автор:
Привалихина Светлана Ильясовна
Воспитатель Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 197 ОАО «РЖД», г. Красноярск
Кочергина Надежда Николаевна
Воспитатель Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 197 ОАО «РЖД», г. Красноярск
“Прогулка по Казани”
Непрерывная образовательная деятельность
по познавательному развитию детей старшей группы
Тема: «Прогулка по Казани»
(в рамках тематической недели: «Россия – многонациональная страна»)
Организация пространства в группе в течение недели: карта России, глобус; картинки национальных костюмов народов России; демонстрационный материал “Народы России и ближнего зарубежья”; наборы картинок городов: Казань, Якутск, Нальчик, Уфа; настольные игры о столицах республик России: Татарстан, Саха, Кабардино-Балкарии, Башкортостан; «Угадай, чей флаг», «В какой республике эта достопримечательность?», «Национальные символы»; презентации: «Национальная еда республик», «Национальные традиции разных республик»; литература:
1. Энциклопедия Моя Россия. Города России. Производитель РОСМЭН;
- Самые интересные путешествия по России. Большой путеводитель по городам и времени. Ред. Климова О. В. Издательство: АСТ;
- Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ООО «Издательство «Детство – Пресс»;
- Журналы «Куклы в народных костюмах». Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.
Цель: создание условий для знакомства детей с особенностями культуры, традиций республики Татарстан.
Задачи:
Образовательные:
– стимулировать детей в желании узнать о национальных особенностях Татарии;
– закрепить умение различать звуки Р-Л: в словах, фразовой и связной речи;
– закрепить умение выполнять звуковой анализ и синтез.
Развивающие:
– развивать умение самостоятельно добывать знания;
– развивать интерес к историческим событиям;
– развивать внимание, память;
– развивать логические процессы;
– развивать двигательные умения в подвижных играх.
Воспитательные:
– воспитывать умение устанавливать доброжелательные отношения в процессе взаимодействия детей друг с другом;
– воспитывать умение проявлять доверие и дружелюбие по отношению к людям разных национальностей.
Предварительная работа: детский конкурс «Кто знает больше считалок», знакомство с русскими народными играми, татарской народной игрой «Тотышуены», знакомство с фразеологизмами; просмотр презентаций, книг, картинок по теме недели.
Материал: презентация, скамейка, опорные картинки к считалке, ковёр, стулья для детей, указка, сувенирная тарелка с рисунком дворцовой площади города Казани, брелок для ключей с рисунком людей в татарских костюмах, пиала с рисунком семейного центра «Казан», калфак – татарский женский головной убор, сувениры для детей (картинки «Кот-мышелов» – находятся на последнем слайде презентации)
Примечание: при просмотре презентации необходимо использовать левую кнопку «мыши», либо клавишу «пробел» на клавиатуре; в конспекте занятия переход от слайда к слайду и к эффектам внутри слайда обозначается символом –
Вводная часть
- Мотивационная часть
Утром в группе появляются новые предметы: калфак – женский головной убор, сувенирная тарелка с рисунком дворцовой площади города Казани, брелок для ключей с рисунком людей в татарских костюмах, пиала с рисунком семейного центра «Казан». Заинтересовавшимся детям педагог предлагает найти информацию о предметах, появившихся в нашей группе (В группе находятся игры, картинки, книги, журналы о разных республиках нашей страны, которыми пользовались дети в течение недели.)
- Организационный момент
Педагог сообщает одному ребёнку (говорит на ухо): – Если ты хочешь поделиться информацией о новых появившихся в группе предметах, подойди к столу, на котором лежат эти предметы. Передай это своему другу. (Так дети, передавая друг другу по цепочке информацию на ухо, собираются около стола.)
– Дети, кто хочет поделиться информацией о появившихся предметах в нашей группе? (Дети высказывают свои предположения, подходят к выводу, что эти предметы связаны с республикой Татарстан.)
Педагог – Да, действительно, эти предметы связаны с Татарией.
Основная часть
- Считалка
– Вам интересно, как эти предметы сюда попали? (Показ предметов: калфак – татарский женский головной убор, сувенирная тарелка с рисунком дворцовой площади города Казани, брелок для ключей с рисунком людей в татарских костюмах, пиала с рисунком семейного центра «Казан»)
– Мне их подарила моя знакомая девочка Вера. Она недавно побывала в Татарии.
– Рассказать вам, как Вера туда попала? (Ответы детей) Летом она с мамой плавали на теплоходе по Енисею. Там часто устраивали разные соревнования, игры для детей. Один из конкурсов назывался «Считалки», дети соревновались: кто из них больше расскажет весёлых считалок. Одну из них Вера запомнила. Послушайте: Вот со звуками Р, Л считалка:
Рукавица, лук, русалка,
Лампа, кенгуру, топор,
Ранец, лавка, мухомор.
– Хотите повторить со мной текст считалки? (Ответы детей) Вспомнить текст нам помогут эти картинки. (Проговаривание текста с показом опорных картинок.)
- Игра «Колечко»
– А ещё дети играли в разные игры: «Гуси-лебеди», «Салки», «Колечко».
– Ребята, вспомните, в какую из них мы вчера играли (в игру «Колечко»). Хотите в неё поиграть? Тогда вспомните правила этой игры. Кто сможет их объяснить?
(Ребёнок объясняет: все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит: «Уж я золото храню, чисто серебро храню в высоком терему. Гадай, гадай, девица. Гадай, гадай, красная!». Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.)
– А теперь давайте поиграем в эту игру. (Игра с детьми)
- Знакомство с девочкой
– Дети, садитесь. Хотите послушать, что же было дальше?
– За играющими наблюдала одна девочка, стеснялась подойти.
Оказалось, её зовут Алсу, она приехала в гости из другой республики. Как вы думаете, из какой? (из Татарстана) Молодцы, правильно догадались.
– Вера и Алсу так сдружились, что Алсу позвала её к себе в гости в Татарию. Вера с удовольствием согласилась.
- Расположение республики Татарстан
– Я с Верой посмотрели, где находится Татарстан. Эта республика расположена в центре Европейской части России, в месте слияния двух рек — Волги и Камы. (Педагог показывает на карте, где находится Татария).
- Игра «Чего не хватает»
– Я помогла Вере выбрать подарки. Давайте вместе скажем, что мы выбрали в сувенирном магазине: самовар, бескозырку, гармошку, фигурку с голубями, шкатулку, колокол. Собрали всё в сумку, но вещей было так много, что не все сувениры вошли. Посмотрите, чего здесь не хватает (бескозырка, колокол). Давайте проверим. Еле-еле положили в сумку эти сувениры, но пришлось кое-что выложить. Посмотрите, что не вошло в сумку (самовар, шкатулка). Давайте проверим. Пришлось ещё разбирать сумку и снова всё укладывать. Наконец, всё вошло.
- Архитектура, памятники, легенды Татарии
– Вера летела долго. В аэропорту города Казань – это столица республики Татарстан, её встретили Алсу с мамой.
– Они для Веры провели экскурсию по казанским улицам. Ей очень понравились архитектурные сооружения: великолепные дворцы, храмы, театры, площади. (Далее педагог показывает соответствующие картинки.) Это кукольный театр, кремль, театр юного зрителя, дворец земледельцев.
– Её поразило красивое сооружение, похожее на огромную чашу, оно называлось – семейный центр «Казан». Гостье объяснили, как переводится данное слово: это котел для приготовления пищи. В этом здании любят проводить время семьи, в нём проходят свадьбы. Здесь Вера узнала одну легенду. Когда-то одна царица, а звали её Екатерина Великая, велела привезти из Казани кошек и котов, чтобы те переловили всех мышей во дворце, в котором жила эта царица. Поэтому одной из достопримечательностей города Казани являются памятники коту – мышелову.
– Далее гостью повели в Музей изобразительных искусств. Вера обратила внимание на выставку, среди разных экспонатов находились фигурки грустных людей. Мама Алсу сказала, что они все имеют одно название “Сирота казанская”.
– Дети, мы с вами уже говорили про это выражение. Вспомните, что оно означает. (“Сиротой казанской” называют человека, который постоянно жалуется на свои неудачи, но виноват в них сам).
– Это выражение тоже имеет свою историю. Хотите послушать? (Ответы детей)
Давным-давно завоёванные царём Иваном IV татарские князья, чтобы сохранить всё то, что у них было, отправлялись на службу в Москву. Там они прибеднялись, чтобы получить больше наград и денег.
- Татарская народная игра
– Прогуливаясь по городу, Вера обратила внимание на впечатляющую своими размерами дворцовую площадь.
– Здесь ребятишки играли в интересную игру «Тотышуены». Вспомните, как переводится это название (ловишки)
– Вера с большим удовольствием присоединилась к играющим. Хотите в неё поиграть? (ответы детей) Подойдите ко мне. Вспомните правила этой игры. Кто расскажет? (Ребёнок объясняет: по сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.)
– Давайте при помощи считалки выберем водящего. Можете использовать только что разученную считалку.
(Дети играют)
- Татарская музыка
– А ещё там Вера увидела детский концерт.
– Представьте, что вы тоже оказались в этом месте на лужайке, садитесь (Педагог показывает на ковёр) и послушайте татарскую песню Дүдәк-дүдәк. (Звучит музыка)
– Вам понравилось, как пел детский ансамбль? В песне повторяется слово – Дүдәк-дүдәк. В переводе с татарского это означает – свисток.
- Татарская еда
– Дети, продолжить рассказ о Вере? (Ответы детей) – Садитесь на стулья.
Когда она с подругой и её мамой гуляли по набережной, зашли в кафе. Вере понравилась национальная еда: печенье чак-чак, кыстыбый – блины с картофельным пюре, особенно: таклыш – это … Перевод этого слова вы угадаете при помощи игры «Поймай». И так, я «бросаю» звуки, вы «бросаете» слово (Педагог: в, а, т, а, Дети: вата) Да, это сладкая вата. Ещё девочке понравилась тутырма . Также при помощи этой игры догадайтесь, что это? (Педагог: к, о, л, б, а, с, а. Дети: колбаса)
– Правильно, это колбаса
– Вера сказала, что Казань – очень красивый город. Дети, как вы думаете, что понравилось Вере? (семейный центр «Казан», памятники коту- мышелову, Музей изобразительных искусств, дворцовая площадь, набережная, кукольный театр, кремль, театр юного зрителя, дворец земледельцев)
- Игра «Распредели картинки»
– Подарки, которые привезла Вера, семье Алсу очень понравились. Алсу тоже приготовила подарки для Веры, давайте назовём какие: фигурка «Кот- мышелов», пиала с татарским национальным рисунком, чехол для телефона, кружка с видами Казани, спортивный костюм с названием татарского хоккейного клуба «Ак Барс», пазлы «Казанский храм всех религий», калфак – женский головной убор, фигурка «Казанская мечеть».
– Все они очень красивые. Вера решила поделиться с подругой, выбрала себе подарки, в названии которых есть звук Р, а подруге – в названии которых есть звук Л. Скажите, кому достанется спортивный костюм: Вере или подруге? (Вере)
– Кому достанется (педагог показывает на другие картинки): Вере или сестрёнке? (Ответы детей) фигурка с котом, пазлы, пиала, кружка, калфак, чехол, фигурка мечети.
– Из Татарстана Вера приехала очень довольная. Сейчас она с Алсу переписывается и общается по скайпу.
Заключительная часть
- Итог
– Дети, скажите, с какой республикой мы сейчас познакомились? Понравилось ли вам что-нибудь, связанное с этой республикой? О чём бы вы ещё хотели узнать?
- Сюрпризный момент
– Вера попросила меня передать для вас сувениры из Татарстана. (Детям раздаются красивые картинки «Кот-мышелов».)