автор: Новикова Ирина Николаевна
Воспитатель МДОУ детский сад №45 “Колосок”
«Формирование основ правового сознания дошкольников»
«Формирование основ правового сознания дошкольников»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется организм ребенка, осуществляется развитие личности.
В Конвенции ООН о правах ребенка заложены два основополагающих принципа:
- первый: ребенок – самостоятельный субъект права, т. е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.
- второй: приоритетность детей перед потребностями общества, религии.
Настоящее время ставит перед нами конкретные задачи. Мы обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, пропагандировать их и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя с правами человека.
Права взрослых и детей необходимо знать, но не менее важно знать и помнить о том, что кроме прав у человека есть и обязанности перед родными, соседями, государством и даже перед незнакомыми людьми. Права и обязанности неразрывно связаны между собой. В дошкольном возрасте необходимо, уже с младшей группы, приучать детей соблюдать правила, которые помогут жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу.
Дети младшего дошкольного возраста начинают осознавать правила сначала потому, что это говорит воспитатель, а затем постепенно начинают осознавать их значимость. В подготовительной группе необходимо проводить этические беседы. Например: что будет, если мы не будем выполнять правило «не обижать друг друга»?
Вот несколько правил, которые помогут воспитателям в работе с детьми:
Правило 1. Старайся быть доброжелательным к людям (не вредничай, не обижай никого, не жадничай, чаще улыбайся).
Правило 2. Будь веселым, не унывай, не капризничай, не плачь по пустякам.
Правило 3. Помогай тому, кто нуждается в помощи (маме, папе, бабушке, дедушке, соседям, другу, сестре, брату). По этому правилу необходимо провести этическую беседу: бывают ли такие случаи, когда помогать не следует?
Правило 4. Старайся быть человеком, который много знает и многое умеет, – тогда с тобой будет интересно каждому.
В создании развивающей среды можно использовать наглядное панно – маленький стенд, на котором размещены картинки, изображающие правильное поведение, и картинки, где изображены поступки, нарушающие правила поведения. Под картинками помещены карманчики, чтобы туда складывать вырезанные из картона кружки: в один карманчик – если правило выполнялось, в другой – если нарушалось. В конце дня или недели воспитатель достает содержимое карманчиков и вместе с детьми обсуждает, какое правило выполнялось или нарушалось, почему это произошло, как можно измениться в лучшую сторону. Но здесь воспитателей подстерегает опасность: нельзя превращать обсуждение в судилище, необходима педагогическая этика. Главный девиз педагогов: не навреди, не причини травму детской ранимой душе.В оснащении развивающей среды используются знаки – символы.
Работа по развитию у детей основы правового сознания будет эффективной, если ее проводить систематически и планомерно. При обучении детей используется совместная и специальная деятельность. В младшей группе детского сада используется только совместная деятельность, вся работа проходит в повседневной деятельности, во время режимных моментов. Форма работы – индивидуальная или подгрупповая. Главная задача в работе с детьми 3-4,5 лет – это накопление ими практического опыта. В этом возрасте мы обучаем детей навыкам общения. Планировать такую работу сложно, но помнить о ней и выполнять ее необходимо.
В средней группе начиная со 2-ой половины учебного года планируются специальные занятия, примерно 1 раз в месяц. Например: занятие по развитию речи «Назови друга ласково». На этом занятии расширяется словарный запас детей для выражения дружеских чувств. Без знания таких слов дети не смогут усвоить, что такое «уважение к правам другого человека», а в старшем дошкольном возрасте – что такое «правона выражение собственного мнения».
С детьми 5-7 лет проводятся занятия 1 раз в месяц. Примерно 1раз в три месяца можно проводить проверку усвоения детьми «прав», при этом надо обращать внимание не столько на запоминание, сколько на понимание, осознание, умение анализировать, делать умозаключения, на способность переживать, сочувствовать, применять свои знания в жизни.
Занятия по привитию основ правового сознания носят комплексный характер, используются разнообразные формы работы: беседы, рассказы воспитателей из собственного опыта, дидактические игры и упражнения, свободная художественная деятельность, труд и трудовые поручения, чтение художественной литературы, малые формы фольклора, подвижные игры, все виды театрализованной деятельности, викторины, праздники и технические средства обучения.
Важное значение имеет информирование родителей о работе с детьми по развитию правового сознания: это и анкетирование, и совместные праздники, педагогические дискуссии, информационно-наглядная работа и т. д.
Исходя из психических и физических особенностей детей дошкольного возраста, не рекомендуется «изучать» в дошкольном учреждении все права из «Декларации прав ребенка» или «Конвенции ООН о правах ребенка». Дети 3-4 лет могут знать, что они имеют право на жизнь. Дети 4-5 лет могут знать о праве на жилище и об уважении к правам другого человека; дети 5-6 лет – о праве на выражение собственного мнения и праве жить и воспитываться в семье; а детям 6-7 лет можно рассказать о праве на жизнь и здоровье и праве на отдых. При комплексном подходе к этой работе у детей к 6-7 годам повышается уровень правового сознания. Дети 6-7 лет могут перенести усвоенные знания в самостоятельную деятельность. В дальнейшем, когда дети пойдут в школу, они будут уместно употреблять полученные знания в жизни.
Вот несколько игр, где основной задачей является развитие правового сознания:
- Игра «Моя семья»
Цель: развивать и пополнять представления детей о семье.
Содержание: воспитатель предлагает детям макеты пустых комнат. Дети заполняют пространство предметами мебели, фигурками людей и животных.
- Игра «Мои друзья, мои родственники»
Цель: продолжать закрепление представлений детей о родственных и дружеских отношениях.
Содержание: воспитатель предлагает выбрать картинки родственников (друзей, которые придут ребенку на помощь.
- Игра «Цепочка»
Цель: дать детям элементарные представления о необходимых условиях для жизни любого живого организма.
Содержание: детям предлагаются картинки-символы с изображением необходимых условий для жизни: свет, вода, тепло, пища, дом, любовь. Дети вместе с воспитателем составляют цепочку создания условий для живого организма.
- Игра «Кто где живет?»
Цель: продолжать закреплять знания детей о том, что у каждого живого существа есть дом/убежище.
Содержание: воспитатель предлагает подобрать картинки в зависимости от места обитания животных и распределить их на группы: зеленая карточка – живут в лесу, коричневая – под землей, голубая – в воде, желтая – живут там, где песок, синяя – летают в небе, и т. д. Содержание игры должно постепенно усложняться.
- Игра «Город – деревня»
Цель: дать детям представление о том, что люди могут жить в городе и в деревне.
Содержание: воспитатель предлагает два макета: «город» и «деревня». Дети размещают фигурки людей и животных в макеты.
- Игра «Поможем Золушке»
Цель: дать детям знания о том, что все люди имеют право на отдых.
Содержание: воспитатель раскладывает иллюстрации с изображением бытовой техники. Дети рассказывают о назначении предметов, облегчающих труд людей, и выкладывают их на фланелеграфе.
- Игра «Я на солнышке лежу»
Цель: дать детям знания об отдыхе, который полезен для здоровья.
Содержание: дети вместе с воспитателем рассматривают фотографии и вспоминают самые яркие эпизоды своего отдыха с родителями; затем условными значками отмечают на карте места отдыха.
- Игра «Цветик – семицветик»
Цель: закрепить знания детей о правах, данных им государством.
Содержание: на каждом лепестке «цветика – семицветика» нарисованы «знаки-символы». Дети собирают цветок и составляют рассказ о выбранном знаке.
- Игра «Разрезные картинки»
Цель: закрепить знания детей о своих правах.
Содержание: воспитатель предлагает собрать знаки-символы, разделенные на 4-6 частей. После того как дети собрали картинки, идет обсуждение прав детей.