автор: Пономарёва Наталия Владимировна
Педагог дополнительного образования МАОУ Академический лицей им. Псахье Г.А. г.Томск
«Основные аспекты грамотного разбора нотного текста в классе фортепиано»
«Основные аспекты грамотного разбора нотного текста в классе фортепиано»
Пономарёва Наталия Владимировна
Педагог дополнительного образования МАОУ
Академический лицей им.Псахье Г.А.
г. Томск.
Умение грамотно разобрать, прочесть нотный текст –очень непростое занятие для начинающего музыканта. Ребенок, знакомясь с новым произведением , должен одновременное читать нотные знаки по горизонтали и по вертикали , на двух пятилинейных станах и на лесенке добавочных линий; расшифровывать информацию, содержащуюся в нотных знаках (а каждый нотный знак содержит в себе информацию, по крайней мере, о двух вещах – о звуковой высоте и о продолжительности звука) Тут же необходимо учитывать сведения о метре, тональности (ключевые знаки), логическом членении мелодии, артикуляции, динамике, агогике, аппликатуре. И все эти перечисленные сведения ученику надо охватить одновременно и, играя без остановок с определенной скоростью, увидеть, понять, услышать, воспроизвести.
На мой взгляд от того насколько грамотно , быстро и правильно научится ученик музыкальной школы разбирать нотный текст, зависит его интерес в целом к музыкальному образованию , а в частности игре на фортепиано. Я считаю , что это один из основных навыков , которому надо учить музыканта исполнителя. Ведь выпускник музыкальной школы , владея грамотным разбором нотного текста, сможет самостоятельно выучить и сыграть практически любую свою любимую пьесу , знакомиться с шедеврами мировой классической и современной музыки. А значит наша цель воспитать культурного, образованного музыканта любителя , способного получать удовольствие и радость от своей игры – выполнена! Чем опытнее педагог, тем большее значение он придает навыкам разбора нотного текста, поскольку каждый учитель знает, что недостаточное внимание к разбору и преждевременная самостоятельность ученика в этой области существенно замедляют и затрудняют всю дальнейшую работу над произведением. Неаккуратный, неграмотный разбор приводит к тому, что уроки заполняются «черновой» работой, а домашние занятия ребенка не выходят за пределы исправления одних и тех элементарных ошибок. Атмосфера урока становится напряженной, недоброжелательной, психологический контакт педагога с учеником нарушается. В результате этого ослабляется интерес ученика не только к данной пьесе, но и к музыкальным занятиям вообще. А ведь ребенок хочет получать от музыки удовольствие и радость, именно для этого он пришел в музыкальную школу!
Как же следует разбирать нотный текст? Каковы условия, определяющие успешность процесса разбора? На мой взгляд самое главное заинтересовать ребёнка и подобрать на начальном этапе такой репертуар , что бы ребёнок сам загорелся желанием выучить данную пьесу. Особенно это очень важно с маленькими детьми , если нет интереса, то нет и энергии и желания что -либо делать . По -этому я всегда стараюсь вместе с ребёнком выбирать ему репертуар , играю несколько пьес, и что его больше «цепляет то мы и учим . Обязательно находим и слушаем это произведение в интернете , в разных исполнениях. Детям всегда интересно , как другие музыканты играют ту или иную пьесу. Если, например, ученик меньше по возрасту , но играет очень виртуозно, то у ребёнка появляется интерес скорее разобрать и выучить ноты этого произведения , что бы так же здорово исполнить эту пьесу.
Изучив литературу на эту тему можно сказать , что практически все педагоги-музыканты сходятся во мнении, что разбор музыкального произведения следует начинать с предварительного ознакомления с ним. Так, например, Н. Любомудрова пишет: «…Чрезвычайно важно, чтобы ученики, приступая к изучению произведения, хотя бы немного были знакомы с той музыкой, с которой им предстоит довольно длительное общение».Для того чтобы разобрать музыкальное произведение, требуется сложная интеллектуальная работа по раскодированию, расшифровке нотной записи.После предварительного ознакомления с новым произведением надо обязательно сделать его анализ:
- охватить общее строение и характер;
- характер частей и соотношение между ними;
- основные моменты трактовки;
- характерные технические приемы;
- обратить внимание на темп, тональность (знаки при ключе), размер.
Этот анализ проводится в форме беседы, во время которой педагог несколько раз проигрывает произведение целиком и по частям, расспрашивает ученика о его впечатлениях, ставит ему отдельные конкретные вопросы, сам делает необходимые пояснения .
При разборе очень важна работа в медленном темпе. Мы рассматриваем музыкальную ткань как бы по под «микроскопом» , внимательно всматриваясь в каждую деталь .
Один из самых ответственных моментов на начальном этапе разбора произведения является выбор аппликатуры. Логически правильная и удобная аппликатура способствует максимально техническому и художественному воплощению содержания произведения. Поэтому необходимо найти самый рациональный способ решения этой задачи. Могут быть несколько вариантов аппликатурных решений. В выборе варианта приходится в одних случаях считаться с размером и особенностями рук, в других – с технической подготовкой конкретного учащегося. Не стоит быть очень категоричным в этом вопросе. Удачно найденная аппликатура способствует запоминанию, овладению музыкальным материалом, технической уверенности.
При разборе музыкального произведения ученику трудно, если он видит и разбирает отдельные ноты, отдельные звуки. Значительно облегчить разбор нотного текста может такой метод работы, как разбор текста группами нот, который подробно описывает в своем пособии Е.М.Тимакин. «Главная цель заключается в том, – пишет он, – чтобы как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения (хотя бы небольшого отрывка музыки)». Поэтому «достижение связного процесса (без ошибок и остановок) должно быть целью первого этапа в разучивании произведения. Процесс разбора нотного текста Е. М. Тимакин советует проводить в такой последовательности: чтение текста группами нот, затем игра этой же группы нот, чтение следующей группы, ее игра. Затем вся фраза играется целиком, потом с пением и без него, анализируется качество звука (певучесть, отрывистость и т.д. – в зависимости от образа произведения).Так же параллельно с методом разбора группами, он советует развивать у ребенка навыки непрерывного чтения нот (а следовательно, непрерывного внимания). Для этой цели Е.Тимакин рекомендует уже на начальном этапе, как только ученик усвоил ноты и простейшие ритмические навыки, играть легкие пьесы в четыре руки с педагогом. Здесь очень важен умелый подбор музыкального материала.
На первых порах партия ученика должна быть предельно простой, как мелодически, так и ритмически, и располагаться в удобной позиции. Хорошо, если партия педагога представляет ровную пульсацию, заменяя ученику счет.
С самых первых уроков при работе над музыкальным произведением надо прививать ученику элементы грамотного музыкального мышления. Обсуждать с ним строение музыкальной фразы, в которой должна быть своя смысловая вершина и вокруг которой группируются окружающие звуки, объединяя их в одну музыкальную мысль. При разучивании музыкального произведения так же важен ритмический контроль, развивающий чувство единого дыхания, понимания целостности формы. Весьма полезно считать вслух как в начальном периоде разбора, так и при исполнении готового, выученного произведения. Однако какие бы методы разбора нотного текста не применял педагог в своей работе, все они базируются на определенных дидактических принципах. И эти принципы у разных педагогов-исполнителей имеют много общего. Попробуем на основании изученной и проанализированной литературы эти принципы сформулировать.
Так, к важнейшим принципам разбора относится принцип сознательности. А.Алексеев пишет: «Важно, чтобы педагог … прежде всего воспитывал осмысленное отношение к тексту». Е.М.Тимакин, подчеркивая роль мышления в разборе нотного текста, отмечает, что важнейшая сторона этой работы – «внести смысл в процесс разучивания», то есть наполнить этот процесс «осмысленными, интересными и доступными ученику заданиями».
Определяющим принципом в разборе нотного текста является комплексное восприятие всех элементов текста. С психологической точки зрения этот принцип основан на умении ученика распределять внимание одновременно на несколько объектов. Именно на данной закономерности строит свою методику обучения грамотному разбору Е.М.Тимакин. На этом принципе заостряет внимание педагогов-музыкантов и А.Алексеев, который пишет, что при разборе нотного текста ученику нелегко распределять внимание на несколько объектов, но именно этого требует осмысленный разбор. Хочу добавить исходя из своего опыта, если ученик слабый и не обладает хорошими музыкальными способностями , то не стоит нагружать рёбенка сразу охватом всех задач , делаем это постепенно, что бы не пропал интерес и занятия проходили с удовольствием. Сначала разбираем музыкальный образ , характер , отсюда находим соответствующий звук, далее читаем ноты , хлопаем ритм , работаем над штрихами , динамикой и т. д Исходя из этого обратимся к работе Л.Баренбойма , где он пишет, что «охватить многоэлементность каждого из компонентов изучения – самой музыки, нотной записи, фактуры, технических навыков – задача для ребенка сверхтрудная, тем более что перечисленные компоненты обязательно должны осваиваться в их естественных взаимосвязях. Если внимание малолетнего ученика сразу же направляется на слишком многое, это неизбежно вызовет рассредоточенность, утрату детской непринужденности двигательную скованность». Чтобы этого не произошло, Л.Баренбойм рекомендует использовать дидактический прием «расчленения задачи и поэтапного овладения отдельными элементами целого».
- Первая стадия – подготовительная. Содержанием работы этой стадии является усвоение нового теоретического материала, если в этом есть необходимость, знакомство с новым техническим навыком и установление взаимосвязи с предварительно приобретенными знаниями и умениями.
- Вторая стадия – формирование навыка, что осуществляется на основе имеющихся предварительно приобретенных навыков. Умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Потому и необходима точность внешних действий, ибо она определяет точность формируемого умственного действия.
- Третья стадия – закрепление навыка, что, в сущности, означает закрепление единства сознания и действия. На этой стадии происходит «шлифовка» навыка.
- Четвертая стадия – стабилизация навыка, то есть придание состояния устойчивости функционированию навыка. Качественная особенность результата работы этой стадии заключается в том, что навык функционирует легко и свободно.
Наконец, характеризуя принципы разбора нотного текста, необходимо сказать и о таком принципе, как систематическая работа над текстом. Собственно начальный этап работы над произведением заканчивается его разбором, но это не означает, как пишет А.Алексеев, прекращения изучения нотного текста. «Над текстом надо работать систематически даже после того, как произведение выучено на память», – подчеркивает он. Возвращаясь вновь и вновь к игре по нотам, исполнитель замечает в произведении новые, иногда очень важные подробности, которые обогащают созданный образ, высвечивают его новыми, неизвестными красками.
Список литературы:
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано – М., 1971
- Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. – Л., 1988.
- Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию: Школа игры на фортепиано. Первый год обучения.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993.
- Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М., 1961.
- Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1982.
- Малыш за роялем: Уч. пособие / Авт.-сост И.Лещинская, В. Пороцкий. – М., 1989.
- Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л., 1967.
- Метнер Н.К.Повседневная работа пианиста. – М., 1979.
- Радугин А.А. Психология и педагогика. – М., 1997.
- Савшинский С.И. Пианист и его работа. – Л., 1961.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.
- Тимакин Е.М. Воспитание пианиста: Методическое пособие. – М., 1989.
- Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. – М., 1969.
- Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М., 1984.
- Щапов А.П. Фортепианная педагогика. – М., 1960.