автор: Саржан Ольга Павловна

педагог-психолог МБОУ Детский сад “Березка” ст. Кировская

«Арт-терапевтические практики в работе с педагогами как профилактика эмоционального выгорания»

 

1слайд (моя фотография и описание) Меня зовут Саржан Ольга Павловна. Я работаю педагогом-психологов МБДОУ детском саду «Березка»

2слайд (проблема. Чем схожи эти профессии ?) Как Вы думаете чем похожа работа педагога-психолога и работа врача стоматолога?  (ответы присутствующих).  Педагоги-психологи, и стоматологи работают с людьми, помогают им улучшить свое здоровье и благополучие. Стоматологи занимаются профилактикой заболеваний зубов и полости рта. Устраняет кариес на начальном этапе, чтобы потом с зубом не начались серьезные проблемы. Так же и психологу необходимо проводить профилактические работы эмоционального выгорания педагогов.

3 слайд  Тема моего мастер-класса «Арт-терапевтические практики в работе с педагогами как  профилактика эмоционального выгорания» Поэтому сегодня я предлагаю погрузиться вместе со мной в тему профилактики эмоционального педагогов. Думаю для нас для нас для всех эта тема актуальна. 

  1. слайд  (Цель:снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Задачи:

– Познакомить участников с арт- терапевтическими техниками  для улучшения эмоционального состояния;

-создать благоприятные условия для продуктивной работы;

– совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

– провести рефлексию)  По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% педагогов. Профессия педагог требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. 

5 слайд. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. Я считаю, что приоритетной линией в работе педагога – психолога в образовательной организации является работа по ознакомлению с приемами снятия психоэмоционального напряжения и профилактики эмоционального выгорания у педагогов.

6 слайд (Мандала – это рисунок в круге, который защищает психику и дает ей опору) Одна из моих любимых техник для достижения этой цели – рисование мандолой. С ней я сегодня хочу вас познакомить.

В психологии мандала олицетворяет собой символическое изображение внутреннего мира, мыслей, чувств человека. Это мостик между внутренним и внешним миром, между его сознанием и подсознанием.


3 слайд (Цитата Мандала отражает глубинные аспекты нашей психики и помогает нам понять себя на самом глубоком уровне.”- Карл Юнг) Мандалатерапия – это уникальный инструмент самопознания и саморазвития. Геометрические формы, цвета и эффект движения мандалы оказывают благоприятное психическое воздействие. С помощью мандалатерапии на подсознательном уровне прорабатываются серьезные проблемы, не вызывая серьезного напряжения у человека.

4 слайд В результате саморегуляции по методу мандала могут возникать три основных эффекта:
– эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
– эффект восстановления (ослабление проявления утомления);
– эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).Психотерапевтический эффект мандалы может быть использован как средство самопомощи при стрессе, соматическом заболевании, эмоциональном истощении, расстройстве.

5 слайд (рисунки мандал на камнях) Я приглашаю  для участия в фокус группе  зрителей у которых на спинках стульев привязана цветная лента. Занимайте места за столами. Можно рисовать мандалу на любой поверхности. Так как мы еще живем воспоминаниями летнего отдыха, сегодня вы будете создавать свою целебную мандалу на пляжных камнях. Я предлагаю вам сейчас погрузиться в свое состояние, услышать себя.

Сядьте удобно закройте глаза, постарайтесь расслабиться. Отключиться от мыслей… А сейчас представьте свою мандалу. Какая она? Большая или маленькая. Какие цвета преобладают. Что вам хочется изобразить?… Откройте глаза. Посмотрите на краски и выберете те, которые ближе вам по состоянию, которые вы сейчас прочувствовали. Выберете пожалуйста камень, который вам по душе. П помните, что мандала рисуется с центра. 

Вы можете приступить к созданию мандалы, все необходимое перед вами.

(работа с залом)

Пока наша фокус группа находится в творческом процессе, я хочу познакомить вас еще с одной арт-терапевтической техникой, благодаря которой вы сможете восстановить свое душевное равновесие, наполнить внутренние ресурсы и не только – Артбук 6 слайд (Арт-бук это..) 

Иногда важно привести в порядок формы и образы своего мышления, понять и систематизировать желаниянамерения и эмоции. Это удобно сделать в форме страничек артбука.

Что же такое ? Это коллекция вашего внутреннего состояния, переживаний, ярких событий. Это такой творческий дневник. Собираем впечатления и оформляем странички. 

Сходили в кино или музей- приклеили билет.

 Главным событием дня стала прогулка в парке – вклеили листик с дерева. 

Славно посидели с подругой в кафе- вклеили салфетку с логотипом заведения и чек.

Напряженный рабочий день, коллега угостила вкусной конфетой- можно вклеить в артбук фантик от конфеты, как символ того, что в жизни есть место маленьким радостям.

7 слайд (картинки артбуков) Нет никаких ограничений относительно того, каким образом заполнять арт-бук. Можно вклеивать картинки, можно рисовать, можно писать. Можно делать цифровой аналог – коллажи из фотографий

Мысли, цитаты, ответы, вопросы. Можно привлечь детей к созданию арт-буков. Совместное творчество сближает. Появляется общая тема: «А чем мы заполним сегодня страницу?»

Можно делать не каждый день, а по страничке за неделю.

Можно выбрать тему, если есть какая-то “просевшая” жизненная сфера, которой хочется уделить больше внимания. “Моя спортивная осень” Или “Моя уютная осень” Или “Осень трудовых подвигов” Можно сентябрь посвятить одной теме, а октябрь – другой.
Как артбук поможет в профилактике эмоционального выгорания? Когда чувствуете, что силы на исходе, опускаются руки, тяжело утром вставать и идти на работу совсем не хочется. 

Тогда вы завариваете вкусный чай, или ароматный кофе. Открываете свой артбук , неспеша перелистываете страницы и мысленно погружаетесь в те моменты, когда вам было тепло и уютно, когда вы чувствовали чью-то поддержку.

Хочу поделиться с вами осенним артбуком. Здесь собранно все, чем была наполнена моя осень. В нем есть личные странички, но есть воспоминания, которыми я могу с вами поделиться.

Слайды с личного артбука

Слайд последний  Я предлагаю нашей фокус группе переходить к завершению. А вам предлагаю поделиться теплыми воспоминаниями  вашей осени. (ответы зрителей)

Вот и готовы ваши мандалы на камнях. Прошу вас выйти. Посмотрите какие работы получились у наших участниц. Они все разные, но каждая наполнена смыслом.

Вы знаете, Камни живут дольше, чем люди. У каждого камня есть своя история, сегодня вы вдохнули в этот камень свое состояние. Пусть ваши камни для каждого из вас принесут удачу и будет служить оберегом.

Рефлексия. Перед вами мандала и магниты

– Если вам понравилась данная техника и вы планируете ее применять в своей работе, прикрепите магнит, который вам нравится в центр мандалы;

 – Если вам понравилась данная техника, но вы не планируете использовать ее в своей работе, прикрепите магнит на любой другой участок мандалы;

– Если вам не подходит данная техника, прикрепите магнит за пределами мандалы.

Спасибо больное, можете занять свои места в зале.

Надеюсь, наш мастер-класс подарил вам приятные впечатления. Помните: забота о себе – это главная защита от негативных эмоций. Живите в гармонии с собой, и ваш организм скажет вам спасибо. Благодарю вас!

 

«Арт-терапевтические практики в работе с педагогами как профилактика эмоционального выгорания»