Рабочая программа “Музыка.Искусство” 4 класс по программе В.В.Алеева, Т.Н.Кичак
Автор: Гулина Светлана Салимовна
Место работы: МБОУ КР ОО ” Шаховская средняя общеобразовательная школа”
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе авторской программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2013), которая разработана для УМК Алеева В.В., Науменко Т.И. и др. «Музыка» (М.: Дрофа, 2015) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ МО РФ от6 октября 2009г. №373), требований федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками данного курса.
УМК входит в Федеральный перечень учебников, допущенных МО РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год.
Для реализации образовательной программы НОО на изучение курса «Музыка» в 4 классе по учебному плану МБОУ КР ОО «Шаховская средняя общеобразовательная школа» отводится 1 ч в неделю, 34 ч. в год.
По авторской программе – 1 ч в неделю, 34 ч. в год.
Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской.
Цель:
Формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач. Задач:
– научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
– сформировать основы музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
-воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
– освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
– развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
– овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.
Информация о внесенных изменениях
Программа содержит традиционные разделы и понятия.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Описание места учебного предмета.
Настоящий курс «Музыка» 4 класс полностью соотносится с инвариантной частью Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. «Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта».
Информация о количестве учебных часов
Данная программа рассчитана на 34 часа при 1 часе в неделю в 4 классе в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком.
Формы организации образовательного процесса:
Коллективные, групповые, индивидуальные, внеклассные
Технологии обучения
В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как:
– личностно ориентированного обучения,
– уровневой дифференциации и индивидуализации;
– информационно-коммуникативной (компьютерной);
– проектной деятельности;
– игровой;
-здоровьесберегающей.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Содержание обучения музыке на базовом уровне в 4 классе структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенции.
Ценностно-смысловая компетенция – видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, и поступков, принимать решения.
Общекультурная компетенция – знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Учебно-познавательная компетенция – овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добывать знания непосредственно из реальности, владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, уметь отличать факты от домыслов.
Информационная компетенция – при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формировать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Коммуникативная компетенция – овладение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, в коллективе. Уметь задавать вопросы, вести дискуссию и др.
Социально-трудовая компетенция – овладение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенция личностного самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Владеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
- в воспитании нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека;
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за отечество;
- в формировании и воспитании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании и воспитании эстетического вкуса;
- в формировании основ музыкальной культуры;
- в воспитании эмоционально-ценностного отношения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений. При оценке выполнения практических заданий
Критерии выставления оценок
Отметка «5» выставляется за правильное исполнение песни, грамотное изложение материала учебника, использование дополнительной литературы по музыке;
Отметка «4» ставится, если ученик допускает 1-2 ошибки в изложении материала учебника, ошибается в исполнении песни;
Отметка «3» ставится, если ученик допускает 3-4 ошибки в изложении материала учебника, в исполнении песни, не пользуется дополнительной литературой;
Отметка «2» выставляется в том случае, если ученик не знает материала урока, не знает текста песни или допускает более 5 ошибок в её исполнении.
Виды и формы контроля
Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
– самостоятельная работа;
– устный опрос;
– взаимоопрос;
– синквейн;
-цифровой диктант;
– тест.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ученик 4-го класса научится:
- различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
- анализировать художественно-образное содержание музыкальных произведений в соответствии с критериями, представленнымив учебнике
- определять по изображениям имена композиторов — членов «могучей кучки».
- соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов.
- наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов
- анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
- исполнять мелодии народных песен в современных стилях (хип-хоп, диско)
Ученик получит возможность научиться:
- наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
- воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и народное музыкальное творчество разных стран мира.
- сравнивать характеры разных произведений в рамках одного жанра.
- импровизировать в соответствии с заданным музыкальным образом (танцевальная импровизация)
- распознавать особенности музыкальной речи композиторов (на примере творчества Дж. Верди).
- узнавать по характерным стилевым признакам изученные музыкальные сочинения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В области личностных результатов:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- развитие этических чувств;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
В области метапредметных результатов:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4 класса;
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;
- понимание основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- умение проводить простые аналогии и сравнения, устанавливать простые классификации между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- установление простых причинно-следственных связей (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала меж-дисциплинарных тем учебника для 4 класса);
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);
- подведение под понятие на основе существен ных признаков музыкального произведения и их сип теза (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
В области предметных результатов:
- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом само выражении (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально- драматических спектаклях);
- знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов: венских классиков, композиторов — представителей «Могучей кучки», а также И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, Дж. Верди;
- умение узнавать характерные черты музыкальной речи вышеназванных композиторов;
- умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
- умение соотносить простые образцы народно й и профессиональной музыки;
- умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации);
- знание названий различных видов оркестров;
- знание названий групп симфонического оркестра;
- умение соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия — фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов —- принцип «веера»).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (34 ч.)
Россия – любимая наша страна(1час)
Песни о Родине. Песни о России, о героическом прошлом страны. Гимн -торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо. Понятие «национальный гимн». Гимн России -один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гербом
Великое содружество русских композиторов(2часа)
«Могучая кучка» – творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х -начале 1860-х гг. (Балакиревский кружок). Состав кружка: М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков и Ц. А. Кюи
Тема Востока в творчестве русских композиторов(1час)
«Шехерезада» – по своей форме и стилю симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова, созданная в 1888 г. по мотивам известного сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Сюита – многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Живописно-изобразительнаяпрограммность произведения. Обсуждение: что делает «Шехерезаду» одним из выдающихся произведений русской музыки, посвященных Востоку?
Музыка Украины(1час)
Украинская музыка берет начало со времен Киевской Руси и в своем развитии охватывает практически все типы музыкального искусства – народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Народные украинские песни рассказывают о защитниках родной земли, о календарных праздниках, горе и радости. Музыка Украины -как самостоятельная ветвь восточнославянской музыки. Украинский фольклор в музыкальном творчестве
Музыка Белоруссии(1час)
Использование белорусских народных песен и мотивов композиторами-классиками. Белорусские композиторы и исполнители (коллективы). Особенности танцевальных мелодий: веселый характер, двухдольный метр, быстрый темп; отражают трудовые процессы («Ленок», «Бульба»), отношение человека к природе («Метелица», «Чарот»), сюжетные танцы («Юрочка», «Лявониха», «Полька-Янка»).
Музыка Ф. Шопена. Осень в Желязовой Воле(1час)
Желязова Воля – родина знаменитых музыкантов: композитора Фредерика Шопена и скрипача Генрика Шеринга. Русский композитор С. Ляпунов написал симфоническую поэму «Желязова Воля», посвященную памяти Шопена
Блеск и мощь полонеза(1час)
Творчество польского композитора М. Огинского. Музыкальная интерпретация полонезов М. Огинским, который преподносил их не как танцевальный жанр, а как самостоятельную фортепианную пьесу. Полонез – торжественный большой танец-шествие; музыкальный размер 3/4; умеренный темп; имеет польское происхождение. Полонезы объединяют в себе одновременно лиричность и меланхоличность славянской души и в то же время боевой настрой.
Музыкальное путешествие в Италию(1час)
Связь русской музыкальной культуры с культурой народов мира. Итальянские впечатления русских композиторов и живописцев
Творчество Дж. Верди(1час)
Джузеппе Фортунино Франческо Верди – итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Лучшие его оперы («Риголетто», «Травиата», «Аида»), известные богатством мелодической выразительности, часто исполняются в оперных театрах всего мира
Венские музыкальные классики(1час)
Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре XVIII – начала XIX века. Стиль венской классической школы. Музыкальные жанры. Ф.-Й. Гайдн – основоположник венской классической школы. Музыкальный гений – В.-А. Моцарт
Знаменитая Симфония № 40 В.-А. Моцарта(1час)
Симфония № 40 соль минор, KV 550 – одно из наиболее популярных сочинений В.-А. Моцарта. Строение, состав оркестра симфонии. Симфония представляет собой классический сонатно-симфонический цикл. В ней четыре части
Героические образы Л. Бетховена(1час)
Биография и творческий путь Людвига Бетховена. Бетховен – автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепианные сонаты № 8 («Патетическая») и № 14 (так называемая «Лунная»)
Песни и танцы Ф. Шуберта(1час)
Изучение развития музыки на примере произведений Ф. Шуберта. Ладовое развитие музыки. Разучивание песни
Великий немецкий композитор И.-С. Бах(1час)
Биография и творческий путь Иоганна Себастьяна Баха. Музыкальное наследие Баха включает более 1000 талантливых сочинений. Бах прославился как виртуозный исполнитель органной музыки и талантливый композитор
Музыка Эдварда Грига (2часа)
Биография и творческий путь Эдварда Грига. Одним из самых знаменитых произведений Грига считается вторая сюита – «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг»
«Так полюбил я древние дороги…» (1час)
Взаимопроникновение музыки, изобразительного искусства и литературы в колористическом, ритмическом и интонационном началах. Музыкальные жанры. Средства музыкальной выразительности – интонация, звукоизвлечение, звуковедение в вокальных и хоровых произведениях
Творчество Ф. Шопена (2часа)
Биография и творческий путь Ф. Шопена. Ноктюрны. Патриотическая музыка композитора
Арлекин и Пьеро(1час)
Роберт Шуман и его гениальный «Карнавал». Каждая пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах. Маленькие сцены на 4 ноты. Всего их было 20 сцен. Шуман -мастер музыкального портрета
В подводном царстве… (1час)
Жанры музыки. Великие композиторы. Великие произведения. Создание сказочного образа музыкальными средствами. Музыкальная характеристика действующих лиц
Цвет и звук: «музыка витража»(1час)
Оливье Эжен Шарль ПросперМессиан – французский композитор, органист, музыкальный теоретик, педагог, орнитолог.
Вознесение к звездам(1час)
В 1948 году увидела свет большая симфония Мессиана «Турангалила», написанная для Бостонского оркестра. Десятичастная, свободная по форме фантазия получила свое название из индийской литературы
Симфонический оркестр(2часа)
Симфонический оркестр состоит из смычковых, духовых и ударных инструментов. Лучшие симфонические оркестры мира
Поэма огня «Прометей»(1час)
Композитора А. Скрябина привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминаются огонь, пламя, свет и т. п. В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры
Джазовый оркестр(1час)
Джаз – форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX – начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур. Биг-бенд – классическая, сложившаяся форма, известна в джазе с начала 1920-х
Что такое мюзикл? (1час)
Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) -музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография; это единое драматическое действо, связывающее воедино все, причем каждый персонаж живет своей сценической жизнью. История жанра, постановки известных московских музыкальных спектаклей. Создатели и актеры мюзиклов. Мюзикл -прекрасная сказка, подаренная нам XX веком; загадка, феерия, призрак, ставшая для многих людей жизнью и смертью, звездным часом и разочарованием. Музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусства. Детско-юношеский театр мюзикла
Под небом Парижа(1час)
Э. Пиаф: удивительно красочная, сочная жизнь, выдержавшая становление от уличной парижской певички до мировой звезды; символ Франции, голос французского народа
Петербург. Белые ночи(1час)
Петр Ильич Чайковский; творчество композитора, посвященное Петербургу. Музыкальные впечатления композитора. Современные композиторы на тему белых ночей. Эмоционально-художественное исполнение песни «Белые ночи»
Москва !Как много в этом звуке….(1час)
Петр Ильич Чайковский; творчество композитора, посвященное Москве. Музыкальные впечатления композитора. Современные композиторы о Москве. Вдохновенное, эмоционально-художественное исполнение песни «Москва! Звонят колокола…»
Музыка, воспевающая Россию (2часа)
Исполнение полюбившихся произведений. Демонстрация понимания интонации и развития музыки в произведениях для слушания и анализа. Произведения и музыкальные средства, характеризующие музыкальное искусство России, важнейшие исторические этапы, сражения и потери русского народа. Концертные залы и музыкальные театры России. Характеристика народной и профессиональной национальной русской музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Композиторы, исполнители России
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ученик 4-го класса научится:
- различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
- анализировать художественно-образное содержание музыкальных произведений в соответствии с критериями, представленнымив учебнике
- определять по изображениям имена композиторов — членов «могучей кучки».
- соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов.
- наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов
- анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
- исполнять мелодии народных песен в современных стилях (хип-хоп, диско)
Ученик получит возможность научиться:
- наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
- воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и народное музыкальное творчество разных стран мира.
- сравнивать характеры разных произведений в рамках одного жанра.
- импровизировать в соответствии с заданным музыкальным образом (танцевальная импровизация)
- распознавать особенности музыкальной речи композиторов (на примере творчества Дж. Верди).
- узнавать по характерным стилевым признакам изученные музыкальные сочинения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела.
Тема урока. |
Количество часов | Сроки | |||||||
П.П. | П.Ф. | |||||||||
1. | «Россия – любимая наша страна…» | 1 | 04.09 |
|
||||||
2 | Великое содружество русских композиторов | 1 | 11.09 |
|
||||||
3 |
Великое содружество русских композиторов | 1 | 18.09 | |||||||
4. | Тема Востока в творчестве русских композиторов | 1 | 25.09 |
|
||||||
5. | Музыка Украины | 1 | 02.10 |
|
||||||
6. | Музыка Белоруссии | 1 | 09.10 |
|
||||||
7.
|
Музыкант из Желязовой Воли | 1 | 16.10 |
|
||||||
8 |
Блеск и мощь полонеза. | 1 | 23.10 | |||||||
9. | Музыкальное путешествие в Италию | 1 | 13.11 |
|
||||||
10. | «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди | 1 | 20.11 |
|
||||||
11. | Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики | 1 | 27.11 |
|
||||||
12. | Знаменитая Сороковая (Творчество В.А.Моцарта) | 1 | 04.12 |
|
||||||
13. | Героические образы Л.Бетховена | 1 | 11.12 |
|
||||||
14. | Песни и танцы Ф.Шуберта | 1 | 18.12 |
|
||||||
15. | «Не ручей – море ему имя» ( Творчество И.С.Баха) | 1 | 25.12 |
|
||||||
16. | Суровая красота Норвегии. Музыка Э.Грига | 1 | 15.01 |
|
||||||
17. | «Так полюбил я древние дороги…» | 1 | 22.01 |
|
||||||
18.
|
Ноктюрны Ф. Шопена | 1 | 29.01 |
|
||||||
19 |
«Музыка Шопена-это пушки, прикрытые цветами» | 1 | 25.01 | |||||||
20.
|
Арлекин и Пьеро
|
1 | 05.02 |
|
||||||
21. | В подводном царстве | 1 | 12.02 | |||||||
22.
|
Цвет и звук: – «музыка витража» | 1 | 19.02 |
|
||||||
1 | 26.02 | |||||||||
23 | Вознесение к звёздам | |||||||||
24 | Симфонический оркестр | 1 | 04.03 |
|
||||||
25 |
Симфонический оркестр | 1 | 11.03 | |||||||
26. | Поэма огня «Прометей» | 1 | 18.03 |
|
||||||
27. | «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана | 1
|
25.03 |
|
||||||
28. | Джазовый оркестр | 1 | 08.04 |
|
||||||
29 | Что такое мюзикл? | 1 | 15.04 |
|
||||||
30 | Под небом Парижа | 1 | 22.04 | |||||||
31 | Петербург .Белые ночи. | 1 | 29.04
|
|||||||
32. | «Москва! Как много в этом звуке…» | 1 | 06.05 |
|
||||||
33
|
«Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна» | 1 | 13.05 |
|
||||||
34 |
«Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна» | 1 | 30.05 | |||||||
Итого за год |
34 часа |
20.05 | ||||||||
Календарно-тематическое планирование
Сроки
|
Сроки | Тема, тип урока |
Решаемые проблемы; цели деятельности учителя на уроке | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||
Понятия | Предметные результаты |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Личностные результаты |
|||||
П.П. |
П.Ф. |
|||||||
Россия – любимая наша страна | Гимн -торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо. | Понятие «национальный гимн». Гимн России -один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гербом | Знать определениепонятия гимн, слова
и музыку Государственного Гимна Российской Федерации. Уметь выразительно (торжественно) исполнять Государственный Гимн Российской Федерации |
Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные: анализировать информацию учебника осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, рисунок, таблица, тексты СМИ). Коммуникативные: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения осредствах музыкальной выразительности. |
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Анализировать художественно-образное содержание музыкальных произведений в соответствии с критериями, представленными в учебнике |
|||
Великое содружество русских композиторов | «Могучая кучка» – творческое содружество российских композиторов | Балакиревский кружок | Знать композиторов,входивших в состав
«Могучей кучки», Уметь определять общий характер музыкальных произведений, |
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию при работе в паре.
Познавательные: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации;; сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям характер и настроение музыки Коммуникативные: работать в паре: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль |
Определять по изображениям имена композиторов — членов «Могучей кучки». | |||
Тема Востока в творчестве русских композиторов | «Шехерезада» – по своей форме и стилю симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова, | Сюита – многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. | Знать определение
понятия «сюита»; Уметь: определять, какими чертами концертности отмечена партитура сюиты «Шехерезада», |
Регулятивные: понимать учебно-практическую задачу по выполнению проекта и стремиться ее выполнить; распределять обязанности
Познавательные: подбирать фотографии (картинки, открытки) или фотографировать осень в родном городе Коммуникативные: распределять обязанности по выполнению работы; проводить экскурсию в осенний лес осуществлять взаимный контроль; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. |
Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов.
Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов |
|||
Музыка Украины | Украинская музыка | Музыка Украины -как самостоятельная ветвь восточнославянской музыки. Украинский фольклор в музыкальном творчестве | Знать образцы украинской народной и профессиональной музыки
Уметь узнавать музыкальные произведения, написанные на основе тематики и интонаций украинской народной музыки |
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к музыкальным произведениям, свои достижения на уроке и достижения других учащихся.
Познавательные: приводить примеры украинской музыки Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог |
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Исполнять мелодии народных песен в современных стилях (хип-хоп, диско) |
|||
Музыка Белоруссии | Использование белорусских народных песен и мотивов композиторами-классиками. | Особенности танцевальных мелодий: веселый характер, двухдольный метр, быстрый темп | Знать образцы белорусской народной музыки
Уметь узнавать музыкальные произведения, написанные на основе тематики и интонаций белорусской народной музыки |
Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные: классифицировать музыкальные жанры; анализировать; формулировать выводы из изученного материала. Коммуникативные: работать в группе: обсуждать свои выводы; формулировать свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку; |
Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. | |||
Музыка Ф. Шопена. Осень в Желязовой Воле | Желязова Воля – родина знаменитых музыкантов: композитора Фредерика Шопена и скрипача Генрика Шеринга | Русский композитор С. Ляпунов написал симфоническую поэму «Желязова Воля», посвященную памяти Шопена
|
Знать творческое наследие композитора-классика Ф. Шопена.
Уметь определять общий характер музыкальных произведений Ф. Шопена |
Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную
Познавательные: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: задавать вопросынеобходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и народное музыкальное творчество разных стран мира.
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства |
|||
Блеск и мощь полонеза | Творчество польского композитора М. Огинского | Музыкальная интерпретация полонезов М.Огинским, который преподносил их не как танцевальный жанр, а как самостоятельную фортепианную пьесу | Знать имя польского композитора М. Огинского Уметь высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях; | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (определение лада); формулировать выводы.
Познавательные: сопоставлять альтернативное звучание Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; работать в паре. |
Сравнивать характеры разных произведений в рамках одного жанра.
Импровизировать в соответствии с заданным музыкальным образом (танцевальная импровизация) |
|||
Музыкаль-ное путешествие в Италию | Связь русской музыкальной культуры с культурой народов мира | Итальянские впечатления русских композиторов и живописцев | Знать произведения
М. Глинки об Италии. Уметь размышлять о любимых музыкальных произведениях |
Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и народное музыкальное творчество разных стран мира. | |||
Творчество Дж. Верди | Джузеппе Фортунино Франческо Верди – итальянский
композитор, центральная фигура итальянской оперной школы |
Лучшие его оперы («Риголетто», «Травиата», «Аида»), известные богатством мелодической выразительности, часто исполняются в оперных театрах | Знать, что произведения Верди и сейчас остаются основой репертуара классических оперных театров.
Уметь высказывать свои впечатления о понравившихся произведениях композитора Дж. Верди |
Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные: строить сообщения |
Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное музыкальное творчество народов мира.
Распознавать особенности музыкальной речи композиторов (на примере творчества Дж. Верди). Узнавать по характерным стилевым признакам изученные музыкальные сочинения |
|||
Венские музыкальные классики | Венская классическая школа
как художественное направ- ление в музыкальной культуре XVIII – начала XIX века. |
Стиль венской классической школы. Музыкальные жанры | Знать состав оркестра симфонии. Уметь высказывать свои впечатления от прослушанных произведений композитора | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные: сопоставлять стили нотного стана и манеру написания нот. Коммуникативные: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы
|
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Распознавать особенности музыкальной речи композиторов
|
|||
Знаменитая Симфония № 40 В.-А. Моцарта | Симфония № 40 соль минор, KV 550 – одно из наиболее популярных сочинений В.-А. Моцарта. | Строение, состав оркестра симфонии. Симфония представляет собой классический сонатно-симфониче-ский цикл. В ней четыре части | Знать состав оркестра симфонии. Уметь высказывать свои впечатления от прослушанных произведений композитора | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные: сопоставлять стили нотного стана и манеру написания нот. Коммуникативные: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы |
Обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки В. А. Моцарта.
Исполнять ритмический аккомпанемент к вокальной партии |
|||
Героические образы Л. Бетховена | Биография и творческий путь Людвига Бетховена. | Бетховен – автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом и новизной музыкального языка. | Знать произведения и биографию Л. Бетховена, значение творчества композитора в развитии музыкального искусства.
Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях композитора Л. Бетховена |
Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
Наблюдать за интонационной образностью музыкальных произведений.
Обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки Л. Бетховена |
|||
Песни и танцы Ф. Шуберта | Изучение развития музыки на примере произведений Ф. Шуберта. | Ладовое развитие музыки. Разучивание песни | Знать произведения и биографию Ф. Шуберта.
Уметь высказывать свои впечатления |
Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
Различать песенные, танцевальные истоки в музыкальных произведениях Ф. Шуберта.Распознавать художественный смысл простой двухчастной формы.
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения |
|||
Великий немецкий композитор И.-С. Бах | Биография и творческий путь Иоганна Себастьяна Баха. | Бах прославился как виртуозный исполнитель органной музыки и талантливый композитор | Знать произведения и биографию И.-С. Баха. Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях композитора | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную
Познавательные: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: задавать вопросынеобходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
Выявлять характерные свойства музыки И. С. Баха.
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. |
|||
Музыка Эдварда Грига | Биография и творческий путь Эдварда Грига | Одним из самых знаменитых произведений Грига считается вторая сюита – «Пер Гюнт» | Знать основные произведения и биографию Эдварда Грига.
Уметь высказывать свои впечатления опрослушанных произведений композитора |
Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать информацию (оценка достоверности). Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию |
Выявлять характерные свойства музыки Э. Грига.
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
|
|||
«Так полюбил я древние дороги…» | Взаимопроникновение музыки, изобразительного искусства и литературы в колористическом, ритмическом и интонационном началах. | Музыкальные жанры. Средства музыкальной выразительности – интонация, звукоизвлечение, звукове-дение в вокальных и хоровых произведениях | Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию при работе в паре.
Познавательные: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации; сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям характер и настроение музыки. Коммуникативные: работать в паре: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль |
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии |
|||
Творчество Ф. Шопена | Биография и творческий путь Ф. Шопена. | Ноктюрны. Патриотическая музыка композитора | Знать основные произведения и биографию Ф. Шопена. Уметь высказывать свои впечатления опрослушанных произведений композитора | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к музыкальным произведениям, свои достижения на уроке и достижения других учащихся.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог |
Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе |
|||
Творчество Ф. Шопена | Биография и творческий путь Ф. Шопена. | Ноктюрны. Патриотическая музыка композитора | Знать основные произведения и биографию Ф. Шопена. Уметь высказывать свои впечатления опрослушанных произведений композитора | Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные: классифицировать музыкальные жанры; анализировать; формулировать выводы из изученного материала. Коммуникативные: работать в группе: обсуждать свои выводы; формулировать свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку; |
Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе |
|||
Арлекин и Пьеро | Роберт Шуман и его гениальный «Карнавал». | Каждая пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах. Маленькие сцены на 4 ноты. Всего их было 20 сцен. Шуман -мастер музыкального портрета | Понимать, о чем
рассказывает музыка, какими средствами она раскрывает тайны человеческой души, духовный мир человека и композитора |
Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную
Познавательные: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: задавать вопросынеобходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
|
|||
В подводном царстве… | Жанры музыки. Великие композиторы. Великие произведения. | Создание сказочного образа музыкальными средствами. Музыкальная характеристика действующих лиц | Знать названия музыкальных произведений.
Уметь понимать роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках; определять и описывать услышанный образ |
Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (определение лада); формулировать выводы.Познавательные: сопоставлять альтернативное звучание
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; работать в паре. |
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Сравни-вать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров | |||
Цвет и звук: «музыка витража» | Оливье Эжен Шарль ПросперМессиан – французский композитор, органист, музыкальный теоретик, педагог, орнитолог. | Биография и творчество Мессиана | Знать, о чем рассказывает музыка, какими средствами музыка раскрывает тайны человеческой души, духовный мир человека и композитора | Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать |
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
Наблюдать за процессом развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в рисунке |
|||
Вознесение к звездам | В 1948 году увидела свет большая симфония Мессиана «Турангалила», написанная для Бостонского оркестра. | Десятичастная, свободная по форме фантазия получила свое название из индийской литературы | Знать, о чем рассказывает музыка, какими средствами музыка раскрывает тайны человеческой души, духовный мир человека | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные: строить сообщения |
Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. | |||
Симфонический оркестр | Симфонический оркестр состоит из смычковых, духовых и ударных инструментов. | Лучшие симфонические оркестры мира | Знать состав симфонического оркестра.
Уметь петь легко, звонко, не форсируя звук |
Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные: сопоставлять стили и манеру главных героев. Коммуникативные: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы
|
Узнавать по изображению и определять звучание симфонического оркестра, а также входящих в него четырех инструментальных групп — струнной смычковой, деревянной духовой, медной духовой, ударной.
Наблюдать за развитием музыкального образа, представленного в звучании различных музыкальных инструментов симфонического оркестра. |
|||
Поэма огня «Прометей» | Композитора А. Скрябина привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминаются огонь, пламя, свет и т. п. | В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры | Знать творческое наследие А. Скрябина, о том, что он стал первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.
Уметь слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения. |
Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания |
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи, взаимодействии.
Анализировать стилистические особенности музыкальных произведений. Выражать свои зрительные впечатления от прослушанного музыкального произведения в рисунке |
|||
|
«Жизнен-ные прави-ла для музы-
кантов» Р.Шумана |
Урок закрепления знаний | Слушание и
Повторение Пройденного Материала. |
Определение
Способов контроля и оценки деятельности |
Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений | Наблюдать за музыкой в жизни человека . | ||
|
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
|||||||
Джазовый оркестр | Джаз – форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX – начале XX века | Биг-бенд – классическая, сложившаяся форма, известна в джазе с начала 1920-х | Знать характерные черты музыкального языка джаза.
Уметь узнавать богатые джазовые гармонии, передавать ритмический рисунок музыки |
Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать |
Узнавать по изображениям инструменты джазового оркестра, а также узнавать на слух их звучание.
Импровизировать при воплощении музыкального образа (ритмическая импровизация). Выражать свои зрительные впечатления от прослушанного музыкального произведения в рисунке |
|||
Что такое мюзикл? | Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) | Музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка — это единое драматическое действо, связывающее воедино все. | Знать, какие музыкальные спектакли называются мюзиклом, об истории создания жанра Уметь слушать, воспринимать, анализировать, сравнивать музыкальные произведения | Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать |
Размышлять о модификации жанров в современной музыке.
Соотносить основные эмоционально-образные сферы |
|||
Под небом Парижа | Э. Пиафвеликая французская певица и актриса. | Э. Пиаф: удивительно красочная, сочная жизнь, выдержавшая становление от уличной парижской певички до мировой звезды; символ Франции, голос французского народа | Знать основные этапы жизни и творчества Э. Пиаф. Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки; правильно дышать при пении, вести звук протяжно, легко | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать информацию (оценка достоверности). Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию |
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров | |||
Петербург. Белые ночи | Петр Ильич Чайковский; творчество композиторапосвященное Петербургу. | Музыкальные впечатления композитораСовременные композиторы на тему белых ночей. Эмоционально-художественное исполнение песни «Белые ночи»
|
Знать произведения П. И. Чайковского, их музыкальную характеристику. Уметь размышлять о музыке, применять знания, полученные в ходе музыкальных занятий; петь легко, звонко, протяжно, проникновенно, выразительно | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Познавательные: узнавать, называть Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; конструктивно работать в паре |
Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.
Соотносить и сравнивать содержание произведений литературы и музыки на уровне образа.
|
|||
«Москва!
Как много в этом звуке..» |
Петр Ильич Чайковский творчество композитора, посвященное Москве. | Музыкальные впечатления композитора. Современные композиторы о Москве. | Знать произведения
П. И. Чайковского, их музыкальную характеристику. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов |
Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные: анализировать информацию учебника осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, рисунок, таблица, тексты СМИ). Коммуникативные: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения о любимых произведениях |
Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.
Соотносить и сравнивать содержание произведений литературы и музыки на уровне образа.
|
|||
« Россия – священная наша держава, Россия –
Любимая наша страна» |
Исполнение полюбившихсяпроизведений. Демонстрацияпонимания интонации и развития музыки в произведенияхдля слушания и анализа. | Произведения и музыкальные средства, характеризующие музыкальное искусство России, важнейшие исторические этапы, сражения и потери русского народа | Знать произведения
П. И. Чайковского, репертуар для исполнения и слушания за курс 4 класса. Уметь размышлять о музыке; применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, |
Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать |
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.
Определять характер музыкальных произведений. Передавать в пении различные интонации |
|||
« Россия – священная наша держава, Россия –
Любимая наша страна |
Исполнение полюбившихся
произведений. Демонстрация понимания интонации и развития музыки в произведениях для слушания и анализа. |
Произведения и музыкальные средства, характеризующие музыкальное искусство России, важнейшие исторические этапы, сражения и потери русского народа | Знать произведения
П. И. Чайковского, Репертуар для исполнения и слушания за курс 4 класса. Уметь размышлять о музыке; |
Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: моделировать ситуации общения, встречающиеся в различных жизненных обстоятельствах; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; выполнять смысловые игры-импровизации Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; |
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения |
УМК
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
– Музыка. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных. В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – М.: Дрофа, 2010.
– Искусство. Музыка. 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012г.
– Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012г.
– Музыка. 4 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005г.
-Музыка. 4 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2010.
Список литературы для учащихся:
Музыка. 4 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 111, [1] с.: ил.
– Музыка. 4 кл.: Рабочая тетрадь: пособие для общеобразоват. учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 94, [1]с.: ил.
– Музыка. 4 кл.: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-метод. пособие / Сост. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 20013. – 207, [1] с.: нот.
– Музыка. 4 кл.: Фонохрестоматия, / В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2013г.
Интернет-ресурсы
- Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ru. wikipedia.org/wiki
- Классическая музыка [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://classic.chubrik.ru
- Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// www.music-dic.ru
- Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://dic.academic.ru/con-tents.nsf/dic_music
Технические средства обучения
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран проекционный,
- -DVD,
- музыкальный центр.
КИМ
Приложение
Тест по теме «Симфонический оркестр»
Вариант 1.
- Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов: флейта, гобой, кларнет, фагот.
- В состав симфонического оркестра дополнительно включаются: труба, орган, арфа, скрипка, фортепиано.
- Оркестром руководит: скрипач, тромбонист, дирижёр, ударник.
- Самые высокие инструменты симфонического оркестра: туба, гобой, альт, скрипка, контрабас, фагот, флейта, труба, кларнет.
- В группу медных духовых инструментов входят: фортепиано, скрипка, труба, фагот контрабас, туба, тромбон.
- Звучание всех инструментов оркестра называется: solo, divisi, tutti.
- Какие инструменты имеют эту ноту в своём названии?
- Какой ударный инструмент без определённой высоты звучания имеет эту ноту в своём названии?
Вариант 2
- Сколько групп в симфоническом оркестре: а) пять;
б) шесть;
в) четыре.
- Группа струнно-смычковых инструментов состоит из следующих инструментов (подчеркни нужное): труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан.
- Из ниже приведённых инструментов подчеркни ударные: труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан.
- Руководит оркестром: а) хормейстер;
б) скрипач;
в) дирижёр.
- Арфа это инструмент: а) струнно-смычковый;
б) духовой;
в) струнно-щипковый.
- Подчеркни из ниже приведённых инструментов самые высокие по звучанию: труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан.
- Подчеркни из ниже приведённых инструментов самые низкие по звучанию: труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан.
- Определи, какие инструменты изображены:
а)
б)
в)
г)
Тест по теме «Великое содружество русских композиторов».
- Кого из композиторов называют основоположником русской классической школы: а) П.И.Чайковский;
б) Ц.А. Кюи;
в) М.И. Глинка;
г) А.П. Бородин.
- Сколько композиторов входило в «Могучую кучку»: а) семь;
б) пять;
в) три;
г) шесть.
- Кто из композиторов «Могучей кучки» в начале своей карьеры был военным офицером:
а) М.А. Балакирев;
б) А.П. Бородин;
в) М.П. Мусоргский;
г) П.И. Чайковский.
- Кто из композиторов «Могучей кучки» очень любил море, был морским офицером, написал семь опер на сказочный сюжет: а) Н.А. Римский-Корсаков;
б) М.И. Глинка;
в) Ц.А. Кюи;
г) М.А. Балакирев.
- Кто из композиторов является основателем «Могучей кучки»: а) П.И. Чайковский;
б) М.А. Балакирев;
в) А.П. Бородин;
г) М.П. Мусоргский.
- Определи, какие композиторы изображены на портретах: а)
б)
в)
г)
7) Опиши музыкальное произведение методом «синквейн».
Тест за первое полугодие
- В произведениях этого композитора мы слышим звучание колоколов, разливы рек, ощущаем всю прелесть цветущего весеннего сада: а) П. Чайковский;
б) С. Рахманинов;
в) М. Балакирев;
г) А. Бородин.
- Кому принадлежит выражение «Могучая кучка»? а) М. Балакирев;
б) А. Бородин;
в) В. Стасов;
г) М. Мусоргский.
- Кто из композиторов входил в содружество Балакиревского кружку (подчеркни нужное):
П. Чайковский, М. Балакирев, С. Рахманинов, А. Бородин, М. Мусоргский, В. Стасов, Ц. Кюи,
Ф. Шопен, Н. Римский-Корсаков.
- Кто является композитором симфонической сюиты «Шехеразада», написанной по сюжетам арабских сказок «Тысяча и одна ночь»: а) М. Мусоргский;
б) А. Бородин;
в) М. Балакирев;
г) Н. Римский-Корсаков.
- Как называется украинский народный танец, возникший в быту Запорожского войска, исполняющийся в быстром темпе в размере 2/4: а) бульба;
б) вальс;
в) гопак;
г) полька.
- Самый распространённый народный инструмент в Белоруссии: а) бандура;
б) фортепиано;
в) скрипка;
г) цимбалы.
- Послушай произведение С. Рахманинова «Вокализ», опиши свои впечатления или нарисуй рисунок в соответствии характера этого произведения.
Тест по венским классикам
- Кого из перечисленных композиторов называют венскими классиками? Й. Гайдн, И. Бах, Дж. Верди,
Н. Римский-Корсаков, В. Моцарт, А. Бородин, М. Балакирев, Л. Бетховен.
2.В произведениях какого композитора (венского классика) преобладают радостные, светлые настроения?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
- Крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей, звучащее в исполнении симфонического оркестра, называется: а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) опера.
- «Я возьму судьбу за глотку» – эти слова стали девизом какого композитора? а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
- Крупное музыкальное произведение, предназначенное для солирующего инструмента (или двух инструментов называется): а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) концерт.
- В произведениях какого композитора (венского классика) и радость и печаль запечатлены в ярких, запоминающихся мелодиях, передающих чувства человека, его душевные переживания? а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
Итоговый тест
- Лодочные гребцы (гондольеры) в Италии часто напевают песни. Какое название получили эти песни?
а) ноктюрн;
б) серенада;
в) баркарола;
г) этюд.
- Кто из русских композиторов написал романс «Венецианская ночь»?
а) А. Бородин;
б) Ц. Кюи;
в) М. Глинка;
г) А. Римский-Корсаков.
- Сколько композиторов входило в «Могучую кучку»?
а) шесть;
б) пять;
в) восемь;
г) четыре.
- Кто из композиторов возглавлял «Могучую кучку»?
а) М. Мусоргский;
б) Н. Римский-Корсаков;
в) А. Бородин;
г) М. Балакирев.
- Кого из перечисленных композиторов называют венскими классиками?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
- Крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей, звучащее в исполнении симфонического оркестра, называется:
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) опера.
- «Я возьму судьбу за глотку» – эти слова стали девизом какого композитора?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
- Главным жанром в творчестве этого композитора стала песня. Кто это?
а) Л. Бетховен;
б) М. Мусоргский;
в) Ф. Шуберт;
г) В. Моцарт.
- Крупное музыкальное произведение, предназначенное для солирующего инструмента (или двух инструментов называется):
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) опера.
- Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а) В. Моцарт. Симфония №40, часть;
б) Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»;
в) Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»;
г) Ф. Шуберт. «В путь».