автор: Романова Татьяна Михайловна

Методист Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Абакана “Центр детского творчества”

Объединение ресурсов сетевых партнеров как условие эффективной реализации программ технической направленности

Объединение ресурсов сетевых партнеров как условие эффективной реализации программ технической направленности

Романова Т.М., методист МБУ ДО «ЦДТ» г. Абакана

«Собраться вместе – это начало,

оставаться вместе – это прогресс,

работать вместе – это успех»

Генри Форд

 

В Концепции развития дополнительного образования детей, принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), говорится, что проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на определенных основаниях, среди которых важным является открытый и сетевой характер реализации.

Среди основных механизмов развития дополнительного образования детей, всестороннего выполнения социального заказа, качественного и максимально полного удовлетворения запросов социума называется межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности.

Использование  механизмов партнерского (сетевого) взаимодействия является одним  из перспективных инструментов роста качества образования, повышения доступности и привлекательности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, в том числе, в области инженерно-технической подготовки и технического творчества.

Сетевое взаимодействие как ресурс развития образования — это устойчивое, организационно оформленное взаимодействие образовательных организаций между собой и субъектами внешней среды в целях повышения эффективности использования совокупного потенциала, ресурсов взаимодействующих организаций.

Результатом  совместной деятельности образовательных  и иных организаций является создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания, концентрации их образовательных ресурсов для удовлетворения потребностей и способностей личности и социума в образовании.

Такие формы взаимодействия позволяют:

– аккумулировать лучший опыт различных образовательных и иных организаций, в том числе в области профессиональной подготовки кадров, а также актуализировать образовательные программы с учетом уровня и особенностей ресурсного обеспечения реальной профессиональной деятельности;

  • освоение образовательной программы обучающимися в течение определенного времени за пределами своей образовательной организации способствует развитию личностных качеств, коммуникативных компетенций, развивает способность адаптироваться к иной образовательной среде, приобщиться к профессиональной деятельности;
  • сетевая форма расширяет границы информированности обучающихся об имеющихся образовательных и иных ресурсах и позволяет им сделать осознанный выбор собственной образовательной траектории, что повышает мотивацию к учебе, осознание ответственности и достижение результата;
  • сетевая форма активизирует обмен передовым опытом подготовки кадров между образовательными организациями, создает условия для повышения уровня профессионально-педагогического мастерства преподавательских кадров, для использования в процессе обучения совместной материально-технической и методологической базы.

В ЦДТ в рамках Республиканской инновационной площадки реализуется проект «Модель развития техносферы деятельности учреждения дополнительного образования как основы формирования инженерно-технических, исследовательско-конструкторских компетентностей учащихся», одна из задач которого: развивать сетевое взаимодействие с организациями общего, среднего и высшего профессионального образования,  предприятиями города и республики.

Партнерами творческих объединений технической направленности являются:

– общеобразовательные учреждения: школы №№ 10, 19, 20, лицей; СОШ поселка Аскиз, Калининская школа села Аскиз,   средняя школа села Подсинее;

учреждения  дополнительного образования городов и районов республики и юга Красноярского края: Республиканский центр дополнительного образования, Центр технического творчества поселка Шушенское, Станция юных техников поселка Шира; спортивно-технические клубы городов Абаза, Черногорск, села Подсинее;

– организации среднего профессионального образования: Хакасский Политехнический колледж, Техникум коммунального хозяйства и сервиса;

– организации высшего образования: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (тесно взаимодействуем с инженерно-технологическим институтом), Хакасский технический институт – филиал Сибирского  федерального университета,

– ОАО «Аэропорт Абакан»,

–  ДОСААФ России Республики Хакасия, профессиональное образовательное учреждение «Центр ДОСААФ России Республики Хакасия».  

Продолжается  сотрудничество с Автономной некоммерческой организацией  «Научно-методический центр «Школа нового поколения» (Москва) в рамках общероссийской программы выявления и продвижения перспективных кадров для высокотехнологичных отраслей российской экономики  «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России»;

В ходе взаимодействия осуществляется:

  1. Повышение квалификации и переподготовки кадрового педагогического состава, обеспечение обучения в исследовательских лабораториях инженерно-технологического института ХГУ («Организация дополнительного образования школьников по конструированию электронных устройств и программированию микроконтроллеров», «Образовательная робототехника на основе современной микропроцессорной технологии»). Обучение  в «Робошколе на Байкале», на Федеральных учебно-тренировочных сборах по робототехнике в Москве в рамках Договора с Научно-методическим центром «Школа нового поколения».
  2. Рецензирование, научно-методическое сопровождение реализации дополнительных общеобразовательных программ, разрабатываемых педагогами Центра детского творчества, осуществляют преподаватели ХГУ, ХакИРОиПК.
  3. Предоставление услуг (консультативных – при разработке образовательных программ, разработке проектов, информационных – предоставление возможности использовать электронные библиотеки партнеров, технических – предоставление возможности работы, изготовления изделий, деталей для конструирования  на оборудовании партнеров и др.).
  4. Организация экскурсий, мастер-классов для обучающихся (учащиеся творческих объединений «Мотокартинг», «Автодело» в ХТИ, ХПК) и педагогов ЦДТ, участие в Днях открытых дверей в различных ВУЗах; проведение экскурсий и мастер-классов по экспериментальной физике в музее занимательных наук «Эксперимент-Ум» – мероприятия по профессиональной ориентации учащихся.
  5. Реализация программ дополнительного образования детей с использованием кадровых и материально-технических ресурсов школ (педагоги-совместители – учителя технологии, физики, информатики, робототехники; база – кабинеты и оборудование школ), ОАО «Аэропорт Абакан» (возможность детям получать профессиональные знания о работе авиационных служб от ведущих специалистов на действующем авиапредприятии, на практических занятиях знакомиться с настоящими действующими воздушными судами и действующим оборудованием).
  6. Работа с интеллектуально и творчески одарёнными детьми и организация учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся с привлечением преподавательского состава кафедр инженерной экологии и основ предпринимательства, информационных технологий  и систем, производственных технологий и техносферной безопасности Института информационных технологий и инженерного образования ХГУ (проекты учащихся: «Роботизированный комплекс в помощь органической ферме «Natura Siberica», «Станок для фигурной резки пенопласта с числовым программным управлением», «Фрезерный станок с числовым программным управлением «Медведь»); разрабатываются и реализуются совместные проекты со студентами Хакасского политехнического колледжа.  
  7. Подготовка к конкурсам: кооперация ресурсов и обмен ресурсами (кадровыми, информационными, материально-техническими),  обучающиеся ЦДТ на оборудовании кафедры информационных технологий проводят тренировочные сборы при подготовке к соревнованиям по робототехнике; на базе ХГУ ежегодно проводится межрегиональный конкурс «От робота к роботу», обучающиеся ЦДТ являются участниками научно-практических конференций.
  8. Преподаватели ВУЗов, студенты старших курсов, начальник учебно-экспериментальной лаборатории информационных систем ХГУ, специалисты регионального отделения по РХ ДОСААФ России – эксперты, члены жюри, судьи на городских конкурсных мероприятиях, организуемых и проводимых центром детского творчества. Это конкурсы-выставки технических проектов и разработок «Фабрика технической  мысли», Техносалон «Инженеры будущего», соревнования по робототехнике «Робототехники Абакана», «Lego-электроник», открытые Первенства города по картингу.

Эти   мероприятия включают в себя комплекс разнообразных форм работы: встречи и мастер-классы с преподавателями ВУЗов, профессиональный анализ и экспертиза  работ учащихся.

  1. Договор с Научно-методическим центром «Школа нового поколения» дает возможность учащимся принимать участие в Главном сибирском фестивале робототехники «РобоСиб» в Иркутске, в Омске, во Всероссийских соревнованиях «Робопроф» в Красноярске, «Робофест» в Москве, организовать и провести на базе нашего Центра детского творчества Всероссийский робототехнический фестиваль «БайкалРобот-2018».

Сетевая организация совместной деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной.

Одним  из главных результатов сетевого взаимодействия является осознанное профессиональное самоопределение обучающихся, ориентация учащихся на получение технического и инженерного образования.

Многие  выпускники  технических объединений продолжают обучение в ВУЗах на инженерных специальностях: в Хакасском политехническом колледже, в Хакасском государственном университете, Хакасском техническом институте – филиале Сибирского Федерального университета, Томском государственном университете, Сибирском государственном  аэрокосмическом университете, Московском государственном техническом университете им. Баумана .

Таким образом, совместное использование ресурсов учреждения дополнительного образования, высших, средних профессиональных, средних образовательных учреждений и иных предприятий и организаций является важным условием эффективной реализации, привлекательности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, в том числе, в области инженерно-технической подготовки и технического творчества.

Объединение ресурсов сетевых партнеров как условие эффективной реализации программ технической направленности