Развитие познавательных способностей младших школьников через участие в дистанционных мероприятиях в условиях ФГОС
Развитие познавательных способностей младших школьников через участие в дистанционных мероприятиях в условиях ФГОС.
Бродникова Наталья Петровна
Учитель начальных классов первой категории
МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им.Шелковникова К.М.»
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован “не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения.
“Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность” – Т.И. Шамова. Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя.
Развитием познавательных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время. Еще Ян Амос Коменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Весь процесс обучения учителю необходимо строить так, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки и внеклассные мероприятия обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.
В.А. Сухомлинский написал слова: “В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат”. Внеклассные мероприятия, которые проводим в начальной школе, развивают у учащихся интерес к учебным предметам, углубляют представления об использовании знаний на практике, прививают навыки самостоятельной работы. Внеклассная работа, которую провожу я, направлена на развитие творческих и познавательных способностей. Чтобы развивать способности детей, я провожу внеклассные мероприятия в форме игр “Поле чудес”, “Счастливый случай”, КВН; в форме устных познавательных журналов; в форме конкурсов.
В подготовке мероприятия принимает участие весь класс. Учащимся даются необычные задания по теме: сочинить сказку; поразмышлять над вопросом; нарисовать рисунок; составить кроссворд; разгадать ребус; прочитать дополнительную литературу. На внеклассные мероприятия приглашаются родители. Они вместе с детьми готовятся к ним, а иногда и принимают в них активное участие. Родители помогают сочинять сказки, готовят оформление, создают компьютерные презентации. На занятия приглашаются и бывшие ученики. Они на своем опыте убеждают детей, что нужно быть активными, творческими, чтобы жилось интереснее.
Сегодня многие школы, ученики, педагоги имеют компьютеры и доступ в Интернет. Однако не все знают, что с их помощью можно добиться высоких образовательных результатов, повысить квалификацию, придать своей школе импульс для развития. Дистанционные оргдеятельностные курсы для учителей, защита учеником творческой работы на веб-форуме проходит ярче, продуктивнее и эффективнее, чем на очных конференциях. Участие в дистанционных эвристических олимпиадах и конкурсах, где собираются сотни учеников и педагогов из разных городов, оставляет незабываемые впечатления. Проверено – участие в олимпиадах меняет мышление ее участников в творческую сторону. А это позитивно влияет не только на успехи в учебе, но и на жизненные ориентиры и достижения. При этом не нужно никуда выезжать! А официальное Свидетельство участника или диплом призера придет по почте. Такой документ пригодиться при поступлении в вуз или при очередной аттестации, повышает авторитет школы.
Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке является: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. На уроках я использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие. Подготовка таких уроков требует много времени и усилий. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал? На помощь приходит компьютер. Дистанционные мероприятия помогают нам отправиться хоть на край света, и мы с учениками превращаемся в пытливых искателей, имеем возможность проверить себя в способности сосредотачиваться, логически мыслить, быть организованными и настойчивыми, готовые решать любые головоломки, стремится быть лучшим, стать чемпионом начальной школы, быть первым во всем!
На мой взгляд, участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, турнирах— на данный момент является одной из прогрессивных форм обучения внеурочной деятельности по предметам, поскольку позволяет создать условия для:
- самореализации и самовыражения в социальной и общественной жизни школы и вне ее;
- становления ИКТ компетенции учащихся;
- раскрытия потенциала и возможности публично показать достигнутые результаты.
Интернет-конкурсы, олимпиады позволяют расширить образовательное пространство учащихся, как пространство своих возможностей.
Такая форма ВД позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию и индивидуальный график выполнения задания учениками, который они составляют вместе с учителем.
Следует особо отметить, что участие в сетевых конкурсах проходит не просто с согласия родителей, а при их непосредственном участии. Поскольку на начальном этапе не все ученики в достаточной степени владеют компьютером, и помощь родителей просто в регистрации, в создании личного кабинета просто необходима.
Таким образом, участие в дистанционных мероприятиях позволяет мне и учащимся создать осознанную образовательную траекторию, удовлетворить в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы, сформировать готовность к самообразованию и создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не «зубрить», самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Список литературы:
- И.В.Дубровина «Младший школьник. Развитие познавательных способностей», М., Просвещение, 2003.
- А.З.Зак “Развитие умственных способностей младших школьников”, М.,Просвещение, 1994.
- Л.Тихомирова “Развитие интеллектуальных способностей школьника”, Ярославль, Академия развития, 1996
- Статьи из журналов «Начальная школа»:
– № 2/ 99г. А.Р.Тестов «Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации»
– № 5/2006г. З.П.Жукова «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры»