автор: Федорук Елена Владимировна

«Оздоровительно -игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»

Е.В.Федорук

Иркутский район, с. Хомутово МДОУ ИРМО Хомутовский детский сад №1

В один из прекрасных весенних денёчков, на моём столе появилась волшебная книга с цитатами Омар Хайяма. Подарок моей дочери.Она знала, как мне очень близки его цитаты, которые полны юмора, лукавства, здорового цинизма и дерзости.

Ты скажешь – это жизнь, одно творенье.

Её цени, в ней черпай вдохновение.

Как проведёшь её, так и пройдёт,

Не забывай: она твоё творенье.

Я начала писать свою статью так отдалённо не зря. Моё мнение такое, что в нашей профессии важно кто находится рядом с детьми. Дети –это самый ценный подарок в жизни каждого взрослого. Я бы хотела всегда видеть счастливых, а самое главное  здоровых детей! Всё что во мне накоплено, мой опыт, моё долгое общение с детьми дошкольного возраста я хочу описать в этой статье.

Важная задача, которую выполняют  все инструкторы по физической культуре  дошкольными учреждениями это – оздоровительная. И я  стараюсь прилагать больше усилий в этом направлении. В своей работе  наблюдая и проводя диагностику физического развития детей,  где фиксирую для себя результаты. Отмечая в индивидуальных картах по группам здоровья. Наблюдается тенденция, что с годами наблюдается ухудшение здоровья у детей дошкольников. Больше детей стало поступать  в дошкольное учреждение с третьей группой здоровья  и дети с ограниченными возможностями   или просто с «физической вялостью»

Дети здоровы, но они мало  двигаются  вялые у них быстрая усталость, что не присуще детям. Причина в том, что у детей мало развиваются психофизические  качества: быстрота, сила, выносливость и ловкость. Из-за ранней подготовки к школе детей лишают главного-это движения. Дети  много занимаются в детском саду, родители дополнительно отдают детей в различные кружки и детям очень мало остаётся времени  для движения. И не каждая семья может позволить отдать в платные, спортивные секции или просто не хватает времени водить детей по секциям. Очень большая проблема детей, что дети стали мало находится на улице. Если в детском саду как то, ещё соблюдается режим, то дома уже нет. В своей практике наблюдаю, что  исчезли дворовые игры с мячом.  Не в каждой семье есть мячи, скакалки и т .д. Сейчас в работе с родителями всё больше уделяю время для совместных занятий родителей и детей, где с младшего возраста прививаю навыки владения мячом. Родителям предлагаются буклеты, консультации, видеоролики и т.д.

Но чтобы добиться, желаемого результата я в своей работе при разработке своих тематических планов продумываю заранее спланированные действия и подготовку  к занятиям, где часто использую экспромт и различные сюрпризы.

Соблюдая цели и установки во время всех проводимых мною занятий,я прилагаю немало усилий.

Особое внимание уделяю опорно-двигательному аппарату, а именно, анализ  сформировавшихся на данный момент у ребёнка привычек  держать своё тело в пространстве, постановки стоп при ходьбе, форму ног и т.д. А также освоение методов развития  функциональных возможностей детей и их двигательного опыта.

В младшем и среднем возрастах я предпочитаю проводить  наряду, с обычными занятиями использовать, в оздоровлении детей во время утренней гимнастики, досугов, праздников русский фольклор. Использования фольклора позволяет максимально в этом возрасте учить детей двигаться. Как мы знаем,  ребёнок не только мыслит, но  и чувствует мускулами. Особенность всех детей это ярко выраженная эмоциональность. Чувства и движения для ребёнка является неисчерпаемым источником ярких эмоций. И мне кажется, современность в обучении детей возвращает нас к лучшим образцам народной педагогике. Жаль что в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса,Т.С. Комарова,М.А.Васильева, М.Мозаика-Синтез2010г.

В занятиях мало  уделено   фольклору. И поэтому на помощь себе я решила найти для себя дополнительную литературу. На протяжении многих лет использую  литературу: Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет автор- составитель М.П. Асташина издательство «Учитель» это фольклорно-физкультурные занятия. «Золотая осень», «Зимушка –зима», «Русская берёзка», «Есть у солнышка дружок» и.д. В старших подготовительных группах использую в основном в досугах, развлечениях праздниках. «Путешествие в страну Спортландию», «Весёлые старты», обязательно провожу с детьми ритмику с использованием фольклора «Калинка», «Сударушка» и.т.д.

Во всех оздоровительных занятиях или досугах я использую литературу издательство «Учитель» Занимательная физкультура для детей 4-7 лет планирование, конспекты занятий автор составитель В.В.Гаврилова. Из этой методической литературы я использую комплексы точечного массажа и дыхательной гимнастики. Результат наблюдается отличный. Результаты диагностики  показали, что дети меньше болели. При анкетировании среди родителей было видно, что дети дома совместно   продолжали делать предложенный  комплекс массажа а и дыхательной гимнастики  в течение года.

В работе развития координации у детей я использую из этой литературы «Весёлый тренинг», где  предложены очень интересные комплексы упражнений для детей. Дети с интересом их выполняют. Но чтобы увеличить  моторную плотность своих занятий я решила ввести несколько занятий в месяц на степах.

Большое внимание в моей работе привлекло внимание  степ – аэробика. Изучив, литературу в основном это интернет источник был в начале, а сейчас я использую в работе литературу Детский фитнес Физкультурные занятия для детей 3-5лет и 5-7лет автор Е.В. Сулим. Прекрасные разработки занятий, где мне помогают поднять результаты диагностики и оздоровить детей . Меня это очень заинтересовало. Провела беседу с родителями и с их участия были  степы изготовлены. В основном упор был на старший возраст, но сейчас я начала работать с младшей группы до подготовительной.

Много изучая, всевозможной литературы по этой теме и сейчас я уверенна это самая актуальная методика развития  степ-аэробика, где позволяет проводить занятия и с  детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Но всё – таки вернусь снова к тому, что самые лучшие помощники в развитии детей это родители. Особое  внимание уделяю в просветительской деятельности развивающей среды для физического развития детей в условиях семьи, укрепление психофизического здоровья.  Сейчас очень много молодых семей, не подготовленных  к воспитанию детей, у родителей не хватает времени    в супер информационное время, терпения, такта, выдержки, отсутствие время для общения со своим ребёнком мал жизненный опыт, недостаток знаний в обучении своего дитя различным видам деятельности и культурным традициям. Социальная ситуация не позволяет воспитывать ребёнка физически. Потеряно самое главное это тактильный контакт родители и дети. Дети всё чаще живут в семьях сами по себе сытые одетые, но без тепла рук маминых, без ласки и внимания. Выходные проводят,  как хотят.  Играют, едят, спят, когда хотят, когда им заблагорассудится,  то эти процессы становятся беспорядочными, неустойчивыми. А из этого следует,что дети теряют аппетит, сон становится беспокойным, ребёнок плохо развивается, появляются капризы и упрямство. Такие дети менее дисциплинированны  и послушны.  Ещё А.В. Запорожец  отмечал, что период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее  стремительного психического и физического развития  ребёнка первоначального формирования  его физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей его последующей жизни и  качеств и свойств, делающих его человеком. Я и мои коллеги помогаем, молодым родителям  совместно с педагогами проводим,  разные мероприятия с родителями. А именно мы остановились на совместно – оздоровительной, двигательной деятельности воспитывающей взрослого и ребёнка. В моей практике уже зарекомендовали себя крепко, это контактные занятия для молодых родителей.  «Прогулка в осенний лес», «Сказочный поезд», «Любимые мамы», «День бегуна», «А ну-ка мамы!» «Моя мама лучше всех!», «Мой папа лучше всех!», «Богатыри во все времена» Дни здоровья. Провожу различные конкурсы по пропаганде здорового образа жизни альбом «Моя спортивная семья», «Пословицы о здоровье» и т. д.

Чтобы образовательный процесс проходил результативно в своей практике использую различный спортивный инвентарь, но большой успех в проведении занятий бывает, если используется нестандартное оборудование изготовленное своими руками или родителями. Всевозможные дорожки, мячи, коврики,-массажные, рукавицы и многое другое.

Для меня мой лучший результат, когда узнаёшь, что дети продолжают любить физическую культуру в школе и показывают хорошие результаты.

Много можно искать интересного для   своей работы, важно всё делать с чистой душой и для здоровья детей. Наше творение – это будущее детей!

«Оздоровительно -игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»