автор: Михеева Татьяна Борисовна

Занятие по духовно-нравственному воспитанию  в подготовительной группе детского сада (познавательное развитие)

Тема: «Наши имена»
Цель: формировать положительное отношение к именам
Задачи:

Обучающие


  • познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием;

  • познакомить с историей возникновения имен;

  • пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах).

Развивающие


  • развивать познавательный интерес к своему имени;

  • активизировать в речи детей нежные и ласковые слова;
    Воспитательные
    воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
    Оборудование:

    выставка художественной литературы, детские альбомы «О моем имени», портреты Виткевича В. В., Иерусалимского Н. Д, Франка Г. М. – известных людей нашего города;
    Предварительная работа:

  • беседы о происхождении имён, фамилий, отчеств;

  • рассматривание семейных фотоальбомов, созданных с помощью родителей «О моем имени»;

  • чтение художественной литературы в группе: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали» «Чудесное имя», В. Сухомлинский «Какой след должен оставить каждый человек на земле»;

  • заучивание стихотворений Илоны Грошевой об именах из книги «Почему нас так зовут».


Словарная работа: святые, именины.
Работа с родителями:


  • Мастер-класс для родителей на тему «Формирование у детей положительного отношения к своему имени» с заданиями: узнать вместе с ребенком значение имени, которое он носит; рассказать о жизни близкого человека, известных в истории или культуре людей, имя которых носит ребенок;

  • Чтение с детьми дома: Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город».

    Методические приемы и методы:

    словесные: вопросы, уточнения, активизация словарного запаса, художественное слово;

    наглядные: оформление выставки художественной литературы по теме

    практические: представление результатов совместной с родителями исследовательской деятельности – альбомов «О моем имени»

    игровые: динамическая пауза-игра «Эстафета имен»
    Педагогические технологии:

  • интерактивная (постановка проблемной ситуации в виде загадки в начале занятия, ее разрешение. Постановка проблемы побуждает детей к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к материалу, активизирует внимание).

  • здоровьесберегающая (проведение динамической паузы в виде игры с мячом для профилактики утомления, развития двигательных навыков и навыков взаимодействия между детьми).

  • технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми (педагогическая помощь в выявлении личных индивидуальных особенностей каждого ребенка, поддержка самопознания)



Ход занятия:
Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся? (Ответы детей)
Умницы, правильно рассказали.

Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Об этом моя загадка:

И мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть.

Чтобы его узнать, надо вслух сказать

Что это? (Дети: Имя.)
Как вы думаете, как появились имена?

Это произошло случайно? (Ответы детей)
Из книжек (обращение внимания на выставку) мы можем узнать историю возникновения имен, о том, что имена появились не случайно; имя человека возникло очень давно; древние люди придумали выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

– Если я спрошу: “Тебе здесь нравится?”, вы поймете к кому я обратилась?

– А если я спрошу: “Миша, тебе здесь нравится?”?

– Верно, Миша сразу поймёт, что нам важно именно его мнение.
Как вы думаете, как раньше давали имя человеку? (Ответы детей)

Возможные варианты:


  • По внешним признакам (Чернава, Кудряш…)

  • По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок…)

  • По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой…)

  • По явлениям природы (Метелица, Знойник, снегурочка…)

  • По христианским праздникам (Постник, Мясоед…)

  • По времени и месту появления (Суббота, Зима, Вешняк, Дорога…)

  • По профессии родителей (Рыбак, Муковоз, Кожемяка…)


Какие самые необычные имена вам встретились при чтении литературы дома с родителями?

Некрас, Немил, Дурак, Ненаш
Почему в далёкие времена давали такие имена?

(Такие имена давались не потому, что человек имел такие качества, а для того, чтобы обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел).
Совершенно верно. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Выбор имени имел большое значение. Об этом пословицы и поговорки «Без имени ребёнок – чертёнок», «С именем – Иван, без имени – болван»
Творческое задание:

Интересно, какие имена были бы у нас в те времена?

Предполагаемые ответы детей:

Настя – Молчунья (мало разговаривает)

Маша – Снегурочка (родилась зимой),

Ваня – Первой (старший в семье)…
Шло время… Появилась новая традиция: имя человеку давали во время крещения по специальной книге, которую называют месяцесловом. В книге в каждый день записаны имена святых, которых в этот день вспоминают. Святые – это особенные люди. Они жили правильной жизнью, никого никогда не обижали, всегда помогали бедным и тем, кто обращался к ним за помощью.

Сегодня 30 сентября, в этот день вспоминают святых Веру, Надежду, Любовь, а у девочек с именами Вера, Надя и Люба сегодня – именины.
Динамическая пауза.

Игра «Эстафета имен». Все встают в круг. Ведущий берет мяч, передавая мяч соседу, произносит имя, остальные называют это имя ласково и передают мяч (Вера – Верочка, Верушка, Веруся; Надя – Надюша, Наденька, Надюшка и т.д.)
– Сейчас, когда ребёнок появляется на свет, кто даёт ему имя? (Родители).
– Вы знаете, почему родители назвали вас таким именем?

(Дети рассказывают свои истории, показывая альбомы «О моем имени», сделанные дома с родителями. Воспитатель хвалит).
Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя” (Ответы детей)

Почему мы должны оберегать свое имя? (Ответы детей).

Если человек за свою жизнь делал много добрых дел, заботился сначала о людях, а потом о себе, его имя остается в памяти людей, его именем или фамилией называют города, села, улицы, площади) И в нашем городе есть улицы Франка, улица профессора Виткевича (показ фотографий)

Что это были за люди, мы будем знакомиться в дальнейшем. А вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки.
Подведение итогов:

Что нового вы сегодня узнали?

Что больше всего понравилось?
Литература


  1. Суперанская А.В., Суслова А.В.. О русских именах. –С-П.:Азбука, 2010.

  2. Вартаньян Э.А., Занимательно об именах.- М.: Просвещение, 2009.


Горбаневский М.В., В мире имен и названий.- М.: Знание, 1987.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе детского сада (познавательное развитие)