автор: Сигунькова Светлана Ивановна
Старший воспитатель МБДОУ детский сад №8 “Сказка”
Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Сказка»
Тема:
«Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических
инноваций в ДОУ»
(Текст к презентации)
Подготовила:
Сигунькова С.И. –
старший воспитатель
г. Сергач
Слайд 1.
Тема: «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ».
Хочешь накормить человека один раз —
дай ему рыбу.
Хочешь накормить его на всю жизнь —
научи его рыбачить.
(Конфуций)
Слайд 2.
В свете реализации ФГОС ДО становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.
Основоположником проектного метода является американский педагог, философ демократ Джон Дьюи . Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.
Проект (брошенный вперёд) – прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование процесс создания проекта. Проектный метод – это осуществление замысла от момента возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов деятельности.
Проектная деятельность — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги.
Основное предназначение метода проектов, это
– предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач, требующих интеграции знаний из различных областей. Проектная деятельность даёт возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия.
Слайд 3
Преимущества проектного метода заключается в том, что он
– является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей , умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
– повышает качество образовательного процесса;
– служит развитию критического и творческого мышления;
– способствует повышению компетентности педагогов.
Слайд 4
Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование проектного метода в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Слайд 5
Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель, поэтому проектная деятельность в ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие педагоги, дети и родители.
Слайд 6
В образовательной деятельности ДОУ выделяются следующие основные этапы работы над проектами:
- Выбор цели проекта
Воспитатель помогает выбрать наиболее интересную и посильную для их уровня развития задачу.
- Разработка проекта.
Составление плана деятельности по достижению цели:
– к кому обратиться за помощью
– с какими предметами научиться работать для достижения цели
– определяются источники информации
– подбираются материалы и оборудования для работы.
- Выполнение проекта
– Выполняется практическая часть проекта
- Публичное представление
- Подведение итогов
Проводиться оценка результатов
Слайд 7
Чаще всего проектная деятельность начинается с вопросов:
– Что я уже знаю об этом?
– Что хочу узнать?
– Что надо для этого сделать?
Затем педагоги и дети намечают план , определяют продукт и вид презентации.
Слайд 8
Задачи обучения проектной деятельности различны. В младшем дошкольном возрасте это:
– вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
– активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом;
– формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Слайд 9
В старшем дошкольном возрасте это:
– формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
– развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
– формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
– развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты, например: «Любимые сказки», «Моя любимая игрушка», мини-музей «В мире сказок» и др. В старшем дошкольном возрасте появляется видовое разнообразие проектной деятельности: проекты комплексные: выставка творческих работ и праздник «Моя родина Россия», «Дорогая моя столица», «Мама – самый лучший друг» и др.; практико-ориентировочные – благоустройство группы, уход за клумбой; индивидуальные «Зверьё моё», «Моя семья»; групповые : «Нам на улице не страшно», «В стране акварели» и др; исследовательские «Что мы знаем о музыке», «Как рождается театральная кукла» и др.
Слайд 10
В 2015-16 учебном году педагогами нашего ДОУ реализуются следующие интегративные проекты:
Слайд11
«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру».
«Любимые сказки» (Калинина Т.П.) – 2 младшая группа
«Мой родной город Сергач» (Командина Н.Г.) – смешанная группа (3-5 лет)
«Мини-музей «Предметы старины» (Данова Н.В., Живодёрова Е.В.) – средняя группа
«Моя малая родина» (Вахромеева Н.А.) – старшая группа
«Мама – солнышко моё» (Муллер Л.А., Федотова З.А.) – подготовительная группа (Слайд 12)
«Мой край родной» (Фролова Е.Н., Федотова З.А., Муллер Л.А.) – подготовительная группа
Слайд13
Итоговыми мероприятиями данных проектов стали продукты детской и совместной деятельности художественно-эстетической направленности: театрализованные представления, выставки рисунков и поделок детей, (слайд 14)
праздники, (слайд 15)выставки совместного творчества и др. (Слайд 16,17)
К оценке итогового продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. Совместный проект должен быть доведён до конца, должен быть осязаемый продукт проектной деятельности (макет, выставка, альбом, праздник и др.). Ребёнок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.
Виды, формы и этапы проектной деятельности, используемые в работе ДОУ
(Слайд 18)
Выполнение любого проекта в ДОО можно разделить на определённые этапы:
1-й этап. (старший дошкольный возраст)
На 1 этапе воспитатель
– формирует проблему и цели проекта, после
-определяет продукт проекта;
-вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после
– формулирует задачи
Задачами детей на этом этапе могут являться:
– вхождение в проблему
– «вживание» в игровую ситуацию
– принятие задач и целей
-дополнение задач проекта
Последний пункт очень важен, поскольку одной из особо значимых задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Слайд 19
2 этап.
На втором этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
Слайд 20
3 этап
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Слайд 21
4 этап
Педагог готовит презентацию по деятельности проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего представляют зрителям (педагогам и родителям) продукт собственной деятельности.
Слайд 22
Классификация проектов
В настоящее время проекты в ДОО классифицируются по следующим признакам:
По тематике или доминирующему виду деятельности (творческие, информационные, игровые, исследовательские)
По количеству участников (индивидуальные, групповые, межгрупповые, фронтальные)
По срокам реализации (краткосрочные , среднесрочные и долгосрочные).
По содержанию (монопроекты, интегративные)
По количеству | индивидуальные
групповые межгрупповые фронтальные |
По содержанию | Монопроекты (одна образовательная область)
Интегративные (две и более образовательные области) |
По продолжительности | Краткосрочные
Среднесрочные Долгосрочные |
По доминирующему виду проектной деятельности | Информационные
Исследовательские Творческие Игровые |
Слайд 23
Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)
Тип проекта | Содержание | Возраст детей |
Исследовательско-творческий | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна | Старшиая – подготовительная группы |
Ролево-игровой | Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы | Вторая младшая – подготовительная
группы |
Информационно-практико-ориентированный | Дети собирают информацию и реализуют ее,
ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) |
Средняя – подготовительная группы |
Творческий | Оформление результата работы в виде детского праздника, театральной постановки и т. п. | Вторая младшая – подготовительная
группы |
Слайд24
Фиксация проектной деятельности
Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде традиционного плана образовательной работы с пометкой «проект». Можно разработать специальную проектную карту с указанием видов коллективной деятельности, через которую реализуются отдельные этапы (задачи) проекта:
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организация которых обеспечивается воспитателем | Дни недели | ||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | |
Организованная образованная деятельность | |||||
Наблюдения (экскурсии, прогулки) | |||||
Экспериментирование, моделирование | |||||
Коммуникативные навыки | |||||
Дидактические игры | |||||
Художественная деятельность | |||||
Театрализованные игры | |||||
Конструирование | |||||
Спортивные игры |
Слайд 25
Матрица проекта
1.Тема проекта:________________________________________________
2.Проблема:________________________________________________________
3.Цель:___________________________________________________________
4.Задачи:_________________________________________________________
5.Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта):
6.Описание продукта, полученного в результате проекта:_______________________________________________________________
7.Вид проекта:______________________________________________________
8.Состав участников:________________________________________________
9.Межпредметные связи:
Название раздела программы | Содержание | Задачи |
Слайд 26
- Дополнительная информация, необходимая для выполнения
проекта:_______________________________________________________________
11.Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:_______________________________________________________________
- Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
Этап | Содержание деятельности | Сроки |
Поисковый | ||
Аналитический | ||
Практический | ||
Презентационный | ||
Контрольный |
13.Организационные формы работы над проектом:
Формы работы | Сроки |
Занятия | |
Наблюдения | |
Экспериментирование,
моделирование |
|
Экскурсии | |
Самостоятельная работа с родителями | |
Групповое обсуждение |
14.Форма проведения презентации:___________________________________
Слайд 27
Электронный адрес сайтов по проектной деятельности в ДОУ
http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-gostjah-u-skazki-322745.html
http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-gostjah-u-skazki-322745.html
http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-gostjah-u-skazki-322745.html
http://www.maam.ru/obrazovanie/proekty-tvorcheskie
http://www.maam.ru/obrazovanie/proekty
http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html
http://podsnezhniksad.ucoz.com/index/proektnaja_dejatelnost_v_detskom_sadu/0-727
http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost
http://dochkolenok.ru/proektnaya-deyatelnost-v-dou
Слайд 28
Литература
- Проектная деятельность дошкольников/ Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
- Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//
Штанько И.В. Управление ДОУ. 2004. – № 4. С. 99-101.
- Педагогический совет в условиях введения ФГОС ДО/ Е.Г. Бацина, Н.М.Сертакова и др. Волгоград: Учитель, 2016
- Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада №8 «Сказка»