автор: Якушева Елена Николаевна
. | Согласовано
Заместитель директора по УВР _____ ФИО «___» _________ 20 г. |
Утверждаю
Директор ___ __ Приказ № ______ от «___» _________ 20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Якушевой Елены Николаевны
Внеурочной деятельности кружка 5-7 классов » художественно- эстетического направления «Творческая мастерская» (внеурочная деятельность)
модифицированная
для обучающихся 5-7 классов.
Срок реализации 3года.
Программа
внеурочной деятельности художественно – эстетического направления
«Творческая мастерская »
Пояснительная записка
Актуальность программы
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Поэтому, большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка.
Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких видов является декоративно-прикладное искусство.
Общая характеристика:
Программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Она ориентирует школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.
Нормативно правовая база
Программа составлена на основании :
- Дополнительной образовательной программы «Волшебство фантазии», автор Верижникова Милена Владимировна, «Гуманитарный центр интеллектуального развития», г.Тольятти, 97с.
- Примерные программы внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Москва «Просвещение».
Программа изложена в нескольких направлениях: «Бумажная фантазия», «Искусство как путь общения», «Материаловедение. Свойства и возможности материалов», «Лепка объёмных изделий», «Изонить», «Чудесная мастерская». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.)
Настоящее Положение разработано в соответствии со ст. 2, 12, 13, 47, 48 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г 273-ФЗ; ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373, ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897, ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, уставом Средней школы с. Сокольниково
Обоснование выбора программы:
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка ориентирована на обучающихся 5-7 классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Программа работы рассчитана на 3 года. Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы10-15 человек.
Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время (35 часа в год)
Цель:
- создание условий для развития творческих способностей и самореализации детей посредством включения их в различные виды прикладного творчества.
Задачи:
- развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;
- прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;
- развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность.
- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
- воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине;
- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
- развивать стремление к творческой самореализации;
Планируемые результаты:
Учащиеся получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства мировой и художественной культурой;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов (1 год) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (2-3 год)— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
- наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами.);
- работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
Занятия по кружку «Ручное творчество» проводятся на базе кабинета «Искусство».. Кабинет находится на 1 этаже основного здания и имеет оборудованные зоны : рабочую и учебную.
Рабочие места учащихся укомплектованы столами и стульями. В гигиенических целях в кабинете имеется 1 умывальник и 1 емкость для сбора мусора. Температурный режим в кабинете поддерживается в норме. Для обеспечения проветривания все окна легко открываются.
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
В кабинете имеются: компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в интернет.
Учебно – тематическое планирование по годам
№ п/п | Темы | I год обуч. | II год обуч. | III год обуч. | Всего |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | 3 |
2 | Искусство как путь общения
*Техника создание эскизов. Эскизы скетча (англ. sketch) — эскиз будущего рисунка небольших размеров. Создание шаблонов. *Открытка в технике «дудлинг», «зентанглы». *Открытка « С днем учителя» в технике кардмейкинг или штампинг, марморирование. *Рисование кофе *Энкаустика |
4
2 2 |
4
2 2 |
5 1 2 2 |
13 |
3 | Бумажная фантазия.
Мастерим бумажный мир (оригами) Конструирование из бумажных полос (квиллинг : цветочек, открытка и т.п.) |
6 |
4 |
5 |
15 |
4 | Материаловедение. Свойства и возможности материалов.
*Закладка для книг из скрепок и в технике оригами *Конверты в технике скрапбукинг, с использованием лент, пуговиц, тесьмы *Подарочный конверт для CD-диска *Пригласительный билет в стиле Винтаж (Vintage) *Картины из круп. *Упаковка-коробочка из пластиковой бутылки *Коробочка из газетных трубочек. Заготовка трубочек *Коробочка из газетных трубочек. Плетение, оформление *Цветы из подручных материалов (газета, журналы, салфетки) *Держатель для зарядки телефона *Изготовление игольницы. *Брелок из фетра |
8
1 2 1 2 2 |
8
2 1 3 2 |
6
2 1 3 |
22 |
5 | Лепка объёмных изделий
*Создание композиций с использованием различных техник (панно «Ветка яблони », магнитики) *Изготовление интерьерных изделий (подвеска «Домик-грибок», тарелка с цветами из ХФ) |
4 |
6 |
5 |
15 |
6 | Изонить | 4 | 6 | 5 | 15 |
7 | Чудесная мастерская.
*Подарочная упаковка для шоколада. Разметка. Чертеж. *Подарочная упаковка для шоколада в стиле по выбору (сборка, оформление) . *Изготовление открыток к праздникам. *Изготовление мужской и женской открытки. *Изготовление стильной мужской и женской упаковки для подарка. *Изготовление обложки для блокнота. *Изготовление мини-блокнота или мини-фотоальбома (чертеж, сборка). *Изготовление мини-блокнотаили мини-фотоальбома (сборка, оформление). *Мандала или Мини-ловец снов (каркас). *Мандала или Мини-ловец снов (оформление). |
6
1 1 1 1 2 |
4
2 2 |
6
2 2 1 1 |
16 |
8 | Организация и обсуждение выставки детских работ | 2 | 2 | 2 | 6 |
Итого | 35 | 35 | 35 | 105 |
Содержание программы
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности, цели и задачи занятий, темы и материалы работы на занятиях.
Показ презентации о декоративно – прикладном искусстве. Чтение стихов о красоте природы. Показ поделок из различных материалов.
Искусство как путь общения
Техника создание эскизов. Эскизы скетча (англ. sketch) — эскиз будущего рисунка небольших размеров. Создание шаблонов.
Стили зентангл и дудлинг все чаще употребляются в рамках эффективной арт-терапии. Однако, для большинства людей такой вид рисования хорошо знаком по каракулям на полях во время скучных уроков, лекций и совещаний. Дудлинг и зентангл – это техники, которые объединяют в себе рисование и медитацию, это техники интуитивного рисования, основанные на рисовании несложных повторяющихся элементов. Открытка в технике «дудлинг», «зентанглы».
Кардмейкинг (в переводе с англ. card – открытка, make – делать) – изготовление открыток своими руками с использованием различных подручных материалов, не обязательно покупных и очень дорогих.
Кардмейкинг – особый вид рукоделия, ведь при изготовлении открытки мастер вкладывает в поздравление свою душу и сердце, придает подарку индивидуальность, своего рода интимность, которая адресована одариваемому, открытка ручной работы – не просто карточка, украшенная кружевом, бусинками или картинками, это та самая часть души мастера, которую он дарит вам в качестве подарка.
Штампинг – это создание изображений или надписей на бумаге (открытке) с помощью штемпельного оттиска. Для штампинга существуют специальные штампы для скрапбукинга.
Мармарирование.Особенность техники заключается в том, что перенос изображения — разводов, имитирующих прожилки натурального мрамора — происходит с жидкой поверхности на декорируемый предмет. Преобразить с помощью марморирования можно все, ну или почти все: стеклянные, керамические, бумажные, картонные, деревянные, пластиковые, гипсовые, тканевые и прочие поверхности предметов . Открытка « С днем учителя» в технике кардмейкинг или штампинг, марморирование.
Рисование кофе. О кофейных рисунках, как нетрадиционной технике известно с 2004 года. Кофейный пигмент наносится на бумагу с помощью обыкновенной художественной кисти. Растворимый кофе идеально подходит для создания рисунков в однотонной теплой цветовой гамме. Чем насыщеннее раствор, тем ярче тон.
Бумажная фантазия.
Тематические беседы, игры, загадки о « волшебных» ножницах. Методика и приёмы симметричного вырезания, и вырезание по шаблону.
Оригами. Техника сгибания бумаги. Методы и приёмы выполнения фигурок. Оформление и показ готовых работ.
Квиллинг.История возникновения квиллинга. Инструктаж по правилам безопасной работы с ножницами.Знакомство с техникой бумагокручения. Мастера квилинга с мировым именем, Знакомство с работами мастеров. Техника выполнения квиллинга. Выполнение заготовок различны форм. Подготовка материала для работы. Знакомство с техниками скручивания полосок, видами и формами заготовок.
Практическая работа: Освоение техники квиллинга. Конструирование из основных форм «Цветок». Выполнение открытки в технике «Квиллинг». Оформление композиции.
Материаловедение. Свойства и возможности материалов.
Методы и приёмы составления композиций.Картины из круп. Виды круп и семян растений. Разнообразие формы и цвета. Использование круп и семян для изготовления поделок. Знакомство с техникой работы с крупой и семенами растений. Практическая работа: Изготовление картины из семян и круп.
Изготовление игольницы. Игольница – нужная вещица в доме. Варианты ее исполнения. Практическая работа: Выполнение игольницы.
Изготовление магнитов на холодильник.Магниты, материалы для магнитов и их сравнительные характеристики. Работы мастеров. Технология выполнения магнитиков.Практическая работа: Выполнение магнитика на холодильник.
Брелок из фетра. Изделия из фетра. Милые вещицы для тебя. Ярмарка идей. Технология выполнения стежков и последовательность работы.Практическая работа: Выполнение брелока из фетра.
Закладка для книг .
Конверты в технике скрапбукинг, с использованием лент, пуговиц, тесьмы. Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — видрукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.
Подарочный конверт для CD-диска
Пригласительный билет в стиле Винтаж (Vintage). Винтаж (англ. Vintage винодельческий термин, выдержка вина) — стилизованное направление в моде, особенно в одежде и предметах домашнего обихода, ориентирующееся на возрождение модных направлений прошлых поколений, эпох. Упаковка-коробочка из пластиковой бутылки
Коробочка из газетных трубочек. Заготовка трубочек .Плетение, оформление.
Цветы из подручных материалов (газета, журналы, салфетки). Держатель для зарядки телефона
Лепка объёмных изделий
Лепка из солёного теста. Беседа о новом виде деятельности, рецепт приготовления теста. Простые элементы лепки с использованием различных инструментов, приёмы сушки, раскрашивание высушенных фигурок. Оформление коллективной работы.
Холодный фарфор – это масса, напоминающая пластилин или полимерную глину. Идеальна для любых видов работ. Быстро высыхает, после чего становится очень твердой. Она абсолютно безвредна, поэтому ее без страха можно доверить детям
Изонить
История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров. Профессия вышивальщица. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Заполнение окружности Заполнение дуги. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции.
Чудесная мастерская
Подарочная упаковка для шоколада. Разметк, чертеж, сборка, оформление .
Изготовление открыток к праздникам, мужской и женской открытки..
Изготовление стильной мужской и женской упаковки для подарка.
Изготовление обложки для блокнота.
Изготовление мини-блокнота или мини-фотоальбома (чертеж, сборка,оформление).
Мандала или Мини-ловец снов (каркас, оформление).
Отчётная выставка работ обучающихся
Творческая гостиная, награждение памятными сувенирам
Учебно-тематический план 2год обучения
№
п/п |
Темы
|
Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | – |
2 | Искусство как путь общения
Открытка в технике «дудлинг», «зентанглы». Рисование кофе |
4
2 2 |
1 | 3 |
3 | Бумажная фантазия.
Конструирование из бумажных полос (квиллинг : цветочек, открытка и т.п.) |
4 | 1 | 3 |
4 | Материаловедение. Свойства и возможности материалов.
*Подарочный конверт для CD-диска *Пригласительный билет в стиле Винтаж (Vintage) *Картины из круп *Держатель для зарядки телефона |
8
2 1 3 2 |
1 | 7 |
5 | Лепка объёмных изделий
*Создание композиций с использованием различных техник (панно «Ветка яблони », магнитики) |
6 | 1 | 5 |
6 | Изонить | 6 | 1 | 5 |
7 | Чудесная мастерская.
*Изготовление открыток к праздникам. *Изготовление мужской и женской открытки |
4
2 2 |
1 | 3 |
8 | Отчётная выставка-ярмарка работ школьников | 2 | – | 2 |
Итого | 35 | 7 | 28 |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 6 класс
№
п/п |
Раздел, тема занятия | Дата проведения | Фактическая дата | Примечание |
1. | Вводное занятие. ТБ на занятиях ИОТ № Задачи и содержание работы в новом учебном году | |||
Искусство как путь общения | ||||
2. | Открытка в технике «зентанглы» | |||
3. | Открытка в технике «зентанглы» | |||
4. | Рисование кофе | |||
5. | Рисование кофе | |||
Бумажная фантазия | ||||
6. | Конструирование из бумажных полос. Квиллинг. Ознакомления с основными формами «капля», «долька», «спиралька». | |||
7. | Конструирование из основных форм «Цветок». | |||
8. | Конструирование из основных форм «Цветок». | |||
9. | Конструирование из основных форм «Цветок». | |||
Материаловедение. Свойства и возможности материалов | ||||
10. | Подарочный конверт для CD-диска | |||
11. | Подарочный конверт для CD-диска | |||
12. | Пригласительный билет на день рождения. | |||
13. | Технология изготовления панно , картины с использованием круп. | |||
14. | Технология изготовления панно , картины с использованием круп. | |||
15. | Технология изготовления панно , картины с использованием круп. | |||
16. | Держатель для зарядки телефона | |||
17. | Держатель для зарядки телефона | |||
Лепка объёмных изделий | ||||
18. | Создание композиций с использованием различных техник. Панно «Ветка яблони ». Т/б при работе с красками и лаком. | |||
19. | Создание композиций с использованием различных техник. Панно «Ветка яблони ». Т/б при работе с красками и лаком. | |||
20. | Создание композиций с использованием различных техник. Панно «Ветка яблони ». Т/б при работе с красками и лаком. | |||
21. | Панно «Ветка яблони ». Раскрашивание. | |||
22. | Панно «Ветка яблони ». Раскрашивание. | |||
23. | Панно «Ветка яблони ». Раскрашивание. | |||
Изонить | ||||
24. | Изонить. Основы цветовой гаммы | |||
25. | Вышивка окружности | |||
26. | Выполнение объёмных узоров (круг + узор) | |||
27. | Выполнение объёмных узоров (круг + узор) | |||
28. | Выполнение объёмных узоров (круг + узор) | |||
29. | Выполнение объёмных узоров (круг + узор) | |||
Чудесная мастерская | ||||
30. | Изготовление мужской и женской открытки. | |||
31. | Изготовление мужской и женской открытки. | |||
32. | Изготовление стильной мужской и женской упаковки для подарка. | |||
33. | Изготовление стильной мужской и женской упаковки для подарка. | |||
34. | Подведение итогов года. | |||
35. | Итоговая выставка. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Дополнительной образовательной программы «Волшебство фантазии», автор Верижникова Милена Владимировна, «Гуманитарный центр интеллектуального развития», г.Тольятти, 97с.
- Примерные программы внеурочной деятельности . Начальное и основное образование /(В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под редакцией В.А.Горского. – М.; Просвещение, 2010. – 111с. – ( Стандарты второго поколения).