автор: Новожилова Виктория Вячеславовна

Воспитатель МБДОУ Д/С №47

Развивающая среда в группе раннего возраста.

  Обстановка в  группе раннего возраста должна соответсвовать требованиям ФГОС ДО, а именно она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. Не желательно часто делать перестановку в помещении, лучше тщательно спланировать ее до прихода детей.

 Наша группа поделена на несколько центров развития:

1) Центр сенсорного развития « Ловкие пальчики».( название не говорим)

    В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта -сенсорные способности ребенка. Поэтому предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов,  «подсказывать» способы обследования и действий. Для решения этих задач в нашей группе создан центр сенсорного развития «Ловкие пальчики». Предметы желательно подбирать чистых цветов, четкой и не сложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных (но безопасных для здоровья детей) материалов. Хорошо если можно извлекать из предметов звуки (например звучащие игрушки: погремушка, колокольчик, дудочка и т.д.) чувствовать их аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость) прозрачность, твердость или мягкость и другие свойства.  Для развития мелкой моторики малышам предлагаем специальные дидактические игры: вкладыши, пирамидки, шнуровки, игрушки-застежки, шнуры для нанизывания,  и т.п. С этой же целью мы используем пальчиковый бассейн с крышками  разных цветов и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, например: мыльницы, соединяя части которых, малыши знакомятся с разнообразными формами  и цветами. Для маленького ребенка игрушкой служит всякая вещь, стоимость материала при этом – далеко не самый важный показатель ее полезности. Одна из наших находок – использование в работе с детьми сенсорных ковриков и панелей. Основная цель этих пособий: Например панель: « Смешарики» – несет несколько функций, была мною изготовлена с целью развить воображение -( ребенок может придумать любой сюжет- раскладывая фигурки по своему желанию), речь, творческие способности- выкладывать композицию, пейзаж природы по замыслу; умение определять цвет, величину , форму,  определять количество ( много–мало); на развитие мелкой моторики ( застегивать молнию, пуговки, закреплять предмет на липучке, вкладывать в кармашки фигурки, вешать ленточки за петельки., прищипывать прищепки..

  Из дидактических игр -предпочтительнее игры лото и парные картинки, мозаика -крупная пластиковая,  пазлы 3-6 частей, наборы кубиков из 4-6 штук., развивающие игры : « Сложи узор», «Сложи квадрат», геометрические головоломки; рамки-вкладыши по разным темам, игры на развитие тактильных и звуковых ощущений «Наши любимые зверюшки»;

разрезные картинки из 2-4 частей на разные темы; коробочки вкладыши;

2) Речевой центр « Умники и умницы ОО Речевое развитие.

   Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книжке с яркими картинками. Так как пальчики у детей еще не умелые, действия импульсивные и плохо скоординированные, среда должна быть насыщенна книгами с прочными листами из плотной бумаги, из политиэлена или картинками изображающими, предметы и не сложные сюжеты -желательно, чтобы эти картинки были вложенные в прозрачные пленочные карманы. Такие книги сохраняться дольше и принесут детям много радости и удовольствия. Хорошо если в уголке есть и наборы картинок для группировки ,  до 2-4 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель; серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей); Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку).

Игрушки для воспитания правильного физиологического дыхания: наборы игрушек и картинок для уточнения произношения в звукоподрожаниях, уточнения произношения гласных;

Игрушки для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания:

« Остуди чай», «Подуй на листочки», «Капелики», небольшое зеркальце.

Игры: «Чей домик», «Чьи детки», «Парные картинки», «Кто это», «Что это», «Что делает».

 

3)Центр эмоциональной направлености « Какой Я».

 Маленький ребенок познает не только окружающий предметный мир, но и людей, в том числе и себя. В группе надо иметь места, где крепятся фотографии, картинки, на которых изображены люди разного возраста,

( дети, взрослые), пола -(мужчины, женщины), с выражением различных эмоциональных, состояний ( грустные, веселые, , плачут),с разной внешностью ( прическа, одежда, обувь..), можно вывешивать фотографии детей группы и их семей (У нас созданы альбомы: « Семья», « Мама, папа, и Я» , стена с фотографиями.)

4) «Центр творчества « Маленький художник».

   Для рисования лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования, или рулон простых белых обоев и восковые мелки. Эти материалы хорошы тем, что способствует развитию первых изобразительных умений и не создают   проблем в организации: не пачкают руки, не требуют частой смены, восковые мелки не осыпаются на пол. Так же необходимо иметь в уголке: цветные карандаши, восковые мелки, цветные мелки, гуашевые краски, кисти, цветная и белая бумага, рулон белых обоев, кусочки поролона, ткани,  магнитная доска, раскраски.

5)Центр театрально музыкальный « Колокольчик».

 Обязательно должны, быть в группе материалы для режиссерских и театрализованных детских игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей; для проведения развлечений с детьми -пальчиковые и плоскостные театры, перчаточные куклы, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят».

  Так же необходимо в группе иметь: звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочка, колокольчики, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, звучащие  игрушки;

Магнитофон и диски с записями звуков природы, музыки для релаксации,   песни и музыка для танцев по программе;

Дидактические игры «Громко-тихо», « Определи кто кричит? Мама курочка или птенцы?»..

6) Центр сюжетных игр « Игралки» .

   Игрушки для малышей должны быть прежде  всего функциональными и носить обобщенный характер. Например важно, чтоб автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать, все остальное ( вид автомобиля, назначение) для ребенка не важно. Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчек к активному действию – внешний стимул. Поэтому необходимо размещать материал на открытых полках, а сам материал – должен быть внешне привлекательным, ярким и броским, и довольно часто их менять (не реже одного раза в неделю).

    Хорошо если в группе есть одна две коляски для кукол, один – два больших автомобиля, трехколесный велосипед. Можно использовать самодельные игрушки-коляски, машины, сделанные из обычных картонных коробок. Это очень хорошо развивает воображение детей и они с удовольствием играют необычными для них игрушками.

   Очень полезно в группе иметь  зеркала, чтобы малыш мог видеть себя среди других детей, наблюдать за своими движениями, мимикой, внешним видом (кстати маленькие дети сразу забывают про слезы когда видят свое отражение в зеркале). А уголок ряжения поможет ребенку целенаправленно  изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Очень хорошо если в группе есть-: ширма многофункциональная- дети с удовольствием перемещают ее в игровом уголке и испльзуют ее как домик,

Коробка с предметами-заместителями; конечно, что за игровой уголок если там нет кукол, необходимо, чтобы  куклы были крупные и разнообразные (вязанные, плоскостные, безликие.) И атрибуты для сюжетно-отобразительных игр: «Семья», «Парикмахерская», «Больница»;

наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; телефон,

сумки, утюг, телевизор и др., комплект кукольного постельного белья..

 

7) Строительный центр « Маленький строитель».

  Разнообразные конструктивные и строительные  наборы,

(напольные, настольные) и легкий модульный материал ( специально  поролоновые и обтянутые клеенкой блоки, разных форм, цветов, размеров )- материал бесконечной привлекательности для ребенка, предоставляющий ему возможность изменять и выстраивать пространство по своему желанию.

 

8) Физкультурно-оздоровительный центр «Крепыш ОО «Физическое развитие».

   У младших детей активно развивается двигательная активность, в том числе ходьба, бег, лазанье. Вместе с тем движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения. Для стимулирования двигательной активности желательно поставить в групповой комнате горку со ступеньками и пологим спуском, укрепить оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Для малышей надо иметь два- три очень крупных, ярких надувных мяча и несколько мячей меньших  размеров- эти игрушки хорошо стимулируют ходьбу. Для профилактики плоскостопия, хорошо использовать коврики, массажные дорожки, со следочками;

 Так же необоходимо в уголке использовать такие атрибуты: палки гимнастические; мячи; корзина для метания мячей; мешочков; обручи;

кегли ; кубы; шнур длинный и короткий; мешочки с грузом;

ленты разных цветов; атрибуты для создания сюжета в ОД.

 

9)Центр природы и экспериментирования « Узнавайка».

  Рекомендуется в младших группах отводить место для игр с песком, водой, глиной. Эти игры требуют специального оборудования. Обязательно в этом месте нужно постелить резиновый  коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды (халатики, нарукавники, старые папины рубашки). Рядом в коробку, в контейнер или на полку ставят необходимые предметы: емкости для переливания воды, резиновые надувные мелкие игрушки, игрушки забавы для игр с водой ( плавающие игрушки, мельнички..) поролоновые губки, формочки, ведерки.

   Комнатные растения: фикус, бегония, герань, бальзамин.

Материалы по уходу за растениями: лейки, тряпочки, клеёнки, тазики

схематичный материал:

  Календарь природы, календарь наблюдений за птицами;

дидактические игры природоведческого характера; муляжи овощей и фруктов; альбомы по временам года.

 

Заключение:  Среда меняться в зависимости от сезона, КТП, предпочтений и желаний детей, а так же гендерной принадлежности. В планах очень много идей и задумок, которые реализовываются по мере возможности, в помощь приходит родительская поддержка.

 

       

Развивающая среда в группе раннего возраста