автор: Петрунина Юлия Николаевна
Воспитатель МБДОУ “Детский сад №117”
Картотека опытов для малышей
Картотека опытов для малышей
Песок
1 «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку» — экспериментируем с мокрым песком
У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы
2 «Сыпучий песок» — экспериментируем с сухим песком Воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и предлагает сыпать из них песок, можно порисовать струйкой песка
3 Научить детей получать разноцветный песок Приготовить гуашь, разведенную водой, и светлый песок. Показать детям, что можно красить не только бумагу, но и песок
Снег
1 «Разные ножки топают по снежной дорожке» — научить детей получать четкие следы на снегу Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры
2 «Ледяная горка» — показать детям, как делать горку для куклы При помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки
3 «Снежный городок» — научить детей делать из снега колобки и большой дом Воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью
4 «Разноцветные фигуры» — научить детей раскрашивать снежные фигуры На прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигуры из снега: снеговики, черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник воспитателя выносит теплую разноцветную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой фигурки из снега
Вода
1 «Кораблики» — по-знакомить детей со свойствами плаваю-щих предметов Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит
2 «Нырки» — познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек Детям раздают теннисные шарики и показывают, что с ними про-исходит, если их бросить в воду
3 «Буруны» Каждый ребенок получает пластиковый стакан и трубочку для коктейля. Воспитатель показывает, как получить буруны в стакане
4 «Соберем водичку» — научить детей пользоваться губкой для сбора воды Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки
5 «Пена» — научить детей делать пену из шампуня В таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу
Бумага
1 «Рвем бумагу» Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию
2 «Бумажные комочки» — познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию
3 «Бумажные полоски» Детям раздают ножницы и половинку альбомного листа, потом показывают, как получить полоску при помощи ножниц. Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер
Солнце
1 «Солнечные зайчики» — научить детей играть с солнечным зайчиком Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком
2 «Тень» — познакомить детей со свойством солнечного света Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени
3 «Разноцветные стекляшки» — познакомить детей со свойствами прозрачного стекла Раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир
Презентация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Елена Александровна Медведева
Презентация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
Слайд № 2
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
И мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.
Слайд № 3
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Слайд № 4
Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирующие развитие речи.
Слайд № 5
Целью работы является: Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать у детей познавательные способности.
- Развивать мышление, речь.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Слайд № 6
Свою работу строю по трём взаимосвязанным направлениям:
– живая природа;
– неживая природа;
– человек;
Слайд № 7
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:
- Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки) .
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Слайд № 8
Начинать работу необходимо с оборудования мини-лаборатории, где основным являются:
- приборы – помощники: увеличительные стекла, цветные стекла, очки, весы, песочные и гелевые часы, термометры, компасы, магниты, секундомер;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл и пр.)разного объема и формы, это: пробирки, колбы, стаканчики, розетки, пипетки, трубочки, воронки и др. ;
- красители, пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зеленка, йод, марганцовка и др.);
- технические материалы; гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора;
- медицинские материалы: шприцы, пипетки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
- природный и другой сыпучий материал: камешки, ракушки, монеты, глина, песок, сахар, соль, земля, мука, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, и т. д. ;
- разные виды бумаги: обычная, картон, калька, наждачная, копировальная, бумажные фильтры, ватман и т. д. ;
- бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
- прочие материалы: зеркала и воздушные шары, пилка для ногтей, сито, свечи, ступа, детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Материал, находящийся в «центре экспериментирования», должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, а также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.
Слайд № 9
В обеспечении реализации учебно-игровой модели познавательной деятельностииспользуются следующие методы и приемы:
o – Экспериментальные игры «Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В каком виде легче плавать» и др., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
o – Действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют детям самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.
o – Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, тумана, появление радуги, распространение грома и молнии, образование пара от дыхания в холодную погоду и др., пробуждают детей к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.
o – Рассматривание схем к опытам, таблицы, упрощенные рисунки позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
o – Использование энциклопедических данных в разделах «Знаете ли вы?» и «В мире интересного» повышает интерес к обсуждению проблем, развиваетинтеллектуальную рефлексию.
o – Драматизация: ребенок берет на себя: то роль Незнайки – Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснять и отвечать на вопросы.
Слайд № 10
Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментированияприменяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.
Слайд № 11
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи, с изобразительной деятельностью (чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Слайд № 12
. Принципы составления опыта:
- Принцип научности:
– предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
– содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
- Принцип целостности:
– основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
– предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
- Принцип систематичности и последовательности:
– обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
– предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
– формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
– обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
- Принцип доступности:
– предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
– предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
- Принцип активного обучения:
– предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
– обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
- Принцип креативности:
– предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
- Принцип результативности:
– предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Слайд № 13
Применение экспериментирования оказывает влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детейразличными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- развитиеличностных характеристик воспитанников (умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);
- углубление и расширение знаний детейо неживой и живой природе;
- повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Слайд № 14
В рамках распространения положительного опыта работы
“экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста” в нашем детском саду проводится тематическая неделя. Надеюсь, мой опыт работы заинтересовал Вас.
Слайд № 15
Ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! Ведь, по словам американского философа Ральфа Уолдо Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
И свой ДОКЛАД хочу закончить словами известного китайского мудреца Конфуция:
То, что я слышу – забываю.
То, что я вижу – я помню.
То, что я делаю – я понимаю.