автор: Пекишева Наталья Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Верхне-Матигорская средняя школа»
Конспект урока «Жизнь леса» 4 класс
Тема урока: ЖИЗНЬ ЛЕСА
Цели урока: познакомиться с природным сообществом леса
Ход урока
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Все ли готовы к уроку? Давайте друг другу улыбнемся и начнем наш урок.
- Сегодня мы с вами отправимся в одно очень интересное место.
- Закройте глазки и подумайте. Куда же мы сегодня с вами отправимся. Включается музыка «Лес»
- Как вы думаете где мы сегодня побываем? (Ответы)
- Сообщение темы и целей урока
- Назовите тему урока. (Жизнь леса)
- Сегодня на уроке мы вновь побываем в лесу, откроем его тайны, побываем в роли исследователей природы, ее защитниками.
III. Актуализация опорных знаний.
- Ученые называют лес «ПРИРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ»
- Ребята, как вы понимаете слово “СООБЩЕСТВО”?
- А где мы можем узнать лексическое значение данного слова?
- Давайте обратимся к словарю Ожегова и узнаем лексическое значение слова: “Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе”. Работа со словарем
- Какую цель урока можем поставить на урок?
- Задачи урока:
- Узнать (что такое лес? что в лесу растет? кто в лесу живет? как это все взаимосвязано?)
- Доказать, что лес- это природное сообщество
- Работа над новой темой
- Лес – это лёгкие планеты. Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек. 1 гектар елового леса задерживает 30 тонн пыли. Это место обитания животных, птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся.
- Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)
- О лесе писали многие писатели-натуралисты: Бианки, Снегирев, Пришвин
- Сейчас зачитаю отрывок из произведения М.М.Пришвина «Этажи леса»
- А вы подумайте, о чем хотел сказать автор?
- Может кто-то вспомнит, как по-научному называются эти этажи? (Ярусы)
- А как называются эти этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.
1 задание. Каждый ярус имеет свое название, Отгадав загадки, вы узнаете их названия. Фронтальная работа
- Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья)
- Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники)
- Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы)
- А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи)
- Все ярусы в лесу располагают в порядке уменьшения.
РАБОТА В ГРУППАХ
- Сегодня мы будем исследователи. Для этого будем работать в группах.
- Каждая группа будет изучать один ярус.
- С правилами работы в группах можете ознакомиться на столах!
- С этапами исследования ознакомьтесь на рабочих листах, которые лежат у вас на столах.
- Выполняем первую работу. Исследуем растения.
- Выступление групп. Вывод. (Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений, полному использованию солнечного света. Освещённость в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Каждое растение нашло в лесу своё место)
- Выполняем вторую работу. Исследуем обитателей леса.
- Выступление групп. Вывод. (Лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано. И каждый живет на своем ярусе.)
Физкультминутка. Какие животные леса встретились в зарядке?
- Посмотрите мы заселили наш лес животными. Как думаете, а чего не хватает в лесу?
- А что вы знаете о грибах?
- Какую пользу несу грибы лесу? (Без грибов многим деревьям пришлось бы плохо. Грибницы опутывают своими тонкими нитями корни деревьев, помогая им впитывать из почвы воду и питательные вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы получают от деревьев другие питательные вещества, которых сами они выработать не могут, – сахар и крахмал. Таким образом, грибы и деревья становятся партнерами, приносящими друг другу пользу.)
- Работа в рабочих листах. Используя атлас – определитель стр. 101
- Определи какие грибы в лесу съедобные?
- Какой гриб вы не поместили в корзинку? А для чего он нужен?
- Да, они нужны для цепи питания.
- Давайте составим две цепи питания.
- Цепи питания. Интерактивная доска.
«Лес – это прочное природное сообщество. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.
Так ли это? Кто может уничтожить лес?
К сожалению, человек пока ещё плохо понимает лесной «язык». Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса!
- У вас на столах лежат знаки (правила поведения в природе????)
- Давайте составим памятку. «Будь природе другом»
Рефлексия.
- Ну что ж, ребята, наш урок подошёл к концу.
Давайте вспомним тему урока. Достигли цели урока?
«Верю – не верю.»
1) Верите ли вы, что грибы не входят в природное сообщество? (Нет).
2) Верите ли вы, что лес – это только деревья и кустарники? (Нет).
3) Верите ли вы, что человек не влияет на природное сообщество? (Нет).
4) Верите ли вы, что грибы помогают деревьям, расти? (Да).
5) Верите ли вы, что животные распространяют семена растений? (Да.)
6) Верите ли вы, что первый этаж леса – это почва? (Нет)
- Оцените свою работу. Возьмите листок подходящего цвета и прикрепите на дерево «Успеха»
Домашнее задание. Листок с кьюаркодом. Заполнить таблицу
Закончить урок хочу словами Михаила Пришвина:
“В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека”