрет подготовки стобалльника – желание. Желание ученика и желание учителя, а возможностей – море!”

Карина Сижажева, учитель истории Республиканской многопрофильной гимназии Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики, Нальчик:

“Современные уроки истории – не просто пересказ учебника, а живой диалог с прошлым. Мы активно используем интерактивные форматы: дискуссии, работу с историческими документами, анализ карт и визуальных источников, проектные задания. Важно, чтобы ученики не запоминали даты механически, а учились мыслить как историки: задавать вопросы, сопоставлять факты, видеть причинно-следственные связи. Например, при изучении эпохи Петра I школьники могут примерять на себя роли реформаторов и консерваторов, а на уроках о Великой Отечественной войне – анализировать письма солдат или карты сражений.

Наши ученики показывают высокие результаты не только на экзаменах, но и в олимпиадах, конкурсах исследовательских работ. Многие проекты посвящены локальной истории – изучению семейных архивов, судеб земляков, что особенно ценно. Важно и то, что ребята учатся критически оценивать информацию, отличать мифы от фактов, что в современном мире крайне необходимо.

Но как увлечь школьников изучать историю? Ключ – в актуальности и эмоциональном вовлечении. История должна быть “о них”: через личные истории, параллели с современностью, неожиданные детали (например, как жили дети в древнем Новгороде или какие технологии использовались в Средневековье). Помогают игры, квесты, документальные фильмы. Но главное – показать: история – не набор событий, а цепочка выборов, которые помогают понять себя и мир сегодня”.

Не натаскивать, а увлекать: Учителя рассказали, как заинтересовать предметом и подготовить стобалльников

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram