автор: Сергеева Анна Михайловна
Воспитатель
ЧОУ «РЖД лицей N21»
г. Комсомольск-на-Амуре
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа – территория безопасности»
Частное общеобразовательное учреждение
«РЖД лицей №21»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Школа-территория безопасности»
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Сергеева Анна Михайловна,
воспитатель
Комсомольск-на-Амуре
2024г.
Программа «Школа – территория безопасности» для 6 класса является пропедевтическим курсом «Основ безопасности и защиты Родины» для учащихся 8-11 классов и предназначена для проведения внеклассных занятий по вопросам обеспечения комплексной безопасности учащихся общеобразовательных организаций.
Содержание программы направлено на подготовку учащихся к построению модели индивидуального безопасного поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении.
Программа имеет практическую направленность и построена на основе интеграции теоретических и практических знаний, которые получают обучающиеся при изучении базовых школьных учебных дисциплин и приобретенного жизненного опыта соответственно их возрасту.
Курс рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю).
ПРОГРАММА «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»
6 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно статистическим данным, большое количество детей погибают вследствие аварий, утопления, удушения, в огне, от пользования неизвестными предметами. Несчастья случаются именно тогда, когда дети остаются без присмотра: дома – когда работают электробытовые приборы и есть свободный доступ к газу, спичке и зажигалкам, взрывоопасным предметам, химическим веществам; на улице – в условиях стремительного потока транспорта; обилия незнакомых предметов, привлекающие внимание во время отдыха в лесу, в горах, около водоёмов. Дети становятся заложниками обстоятельств, а их легкомысленное отношение к огню, к воде, незнание элементарных правил безопасности часто есть первопричиной печальных и трагических последствий.
В окружающей среде есть немало правил, которые надо знать и придерживаться их выполнения. Мы живем в обществе, среди людей, поэтому должны неукоснительно соблюдать соответствующие нормы и законы. Ежедневно дети выходят на улицу, по которой движутся машины. Им необходимо знать правила дорожного движения. Дети школьного возраста достаточно часто остаются одни дома. Им нужно знать, как правильно пользоваться электрическими приборами, газовой плитой, как безопасно включить свет в квартире, подогреть еду на плите. Их нужно учить, как правильно вести себя дома, на улице и дороге, в природе.
Государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся. Так личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование установки на безопасный здоровый образ жизни.
С этой целью вводится курс «Школа-территория безопасности» по формированию здорового образа жизни и предупреждению детского травматизма для обучающихся 6-х классов, где представлены все необходимые правила, который должен усвоить каждый ученик. Дети должны уметь предвидеть опасность, быть очень внимательными и собранными, знать правила поведения в критической ситуации и способы выхода из неё.
Содержание программы
«Школа – территория безопасности» практико – ориентирована. Программа построена на основе интеграции теоретических и практических знаний, которые получают обучающиеся при изучении школьных учебных дисциплин, межпредметных связей и приобретенного жизненного опыта соответственно их возраста и психофизического состояния. При ее содержательном наполнении учитываются статистические данные по несчастным случаям, которые произошли с детьми, последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их влияние на здоровье человека и состояние окружающей среды.
Обучение предполагает формирование у обучающихся определенных знаний и понятий о типичных опасностях. Наряду с теоретическими знаниями, необходимыми и обязательными являются практические умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся. В основу проведения занятий положена игровая деятельность обучающихся. При моделировании опасных ситуаций дети и подростки учатся определять опасность и уровень ее угрозы, анализировать опасные ситуации, знакомятся с типичными примерами выхода из них, учатся критически оценивать личностные психологические и физические возможности.
Педагогом обращается особое внимание на выполнение требований к знаниям и умениям обучающихся. Он способствует формированию у детей сознательной гражданской позиции по собственной и коллективной безопасности, расширению их мировоззрения и углублению уровня приобретенных практических умений и навыков.
Программа имеет 4 тематических модуля, в каждый из них входят вопросы оказания первой помощи.
Модуль № 1 «Безопасность на транспорте»
-правила дорожного движения и их значение; условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
-правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
-«дорожные ловушки» и правила их предупреждения;
-световозвращающиеэлементы и правила их применения;
-правила дорожного движения для пассажиров;
-обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень безопасности и правила его применения;
-порядок действий пассажиров в маршрутных транспортных средствах при опасных и чрезвычайных ситуациях;
-правила поведения пассажира мотоцикла;
-правила дорожного движения для водителя велосипеда, мопеда и иных средств индивидуальной мобильности;
-дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
-правила подготовки велосипеда к пользованию;
-дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения;
-основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий;
-порядок действий очевидца дорожно-транспортного происшествия;
-порядок действий при пожаре на транспорте;
-особенности различных видов транспорта (внеуличного, железнодорожного, водного, воздушного);
-обязанности и порядок действий пассажиров при различных происшествияхна отдельных видах транспорта, в том числе вызванных террористическим актом;
-приёмы и правила оказания первой помощи при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте.
Модуль № 2 «Безопасность в общественных местах»
-общественные места и их характеристики, потенциальные источникиопасности в общественных местах;
-правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
-массовые мероприятия и правила подготовки к ним;
-порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей;
-порядок действий при попадании в толпу и давку;
-порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
-порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
-опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах, порядок
действий при их возникновении;
-порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов,
а также в случае террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;
порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами;
-порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приёмы психологической поддержки пострадавшего
Модуль № 3 «Безопасность в быту»
-основные источники опасности в быту и их классификация;
-защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
-бытовые отравления и причины их возникновения;
-признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи;
-правила комплектования и хранения домашней аптечки;
-бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой помощи;
-правила обращения с газовыми и электрическими приборами;
-приемы и правила оказания первой помощи;
-правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
-пожар и факторы его развития;
-условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приёмы и правила
-оказания первой помощи;
-первичные средства пожаротушения;
-правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения;
-права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
-ситуации криминогенного характера;
-правила поведения с малознакомыми людьми;
-меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения при
попытке проникновения в дом посторонних;
-классификация аварийных ситуаций на коммунальных системах жизнеобеспечения;
-правила предупреждения возможных аварий на коммунальных системах, порядок действий
при авариях на коммунальных системах.
Модуль № 4 «Безопасность в информационном пространстве»
-понятие «цифровая среда», её характеристики и примеры информационныхи компьютерных
угроз, положительные возможности цифровой среды;
-риски и угрозы при использовании Интернета;
-общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения опасных ситуаций в личном цифровом пространстве;
-опасные явления цифровой среды: вредоносные программы и приложения и их разновидности;
правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения опасных ситуаций в цифровой среде;
-основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его признаки, приёмы распознавания опасностей при использовании Интернета;
-противоправные действия в Интернете;
-правила цифрового поведения, необходимого для снижения рисков и угроз при использовании
Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организациии группы);
Цель программы: Формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, сознательного осмысления своего поведения, отношения к своему здоровью как составляющей здоровья нации.
Задачи программы:
-Формировать потребность соблюдать нормы здорового образа жизни.
-Выработать у обучающихся поведенческие стереотипы, способствующие самосохранению в условиях дорожной ситуации.
– Сформировать навык действий при оказании первой помощи в различных ситуациях
-Обучить приѐмам спасения при конкретной чрезвычайной ситуации.
-Сформировать навык соблюдения правил кибергигиены для предупреждения возникновения опасных ситуаций в цифровой среде.
Планируемые результаты курса «Школа – территория безопасности»:
Будут сформированы:
– умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей
– социально-ответственное отношение к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения, бесконтрольнго увлечение гаджетами и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих.
Научно-методические ресурсы реализации курса «Школа – территория безопасности»:
Учебно-методическое обеспечение определяется системообразующими документами в
области безопасности: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646), Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474), Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642).
Научной базой является общая теория безопасности, исходя из которой он должен обеспечивать формирование целостного видения всего комплекса проблем безопасности, включая глобальные, что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для обучающихся построение адекватной модели индивидуального безопасного поведения в повседневной жизни, сформировать у них базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности.
Материально-технические ресурсы курса «Школа – территория безопасности»:
Спортивная площадка лицея, материально-техническое оснащение кабинета ОБЗР, игра «Активити» (с авторскими дополнениями-карточками по изученным модулям).
Результаты реализации воспитательной практики (количественные и качественные):
Эффективность достижения воспитательной практики «Школа-территория безопасности» будет оцениваться уровнем подготовки школьников к изучению программы курса “Основы безопасности и защиты Родины” в старших классах, результатами участия в конкурсах военно-патриотической направленности, а также сформированностью среди молодежи здорового и безопасного образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»
6 класс
Название раздела, темы
Занятия |
Кол-во
часов |
Цели | Содержание
деятельности |
Форма организации
образовательного процесса |
Ожидаемые результаты |
Модуль № 1 «Безопасность на транспорте» | |||||
Тема 1.
-правила дорожного движения – дорожные знаки для пешеходов; -«дорожные ловушки» |
2 | Ознакомить с
классификацией дорожных знаков, выяснить сущность каждой группы; ознакомить со звуковыми и световыми сигналами автомобиля, воспитывать желание безопасно чувствовать себя на дороге, соблюдая правила дорожного движения. |
Изготовление
дорожных знаков, игры на знание дорожных знаков, викторина, ситуативное моделирование. |
Практическое
занятие. |
Усвоит навыки правил
дорожного движения. |
Тема 2.
–световозвращающие элементы -правила дорожного движения для пассажиров -ремень безопасности и правила его применения |
2 | Формирование
представления об ограниченной или недостаточной видимости, ознакомление с правилами перехода дороги в условиях ограниченной видимости, неблагоприятных условиях и условиях активного движения транспорта, воспитывать грамотного пешехода, используя световозвращающие элементы на одежде. Знать обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств. |
Определение в
микрорайоне мест с ограниченной видимостью, опасных мест с наиболее активным движением транспорта, составление перечня световозвращающих элементов |
Практическая работа | Усвоит правила перехода
дороги в условиях с ограниченной видимостью, при неблагоприятных условиях. |
7
Название раздела, темы
занятия |
Кол-во
часов |
Цели | Содержание
деятельности |
Форма организации
образовательного процесса |
Ожидаемые результаты |
Тема 3.
-порядок действий пассажиров при чрезвычайных ситуациях |
2 | Знать негативные и опасные факторы чрезвычайных ситуаций на транспорте, их основные причины, способы выживания, что позволит избежать или уменьшить потери, возникающие при данных ситуациях. | Решение и моделирование
жизненных ситуаций, анализ ситуаций по иллюстративному материалу, видеоматериалу. Составление памятки для пассажиров, пользующимися услугами городского общественного транспорта. |
Интерактивное
занятие, практическое занятие. |
Будут знать и соблюдать основные правила безопасности пассажиров в маршрутных транспортных средствах при аварийных ситуациях. |
Тема 4.
-правила поведения пассажира мотоцикла; -правила дорожного движения для водителя велосипеда, мопеда и иных средств индивидуальной мобильности; |
2 | Знать ПДД для водителей скутеров, самокатов, велосипедов, действующие в 2024 году | Познакомиться с сайтом «ПДД Мастер»- автомобильное законодательство в доступной форме. | Разбор дорожных ситуаций | Усвоит правила и ответственность для водителей средств индивидуальной мобильности |
8
Название раздела, темы
занятия |
Кол-во
часов |
Цели | Содержание
деятельности |
Форма организации
образовательного процесса |
Ожидаемые результаты |
Тема 5.
-дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста; -правила подготовки велосипеда к пользованию; |
2 | Формировать представление о
велосипеде, усвоить советы по подготовке велосипеда к движению и уходу за ним, правила для велосипедистов, развивать активную мотивацию по соблюдению правил для велосипедистов; воспитывать культуру поведения во время езды на велосипеде. |
Решение и моделирование
жизненных ситуаций, анализ ситуаций по иллюстративному материалу, видеоматериалу; составление правил для велосипедистов, игра «Найди лишний дорожный знак» |
Интерактивное занятие. | Умение читать дорожные
знаки для велосипедистов. Стойкое желание не нарушать правила для велосипедистов. |
Тема 6
-дорожно-транспортные происшествия -основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий
|
2 | Формировать представления
про ДТП, выяснить причины их возникновения, знать–порядок действий очевидца дорожно-транспортного происшествия; порядка действий при пожаре на транспорте. |
Формирование понятия
ДТП, анализ дорожных ситуаций, просмотр и обсуждение видеосюжетов по теме. |
Интерактивное
занятие. |
Усвоит понятие ДТП,
мотивация к неукоснительному соблюдению, как важного условия сохранения собственного здоровья и жизни, здоровья и жизни водителей, пассажиров и других пешеходов. |
9
Название раздела, темы
занятия |
Кол-во
часов |
Цели | Содержание
деятельности |
Форма организации
образовательного процесса |
Ожидаемые результаты |
Тема 7.
-особенности различных видов транспорта (железнодорожного, водного, воздушного); -действия пассажиров в чрезвычайной ситуации |
2 | Ознакомить с правилами, обязанностями и порядком действий пассажиров при различных происшествиях на отдельных видах транспорта, в том числе вызванных террористическим актом | Характеризуют особенности и опасности на различных видах транспорта, раскрывают обязанности пассажиров отдельных видов транспорта | Решение ситуационных задач, конкурс рисунков по безопасности на железнодорожном транспорте | Отработаны навыки безопасного поведения при различных происшествиях |
Тема 8
–оказания первой помощи при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте. |
2 | Познакомить с правилами
оказания первой помощи пострадавшему, с алгоритмом действий при возникновении чрезвычайной ситуации, воспитывать дисциплинированность, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. |
Анализ ситуаций, просмотр видеосюжетов. | Практическая работа | Отработан навык по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии |
10
Название раздела, темы
Занятия |
Кол-во
часов |
Цели | Содержание
деятельности |
Форма организации
образовательного процесса |
Ожидаемые результаты |
Модуль № 2 «Безопасность в общественных местах» | |||||
Тема 1.
-общественные места -потенциальные источники опасности в общественных местах; |
2 | Определить потенциально опасные общественные места в городе | Анализ ситуаций, просмотр видеосюжетов.
Беседа «Если ты потерялся в магазине, городе, лесу. |
Правила поведения». Составление памятки «Если ты потерялся». Викторина «Как действовать, если…». | Будут знать и соблюдать основные правила безопасности в общественных местах |
Тема 2.
-правила вызова экстренных служб и порядок -массовые мероприятия и правила подготовки к ним |
2 | Ознакомить с правилами вызова экстренных служб, знать номера телефонов | Анализ ситуаций, просмотр видеосюжетов.
Беседа «Как вести себя в экстренной ситуации. |
Имитационная игра
«Позвони» (обучающиеся должны по описанию ситуации либо по картинке определить, какую службу спасения необходимо вызвать по телефону, что сообщить) |
Будут знать правила и порядок вызова экстренных служб |
11
Название раздела, темы
занятия |
Кол-во
часов |
Цели | Содержание
деятельности |
Форма организации
образовательного процесса |
Ожидаемые результаты |
Тема 3.
-места массового пребывания людей -порядок действий при попадании в толпу и давку; |
2 | Формировать представления
об опасности и ответственности участия в массовых беспорядках |
Анализ ситуаций, просмотр видеосюжетов. | Имитационная игра
«Я оказался в толпе» Составление памятки «Как побороть панику». |
Отработаны порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей и навыки безопасного поведения в толпе |
Тема 4
-угроза возникновения пожара; -порядок действий при эвакуации |
2 | Познакомиться с правилами
эвакуации во время пожара, научиться выполнять их. |
Беседа.
Поведение во время чрезвычайной ситуации. |
Экскурсия по школе, ознакомление с системой оповещения, пожаротушения.
Ролевая игра, составление плана эвакуации из школы (дома). |
Отработан порядок действий при эвакуации |
12
Название раздела, темы
занятия |
Кол-во
часов |
Цели | Содержание
деятельности |
Форма организации
образовательного процесса |
Ожидаемые результаты |
Тема 5.
– криминогенные ситуации – взаимодействие с правоохранительными органами; |
2 | Знать и предвидеть опасности криминогенного и антиобщественного характера | Решение и моделирование
жизненных ситуаций, анализ ситуаций по иллюстративному материалу, видеоматериалу |
Решение ситуационных задач | Будет знать и предвидеть опасности криминогенного и антиобщественного характера, порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами |
Тема 6
– обнаружение бесхозных предметов – правила поведения в случае террористического акта |
2 | Познакомить учащихся
со взрывоопасными предметами, рассказать об угрозе этих веществ для жизни и здоровья, познакомить с правилами поведения во время обнаружения взрывоопасных предметов, воспитывать ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих. Знать правила поведения при захвате и освобождении заложников. |
Проблемная беседа,
ситуативное моделирование. |
Составление памятки | Усвоит правила поведения во
время обнаружения взрывоопасных предметов. |
13
Название раздела, темы
занятия |
Кол-во
часов |
Цели | Содержание
деятельности |
Форма организации
образовательного процесса |
Ожидаемые результаты |
Тема 7.
– первая помощь при ожогах, обморожении -приёмы психологической поддержки пострадавшего |
2 | Познакомить со средствами
оказания первой помощи пострадавшим во время пожаров, попавшим в ледяную воду. Формировать навыки оказания первой помощи пострадавшим. Воспитывать желание тщательно выполнять технику безопасности, чтобы оставаться в безопасности. |
Решение и моделирование
жизненных ситуаций, анализ ситуаций по иллюстративному материалу, видеоматериалу |
Интерактивное
занятие, практическое занятие. |
Приобретёт практические
навыки оказания первой помощи пострадавшим. |
Тема 8 Экскурсионный выезд | 2 | Отработать правила безопасногоповедения в общественных местах. | Спортивные состязания | Осознает значимость занятий
физкультурой и спортом. Позитивная мотивация к активному образу жизни. |
14
Название раздела,
темы занятия |
Кол-во
часов |
Цели | Содержание
деятельности |
Форма организации
образовательного процесса |
Ожидаемые результаты |
Модуль № 3 «Безопасность в быту» | |||||
Тема 1.
– опасности в быту
-выбор продуктов питания; |
2 | Знать основные источники опасности в быту и их классификацию;
Иметь представление о своих правах, как потребителя продуктов питания |
Решение и моделирование
жизненных ситуаций, анализ ситуаций по иллюстративному материалу, видеоматериалу. Анализ этикеток продуктов питания. |
Беседа
Практическое занятие |
Осознает значимость
знаний об основных источниках опасности в быту для сохранения своего здоровья |
Тема 2.
-бытовые отравления – правила оказания первой помощи при отравлении |
2 | Знать причины возникновения бытовых отравлений, их признаки.
Воспитывать у детей правильное отношение к веществам, которые могут вызвать отравление, обмороки и т.д.; формирование навыков здорового образа жизни. Отработать правила оказания первой помощи. |
Проблемная беседа с
использованием рисунков и реальных предметов. |
Интерактивное
занятие |
Осознает последствия
воздействия вредных веществ на здоровье. Отработан навык по оказанию первой помощи пострадавшим при бытовом отравлении |
15
Название раздела, темы
занятия |
Кол-во
часов |
Цели | Содержание
деятельности |
Форма организации
образовательного процесса |
Ожидаемые результаты |
Тема 3.
-правила комплектования и хранения домашней аптечки; -бытовые травмы (ушиб, ранение, перелом, вывих) |
2 | Знать правила комплектования и хранения домашней аптечки;
Отработать правила оказания первой помощи при бытовых травмах. |
Решение и моделирование
жизненных ситуаций. Анализ комплектации аптечки |
Интерактивное
занятие, практическое занятие. |
Отработан навык по оказанию первой помощи пострадавшим при бытовых травмах |
Тема 4
– газовые и электрические приборы -приемы и правила оказания первой помощи |
2 | Знать правила обращения с газовыми и электрическими приборами.
Формировать представление об электрическом токе и электрических приборах, умения безопасно обращаться с электроприборами, познакомиться с ППБ при возгораниях, связанных с электричеством. Отработать приемы и правила оказания первой помощи при ударе током и отравлении газом. |
Решение и моделирование
жизненных ситуаций, анализ ситуаций по иллюстративному материалу, видеоматериалу |
Практическое занятие | Усвоит ППБ при возгорании
из-за электрического тока. Отработан навык по оказанию первой помощи пострадавшим при ударе током и отравлении газом. |
16
Название раздела, темы
занятия |
Кол-во
часов |
Цели | Содержание
деятельности |
Форма организации
образовательного процесса |
Ожидаемые результаты |
Тема 5.
-правила поведения в подъезде и лифте -условия и причины возникновения пожаров |
2 |
Знать правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них; о возможных последствиях
Ознакомить с порядком действий в подъезде и лифте при возникновении пожара |
Решение и моделирование
жизненных ситуаций, анализ ситуаций по иллюстративному материалу, видеоматериалу |
Решение кроссворда, конкурс рисунков на противопожарную тему | Усвоит правила поведения в подъезде и лифте при возникновении чрезвычайной ситуации |
Тема 6
приёмы и правила -оказания первой помощи |
2 | Воспитывать бережное отношение к
своему здоровью и здоровью окружающих. Отработать приёмы и правила оказания первой помощи при ударе электротоком, сердечно-легочная реанимация |
Решение и моделирование
жизненных ситуаций, анализ ситуаций по иллюстративному материалу, видеоматериалу, на тренажере |
Практическое занятие | Отработан навык по оказанию первой помощи пострадавшим при ударе электротоком |
17
Название раздела, темы
занятия |
Кол-во
часов |
Цели | Содержание
деятельности |
Форма организации
образовательного процесса |
Ожидаемые результаты |
Тема 7.
-первичные средства пожаротушения -правила вызова экстренных служб |
2 | Иметь представление о классификации первичных средства пожаротушения
Усвоить правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственности за ложные сообщения |
Знакомство с работой огнетушителя, самоспасателя | Интерактивное
занятие, практическое занятие. |
Имеет представление о принципе работы огнетушителей |
Тема 8
-правила поведения с малознакомыми людьми; – правила поведения при попытке проникновения в дом посторонних; |
2 | Формировать алгоритм
действий в разных ситуациях общения с незнакомыми и малознакомыми людьми. |
Обсуждение ситуаций,
составление правил обращения за помощью. |
Практическое
занятие. |
Усвоит правила безопасного
поведения с незнакомыми и малознакомыми людьми Будет принимать меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом. |
18
Название раздела, темы
занятия |
Кол-во
часов |
Цели | Содержание
деятельности |
Форма организации
образовательного процесса |
Ожидаемые результаты |
Тема 9.
-аварии на водопроводе;
-порядок действий при авариях на коммунальных системах. |
2 | Иметь представление о классификации аварийных ситуаций на коммунальных системах жизнеобеспечения
Знать порядок действий при авариях на коммунальных системах. |
Решение и моделирование
жизненных ситуаций, анализ мер предупреждения аварийных ситуаций дома |
Просмотр видеосюжетов | Осознает значимость предупредительных мер для безопасности в быту |
Тема 10
Безопасный Новый год |
2 | Напомнить о правилах безопасного поведения в общественных местах во время проведения Новогоднего праздника, в местах массового скопления людей, запрете применения пиротехнических изделий вблизи жилых домов, бросать петарды под ноги.
Повторить правила поведения на дороге. на общественном катке. Предупредить о признаках переохлаждения. |
Просмотр видеосюжетов | Осознает значимость предупредительных мер для безопасности при проведении Новогодних каникул. |
19
Название раздела,
темы занятия |
Кол-во
часов |
Цели | Содержание
деятельности |
Форма организации
образовательного процесса |
Ожидаемые результаты |
Модуль № 4 «Безопасность в информационном пространстве» | |||||
Тема 1.
– «цифровая среда» -риски и угрозы при использовании Интернета |
2 | Ознакомить с понятием «цифровая среда», её характеристикой и примерами информационных и компьютерных угроз (вербовщики, троллинг | Анализ основных опасностей (цифровая зависимость, игромания, потеря самоконтроля) | Составление перечня правил, которые могут защитить от «хищных персон» | Имеет представление не только о положительных возможностях цифровой среды, но и о рисках и угрозах использования Интернета |
Тема 2.
– опасные ситуации в личном цифровом пространстве; -приложения и их разновидности |
2 | Знать общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения опасных ситуаций в личном цифровом пространстве | Анализ 10 правил безопасного поведения. Беседа с IT специалистом | Интерактивное
занятие |
Научится выбирать безопасные способы поведения в Интернете |
20
Название раздела, темы
занятия |
Кол-во
часов |
Цели | Содержание
деятельности |
Форма организации
образовательного процесса |
Ожидаемые результаты |
Тема 3.
-опасные гаджеты – программы и правила кибергигиены |
2 | Формировать представление о
влиянии современных гаджетов на здоровье, познакомить с образовательными возможностями мобильных приложений, с методами предупреждения развития заболеваний нервной системы, зрения и т.п., составление правил безопасного использования гаджетов и сети Интернета детьми, воспитание здорового образа жизни. |
Практическое занятие с учителем информатики по ознакомлению с образовательными и развивающими возможностями мобильных приложений и Интернета, анализ ситуаций, ситуативное моделирование, микроисследование «Цель использования гаджетов в моем окружении», проект
«Современные гаджеты и Интернет – средство самообразования и саморазвития школьника».. |
Интерактивное
занятие, практическое занятие. |
Усвоит правила
использования современных гаджетов. Приобретёт навыки здорового образа жизни. |
Тема 4
– запрещённый контент в Интернете -приёмы распознавания опасностей при использовании Интернета; |
2 | Иметь представление о запрещенном контенте (шок-контент, пропаганда экстремизма, наркотиков, демонстрация насилия, жестокого обращения с животными, вербовка в террористические организации, пропаганда нацистской символики, отрицание семейных ценностей, сквернословие) | Анализ ситуаций (мошенничество, кибербуллинг) | Практическое занятие.
«Что вас должно насторожить…» |
Усвоит правила и технологии защиты от опасных персон и плохого контента. |
21
Название раздела, темы
занятия |
Кол-во
часов |
Цели | Содержание
деятельности |
Форма организации
образовательного процесса |
Ожидаемые результаты |
Тема 5.
-противоправные действия в Интернете; |
2 | Формировать представление о противоправных действиях в Интернете | Знакомство с основными задачами Роскомнадзора, анализ ситуаций, ситуативное моделирование. | Знакомство с официальным сайтом Роскомнадзора | «Предупрежден – значит вооружен» |
Тема 6
-правила цифрового поведения |
2 | Иметь представление о правила цифрового поведения, необходимого для снижения рисков и угроз при использовании
Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организациии группы) |
Анализ ситуаций (вербовка в деструктивные группы)
Знакомство с горячей линией помощи «Дети онлайн» |
Практическое занятие
«Важная информация!» |
Знают к кому обратиться, если столкнулись с опасным контентом |
22
Название раздела, темы
занятия |
Кол-во
часов |
Цели | Содержание
деятельности |
Форма организации
образовательного процесса |
Ожидаемые результаты |
Тема 7
Итоговое занятие Игра «Активити» |
4 | Закрепить полученные знания в игровой форме. | После изучения каждого модуля, учащиеся готовят карточки для игры «Активити» в соответствии с пройденной темой. | Настольная игра | Будут сформированы:
– умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей – социально-ответственное отношение к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения, бесконтрольное увлечение гаджетами и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих. |
23
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
– Основы безопасности жизнедеятельности : 6-й класс: Электронный учебник /Б.О.Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов; под редакцией С.Н. Егорова. Москва: Просвещение, 2023.
– Основы безопасности жизнедеятельности : 5-7 классы: учебник для учащихся
общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко и др. –М.: Просвещение, 2021
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Бинт.
2. Кровоостанавливающий жгут
3. Носилки.
4. Плакаты по ОБЗР.
5. Противогазы.
6. Флаг России.
7. Шина
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1.Персональный компьютер
2.Принтер лазерный
3.Мультимедийный проектор
4. Конституция Российской Федерации
5. ФЗ «О пожарной безопасности»
6. Брошюра «Действия населения по предупреждению террористических акций»
7. Брошюра «Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях»
8. Брошюра «Первичная профилактика курения табака»
9. Брошюра «Средства защиты органов дыхания и кожи (противогазы, респираторы и
защитная одежда)»
10. Брошюра «Школа выживания. Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных
ситуациях»
11. Видеофильмы по ОБЗР
12. Мультимедийное пособие «Оказание первой помощи пострадавшим в ДТП»
13. Манекен по оказанию СЛР «Максим I-01» и «Гриша-1.02К»
14. Плащевые носилки
15. Перевязочный материал
16. Жгуты