автор: Самотугина Виктория Викторовна

учитель английского языка ГБОУ ЛНР ССШ№9 имени Алексея Стаханова, город Стаханов

КОНСПЕКТ УРОКА УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА  УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА,

КАК ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

В ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

 

Обновленные ФГОС меняют подход к планированию и организации современного урока. Современный урок должен носить проблемный и развивающий характер и способствовать формированию трех групп планируемых образовательных результатов (личностных метапредметных и предметных). 

Базовой образовательной технологией, реализующей требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий. Именно их виды представляют группу метапредметных результатов и определяют содержание деятельности.

Поскольку процесс обучения теперь носит системно-деятельностный и личностно-ориентированный характер, от учителя требуется не только детальная деятельностная структуризация урока, но и четкая фиксация форм взаимодействия с участников. Поэтому для того, чтобы грамотно отразить в  технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности.

 

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, поэтому деятельность характеризуется осознанностью. 

Для оформления «целостной картины современного урока» учителю предлагается использовать технологическую карту. 

Технологическая карта урока -это инновационная форма методической продукции. Она позволяет с помощью графического проектирования конструировать урок по заданным параметрам. 

Самое главное, технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. 

Интерес педагогов к конструированию технологических карт обусловлен в первую очередь возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является основой развивающего обучения. 

Основной задачей технологической карты является необходимость сломать педагогический стереотип, сложившийся при традиционном планировании уроков. Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.

 

Приведем их сравнительную характеристику.

 

Отличия между технологической картой и конспектом урока

Технологическая карта урока по ФГОС Конспект урока
Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками. Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя.

 

 

Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесс каждого учебного действия. Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке.
Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс. Указываются только общие цели всего урока.

 

Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

 

Рекомендации по разработке технологической карты

 

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. 

Но есть элементы, которые должны присутствовать обязательно.

1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. 

  • Предмет 
  • Тема урока
  • Тип урока
  • Прогнозируемые результаты: – Личностные: – Метапредметные:

– Предметные

Краткое описание урока

  • Дидактические средства: 
  • Оборудование: 

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС должна включать в себя следующие аспекты:

  • Деятельность учителя
  • Деятельность обучающихся:
  • УУД
  • Формы работы
  • Материал для самооценки
  • Диагностические материалы.

 

Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы:

 

Этап урока Виды работы, формы, методы, приемы Содержание педагогического взаимодействия Формируемые УУД Планируемые результаты
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
           

 

После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты, листы самооценки.

 

Таким образом, технологическая карта позволит учителю:

 

– реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

 – контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, 

– системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

– выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; 

– тщательно планировать каждый этап деятельности

– максимально полного отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату

– способствует координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

 – организует деятельность учащихся в строгом соответствии с предлагаемыми учебно-познавательными или учебно-практическими задачами;

– зафиксировать изменения уровня мотивации учащихся в процессе овладения учебным материалом

– позволяет фиксировать изменение роли учителя и статуса его деятельности (учитель перестает быть транслятором знаний, и становится наставником, помогающим учащимся самостоятельно получать новые знания и формировать предметные и универсальные учебные действия);

– позволяет сделать для учителя процесс формирования УУД видимым и управляемым благодаря фиксированию формируемых у учащихся способов деятельности.

 

Преимущества технологической карты

  • Может быть использована учителем с разным опытом работы
  • для обучения педагогов в системе повышения квалификации и педагогического мастерства
  • в процессе самообразования. 

Для составления технологических карт можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

 

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты. 

 

КОНСПЕКТ УРОКА УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.