автор: Потапова Ольга Николаевна
Воспитатель
ГБОУ школа №1228 «Лефортово»
Методические приемы по работе над словообразованием с детьми старшего дошкольного возраста
Методические приемы по работе над словообразованием
с детьми старшего дошкольного возраста
Во время обучения в начальной школе у детей возникают определенные трудности в овладении русским языком. Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложение, у них бедный словарный запас. С целью предотвращения подобных трудностей, необходимо активно работать над развитием речи в дошкольном возрасте.
Представляю авторский конспект занятия по формированию навыка словообразования.
Конспект интегрированного занятия: «Путешествие по городу Новых слов» Цель: формирование навыков словообразования имён существительных и имён прилагательных.
Задачи:
Обучающие:
– закреплять у детей умение образовывать имена существительные помощью суффиксов –ист-; -ач- и сложные имена прилагательные; – формировать грамматически правильную речь: закреплять умение использования в речи суффиксальных имён существительных и сложных имён прилагательных;
– расширять и активизировать словарь существительных и глаголов по лексическим темам: спорт, профессии искусства, части тела. Развивающие:
– развивать навыки словообразования;
– развивать умение детей составлять предложения и короткие рассказы – в соответствии с заданиями;
– развивать мыслительную деятельность, внимание, память, воображение, – ориентировку в пространстве;
– развивать связную речь;
– тренировать умение ориентироваться на листе бумаги;
– развивать общую моторику.
Воспитательные:
– побуждать детей оказывать помощь тем, кто в этом нуждается; – воспитывать терпение, умение выслушивать до конца взрослого, сверстника; – воспитывать дружеские взаимоотношения.
Оборудование: ТСО; мольберт (2шт.); 6 фигурок оригами (мальчики с разными волосами и цветом глаз); картинки с изображением стадиона и музыкальной школы); сюжетные картинки с изображением видов спорта (футбол, хоккей, теннис, поднятие штанги, волейбол, фигурное катание); картинки спортсменов (футболист, хоккеист, теннисист, штангист, волейболист, фигурист); картинки: пианино, гитара, баян, флейта, баян, трубач; жилые дома с разным количеством этажей; цифры от 1 до 6; карта путешествия.
1
Организованно-речевая деятельность.
Дети входят в группу.
- Организационный момент.
Воспитатель:
На столе фигурки оригами ( мальчики с разным цветом волос и глаз). – Дети, посмотрите, кто пришёл к нам в гости. (Ответы детей). Но вот беда, наши гости забыли дорогу домой, нам необходимо им помочь вернуться. Поможем? (Ответы детей.)
2.Основная часть.
Образование сложных прилагательных.
Воспитатель:
– Посмотрите, они все разные. Я сейчас вам буду рассказывать о мальчике, кто узнает его по описанию, тот и помогает вернуться ему домой. – У этого мальчика светлые волосы, синие глаза.
(Ребёнок, поднявший руку, подходит и показывает.)
Итак, у мальчика светлые волосы, значит он какой – светловолосый. Синие глаза – он синеглазый. /После правильного ответа ребёнок берёт фигурку мальчика/ . И т.д.
– Посмотрите, что это лежит? ( На столе часть плана). (Ответы детей). – Да. Это начало нашего пути, первая часть плана, который поможет вернуть мальчиков домой. А живут они в городе Новых слов.
– Как вы думаете, что это за город такой? (Ответы детей).
-Ну, что, в путь? ( Да.)
Давайте, посмотрим на план.
(Дети смотрят на план, определяют направление пути. Двигаясь по плану, педагог с детьми переходят мост, и оказываются около здания стадиона). Образование существительных с помощью суффикса –ист-. (На мольберте картинка – стадион. На столе картинки, с изображением видов спорта: футбол, хоккей, теннис, поднятие штанги, волейбол, фигурное катание); картинки спортсменов (футболист, хоккеист, теннисист, штангист, волейболист, фигурист).
Воспитатель:
– Кто знает, что это за здание. Как вы думайте, в нём можно жить? А чем, здесь занимаются? (Ответы).
– Давайте, поставим наших мальчиков и рассмотрим картинки. – Посмотрите, как называется эта спортивная игра? (Футбол). /Воспитатель показывает картинку./
– Андрей, кто играет в футбол? (В футбол играет футболист). – Дети, а чтобы стать настоящим спортсменом, необходимо по утрам выполнять зарядку. Предлагаю вам сделать разминку.
/Дети встают на разминку/.
Руки в стороны и вверх (движение рук в стороны и вверх)
2
Поднимаем дружно
На зарядку мы встаём (прогибаясь назад, руки на поясе) Нам размяться нужно (присесть)
Станем спортом заниматься (руки перед грудью, рывки руками) Со скакалкою скакать (подскоки на одной ноге)
Мячик взяв, с ним упражняться, (показать, как берем мячик,
Вверх подбросить и поймать. подбрасываем и ловим )
Продолжаем. Бег на месте, (бег на месте)
Финиш – метров через двести!
Подтянуть к груди колено (поднимаем согнутые И немного постоять. в коленях ноги, как можно выше) Научитесь непременно
Равновесие держать.
Стоп.
Закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка. (руки вверх, руки вниз)
– Отдохнули? Дети, так могут здесь жить человечки? (Ответы). – Значит, нам пора отправляться дальше в путь.
/Дети берут своих мальчиков/.
-Вы знаете, спортсмены хотят нам помочь. Вот, следующая часть плана, которая поможет идти нам дальше.
/Дети с воспитателем рассматривают план и определяют дальнейший путь/. Двигаясь, по плану педагог с детьми перешагивают препятствие и оказываются около здания школы.
Образование существительных с помощью суффиксов –ист-; -ач-. (На мольберте картинка – музыкальная школа. На столе картинки: пианино, гитара, баян, флейта, баян, трубач.).
Воспитатель:
– А, это жилой дом? (Ответы). – Давайте, поставим наших мальчиков и рассмотрим картинки. – Если мы правильно выполним задание, мы получим продолжение плана, который укажет нам дальнейший путь.
-Ставьте, своих мальчиков.
– Задание будет такое. Взяв картинки надо назвать инструмент и музыканта, который играет на этом инструменте.
Например: На саксофоне играет саксофонист.
/ Детям даётся продолжение плана. Они определяют дальнейший путь и идут дальше./
Двигаясь, по плану педагог с детьми проходят под мостом и оказываются около здания планетария.
Образование сложных прилагательных.
/На экране здание планетария/./Дети ставят фигурки на стол/. Воспитатель:
-Посмотрите, какое интересное здание. Как вы думаете, что это? (Ответы).
3
– Да. Здесь изучают планеты солнечной системы. Отсюда и название – планетарий. (На экране картинка с изображением планет./. И всё, что связано с космосом. Вы знаете, к нам на землю недавно прилетел, вот такой гость.
/На экране существо, у которого 4 глаза, 3 ноги, 5 рук. Дети рассматривают /. – Посмотрите, у него 4 глаза, значит оно какое? (Четырёхглазое). 3 ноги – (Трёхногое). 5 рук – ….
/Дети определяют и называют/.
–Дети, наш гость хочет нам помочь в дальнейшем путешествие. Вот, следующий этап нашего пути.
/Дети рассматривают план, определяют дальнейший путь и идут дальше./ Двигаясь, по плану педагог с детьми проходят по узкому мосту и оказываются около жилых домов.
Образование сложных прилагательных.
– А, это дети жилые дома? (Да). – Они одинаковые? Давайте, их рассмотрим.
/Воспитатель с детьми рассматривают дома. Определяют количество этажей в каждом доме./.
– Взяв, карточку с цифрой вы сразу определите, в каком доме живёт ваш мальчик. – Андрей, выбирай карточку с цифрой. И скажи, в каком доме живёт твой мальчик. (Андрей выбирает карточку, например с цифрой два.). (Мой мальчик живёт в двухэтажном доме).
– Дети, вот мы и помогли вернуться мальчикам домой.
– Мальчики, нам дарят карту нашего путешествия. Посмотрите, как нам вернуться обратно, откуда мы начали своё путешествие.
/Дети определяют и возвращаются обратно/.
- Подведение итогов.
Воспитатель:
– Вот и закончилось наше путешествие.
Скажите, а с какой целью мы отправились в путешествие?
(Помочь мальчикам вернуться домой).
-Давайте посмотрим на нашу карту.
/Дети рассматривают карту, рассказывают, где они побывали и где, что делали/.
– Дети, а почему город, в котором мы были, называется городом Новых слов? (Ответы детей).
-А если вдруг еще с кем – то случится беда, вы придете на помощь? (Ответы детей).
4