автор: Никитина Матрена Ивановна
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ №21 г.Якутска
Урок квест русского языка в 5 классе «Покорители тундры»
Урок – квест русского языка в 5 классе
«Покорители тундры»
Планируемые результаты:
Личностные:
– формировать положительный настрой в обучении, формировать адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самовосприятие, развивать умение сотрудничать при выполнении заданий, воспитывать бережное отношение к своему краю и природе.
Метапредметные:
регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей, а также оценивать свои результаты;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием пройденного материала, выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно – следственные связи.
коммуникативные: развивать речевые способности учащихся и потребность в эстетическом совершенствовании своей речи, участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общее решение.
Предметные: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи; закрепить умение отграничивать прилагательное от других частей речи, определять морфологические признаки имени прилагательного, умение логически рассуждать на грамматическую тему.
Технологии: проблемное обучение, личностно – ориентированная, информационно – коммуникативная, игровые технологии.
Формы работы: групповая, творческая, ролевая игра.
Межпредметные связи: КНРС(Я)
Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует, диагностирует.
Виды деятельности учащихся: проставляют пропущенные буквы, разграничивают языковые явления, работают над созданием лингвистического текста, редактируют тексты, объясняют правописание разных орфограмм, обобщают знания по орфографии, лексике, морфологии и синтаксису.
Вид используемых ИКТ: презентация.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедиа (презентация), оформление кабинета в виде тундры с «затаенными уголками», карточки с заданиями, сети.
Духи земли: ученики
Этапы урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).
Цель: включение учащихся в деятельность. |
-С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Самоопределение, осуществление гражданской идентификации личности), смыслообразование (Л).
Целеполагание (Р), принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем (К), общение и взаимодействие, Построение речевого высказывания в устной форме (П) |
2.Актуализация знаний. | Слово учителя:
Представьте себе… (видео пурги в тундре) Разбушевавшаяся пурга стала причиной того, что вы потерялись в тундре, разделенные на 3 группы. Вы знаете, что дом недалеко. Но вы устали и выбились из сил. Оглядевшись, вы увидели, что стоит рыболовный участок. Попав сюда, нашли странный конверт. Что же в нём? «Приветствую вас, о заблудившиеся в пурге! Чтобы добраться до дома (стола учителя), вам необходимо пройти 4 участка и выполнить ряд заданий. Попадая на участок, вы находите там конверт. В нём задания по русскому языку. Выполнив все задания (насколько это в ваших силах, причем без ошибок), помогать будут духи природы, вы составите карту, по которой доберетесь домой! За каждое правильно выполненное задание получите баллы. Только пройдя все участки, вы доберётесь до дома. Итак, игра начинается! Удачи!» Чтобы добраться от участка к участку нужно ответить на вопросы духов, и они вам помогут. (Входит дух Земли) Ребята, это дух Земли. Что нужно сделать, чтобы умилостивить духа Земли? Что не любит дух Земли? Правильно, мы должны беречь нашу Землю. Вопросы духа Земли: Что изучает орфография? Как проверить безударную гласную в корне слова? Как проверить согласную в корне и на конце слова? Молодцы, ребята, я вижу, что вы все бережно относитесь к Земле, и я вам помогу добраться до первого участка. Счастливого пути! Итак, бесстрашные покорители тундры, какая цель стоит сегодня перед нами? |
Смотрят видео пурги.
Учащиеся читают письмо на слайде, дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. Отвечают на вопросы. |
Решение проблемной ситуации (П);
выражение своих мыслей, аргументация своего мнения (К); Планирование учебного сотрудничества (К) Целеполагание (Р); |
3. Этап закрепления и обобщения полученных знаний. | Участок Орфографии
Готовы? Мы находимся на участке Орфографии. Видим сети, в которых застрял конверт. Давайте посмотрим, что же в ней находится. Да здесь какой – то конверт. Задание: устно подберите проверочные слова, каждая команда называет слово, в случае затруднения – право предоставляется другой команде. Лодка –лодочка жидкий – жидок меткий – меток просьба – просит чуткий – чуток слежка – отслеживает луг – луговой ошибка – ошибиться сосед – соседи ногти – ноготь робкий – робок утюг – утюга голод – голодный труд – трудиться обед – обедать. Запишите пропущенные буквы (каждой группе дается карточка с заданием): шЁпот ш_в щ_лка капюш_н ж…кей ч_лка ш_рстка ш_фер ш_ссе Слово учителя: Шаг за шагом мы движемся к дому. Чтобы найти кусочек карты, задание для 1 группы. Загадка о доске. (Входит дух Воды) Ребята, это дух Воды. Что нужно сделать, чтобы умилостивить духа Воды? Каких обитателей нашей Индигирки можете назвать? Что не любит дух Воды? Правильно, мы должны беречь нашу Индигирку. Вопросы духа Воды: В своей речи мы используем слова. С их помощью называем: людей, животных, предметы, явления действительности – это? (имя существительное) То, какие эти предметы, обозначает? (имя прилагательное). Действие этих предметов? (глагол) Хорошие ребята, я вижу, что вы все бережно относитесь к Матушке Индигирке, и я вам помогу добраться до второго участка. Счастливого пути! Итак, бесстрашные покорители тундры, какая цель стоит перед нами на следующем участке? Участок Морфологии Мы находимся на участке Морфологии. Видим кусты, в которых застрял конверт. Давайте посмотрим, что же в ней находится. Задание: Запишите словосочетания, согласуя прилагательные с существительными, графически выделите окончания. Свеж.. трава, мелк.. дождь, хмур.. небо, интересн.. книга, в голуб.. дали, надежн.. друг, пушист.. облака, верн.. подруги, в зимн.. пальто, спел.. помидор. (слайд № 6) Запишите словосочетания, раскрывая скобки. С (хороший) товарищем, о (ловкий) спортсмене, за (меткий) стрелком, о (младшая) сестре, об (опасный) наводнении, (хвойный) дерево, (длинный) веревка, со (строгий) учителем, (теплый) молоко, (морозный) ночью. – Что помогло вам справиться с заданием? Сделайте вывод о правописании падежных окончаний имен прилагательных. Слово учителя. Юные покорители тундры, вы с успехом справляетесь со всеми заданиями. Чтобы найти кусочек карты, задание для 2 группы. Загадка о шкафе |
Учащиеся коллективно выполняют задания в группах
Отвечают на вопросы духа Воды. Повторяют знания по морфологии. Дифференцированный подход к выполнению данного задания. Учащиеся показывают усвоение материала по согласованию прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. |
Контроль (Р), учёт правила в планировании и контроле способа решения)
Оценка (Р), оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р), внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П), построение речевого высказывания в устной и письменной форме) |
4. Физминутка. | Давайте представим себя охотниками, которые выслеживают свою добычу в тундре. Сначала мы бежим на лыжах. Смотрим по сторонам. Натягиваем тетиву лука и стреляем.
Еще раз повторим. |
Выполняют упражнения за учителем. | Установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке (Л) |
5.Обобщение и закрепление полученных знаний (продолжение). | Слово учителя.
Мы продолжаем наше путешествие. (Входит дух Тундры) Ребята, это дух Тундры. Что нужно сделать, чтобы умилостивить духа Тундры? Каких обитателей тундры вы можете назвать? Что не любит дух Тундры? Правильно, мы должны беречь нашу Тундру. Вопросы духа Тундры: Какие слова мы называем многозначными? Что такое слова – синонимы? Какие слова мы называем антонимами? Молодцы, я вижу, что вы все бережно относитесь к нашей Тундре, и я вам помогу добраться до второго участка. Счастливого пути! Итак, бесстрашные покорители тундры, какая цель стоит перед нами на следующем участке? Участок Лексики Мы находимся на участке Лексики. Видим сани, в которых застрял конверт. Давайте посмотрим, что же в ней находится. Задание. Упражнение «Подбери пару». Соедини пары прилагательных, близких по значению: пасмурный, радостный, тяжелый, грустный, жесткий, отважный, печальный, твердый, хмурый, веселый, смелый, трудный. Подберите и назовите прилагательные, противоположные по значению: Смелый- Добрый- Кислый- Весёлый- Белый- Маленький- – Какую роль играют синонимы и антонимы в речи? Слово учителя. Юные покорители тундры, вы с успехом справляетесь со всеми заданиями. Чтобы найти кусочек карты, задание для 3 группы. Загадка о парте. (Входит дух Огня) Ребята, это дух Огня. Что нужно сделать, чтобы умилостивить духа Огня? Когда мы обращаемся к Огню? Что не любит дух Огня? Правильно, мы должны уважительно относиться к Огню. Вопросы духа Огня: Какие главные члены предложения вы можете назвать? А второстепенные члены предложения? Что такое словосочетание и предложение? Молодцы, я вижу, что вы все бережно относитесь к Огню, и я вам помогу добраться до четвертого участка. Счастливого пути! Итак, ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы добрались до последнего участка. Какая цель стоит перед нами на этом участке? Участок Синтаксис. Мы находимся на участке Синтаксис. Видим дверь, в которых застрял конверт. Давайте посмотрим, что же в ней находится. Задание. (На слайде изображение пейзажа тундры). Ребята, вы должны составить текст по этой картине. Постарайтесь подойти творчески к этому заданию. |
Отвечают на вопросы духа Тундры.Подобрать к словам синонимы и антонимы
Учащиеся дают определения синонимам и антонимам Учащиеся строят устное высказывание Учащиеся составляют текст по картине |
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р), осуществление итогового и пошагового контроля по результату, (Р), адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок)
Самоопределение (Л), самооценка личности, (Л) |
6. Рефлексия. | Наконец – то мы у цели, соберем нашу карту, посмотрим, в какой стороне выход наш дом. Молодцы! Успешно справились со всеми заданиями.
– Как вы думаете, справились ли мы с поставленной на уроке задачей? – Скажите, что нового вы узнали в ходе нашего путешествия? – Комфортно ли вы себя чувствовали? – Выскажете свое впечатление об уроке. – Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Удачи всем. Спасибо! |
Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок? | Умение выражать свои мысли (К), понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, (К), учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)
Рефлексия (П), структурирование знаний, П),выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л), формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
7 Домашнее задание | Домашнее задание:
Составьте и запишите словесный портрет животного, которое проживает в Аллаиховском районе |