автор: Романова Ирина Юрьевна
И снова семинар…
Семинар (от лат. seminarium – рассадник, перен. – школа), один из основных видов групповых практических учебных занятий, состоящий в обсуждении учащимися произведении под руководством преподавателя.
Опыт работы с учащимися старших классов убеждает в эффективности уроков-семинаров. Специфика урока-семинара заключается в том, что он является практическим занятием, рассчитан на максимальную самостоятельность школьников – самостоятельное изучение произведений, самостоятельные выводы и обобщения и т. д., дает возможность каждому ученику принять активное участие в обсуждении, высказывать свои мысли, свое отношение к произведению, к отдельным героям.
На уроках литературы эффективны следующие виды уроков-семинаров: семинар-обсуждение, семинар-конференция, семинар-диспут. Задача учителя на таких семинарах заключается в обеспечении как психологической, так и практической готовности учащихся к такой деятельности. На этих семинарах организуется тематическое или проблемное обсуждение: ученики излагают свои точки зрения, ставят вопросы друг к другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на вопросы учителя и т. д. В заключительном слове учителя подводятся итоги работы класса, расставляются акценты на обсуждаемых вопросах, оценивается работа отдельных учащихся, выставляются им оценки. В организационном отношении эти уроки-семинары начинаются с краткого вступления учителя, в котором указываются основные задачи предстоящей работы, выдвигаются проблемы для обсуждения, заранее в соответствии с планом проведения семинара распределяются задания для учащихся, оказывается им консультативная помощь в подготовке, рекомендуется необходимая и достаточная литература.
Еще одна особенность любого семинарского занятия в школе заключается в том, что на них отсутствует опрос учащихся как самостоятельная часть урока. Контроль на таких уроках сливается с обучением, пронизывает насквозь каждый урок-семинар. И осуществляется этот контроль через систематические наблюдения учителя за ходом работы учеников, постоянную корректировку их деятельности.
При подготовке и проведении семинарских занятий эффективна групповая организация работы учащихся. Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа на семинарах представляет собой вид коллективной деятельности, которая успешно протекает при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, постоянной поддержке учителя, его оперативной помощи. Содержание этой деятельности сводится прежде всего к обучению учащихся умению работать самостоятельно, советоваться с одноклассниками, не нарушая общей тишины на уроке, к созданию системы заданий для отдельных групп учащихся, обучение их умениям распределять эти задания между членами группы, чтобы был учтен темп работы и возможности каждого. Групповая организация работы на семинаре помогает решить такие важные задачи, как воспитание у учащихся самостоятельности, активности, умения сотрудничать с другими при выполнении общего дела, формирования социальных качеств личности.
Вопросы и задания к семинару по творчеству С. Довлатова
(Рассказы «Номенклатурные полуботинки», «Представление»,
фрагменты из книг «Соло на ундервуде» и «Соло на IBM»)
1. Автор, рассказчик и герой в произведениях С. Довлатова: как соотнесены данные повествовательные интонации в рассказах «Номенклатурные полуботинки» и «Представление»? Восстановите (насколько это позволяют сделать тексты рассказов) детали художественной «автобиографии» довлатовского героя-рассказчика: как они связаны с биографией автора – С. Довлатова? Как трансформируется биография автора в художественном пространстве рассказов?
2. На основании фрагментов из «Записных книжек» («Соло на IBM») и отзывов критиков о творчестве С. Довлатова сформулируйте писательское кредо (важнейшие творческие приоритеты) С. Довлатова-рассказчика. Как художественные установки писателя реализовались в его произведениях?
3. Охарактеризуйте основные особенности повествовательной организации рассказов С. Довлатова. Обратите внимание на следующие аспекты:
а) принципы отбора деталей и подробностей для представления повествовательной ситуации и действующих лиц;
б) функции повествовательных повторов и композиционных рифм;
в) особенности ритмико-интонационной организации текста (прокомментируйте следующее суждение А. Гениса: «Каждое слово здесь, как в стихотворении, всегда подчеркнуто, всегда стоит на своем месте, с которого его нельзя сдвинуть, не разрушив ритмического рисунка»).
4. Опираясь на критические материалы, определите круг литературных источников, значимых для прозы С. Довлатова. Какие авторы (русские и зарубежные) занимают приоритетное место в творческой биографии писателя? В чем, на ваш взгляд, проявляется ориентация повествовательной техники С. Довлатова на поэтику А. П. Чехова? Прокомментируйте, опираясь на примеры из прочитанных рассказов, следующее замечание С. Довлатова из «Соло на ундервуде»: «Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить нравственные поиски Достоевского. Юмор Гоголя. И так далее. Однако похожим быть хочется только на Чехова».
5. Охарактеризуйте специфику комического в рассказах С. Довлатова: что, на ваш взгляд, является источником комического – предмет или способ изображения? Как соотносится в прозе С. Довлатова комическое и трагическое? Согласны ли вы с утверждением А. Гениса, что «всякая трагедия, попав в зону его прозы, превращается в трагикомедию»? Свой ответ аргументируйте примерами из рассказов и «Записных книжек» С. Довлатова.
Как школьный предмет в контексте дисциплин эстетического цикла литература призвана развивать у учащихся художественный вкус, читательский дар, искусство импровизации. Однако уроки словесности не всегда рождают пристрастие к чтению. Поэтому очень важно на уроке литературы так выстроить анализ художественного произведения, чтобы ученику захотелось прочитать всю книгу.
Благодатный материал для диалога со старшеклассниками представляют ранние рассказы Виктории Токаревой. Они любят произведения этого автора за веселое настроение, умение фантазировать, за остроумие и яркий слог.
Материалы к уроку-семинару по рассказу Виктории Токаревой
«День без вранья»
Слово учителя:
Бессмертную строку из стихотворения И. Анненского» Но люблю я одно – невозможно» следовало бы сделать эпиграфом к сборнику ранних рассказов писательницы. Виктория Токарева воспринимает жизнь как благо и считает себя баловнем судьбы. Так же, как и ее любимые герои, она находит сокровенное в обыденном, заботливо поливает всходы добра и они растут, как цветы.
Детство и юность В. Токаревой прошли в Ленинграде, там она поступила в музыкальное училище, потом училась в институте кинематографии в Москве.
Ее первый рассказ «День без вранья», который напечатали, когда писательнице было 26 лет, сразу стал маленькой сенсацией. Своими литературными родителями Виктория Токарева называет Чехова, Нагибина, Искандера, Довлатова. Сейчас она автор ярких остросюжетных повестей и рассказов, сценариев к кинофильмам, принесших ей большую популярность.
Своеобразие и прелесть прозы Токаревой в том, что на страницах ее книг невозможное – возможно, неказистое – прекрасно, снисходительность переходит в благоговение, несмотря на то, что судьба часто поворачивается спиной к героям, благодатные семена падают на камень и не дают всхода, а житейская сказка остается без счастливого конца.
В основу первого рассказа В. Токаревой положен простой и остроумный прием. Герою приснилась радуга. Он встает утром с ощущением счастья и решает, что будет говорить только правду. Это не для того, чтобы начать новую жизнь, а потому, что вранье – это несвобода и страх. Серьезность и горечь рассказа уравновешиваются некоторой игривостью и невеселым юмором.
Двадцатипятилетний герой рассказа прекрасно владеет иностранным языком, увлекается искусством художественного перевода, но ему не повезло: в Литературный институт он не поступил, работать переводчиком его не пригласили. Он стал учителем французского языка в школе. Герой романтичен, но ему часто приходится спускаться с романтических высот на землю – погружаться в атмосферу рутины и формализма.
Вопросы к классу:
– Как при помощи перифраза Виктория Токарева рисует внешность героя?
– Что значит быть внешне похожим на артиста Смоктуновского?
– Почему работа в школе стала для Валентина нудной обязанностью?
– Как же случилось, что обычный урок превратился в маленькое чудо?
– Как показан педагогический коллектив школы?
– Почему Виктория Токарева показала учителей не на уроках, а в столовой?
– Что рассказывает писательница о личной жизни Валентина?
– Самое сокровенное в характере героя – умение мечтать. Сможет ли Валентин осуществить мечту, если свяжет свою жизнь с Ниной?
– Какие черты характера отличают его будущую тещу?
– К какому выводу пришел герой? Как вы понимаете заключительную фразу героя о том, что он собирается «ломать всю свою жизнь»?
В своей практике я использую следующие виды семинаров:
• семинар, посвященный одной из наиболее значимых проблем изученного произведения (например, «Проблема творчества и судьбы художника в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»);
• семинар по сквозной теме русской литературы, позволяющей обратиться к ряду произведений (например, «Человек и идея в произведениях русской литературы XX века»)
• семинар-обсуждение писательского мастерства и творческой манеры автора изучаемого произведения.
Такие семинары дают возможность учащимся глубоко осмыслить открытия писателя в изображении психологии героев, развивают навыки анализа художественного произведения.
Семинары проводятся не чаще 3 – 4 раз в год, так как эта сложная форма работы требует тщательной подготовки как со стороны преподавателя, так и со стороны учащихся. Задания к семинарским занятиям определяются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей, уровня подготовленности класса.
Семинары прочно вошли в практику работы учителей-словесников и рассматриваются как одно из важнейших звеньев в системе обучения. Проводя семинарские занятия, мы углубляем и закрепляем навыки самостоятельной работы с художественными произведениями, литературно-критическими статьями, навыки овладения различными формами устной и письменной речи, развиваем творческую активность, инициативу, склонности и способности учащихся. III. IV. V.
Методические рекомендации
по проведению семинарских занятий
I. Урок-семинар по теме: «Этот лучший из миров». Своеобразие женской прозы». (рассказ В. Токаревой «Между небом и землей»)
План.
1. Феномен «женской прозы» в отечественной литературе.
2. Героини В. Токаревой в современном социокультурном пространстве.
3. Прошлое и настоящее участников «любовного треугольника».
4. Ситуация «испытания любовью» и ее реализация в рассказе.
5. Символика финала. Бунинские традиции в рассказе В. Токаревой.
Вопросы к семинару:
Какое впечатление произвел на вас рассказ В. Токаревой?
Какой мотив лежит в основе сюжетной канвы этого произведения?
Что известно о предыстории героев? Как она помогает понять их настоящее?
Как реагируют герои рассказа В. Токаревой на вспыхнувшее между ними чувство?
Как ведут себя герои при расставании? Почему не состоялась любовь между ними?
Изменились ли персонажи рассказов после этой случайной встречи?
Как вы думаете, почему В. Токарева дает героине имя, профессора биохимии называет по фамилии, а молодого человека именует Баскетболистом?
Можно ли считать открытым финал рассказа? Почему?
Сопоставьте произведение В. Токаревой с рассказом И.А.Бунина «Солнечный удар». Как вы понимаете символику заглавий этих произведений?
В бунинской философии любви особое место отводится изображению внезапно налетевшей страсти, краткой, как миг, трагически обреченной. Близка ли эта концепция Виктории Токаревой?
II. Урок-семинар по теме: «Герой нашего времени»: портрет крупным планом» (рассказ А. Цветкова «Герой рабочего класса»)
План.
1. Образ времени в рассказе А. Цветкова «Герой рабочего класса».
2. Смысл названия и своеобразие инверсионной композиции произведения.
3. Проблема свободы личности в рассказе А. Цветкова.
4. Поиск «героем нашего времени» пути ухода от реальности, образ дороги в «светлое прошлое».
5. Авторское отношение к герою рассказа.
Вопросы к семинару:
Каков, с вашей точки зрения, смысл названия рассказа?
О каком времени идет речь?
Какие композиционные сопоставления с лермонтовским «Героем нашего времени» возникают при чтении произведения А. Цветкова?
В чем смысл инверсионной композиции произведения? Где, на ваш взгляд, кульминация?
Как решается проблема свободы личности в рассказе?
Был ли у молодого человека иной путь, кроме дороги в «светлое прошлое»?
Почему он не приемлет такие пути ухода от реальности, как религия, наркотики, война?
Каково авторское отношение к герою рассказа?