автор: Торопова Юлия Николаевна
воспитатель речевой деятельности МБДОУ
«Детский сад «Аист»
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (синдром Дауна)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «АИСТ» ГОРОДА НОВОГО УРЕНГОЯ
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
(синдром Дауна)
Разработала: Торопова Юлия Николаевна, воспитатель речевой деятельности МБДОУ «Детский сад «Аист»
1.1 Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна
Общие данные
ФИО ребенка: *********
Пол: муж
Дата рождения/ возраст 5 лет
Социальный статус ребенка: благополучный
Характеристика семьи: полная, материально обеспеченная
Проживает совместно: с родителями
Микроклимат семьи: благоприятный
Состояние здоровья ребенка: V группа
Режим дня: щадящий
Питание: общий стол
Адаптированный индивидуальный образовательный маршрут разработан в соответствии с заболеванием, обозначенной в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, и планируемыми мероприятиями.
1.2 Пояснительная записка
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и с трудностями в обучении, возрастает с каждым годом. Усилия Министерства просвещения России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.
Поддержка ребенка с синдромом Дауна – это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлен с учетом ООП МБДОУ «Детский сад «Аист» разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. – М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г. и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) рассчитан на один учебный год. Содержание материала, данного ИОМ построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в маршруте прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении ребенка, что позволит сформировать у него достаточно прочные знания и умения.
В ИОМ определены цели и задачи воспитания и обучения в модуле «Речевое развитие» ребенка с синдромом Дауна на 2017/2018 учебный год.
Теоретической основой ИОМ являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д. Маршрут составлен с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей
деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно- развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка.
Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений.
Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.
ИОМ для ребенка с синдромом Дауна построен в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях, с учетом:
- характера ведущей деятельности;
- структуры и степени выраженности нарушения;
- ведущих мотивов и потребностей ребенка;
- целей дошкольного воспитания.
Также при составлении ИОМ учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, заключение и рекомендации ТПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.
Работа по активизации компенсаторных механизмов у ребенка с синдромом Дауна опирается на сильные стороны его развития:
- относительная сохранность эмоций;
- сохранность зрительно-двигательного восприятия;
- достаточно высокий уровень имитационных способностей;
- относительная сохранность тактильной чувствительности;
- сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;
- сохранность эмоциональной памяти.
Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических
воздействий и социализацию ребенка. Работа воспитателя речевой деятельности с ребенком включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь), в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).
Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ТПМПК, по итогам которого, ребенок получает рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте.
Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) и взаимодействие с педагогами дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание ИОМ предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
- Консультативно-рекомендательная.
- Информационно-просветительская.
- Организация детских утренников, праздников.
- Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации ребенка.
Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе педагога-психолога, узких специалистов и воспитателя.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход (тематический план). Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием ребенка. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их ребенком в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.
1.3 Планируемые результаты освоения индивидуального образовательного маршрута. Планируемые результаты освоения ребенком содержания ИОМ учитывают индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров.
В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с синдромом Дауна – Р.Лина, данный ИОМ предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;
ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребенок владеет первоначальными навыками активной речи, формируется пассивный словарь; может выразить просьбу, с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств;
у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
1.4 Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с синдромом Дауна Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна весьма, различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.
Таким образом, поддержка ребенка с синдромом Дауна – это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Социально – бытовые навыки и ориентировка.
Культурно-гигиенические навыки частично не соответствуют возрасту: ребенок умеет есть ложкой, пить из чашки, появляются попытки самостоятельно раздеваться (одеваться). Остальные навыки не развиты.
Особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности ребенка.
Ребенок не принимает участия в играх, занятиях по рисованию, конструированию, ему требуется постоянная поддержка, помощь воспитателя, постоянное привлечение внимания. Интерес к занятию, как правило, пропадает быстро. Формируются начальные игровые умения, манипулирование предметами.
Усвоение программы, трудности в усвоении программы.
Усвоение программы значительно затруднено в связи с низким уровнем развития речи, задержкой развития общей и мелкой моторики, с несоответствием общего развития данному возрасту.
Эмоционально – поведенческие особенности ребенка.
Ребенок доброжелателен по отношению и к сверстникам, и ко взрослым. Мальчик идет на контакт, который в основном проявляется эмоциями и прикосновениями, и отдельными звуками. Процесс адаптации после летних каникул был длительным, но без особенностей.
Участие родителей в воспитании и развитии ребенка.
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители принимают активное участие в воспитании и развитии ребенка, в его жизни в детском саду, прислушиваются к рекомендациям воспитателя и специалистов.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Характеристика образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка.
В индивидуальном образовательном маршруте (ИОМ) определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. ИОМ обсуждается, утверждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка.
Маршрут предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности реализации индивидуального маршрута развития ребенка.
Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии.
Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у ребенка вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведении и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у ребенка целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.
Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни.
Представленные блоки тесно взаимодействуют на каждом этапе работы с ребёнком. Реализация задач данных блоков учитывает тяжесть нарушения, возраст ребенка, структуру дефекта.
Сохранность эмоциональной сферы ребенка с синдромом Дауна позволяет ему проявлять свои способности и достигать значительных результатов в творческих видах деятельности. Сильной стороной ребенка является способность к подражанию. Ребенок охотно имитирует простые движения, используемые в различных играх.
ЗАДАЧИ:
- Формировать навыки звукоподражания;
- Способствовать развитию произносительных и коммуникативных
навыков;
- Формировать навыки простых ритмичных движений;
Итоговые показатели по освоению ребенком содержания модуля образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи)
Ребенок будет:
– подражать взрослому, повторяя простые слова;
– односложно отвечать на простые вопросы;
– выполнять одно и двухсложные инструкции;
-активно проявлять себя в игровых ситуациях.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Обеспеченность специальными образовательными программами и методами, специальными методическими пособиями и дидактическими материалами. Программный материал подбирался ориентировочно, адаптировался к конкретному ребенку. Учитывались особенности развития ребенка с умеренной умственной отсталостью, его возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития и основные виды деятельности в данный возрастной период.
В учебно-методический комплекс индивидуального образовательного маршрута для ребенка с синдромом Дауна вошли:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. (основа УМК).
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
- Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». – Мойра Питерси, Робин Трилор и др.
- Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада Нищевой Н.В.
Методические пособия: УМК к Программе «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
Консультативно-просветительская работа:
- Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа. Информационно-методическое пособие. – Новосибирск, 2010
- Жиянова П.Л., Поле Е.В. Малыш с синдромом Дауна: Книга для
родителей. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2012
- Синдром Дауна. Факты. / Сост. Поле Е.В. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2012
- Киртоки А.Е., Ростова Н.В. Ребенок родился с синдромом Дауна: беседы
психолога. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2013
- Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – Книга 1. Введение в программу.
- Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с. (Раздел «Коррекционно- воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями интеллекта» С.100-116)
Образовательная область «Речевое развитие (Развитие речи)»:
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: «Просвещение», 2005 – 272 с. РАЗДЕЛЫ «Эстетическое развитие», «Формирование деятельности» 2. Уиндерс Патриция С. Формирование навыков крупной моторики у детей
с синдромом Дауна. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2011 3. Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом
Дауна. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2009 4. Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – Книга 4. Навыки общей моторики. Книга 5. Навыки тонкой моторики. 5. Архипенко Г.А. Развитие речи младших дошкольников с недостатками
зрения // Дошкольное воспитание. 2005. No5.
6. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и
усвоении устной речи. – М., 1977. 7. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию
речи детей. – М., 1994 – часть 1. 8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1974г. 9. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. – М.,
- 10. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений – М., 1982. – Т.
- 11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. 12. Епифанцева Т.Б., Кисиленко Т.Е, Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титкова Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога // Серия «Сердце отдаю детям», Ростов-на-Дону., 2005. 13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1990. 14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников. М., 1990. 15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. –
М., 1993. 16. Зееман М. Растройство речи в детском возрасте. / Пер. с чешского; Под ред. и с предесловием В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. – М., 1962. 17. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л., 1982. 18. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М., 1985
г. 19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. 20. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в
норме и патологии). – М., 1978. 21. Развитие мышления и речи у аномальных детей : ученые записки, т.256
/ отв.ред. М.Е. Хватцев. – Л., 1963 22. Сековец, Разумова, Дюнина, Ситникова. Коррекция нарушений речи у
дошкольников. – М., 1999. 23. Серия статей в журнале “Дефектология” за 1985 – 1986 гг. Т.Б.
Филичивой и Г.В. Чиркиной. 24. Статья Слух, речь и воспаление уха на сайте “Даунсайд Ап”. 25. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном
детском саду. М., 1987. 26. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.,
- 27. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. –
Екатеринбург, 1996. 28. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.
План индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка область «Речевое развитие» модуль «Развитие речи»
Воспитатель речевой деятельности:
– диагностика (входная, итоговая); 2 раза в год
– индивидуальная работа на развивающих занятиях по развитию речи в 2017/2018 уч. году -; 56 занятий, 2 раза в неделю, по 15 мин.;
– консультации для родителей по запросу.
Продолжительность групповых занятий 25-30 минут, индивидуальных – 10-15 минут.
Обучение ребенка с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
II период – январь, февраль, март, апрель, май.
В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи ребенка.
В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком.
Лист педагогического сопровождения воспитанника воспитателем речевой деятельности
Фамилия, имя ребенка __________________________________________
Направления деятельности воспитателя речевой деятельности
Месяц
Основные направления в работе
Вид деятельности
Взаимодействие с семьей
Участники
Сентябрь
Октябрь
Предупреждение негативных реакций на присутствие в помещении взрослых и сверстников.
– наблюдение, гостевые визиты (во время проведения занятий в группе и игрового сеанса детей из группы дошкольного учреждения);
– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса.
Воспитатель речевой деятельности
Воспитатели группы
Родители
Ноябрь Развитие мелкой моторики и координации
– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком;
– обучение матери способам взаимодействия с ребенком.
Д/и:
«Сложи ряд» – основные цвета
«Поймай рыбку»
Практическое занятие «Игры своими руками», «Игры для Стасика». Пополнение домашней игротеки
Воспитатель речевой деятельности
Воспитатели группы
Родители
Декабрь Развитие мелкой моторики и координации.
Расширение социальных контактов Формирование фонетико- фонематического слуха.
Упражнения:
«Прыг-скок»
«Подари цветочек»
Д/и:
«Кто сказал «МЯУ»?
«Сложи ряд»
Консультация «Солнечные дети»
Воспитатель речевой деятельности
Воспитатели группы
Родители
Беседа Январь Развитие мелкой
Д/и:
Воспитатель моторики координации.
и
«Поймай рыбку»
«Социализация
речевой солнечных детей»
деятельности Формирование
«Тук – тук» фонетико- фонематического
Упражнения:
«Мяч» – (воспитание возд. струи
«Контур – фигура»
Воспитатели группы
слуха.
Родители
Побуждение к звукоподражанию.
Развитие психических процессов.
Февраль Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.
Побуждение к звукоподражанию.
Развитие психических процессов.
Д/и:
«Разложи по ведеркам» (основные цвета)
«Найду пару»
Упражнения:
Пальчиковая гимнастика
«Задуй свечу» (воспитание возд. струи)
Воспитатель речевой деятельности
Воспитатели группы
Родители
Март Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.
Побуждение к звукоподражанию.
Развитие психических процессов.
Брошюра «Солнечные секретики. Выпуск 1» (советы)
Воспитатель речевой деятельности
Воспитатели группы
Родители
Апрель Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.
Побуждение к звукоподражанию.
Д/и:
Практическое
«Раз, два, три за мною повтори»,
занятие «Игры для Стасика». Пополнение игра на одной
домашней пластине
игротеки. металлофона
«Кто сказал «МЯУ»?
«Дай – на – иди»
Д/и:
«После стирки» (пары)
«Загляни в окошко»
«Мяч»
Упражнения:
Консультация
Воспитатель «Особенность
речевой развития речи
деятельности солнечных детей».
Воспитатели группы Просмотр видеороликов
Родители
«Так поступают солнечные дети»
Развитие психических процессов.
«Ветерок», «Ежики»
Май Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.
Побуждение к звукоподражанию.
Развитие психических процессов.
Д/и:
«Поймай рыбку»
«Коробки»
«Контур – фигура»
«Камешки» (основные цвета)
Упражнения:
«Задуй свечу»
Консультация «Лето – время перемен».
Брошюра «Солнечные секретики. Выпуск 2»
Воспитатель речевой деятельности
Воспитатели группы
Родители
Приложение
Дидактическая игра «Поймай рыбку»
Дидактическая игра «Найди контур»
Дидактическая игра «Поймай рыбку-2»
Дидактическая игра «Цветные комочки»
Дидактическая игра «После стирки (пары)»