автор:

Привалихина Светлана Ильясовна

Воспитатель Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 197 ОАО «РЖД», г. Красноярск

Кочергина Надежда Николаевна

Воспитатель Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 197 ОАО «РЖД», г. Красноярск

“Прогулка по Казани”

Непрерывная образовательная деятельность

по познавательному развитию детей старшей  группы

 

Тема: «Прогулка по Казани»

(в рамках тематической недели: «Россия – многонациональная страна»)

 

Организация пространства в группе в течение недели: карта России, глобус; картинки национальных костюмов народов России; демонстрационный материал “Народы России и ближнего зарубежья”; наборы картинок городов: Казань, Якутск, Нальчик, Уфа; настольные игры о столицах республик России: Татарстан, Саха, Кабардино-Балкарии, Башкортостан; «Угадай, чей флаг», «В какой республике эта достопримечательность?», «Национальные символы»; презентации: «Национальная еда республик», «Национальные традиции разных республик»; литература:
1. Энциклопедия Моя Россия. Города России. Производитель РОСМЭН;

  1. Самые интересные путешествия по России. Большой путеводитель по городам и времени. Ред. Климова О. В. Издательство: АСТ;
  2. Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ООО «Издательство «Детство – Пресс»;
  3. Журналы «Куклы в народных костюмах». Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.

 

Цель: создание условий для  знакомства детей с особенностями культуры, традиций республики Татарстан.

Задачи:

Образовательные:

– стимулировать детей в желании узнать о национальных особенностях Татарии;

– закрепить умение различать звуки Р-Л: в словах, фразовой и связной речи;

– закрепить умение выполнять звуковой анализ и синтез.

Развивающие:

– развивать умение самостоятельно добывать знания;

– развивать интерес к историческим событиям;

– развивать внимание, память;

– развивать логические процессы;

– развивать двигательные умения в подвижных играх.

Воспитательные:

– воспитывать умение устанавливать доброжелательные отношения в процессе взаимодействия детей друг с другом;

– воспитывать умение проявлять доверие и дружелюбие по отношению к людям разных национальностей.

 

Предварительная работа: детский конкурс «Кто знает больше считалок», знакомство с русскими народными играми, татарской народной игрой «Тотышуены», знакомство с фразеологизмами; просмотр презентаций, книг, картинок по теме недели.

 

Материал: презентация,  скамейка, опорные картинки к считалке, ковёр, стулья для детей, указка, сувенирная тарелка с рисунком дворцовой площади города Казани, брелок для ключей с рисунком людей в татарских костюмах, пиала с рисунком семейного центра «Казан», калфак – татарский женский головной убор, сувениры для детей (картинки «Кот-мышелов» – находятся на последнем слайде презентации)

 

Примечание: при просмотре презентации необходимо использовать левую кнопку «мыши», либо клавишу «пробел» на клавиатуре; в конспекте занятия переход от слайда к слайду и к эффектам внутри слайда обозначается символом –

 


Вводная часть

 

  1. Мотивационная часть

Утром в группе появляются новые предметы: калфак – женский головной убор, сувенирная тарелка с рисунком дворцовой площади города Казани, брелок для ключей с рисунком людей в татарских костюмах, пиала с рисунком семейного центра «Казан». Заинтересовавшимся детям педагог предлагает найти информацию о  предметах, появившихся в нашей группе (В группе находятся игры, картинки, книги, журналы о разных республиках нашей страны, которыми пользовались дети в течение недели.)

 

  1. Организационный момент

Педагог сообщает одному ребёнку (говорит на ухо): – Если ты хочешь поделиться информацией о новых появившихся в группе предметах, подойди к столу, на котором лежат эти предметы. Передай это своему другу. (Так дети, передавая друг другу по цепочке информацию на ухо, собираются около стола.)

– Дети, кто хочет поделиться информацией о появившихся предметах в нашей группе? (Дети высказывают свои предположения, подходят к выводу, что эти предметы связаны с республикой Татарстан.)

Педагог – Да, действительно, эти предметы связаны с Татарией.

 

 

Основная часть

  1. Считалка

– Вам интересно, как эти предметы сюда попали? (Показ предметов:  калфак – татарский женский головной убор, сувенирная тарелка с рисунком дворцовой площади города Казани, брелок для ключей с рисунком людей в татарских костюмах, пиала с рисунком семейного центра «Казан»)

– Мне их подарила моя знакомая девочка Вера. Она недавно побывала в Татарии.

– Рассказать вам, как Вера туда попала? (Ответы детей) Летом она с мамой плавали на теплоходе по Енисею. Там часто устраивали разные соревнования, игры для детей. Один из конкурсов назывался «Считалки», дети соревновались: кто из них больше расскажет весёлых считалок. Одну из них Вера запомнила. Послушайте: Вот со звуками Р, Л считалка:

Рукавица, лук, русалка,

Лампа, кенгуру, топор,

Ранец, лавка, мухомор.

– Хотите повторить со мной текст считалки? (Ответы детей) Вспомнить текст нам помогут эти картинки.     (Проговаривание текста с показом опорных картинок.)

 

  1. Игра «Колечко»

– А ещё дети играли в разные игры:  «Гуси-лебеди», «Салки», «Колечко».

– Ребята, вспомните, в какую из них мы вчера  играли (в игру «Колечко»). Хотите в неё поиграть? Тогда вспомните правила этой игры. Кто сможет их объяснить?

(Ребёнок объясняет: все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит: «Уж я золото храню, чисто серебро храню в  высоком терему. Гадай, гадай, девица. Гадай, гадай, красная!». Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то  он становится ведущим.)

– А теперь давайте поиграем в эту игру. (Игра с детьми)

 

  1. Знакомство с девочкой

– Дети, садитесь. Хотите послушать, что же было дальше?

– За играющими наблюдала одна девочка, стеснялась подойти.

Оказалось, её зовут Алсу, она приехала в гости из другой республики. Как вы думаете, из какой? (из Татарстана) Молодцы, правильно догадались.

– Вера и Алсу так сдружились, что Алсу позвала её к себе в гости в Татарию. Вера с удовольствием согласилась.

 

  1. Расположение республики Татарстан

– Я с Верой посмотрели, где находится Татарстан.      Эта республика расположена  в центре Европейской части России,  в месте слияния двух рек — Волги и Камы. (Педагог показывает на карте, где находится Татария).

 

  1. Игра «Чего не хватает»

– Я помогла Вере выбрать подарки. Давайте вместе скажем, что мы выбрали в сувенирном магазине:       самовар, бескозырку, гармошку, фигурку с голубями, шкатулку, колокол. Собрали всё в сумку, но вещей было так много, что не все сувениры вошли.  Посмотрите, чего здесь не хватает (бескозырка, колокол). Давайте проверим. Еле-еле положили в сумку эти сувениры, но пришлось кое-что выложить. Посмотрите, что не вошло в сумку      (самовар, шкатулка). Давайте проверим. Пришлось ещё разбирать сумку и снова всё укладывать. Наконец, всё вошло.

 

  1. Архитектура, памятники, легенды Татарии

– Вера летела долго.      В аэропорту города Казань – это столица республики Татарстан, её встретили Алсу с мамой.

– Они для Веры провели экскурсию по казанским улицам.     Ей очень понравились архитектурные сооружения: великолепные дворцы, храмы, театры, площади. (Далее педагог показывает соответствующие картинки.) Это кукольный театр, кремль,  театр юного зрителя, дворец земледельцев.

– Её  поразило красивое сооружение, похожее на огромную чашу,     оно называлось – семейный центр «Казан». Гостье объяснили, как переводится данное слово:  это котел для приготовления пищи. В этом здании любят проводить время семьи, в нём проходят свадьбы. Здесь Вера узнала одну легенду. Когда-то одна царица, а звали её Екатерина Великая, велела привезти из Казани кошек и котов, чтобы те переловили всех мышей во дворце, в котором жила эта царица. Поэтому одной из достопримечательностей города Казани являются памятники коту – мышелову.       

– Далее гостью повели в Музей изобразительных искусств.        Вера обратила внимание на выставку, среди разных экспонатов находились     фигурки грустных людей.  Мама Алсу сказала, что они все имеют одно название “Сирота казанская”.

– Дети, мы с вами уже говорили про это выражение. Вспомните, что оно означает. (“Сиротой казанской” называют  человека, который постоянно жалуется на свои неудачи, но виноват в них сам).

– Это выражение тоже имеет свою историю. Хотите послушать? (Ответы детей)

Давным-давно завоёванные царём Иваном IV татарские князья, чтобы сохранить всё то, что у них было, отправлялись на службу в Москву. Там они прибеднялись, чтобы получить больше наград и денег.

 

  1. Татарская народная игра

– Прогуливаясь по городу, Вера обратила внимание на впечатляющую своими размерами дворцовую площадь.      

– Здесь ребятишки играли в интересную игру «Тотышуены».  Вспомните, как переводится это название (ловишки)

– Вера с большим удовольствием присоединилась к играющим. Хотите в неё поиграть?  (ответы детей) Подойдите ко мне. Вспомните правила этой игры. Кто расскажет? (Ребёнок объясняет: по сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.)

– Давайте при помощи считалки выберем водящего. Можете использовать только что разученную считалку.      

(Дети играют)

 

  1. Татарская музыка

– А ещё там Вера увидела детский концерт.

– Представьте, что вы тоже оказались в этом месте на лужайке, садитесь (Педагог показывает на ковёр)  и послушайте татарскую песню Дүдәк-дүдәк. (Звучит музыка)

– Вам понравилось, как пел детский ансамбль? В песне повторяется слово – Дүдәк-дүдәк. В переводе с татарского это означает – свисток.

 

  1. Татарская еда

– Дети, продолжить рассказ о Вере? (Ответы детей) – Садитесь на стулья.

Когда она с подругой и её мамой гуляли по набережной,       зашли в кафе. Вере понравилась национальная еда: печенье чак-чак, кыстыбый – блины с картофельным пюре, особенно:       таклыш – это … Перевод этого слова вы угадаете при помощи игры «Поймай». И так, я «бросаю» звуки, вы «бросаете» слово (Педагог: в, а, т, а, Дети: вата) Да, это      сладкая вата. Ещё девочке понравилась тутырма . Также при помощи этой игры догадайтесь, что это? (Педагог: к, о, л, б, а, с, а. Дети: колбаса)

– Правильно, это колбаса

– Вера сказала, что Казань – очень красивый город.      Дети, как вы думаете, что понравилось Вере? (семейный центр «Казан», памятники коту- мышелову, Музей изобразительных искусств, дворцовая площадь, набережная, кукольный театр, кремль, театр юного зрителя, дворец земледельцев)    

 

  1. Игра «Распредели картинки»

– Подарки, которые привезла Вера, семье Алсу очень понравились.  Алсу тоже приготовила подарки для Веры, давайте назовём какие: фигурка «Кот- мышелов», пиала с татарским национальным рисунком, чехол для телефона, кружка с видами Казани, спортивный костюм с названием татарского хоккейного клуба «Ак Барс», пазлы «Казанский храм всех религий», калфак – женский головной убор, фигурка «Казанская мечеть».  

–  Все они очень красивые. Вера решила поделиться с подругой, выбрала себе подарки, в названии которых есть звук Р, а подруге – в названии которых есть звук Л. Скажите, кому достанется спортивный костюм:  Вере или подруге? (Вере)

– Кому достанется (педагог показывает на другие картинки):  Вере или сестрёнке? (Ответы детей) фигурка с котом,      пазлы,       пиала, кружка,      калфак,       чехол,       фигурка мечети.

– Из Татарстана Вера приехала очень довольная. Сейчас она с Алсу переписывается и общается по скайпу.

 

Заключительная часть

  1. Итог

– Дети, скажите, с какой республикой мы сейчас познакомились? Понравилось ли вам что-нибудь, связанное с этой республикой?  О чём бы вы ещё хотели узнать?

 

  1. Сюрпризный момент

– Вера попросила меня передать для вас сувениры из Татарстана. (Детям раздаются красивые картинки «Кот-мышелов».)

 

Прогулка по Казани