Рабочая программа “Музыка.Искусство” 4 класс по программе В.В.Алеева, Т.Н.Кичак

Автор: Гулина Светлана Салимовна
Место работы: МБОУ КР ОО ” Шаховская средняя общеобразовательная школа”

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе авторской программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2013), которая разработана для УМК Алеева В.В., Науменко Т.И. и др. «Музыка» (М.: Дрофа, 2015) в соответствии с федеральным государствен­ным образовательным стандартом начального общего образования (приказ МО РФ от6 октября 2009г. №373), требований федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками данного курса.

УМК входит в Федеральный перечень учебников, допущенных МО РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год.

Для реализации образовательной программы НОО на изучение курса «Музыка» в 4 классе по учебному плану МБОУ КР ОО   «Шаховская   средняя общеобразовательная школа» отводится 1 ч в неделю, 34 ч. в год.

По авторской программе – 1 ч в неделю, 34 ч. в год.

Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской.

Цель:

Формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач.                                       Задач:
– научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

– сформировать основы музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

-воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

– освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

– развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

– овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.

 Информация о внесенных изменениях

Программа содержит традиционные разделы и понятия.

Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Описание места учебного предмета.

 

Настоящий курс «Музыка» 4 класс полностью соотносится с инвариантной частью Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального  общего  образования.  «Содержание образования,  определенное  инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным ценностям, формирует систему   предметных   навыков   и   личностных   качеств, соответствующих требованиям стандарта».

 

Информация о количестве учебных часов

Данная программа рассчитана на 34 часа при 1 часе в неделю в 4 классе в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком.

Формы организации образовательного процесса:

Коллективные, групповые, индивидуальные, внеклассные

Технологии обучения

В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как:

– личностно ориентированного обучения,

– уровневой дифференциации и индивидуализации;

– информационно-коммуникативной (компьютерной);

– проектной деятельности;

– игровой;

-здоровьесберегающей.

 

Механизмы формирования ключевых компетенций

Содержание обучения музыке на базовом уровне в 4 классе структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенции.

 

Ценностно-смысловая компетенция видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, и поступков, принимать решения.

 

Общекультурная компетенция – знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

 

Учебно-познавательная компетенцияовладение креативными навыками продуктивной деятельности: добывать знания непосредственно из реальности, владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, уметь отличать факты от домыслов.

 

Информационная компетенция – при  помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формировать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

 

Коммуникативная компетенция –  овладение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, в коллективе. Уметь задавать вопросы, вести дискуссию и др.

 

Социально-трудовая компетенцияовладение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

 

Компетенция личностного самосовершенствованияосвоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Владеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

 

 

Ценностные ориентиры содержания курса заклю­чаются:

  • в воспитании нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека;
  • в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за отечество;
  • в формировании и воспитании чувства пат­риотизма и гражданской солидарности;
  • в формировании и воспитании эстетического вкуса;
  • в формировании основ музыкальной культуры;
  • в воспитании эмоционально-ценностного отно­шения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира.

 

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений. При оценке выполнения практических заданий

 

 

Критерии выставления оценок

 

 

Отметка «5» выставляется за правильное исполнение песни, грамотное изложение материала учебника, использование  дополнительной литературы по музыке;

Отметка «4» ставится, если ученик допускает 1-2 ошибки в изложении материала учебника, ошибается в исполнении песни;

Отметка «3» ставится, если ученик допускает 3-4 ошибки в изложении материала учебника, в исполнении песни, не пользуется дополнительной литературой;

Отметка «2» выставляется в том случае, если ученик не знает материала урока, не знает текста песни или допускает более 5 ошибок в её исполнении.

 

Виды и формы контроля

Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

– самостоятельная работа;

– устный опрос;

– взаимоопрос;

– синквейн;

-цифровой диктант;

– тест.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ученик 4-го класса научится:

  • различать настроения, чувства и характер челове­ка, выраженные в музыке.
  • анализировать художест­венно-образное содержание музыкальных произведений в соответствии с критерия­ми, представленнымив учебнике
  • определять по изобра­жениям имена композито­ров — членов «могучей кучки».
  • соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов.
  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов
  • анализировать художест­венно-образное содержание, музыкальный язык произве­дений мирового музыкально­го искусства.
  • исполнять мелодии народ­ных песен в современных стилях (хип-хоп, диско)

Ученик получит возможность научиться:

  • наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
  • воспринимать на эмоцио­нально-образном уровне про­фессиональное и народное музыкальное творчество разных стран мира.
  • сравнивать характеры разных произведений в рам­ках одного жанра.
  • импровизировать в соот­ветствии с заданным музы­кальным образом (танце­вальная импровизация)
  • распознавать особенности музыкальной речи компози­торов (на примере творчест­ва Дж. Верди).
  • узнавать по характерным стилевым признакам изучен­ные музыкальные сочинения

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

 

В области личностных результатов:

  • наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • наличие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
  • развитие этических чувств;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

В области метапредметных результатов:

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4 класса;
  • умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
  • умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
  • умение формулировать собственное мнение и позицию;
  • умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;
  • понимание основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • умение проводить простые аналогии и сравнения, устанавливать простые классификации между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
  • установление простых причинно-следственных связей (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
  • осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала меж-дисциплинарных тем учебника для 4 класса);
  • осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);
  • подведение под понятие на основе существен ных признаков музыкального произведения и их сип теза (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
  • наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
  • участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

В области предметных результатов:

  • наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом само выражении (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально- драматических спектаклях);
  • знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов: венских классиков, композиторов — представителей «Могучей кучки», а также И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, Дж. Верди;
  • умение узнавать характерные черты музыкальной речи вышеназванных композиторов;
  • умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
  • умение соотносить простые образцы народно й и профессиональной музыки;
  • умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации);
  • знание названий различных видов оркестров;
  • знание названий групп симфонического оркестра;
  • умение соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия — фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов —- принцип «веера»).

 

 

                                                                                             СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (34 ч.)

Россия – любимая наша страна(1час)

Песни о Родине. Песни о России, о героическом прошлом страны. Гимн -торжественная песня, вос­хваляющая и прославляю­щая кого-либо или что-либо. Понятие «националь­ный гимн». Гимн России -один из главных государст­венных символов России, наряду с флагом и гербом

 

Великое содружество русских композиторов(2часа)

«Могучая кучка» – творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петер­бурге в конце 1850-х -начале 1860-х гг. (Балаки­ревский кружок). Состав кружка: М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков и Ц. А. Кюи

 

Тема Востока в творчестве русских композиторов(1час)

«Шехерезада» – по своей форме и стилю симфониче­ская сюита Н. А. Римского-Корсакова, созданная в 1888 г. по мотивам из­вестного сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Сюита – многочаст­ное циклическое музыкаль­ное произведение, написан­ное для симфонического оркестра. Живописно-изо­бразительнаяпрограмм­ность произведения. Обсу­ждение: что делает «Шехерезаду» одним из выдаю­щихся произведений рус­ской музыки, посвященных Востоку?

Музыка Украины(1час)

Украинская музыка берет начало со времен Киевской Руси и в своем развитии ох­ватывает практически все типы музыкального искусства – народную и профес­сиональную, академиче­скую и популярную музыку. Народные украинские песни рассказывают о защитниках родной земли, о календар­ных праздниках, горе и ра­дости. Музыка Украины -как самостоятельная ветвь восточнославянской музы­ки. Украинский фольклор в музыкальном творчестве

 

Музыка Белоруссии(1час)

Использование белорусских народных песен и мотивов композиторами-классиками. Белорусские композиторы и исполнители (коллективы). Особенности танцевальных мелодий: веселый характер, двухдольный метр, быстрый темп; отражают трудовые процессы («Ленок», «Бульба»), отношение человека к природе («Метелица», «Чарот»), сюжетные танцы («Юрочка», «Лявониха», «Полька-Янка»).

 

Музыка Ф. Шопена. Осень в Желязовой Воле(1час)

Желязова Воля – родина знаменитых музыкантов: композитора Фредерика Шопена и скрипача Генрика Шеринга. Русский компози­тор С. Ляпунов написал симфоническую поэму «Желязова Воля», посвя­щенную памяти Шопена

 

Блеск и мощь полонеза(1час)

Творчество польского ком­позитора М. Огинского. Му­зыкальная интерпретация полонезов М. Огинским, ко­торый преподносил их не как танцевальный жанр, а как самостоятельную фортепи­анную пьесу. Полонез – тор­жественный большой танец-шествие; музыкальный раз­мер 3/4; умеренный темп; имеет польское происхожде­ние. Полонезы объединяют в себе одновременно лирич­ность и меланхоличность славянской души и в то же время боевой настрой.

 

Музыкальное путешествие в Италию(1час)

Связь русской музыкальной культуры с культурой народов мира. Итальянские впе­чатления русских компози­торов и живописцев

 

Творчество Дж. Верди(1час)

Джузеппе Фортунино Франческо Верди – итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Лучшие его оперы («Риголетто», «Травиата», «Аида»), из­вестные богатством мело­дической выразительности, часто исполняются в опер­ных театрах всего мира

 

Венские музыкальные классики(1час)

Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной куль­туре XVIII – начала XIX ве­ка. Стиль венской классической школы. Музыкальные жанры. Ф.-Й. Гайдн – осно­воположник венской клас­сической школы. Музыкаль­ный гений – В.-А. Моцарт

 

Знаменитая Симфония № 40 В.-А. Моцарта(1час)

Симфония № 40 соль ми­нор, KV 550 – одно из наи­более популярных сочине­ний В.-А. Моцарта. Строе­ние, состав оркестра сим­фонии. Симфония пред­ставляет собой классиче­ский сонатно-симфонический цикл. В ней четыре части

 

Героические образы Л. Бетховена(1час)

Биография и творческий путь Людвига Бетховена. Бетховен – автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепианные сона­ты № 8 («Патетическая») и № 14 (так называемая «Лунная»)

 

Песни и танцы Ф. Шуберта(1час)

Изучение развития музыки на примере произведений Ф. Шуберта. Ладовое разви­тие музыки. Разучивание песни

 

Великий немецкий композитор И.-С. Бах(1час)

Биография и творческий путь Иоганна Себастьяна Баха. Музыкальное насле­дие Баха включает более 1000 талантливых сочине­ний. Бах прославился как виртуозный исполнитель органной музыки и талант­ливый композитор

 

Музыка Эдварда Грига (2часа)

Биография и творческий путь Эдварда Грига. Одним из самых знаменитых про­изведений Грига считается вторая сюита – «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Араб­ский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг»

 

«Так полюбил я древние дороги…» (1час)

Взаимопроникновение му­зыки, изобразительного ис­кусства и литературы в ко­лористическом, ритмиче­ском и интонационном на­чалах. Музыкальные жанры. Средства музыкальной вы­разительности – интонация, звукоизвлечение, звуковедение в вокальных и хоро­вых произведениях

 

Творчество Ф. Шопена (2часа)

Биография и творческий путь Ф. Шопена. Ноктюр­ны. Патриотическая музыка композитора

 

Арлекин и Пьеро(1час)

Роберт Шуман и его гени­альный «Карнавал». Каждая пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах. Малень­кие сцены на 4 ноты. Всего их было 20 сцен. Шуман -мастер музыкального порт­рета

 

В подводном царстве… (1час)

Жанры музыки. Великие композиторы. Великие про­изведения. Создание ска­зочного образа музыкаль­ными средствами. Музы­кальная характеристика действующих лиц

 

Цвет и звук: «музыка витража»(1час)

Оливье Эжен Шарль ПросперМессиан – француз­ский композитор, органист, музыкальный теоретик, пе­дагог, орнитолог.

 

Вознесение к звездам(1час)

В 1948 году увидела свет большая симфония Мессиа­на «Турангалила», написан­ная для Бостонского орке­стра. Десятичастная, сво­бодная по форме фантазия получила свое название из индийской литературы

 

Симфонический оркестр(2часа)

Симфонический оркестр состоит из смычковых, ду­ховых и ударных инстру­ментов. Лучшие симфони­ческие оркестры мира

 

Поэма огня «Прометей»(1час)

Композитора А. Скрябина привлекали образы, связан­ные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминаются огонь, пламя, свет и т. п. В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин вклю­чил партию световой кла­виатуры

 

Джазовый оркестр(1час)

Джаз – форма музыкального искусства, возникшая в кон­це XIX – начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур. Биг-бенд – класси­ческая, сложившаяся форма, известна в джазе с начала 1920-х

 

Что такое мюзикл? (1час)

Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) -музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография; это единое драматическое дей­ство, связывающее воедино все, причем каждый персо­наж живет своей сцениче­ской жизнью. История жан­ра, постановки известных московских музыкальных спектаклей. Создатели и ак­теры мюзиклов. Мюзикл -прекрасная сказка, подарен­ная нам XX веком; загадка, феерия, призрак, ставшая для многих людей жизнью и смертью, звездным часом и разочарованием. Музы­кально-сценическое произ­ведение, в котором исполь­зуются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хорео­графического и оперного искусства. Детско-юноше­ский театр мюзикла

Под небом Парижа(1час)

Э. Пиаф: удивительно кра­сочная, сочная жизнь, вы­державшая становление от уличной парижской пе­вички до мировой звезды; символ Франции, голос французского народа

Петербург. Белые ночи(1час)

Петр Ильич Чайковский; творчество композитора, посвященное Петербургу. Музыкальные впечатления композитора. Современные композиторы на тему белых ночей. Эмоционально-художественное исполнение песни «Белые ночи»

 

Москва !Как много в этом звуке….(1час)

Петр Ильич Чайковский; творчество композитора, посвящен­ное Москве. Музыкальные впе­чатления композитора. Совре­менные композиторы о Москве. Вдохновенное, эмоционально-художественное исполнение песни «Москва! Звонят коло­кола…»

 

Музыка, воспевающая Россию (2часа)

Исполнение полюбившихся произведений. Демонстрация понимания интонации и развития музыки в произведениях для слушания и анализа. Произведения и музыкальные средства, характеризующие музыкальное искусство России, важнейшие исторические этапы, сражения и потери русского народа. Концертные залы и музыкальные театры России. Харак­теристика народной и профес­сиональной национальной рус­ской музыки. Русские народ­ные музыкальные инструменты. Композиторы, исполнители России

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ученик 4-го класса научится:

  • различать настроения, чувства и характер челове­ка, выраженные в музыке.
  • анализировать художест­венно-образное содержание музыкальных произведений в соответствии с критерия­ми, представленнымив учебнике
  • определять по изобра­жениям имена композито­ров — членов «могучей кучки».
  • соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов.
  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов
  • анализировать художест­венно-образное содержание, музыкальный язык произве­дений мирового музыкально­го искусства.
  • исполнять мелодии народ­ных песен в современных стилях (хип-хоп, диско)

Ученик получит возможность научиться:

  • наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
  • воспринимать на эмоцио­нально-образном уровне про­фессиональное и народное музыкальное творчество разных стран мира.
  • сравнивать характеры разных произведений в рам­ках одного жанра.
  • импровизировать в соот­ветствии с заданным музы­кальным образом (танце­вальная импровизация)
  • распознавать особенности музыкальной речи компози­торов (на примере творчест­ва Дж. Верди).
  • узнавать по характерным стилевым признакам изучен­ные музыкальные сочинения

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п Наименование раздела.

Тема урока.

Количество часов Сроки  
П.П. П.Ф.
1. «Россия – любимая наша страна…»            1 04.09  

 

2 Великое содружество русских композиторов 1 11.09  

 

 

3

Великое содружество русских композиторов 1 18.09  
4. Тема Востока в творчестве русских композиторов 1 25.09  

 

5. Музыка Украины            1 02.10  

 

6. Музыка Белоруссии 1 09.10  

 

7.

 

Музыкант из Желязовой Воли 1 16.10  

 

 

8

                                                                                            Блеск и мощь полонеза. 1 23.10  
9. Музыкальное путешествие в Италию 1 13.11  

 

10. «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди 1 20.11  

 

11. Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики 1 27.11  

 

12. Знаменитая  Сороковая  (Творчество В.А.Моцарта)          1   04.12  

 

13. Героические образы Л.Бетховена 1 11.12  

 

14. Песни и танцы Ф.Шуберта 1 18.12  

 

15. «Не ручей – море ему имя» ( Творчество И.С.Баха) 1 25.12  

 

16. Суровая  красота Норвегии. Музыка Э.Грига 1 15.01  

 

17. «Так полюбил я древние дороги…» 1 22.01  

 

18.

 

Ноктюрны Ф. Шопена 1 29.01  

 

 

19

«Музыка Шопена-это пушки, прикрытые цветами» 1 25.01  
20.

 

 

Арлекин и Пьеро

 

1 05.02  

 

21. В подводном царстве 1 12.02  
           
22.

 

Цвет и звук: – «музыка витража»          1   19.02  

 

  1   26.02  
23 Вознесение к звёздам
24 Симфонический оркестр 1 04.03  

 

 

25

Симфонический оркестр 1 11.03  
         
26. Поэма огня «Прометей» 1 18.03  

 

27. «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана            1

 

25.03  

 

28. Джазовый оркестр 1 08.04  

 

29 Что такое мюзикл? 1 15.04  

 

     30 Под небом Парижа          1 22.04  
     31 Петербург .Белые ночи.          1 29.04

 

 
         
32. «Москва! Как много в этом звуке…» 1 06.05  

 

33

 

 

«Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна» 1 13.05  

 

 

34

«Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна» 1 30.05  
                                                                                      Итого за год  

34 часа

20.05  

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Сроки

 

Сроки Тема, тип
урока
Решаемые проблемы; цели деятельности учителя на уроке Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)  
Понятия Предметные
результаты
Универсальные учебные действия
(УУД)
Личностные
результаты
 

П.П.

 

П.Ф.

  Россия – любимая наша страна Гимн -торжественная песня, восхваляющая и прославляю­щая кого-либо или что-либо. Понятие «националь­ный гимн». Гимн России -один из главных государст­венных символов России, наряду с флагом и гербом Знать определениепонятия гимн, слова

и музыку Государст­венного Гимна Рос­сийской Федерации. Уметь выразительно (торжественно) ис­полнять Государст­венный Гимн Рос­сийской Федерации

Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: анализировать информацию учебника осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, рисунок, таблица, тексты СМИ).

Коммуникативные: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения осредствах музыкальной выразитель­ности.

Различать настроения, чувства и характер челове­ка, выраженные в музыке.

Анализировать художест­венно-образное содержание музыкальных произведений в соответствии с критерия­ми, представленными

в учебнике

 
    Великое содружество русских композиторов «Могучая кучка» – творческое содружество российских композиторов Балакиревский кружок Знать композиторов,входивших в состав

«Могучей кучки»,

Уметь определять общий характер музыкальных про­изведений,

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию при работе в паре.

Познавательные: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации;; сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям характер и настроение му­зыки

Коммуникативные: работать в паре: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль

Определять по изобра­жениям имена композито­ров — членов «Могучей кучки».  
    Тема Востока в творчестве русских композиторов «Шехерезада» – по своей форме и стилю симфониче­ская сюита Н. А. Римского-Корсакова, Сюита – многочаст­ное циклическое музыкаль­ное произведение, написан­ное для симфонического оркестра. Знать определение

понятия «сюита»;

Уметь: определять, какими чертами концертности отмечена партитура сюиты «Шехерезада»,

Регулятивные: понимать учебно-практическую задачу по выполнению проекта и стремиться ее выполнить; распределять обязанности

Познавательные: подбирать фотографии (картинки, открытки) или фотографировать осень в родном городе

Коммуникативные: распределять обязанности по выполнению работы; проводить экскурсию в осенний лес осуществлять взаимный контроль; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов.

Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов

 
    Музыка Украины Украинская музыка Музыка Украины -как самостоятельная ветвь восточнославянской музы­ки. Украинский фольклор в музыкальном творчестве Знать образцы укра­инской народной и профессиональной музыки

Уметь узнавать му­зыкальные произве­дения, написанные на основе тематики и интонаций украин­ской народной му­зыки

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к музыкальным произведениям, свои достижения на уроке и достижения других учащихся.

Познавательные: приводить примеры украинской музыки

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог

Анализировать художест­венно-образное содержание, музыкальный язык произве­дений мирового музыкально­го искусства.

Исполнять мелодии народ­ных песен в современных стилях (хип-хоп, диско)

 
    Музыка Белоруссии Использование белорусских народных песен и мотивов композиторами-классиками. Особенности танцевальных мелодий: веселый характер, двухдольный метр, быстрый темп Знать образцы бело­русской народной музыки

Уметь узнавать му­зыкальные произве­дения, написанные на основе тематики и интонаций бело­русской народной музыки

Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: классифицировать музыкальные жанры; анализировать; формулировать выводы из изученного материала.

Коммуникативные: работать в группе: обсуждать свои выводы; формулировать свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку;

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Анализировать художест­венно-образное содержание, музыкальный язык произве­дений мирового музыкально­го искусства.  
    Музыка Ф. Шопена. Осень в Желязовой Воле Желязова Воля – родина знаменитых музыкантов: композитора Фредерика Шопена и скрипача Генрика Шеринга Русский компози­тор С. Ляпунов написал симфоническую поэму «Желязова Воля», посвя­щенную памяти Шопена

 

 

Знать творческое наследие композито­ра-классика Ф. Шо­пена.

Уметь определять общий характер му­зыкальных произве­дений Ф. Шопена

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: задавать вопросынеобходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Воспринимать на эмоцио­нально-образном уровне про­фессиональное и народное музыкальное творчество разных стран мира.

Анализировать художест­венно-образное содержание, музыкальный язык произве­дений мирового музыкально­го искусства

 
    Блеск и мощь полонеза Творчество польского ком­позитора М. Огинского Му­зыкальная интерпретация полонезов М.Огинским, ко­торый преподносил их не как танцевальный жанр, а как самостоятельную фортепи­анную пьесу Знать имя польско­го композитора М. Огинского Уметь высказывать свои размышления о любимых музы­кальных произведе­ниях; Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (определение лада); формулировать выводы.

Познавательные: сопоставлять альтернативное звучание

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; работать в паре.

Сравнивать характеры разных произведений в рам­ках одного жанра.

Импровизировать в соот­ветствии с заданным музы­кальным образом (танце­вальная импровизация)

 
    Музыкаль-ное путешествие в Италию Связь русской музыкальной культуры с культурой народов мира Итальянские впе­чатления русских компози­торов и живописцев Знать произведения

М. Глинки об Италии.

Уметь размышлять о любимых музы­кальных произведе­ниях

Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана

Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Воспринимать на эмоцио­нально-образном уровне про­фессиональное и народное музыкальное творчество разных стран мира.
    Творчество Дж. Верди Джузеппе Фортунино Франческо Верди – итальянский

композитор, центральная фигура итальянской оперной школы

Лучшие его оперы («Риголетто», «Травиата», «Аида»), из­вестные богатством мело­дической выразительности, часто исполняются в опер­ных театрах Знать, что произведения Верди и сейчас остаются осно­вой репертуара клас­сических оперных театров.

Уметь высказывать свои впечатления о понравившихся произведениях ком­позитора Дж. Верди

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: строить сообщения
в устной форме; узнавать, называть и определять объекты и явления (определять виды частушек);Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; строить понятные
для партнёра высказывания

Воспринимать на эмоцио­нально-образном уровне про­фессиональное музыкальное творчество народов мира.

Распознавать особенности музыкальной речи компози­торов (на примере творчест­ва Дж. Верди).

Узнавать по характерным стилевым признакам изучен­ные музыкальные сочинения

 
    Венские музыкальные классики Венская классическая школа

как художественное направ-

ление в музыкальной куль­туре XVIII – начала XIX ве­ка.

Стиль венской классической школы. Музыкальные жанры Знать состав орке­стра симфонии. Уметь высказывать свои впечатления от прослушанных про­изведений компози­тора Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: сопоставлять стили нотного стана и манеру написания нот.

Коммуникативные: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы

 

Анализировать художест­венно-образное содержание, музыкальный язык произве­дений мирового музыкально­го искусства. Распознавать особенности музыкальной речи компози­торов

 

 
    Знаменитая Симфония № 40 В.-А. Моцарта Симфония № 40 соль ми­нор, KV 550 – одно из наи­более популярных сочине­ний В.-А. Моцарта. Строе­ние, состав оркестра сим­фонии. Симфония пред­ставляет собой классиче­ский сонатно-симфониче-ский цикл. В ней четыре части Знать состав орке­стра симфонии. Уметь высказывать свои впечатления от прослушанных про­изведений компози­тора Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: сопоставлять стили нотного стана и манеру написания нот.

Коммуникативные: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы

Обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки В. А. Моцарта.

Исполнять ритмический аккомпанемент к вокальной партии

 
    Героические образы Л. Бетховена Биография и творческий путь Людвига Бетховена. Бетховен – автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом и новизной музыкального языка. Знать произведе­ния и биографию Л. Бетховена, значе­ние творчества ком­позитора в развитии музыкального искус­ства.

Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях ком­позитора Л. Бетхо­вена

Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана

Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Наблюдать за интонацион­ной образностью музыкаль­ных произведений.

Обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки Л. Бетховена

 
    Песни и танцы Ф. Шуберта Изучение развития музыки на примере произведений Ф. Шуберта. Ладовое разви­тие музыки. Разучивание песни Знать произведения и биографию Ф. Шу­берта.

Уметь высказывать свои впечатления

Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана

Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Различать песенные, танцевальные истоки в му­зыкальных произведениях Ф. Шуберта.Распознавать художест­венный смысл простой двухчастной формы.

Соотносить художествен­но-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения

 
    Великий немецкий композитор И.-С. Бах Биография и творческий путь Иоганна Себастьяна Баха. Бах прославился как виртуозный исполнитель органной музыки и талант­ливый композитор Знать произведе­ния и биографию И.-С. Баха. Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях ком­позитора Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: задавать вопросынеобходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Выявлять характерные свойства музыки И. С. Баха.

Распознавать и эмоцио­нально откликаться на вы­разительные особенности музыки.

Исполнять мелодии с ори­ентацией на нотную запись.

 
    Музыка Эдварда Грига Биография и творческий путь Эдварда Грига Одним из самых знаменитых про­изведений Грига считается вторая сюита – «Пер Гюнт» Знать основные произведения и био­графию Эдварда Грига.

Уметь высказывать свои впечатления опрослушанных произведений ком­позитора

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать информацию (оценка достоверности).

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию

Выявлять характерные свойства музыки Э. Грига.

Распознавать и эмоцио­нально откликаться на вы­разительные и изобра­зительные особенности музыки.

 

 
    «Так полюбил я древние дороги…» Взаимопроникновение музыки, изобразительного ис­кусства и литературы в колористическом, ритмиче­ском и интонационном на­чалах. Музыкальные жанры. Средства музыкальной вы­разительности – интонация, звукоизвлечение, звукове-дение в вокальных и хоро­вых произведениях Знать названия изу­ченных жанров и форм музыки. Уметь определять и сравнивать харак­тер, настроение и средства музы­кальной выразитель­ности в музыкаль­ных произведениях Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию при работе в паре.

Познавательные: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации; сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям характер и настроение му­зыки.

Коммуникативные: работать в паре: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль

Различать настроения, чувства и характер челове­ка, выраженные в музыке.

Анализировать и соотно­сить выразительные и изо­бразительные свойства музыки в их взаимосвязи

и взаимодействии

 
    Творчество Ф. Шопена Биография и творческий путь Ф. Шопена. Ноктюр­ны. Патриотическая музыка композитора Знать основные произведения и био­графию Ф. Шопена. Уметь высказывать свои впечатления опрослушанных произведений ком­позитора Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к музыкальным произведениям, свои достижения на уроке и достижения других учащихся.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог

Наблюдать за музыкой в жизни человека и зву­чанием природы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.

Применять знания основ­ных средств музыкальной выразительности при анализе

 
    Творчество Ф. Шопена Биография и творческий путь Ф. Шопена. Ноктюр­ны. Патриотическая музыка композитора Знать основные произведения и био­графию Ф. Шопена. Уметь высказывать свои впечатления опрослушанных произведений ком­позитора Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: классифицировать музыкальные жанры; анализировать; формулировать выводы из изученного материала.

Коммуникативные: работать в группе: обсуждать свои выводы; формулировать свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку;

Наблюдать за музыкой в жизни человека и зву­чанием природы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.

Применять знания основ­ных средств музыкальной выразительности при анализе

 
  Арлекин и Пьеро Роберт Шуман и его гени­альный «Карнавал». Каждая пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах. Малень­кие сцены на 4 ноты. Всего их было 20 сцен. Шуман -мастер музыкального порт­рета Понимать, о чем

рассказывает музы­ка, какими средства­ми она раскрывает тайны человеческой души, духовный мир человека и композитора

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: задавать вопросынеобходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Проявлять эмоциональ­ную отзывчивость, личност­ное отношение при восприя­тии музыкальных произве­дений.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

 

 
    В подводном царстве… Жанры музыки. Великие композиторы. Великие про­изведения. Создание ска­зочного образа музыкаль­ными средствами. Музы­кальная характеристика действующих лиц Знать названия му­зыкальных произве­дений.

Уметь понимать роль музыки и про­явление её волшеб­ной силы в сказках; определять и описы­вать услышанный образ

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (определение лада); формулировать выводы.Познавательные: сопоставлять альтернативное звучание

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; работать в паре.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Сравни-вать процесс и ре­зультат музыкального разви­тия в произведениях разных форм и жанров  
    Цвет и звук: «музыка витража» Оливье Эжен Шарль ПросперМессиан – француз­ский композитор, органист, музыкальный теоретик, пе­дагог, орнитолог. Биография и творчество Мессиана Знать, о чем расска­зывает музыка, ка­кими средствами музыка раскрывает тайны человеческой души, духовный мир человека и компози­тора Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Распознавать и эмоцио­нально откликаться на вы­разительные и изобразитель­ные особенности музыки.

Наблюдать за процессом развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Выражать свое эмоцио­нальное отношение к му­зыкальным образам истори­ческого прошлого в рисунке

 
    Вознесение к звездам В 1948 году увидела свет большая симфония Мессиа­на «Турангалила», написан­ная для Бостонского орке­стра. Десятичастная, сво­бодная по форме фантазия получила свое название из индийской литературы Знать, о чем расска­зывает музыка, ка­кими средствами музыка раскрывает тайны человеческой души, духовный мир человека Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: строить сообщения
в устной форме; узнавать, называть и определять объекты и явления (определять персонажей оперы);Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; строить понятные
для партнёра высказывания

Наблюдать за музыкой в жизни человека и зву­чанием природы.  
  Симфонический оркестр Симфонический оркестр состоит из смычковых, ду­ховых и ударных инстру­ментов. Лучшие симфони­ческие оркестры мира Знать состав симфонического оркест­ра.

Уметь петь легко, звонко, не форсируя звук

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: сопоставлять стили и манеру главных героев.

Коммуникативные: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы

 

Узнавать по изображению и определять звучание симфонического оркестра, а также входящих в него четырех инструментальных групп — струнной смычковой, деревянной духовой, медной духовой, ударной.

Наблюдать за развитием музыкального образа, представленного в звучании различных музыкальных инструментов симфонического оркестра.

 
    Поэма огня «Прометей» Композитора А. Скрябина привлекали образы, связан­ные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминаются огонь, пламя, свет и т. п. В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин вклю­чил партию световой кла­виатуры Знать творческое наследие А. Скряби­на, о том, что он стал первым в истории композитором, использовавшим цве­томузыку.

Уметь слушать, вос­принимать и анали­зировать музыкаль­ные произведения.

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания

Анализировать и соотно­сить выразительные и изо­бразительные интонации, свойства музыки в их взаи­мосвязи, взаимодействии.

Анализировать стилисти­ческие особенности музыкальных произведений.

Выражать свои зритель­ные впечатления от прослу­шанного музыкального произведения в рисунке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  «Жизнен-ные  прави-ла для музы-

кантов»

Р.Шумана

Урок закрепления знаний Слушание и

Повторение

Пройденного

Материала.

Определение

Способов контроля и

оценки

деятельности

Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений Наблюдать за музыкой в жизни человека .  
 

 

 

 

 

 

 

           

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать

и обрабатывать информацию; Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

 
  Джазовый оркестр Джаз – форма музыкального искусства, возникшая в кон­це XIX – начале XX века Биг-бенд – класси­ческая, сложившаяся форма, известна в джазе с начала 1920-х Знать характерные черты музыкального языка джаза.

Уметь узнавать бо­гатые джазовые гар­монии, передавать ритмический рису­нок музыки

Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Узнавать по изображени­ям инструменты джазового оркестра, а также узнавать на слух их звучание.

Импровизировать при воплощении музыкального образа (ритмическая импро­визация).

Выражать свои зритель­ные впечатления от прослу­шанного музыкального произведения в рисунке

 
    Что такое мюзикл? Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) Музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка — это единое драматическое дей­ство, связывающее воедино все. Знать, какие музы­кальные спектакли называются мюзик­лом, об истории соз­дания жанра Уметь слушать, воспринимать, анализировать, сравни­вать музыкальные произведения Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Размышлять о модифика­ции жанров в современной музыке.

Соотносить основные эмоционально-образные сферы

 
    Под небом Парижа Э. Пиафвеликая фран­цузская певица и актриса. Э. Пиаф: удивительно кра­сочная, сочная жизнь, вы­державшая становление от уличной парижской пе­вички до мировой звезды; символ Франции, голос французского народа Знать основные этапы жизни и твор­чества Э. Пиаф. Уметь проникаться эмоциональным со­держанием музыки; правильно дышать при пении, вести звук протяжно, лег­ко Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать информацию (оценка достоверности).

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.Сравнивать процесс и ре­зультат музыкального разви­тия в произведениях разных форм и жанров  
    Петербург. Белые ночи Петр Ильич Чайковский; творчество композиторапосвященное Петербургу. Музыкальные впечатления композитораСовременные композиторы на тему белых ночей. Эмоционально-художественное исполнение песни «Белые ночи»

 

Знать произведения П. И. Чайковского, их музыкальную ха­рактеристику. Уметь размышлять о музыке, применять знания, полученные в ходе музыкальных занятий; петь легко, звонко, протяжно, проникновенно, вы­разительно Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные: узнавать, называть
и определять тембра музыкальных инструментов.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; конструктивно работать в паре

Наблюдать за музыкой в жизни человека и зву­чанием природы.

Соотносить и сравнивать содержание произведений литературы и музыки на уровне образа.

 

 
    «Москва!

Как много в этом звуке..»

Петр Ильич Чайковский творчество композитора, посвящен­ное Москве. Музыкальные впе­чатления композитора. Совре­менные композиторы о Москве. Знать произведения

П. И. Чайковского, их музыкальную ха­рактеристику. Уметь узнавать изу­ченные музыкальные произведения и на­зывать их авторов

Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: анализировать информацию учебника осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, рисунок, таблица, тексты СМИ).

Коммуникативные: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения о любимых произведениях

Наблюдать за музыкой в жизни человека и зву­чанием природы.

Соотносить и сравнивать содержание произведений литературы и музыки на уровне образа.

 

 
    « Россия – священная наша держава, Россия –

Любимая наша страна»

Исполнение полюбившихсяпроизведений. Демонстрацияпонимания интонации и развития музыки в произведенияхдля слушания и анализа. Произведения и музыкальные средства, характеризующие музыкальное искусство России, важнейшие исторические этапы, сражения и потери русского народа Знать произведения

П. И. Чайковского,

репертуар для исполнения и слушания за курс 4 класса.

Уметь размышлять

о музыке; применять знания, полученные

в процессе музыкальных занятий,

Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Распознавать выразитель­ные и изобразительные особенности музыки.

Определять характер му­зыкальных произведений.

Передавать в пении раз­личные интонации

 
    « Россия – священная наша держава, Россия –

Любимая наша страна

Исполнение полюбившихся

произведений. Демонстрация

понимания интонации и развития музыки в произведениях

для слушания и анализа.

Произведения и музыкальные средства, характеризующие музыкальное искусство России, важнейшие исторические этапы, сражения и потери русского народа Знать произведения

П. И. Чайковского,

Репертуар для исполнения и слушания за курс 4 класса.

Уметь размышлять о музыке;

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: моделировать ситуации общения, встречающиеся в различных жизненных обстоятельствах; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; выполнять смысловые игры-импровизации

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

Соотносить художественно-образное содержание му­зыкального произведения с формой его воплощения  

 

УМК

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического  комплекса:

– Музыка. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных. В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – М.: Дрофа, 2010.

– Искусство. Музыка. 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012г.

– Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012г.

– Музыка. 4 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2005г.

-Музыка. 4 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко,  В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2010.

 

Список литературы для учащихся:

Музыка. 4 кл.: учебник  для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 111, [1] с.: ил.

– Музыка. 4 кл.: Рабочая тетрадь: пособие для общеобразоват. учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 94, [1]с.: ил.

– Музыка. 4 кл.: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-метод. пособие / Сост. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 20013. – 207, [1] с.: нот.

– Музыка. 4 кл.: Фонохрестоматия, /  В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2013г.

Интернет-ресурсы

  1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ru. wikipedia.org/wiki
  2. Классическая музыка [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://classic.chubrik.ru
  3. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// www.music-dic.ru
  4. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://dic.academic.ru/con-tents.nsf/dic_music

 

Технические средства обучения

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран проекционный,
  • -DVD,
  • музыкальный центр.

КИМ

 

 

 

 

Приложение

 

Тест по теме «Симфонический оркестр»

Вариант 1.

  1. Самый низкий инструмент   группы   деревянных  духовых   инструментов:   флейта,      гобой,   кларнет,          фагот.
  2. В состав симфонического    оркестра    дополнительно     включаются:    труба,    орган,     арфа,   скрипка,         фортепиано.
  3. Оркестром руководит: скрипач,   тромбонист,   дирижёр,   ударник.
  4. Самые высокие инструменты симфонического оркестра: туба,  гобой,  альт,  скрипка,  контрабас,              фагот,  флейта, труба, кларнет.
  5. В группу медных  духовых  инструментов  входят: фортепиано, скрипка, труба, фагот контрабас,                                                                                                                                    туба, тромбон.
  6. Звучание всех инструментов  оркестра называется:  solodivisitutti.
  7. Какие инструменты имеют эту ноту в своём названии?

 

 

 

 

  1. Какой ударный инструмент без определённой высоты звучания имеет эту ноту в своём названии?

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

  1. Сколько групп в симфоническом  оркестре:             а) пять;

б) шесть;

в) четыре.

  1. Группа струнно-смычковых инструментов состоит из следующих инструментов (подчеркни нужное): труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан.
  2. Из ниже приведённых инструментов подчеркни ударные: труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан.
  3. Руководит оркестром: а) хормейстер;

б) скрипач;

в) дирижёр.

  1. Арфа это инструмент: а) струнно-смычковый;

б) духовой;

в) струнно-щипковый.

  1. Подчеркни из ниже приведённых инструментов самые высокие по звучанию: труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон,  фагот, барабан.
  2. Подчеркни из ниже приведённых инструментов самые низкие по звучанию: труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон,  фагот, барабан.
  3. Определи, какие инструменты изображены:

а)

б)

в)

г)

 

 

 

Тест по теме «Великое содружество русских композиторов».

  1. Кого из композиторов называют основоположником русской классической школы: а) П.И.Чайковский;

б) Ц.А. Кюи;

в) М.И. Глинка;

г) А.П. Бородин.

  1. Сколько композиторов входило в «Могучую кучку»: а) семь;

б) пять;

в) три;

г) шесть.

  1. Кто из композиторов «Могучей кучки» в начале своей карьеры был военным офицером:

а) М.А. Балакирев;

б) А.П. Бородин;

в) М.П. Мусоргский;

г) П.И. Чайковский.

  1. Кто из композиторов «Могучей кучки» очень любил море, был морским офицером, написал семь опер на сказочный сюжет: а) Н.А. Римский-Корсаков;

б) М.И. Глинка;

в) Ц.А. Кюи;

г) М.А. Балакирев.

  1. Кто из композиторов является основателем «Могучей кучки»: а) П.И. Чайковский;

б) М.А. Балакирев;

в) А.П. Бородин;

г) М.П. Мусоргский.

  1. Определи, какие композиторы изображены на портретах: а)

б)

в)

г)

7) Опиши музыкальное произведение методом «синквейн».

 

 

Тест за первое полугодие

  1. В произведениях этого композитора мы слышим звучание колоколов, разливы рек, ощущаем всю прелесть цветущего весеннего сада: а) П. Чайковский;

б) С. Рахманинов;

в) М. Балакирев;

г) А. Бородин.

  1. Кому принадлежит выражение «Могучая кучка»? а) М. Балакирев;

б) А. Бородин;

в) В. Стасов;

г) М. Мусоргский.

  1. Кто из композиторов   входил   в   содружество   Балакиревского   кружку   (подчеркни нужное):

П.  Чайковский,   М. Балакирев,  С.  Рахманинов,   А.  Бородин,  М.  Мусоргский, В. Стасов, Ц. Кюи,

Ф. Шопен,  Н. Римский-Корсаков.

  1. Кто является композитором симфонической сюиты «Шехеразада», написанной по сюжетам арабских сказок «Тысяча и одна ночь»: а) М. Мусоргский;

б) А. Бородин;

в) М. Балакирев;

г) Н. Римский-Корсаков.

  1. Как называется украинский народный танец, возникший в быту Запорожского войска, исполняющийся в быстром темпе в размере 2/4: а) бульба;

б) вальс;

в) гопак;

г) полька.

  1. Самый распространённый народный инструмент в Белоруссии: а) бандура;

б) фортепиано;

в) скрипка;

г) цимбалы.

  1. Послушай произведение С. Рахманинова «Вокализ», опиши свои впечатления или нарисуй рисунок в соответствии характера этого произведения.

 

 

Тест по венским классикам

  1. Кого из перечисленных  композиторов  называют  венскими  классиками?  Й. Гайдн,  И. Бах,  Дж. Верди,

Н. Римский-Корсаков, В. Моцарт, А. Бородин, М. Балакирев, Л. Бетховен.

 

2.В произведениях какого композитора (венского классика) преобладают радостные, светлые настроения?

а) Й. Гайдн;

б) И. Бах;

в) В. Моцарт;

г) Л. Бетховен.

  1. Крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей, звучащее в исполнении симфонического оркестра, называется: а) соната;

б) симфония;

в) прелюдия;

г) опера.

  1. «Я возьму судьбу за глотку» – эти слова стали девизом какого композитора? а) Й. Гайдн;

б) И. Бах;

в) В. Моцарт;

г) Л. Бетховен.

  1. Крупное музыкальное произведение, предназначенное для солирующего инструмента (или двух инструментов называется): а) соната;

б) симфония;

в) прелюдия;

г) концерт.

  1. В произведениях какого композитора (венского классика) и радость и печаль запечатлены в ярких, запоминающихся мелодиях, передающих чувства человека, его душевные переживания?                        а) Й. Гайдн;

б) И. Бах;

в) В. Моцарт;

г) Л. Бетховен.

 

 

Итоговый тест

  1. Лодочные гребцы (гондольеры) в Италии часто напевают песни. Какое название получили эти песни?

а) ноктюрн;

б) серенада;

в) баркарола;

г) этюд.

  1. Кто из русских композиторов написал романс «Венецианская ночь»?

а) А. Бородин;

б) Ц. Кюи;

в) М. Глинка;

г) А. Римский-Корсаков.

  1. Сколько композиторов входило в «Могучую кучку»?

а) шесть;

б) пять;

в) восемь;

г) четыре.

  1. Кто из композиторов возглавлял «Могучую кучку»?

а) М. Мусоргский;

б) Н. Римский-Корсаков;

в) А. Бородин;

г) М. Балакирев.

  1. Кого из перечисленных композиторов называют венскими классиками?

а) Й. Гайдн;

б) И. Бах;

в) В. Моцарт;

г) Л. Бетховен.

  1. Крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей, звучащее в исполнении симфонического оркестра, называется:

а) соната;

б) симфония;

в) прелюдия;

г) опера.

  1. «Я возьму судьбу за глотку» – эти слова стали девизом какого композитора?

а) Й. Гайдн;

б) И. Бах;

в) В. Моцарт;

г) Л. Бетховен.

  1. Главным жанром в творчестве этого композитора стала песня. Кто это?

а) Л. Бетховен;

б) М. Мусоргский;

в) Ф. Шуберт;

г) В. Моцарт.

  1. Крупное музыкальное произведение, предназначенное для солирующего инструмента (или двух инструментов называется):

а) соната;

б) симфония;

в) прелюдия;

г) опера.

  1. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?

а) В. Моцарт. Симфония №40,  часть;

б) Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»;

в) Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»;

г) Ф. Шуберт. «В путь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа “Музыка.Искусство” 4 класс по программе В.В.Алеева, Т.Н.Кичак