автор: Скуднова Людмила Геннадьевна

Учитель химии МБОУ Гимназии №1 им. Н.Т.Антошкина

Информационно-тематическая разработка классного часа

В жизни всегда есть место подвигу




В жизни всегда есть место подвигу

Форма проведения классного часа: урок мужества.

Класс: 9 – 11 классы.

Автор разработки: учитель химии Скуднова Л.Г.

Цели классного часа: 1. Формирование углубленных познаний некоторых явлений, изучаемых в школьном курсе .

  1. Познакомиться с подвигом героев мирного времени и воспитание патриотизма на примере героев-чернобыльцов.

3.Совершенствование навыков самоанализа, развитие мыслительных операций, памяти и умения анализировать события и давать им оценку.

Используемая литература:  

Оборудование и принадлежности: компьютерное оснащение, компьютерная презентация «В жизни всегда есть место подвигу» (после кадра 18 щелчок демонстрирует кадр 19 и следует выждать 1 минуту для просмотра видеофильма).

Ход классного часа

Демонстрация компьютерной презентации.

  (Слайд 1).

Классный руководитель: – что означает данный знак?

Учащиеся дают ответ (знак  «осторожно радиация»).

Классный руководитель.

  (Слайд 2). Слово «радиация» образовалось от латинского слова radiatio – лучеиспускание. Радиация воспринимается как образ новой, страшной угрозы здоровью и жизни людей. Именно так оно обычно отображается в средствах массовой информации, в сообщениях о миллионах людей, пострадавших от радиации в результате аварий и испытаний ядерного оружия. Стало возможно объяснять любое свое заболевание, начиная от головной боли, последствиями облучения, так и общем учащении вызванных малыми дозами радиации онкологических заболеваний, лейкозов, нервных, ортопедических, сосудистых, и любых других заболеваний.

     Ожидание опасности радиации изменяет восприятие и планирование жизни людей. Более половины жителей чистых от радиации районов Брянской области отмечают появление различных болей и заболеваний после аварии на ЧАЭС. Одни считают, что овощи на огороде в результате облучения стали расти хуже. Другие, наоборот, сообщают о необычно пышном росте сорняков.

     Поражает в двадцать первом веке скудость познаний человека о природе, в которой он живет. Некоторые, услышав слово «радиация», готовы бежать куда угодно, только подальше. А ведь естественный радиационный фон существует везде и всюду, как кислород в воздухе.

   Не надо бояться радиации, но и не следует ею пренебрегать. В малых дозах она безвредна и легко переносится человеческим организмом, в больших дозах бывает смертельно опасна.

    Мы едим, пьем, дышим, – все это сказывается на дозах, которые получаем от естественных источников. Например, хлебобулочные изделия имеют большую радиоактивность, чем молоко, сметана, масло, кефир, овощи и фрукты. Любимый цветной телевизор это источник рентгеновского излучения. Самым распространенным источником облучения являются часы со светящимся циферблатом. Они дают годовую дозу, в 4 раза превышающую ту, которая обусловлена утечками на АЭС.

     В 1896 году французский физик Анри Беккерель занимался люминесценцией и знал о свечении стекла рентгеновской трубки, имеющий люминесцентный характер. Беккерель решил проверить с помощью солей урана. Однажды для публичной лекции он взял пробирку с радиоактивным препаратом и положил ее в жилетный карман. На следующий день, обнаружив на теле покраснение кожи, в виде пробирки. Беккерель рассказывает об этом Пьеру Кюри, который в течение десяти часов носит привязанную к предплечью пробирку с радием. Через несколько дней у него развивается покраснение, перешедшее затем в тяжелейшую язву, от которой он страдал два месяца. Так впервые человеком, опытным путем, было открыто биологическое действие радиоактивности. Супруги Кюри оба умерли от лучевой болезни.

       (Слайд 3).Надо понять, что радиация везде и всюду окружает нас, мы зародились, живем в этой среде, и ничего здесь противоестественного нет. Только знание основ природы ионизирующих излучений, их влияние на человека и степень опасности могут вылечить людей от радиофобии, болезни, к сожалению, еще так распространенной. Радиофобия – это болезнь нашего невежества.

     Рассказ учащегося-знатока физики или химии. (Слайд 4).

     Радиоактивность – это способность некоторых химических элементов (урана, тория, радия, калифорния) самопроизвольно распадаться и испускать невидимые излучения.

     Пучок излучений в магнитном поле разделяется на три вида излучения:

α-излучение – поток положительно заряженных частиц представляющих собой ядро гелия. Альфа-частицы входят в состав космических лучей у Земли (6%).  Альфа-распад представляет собой самопроизвольное превращение ядер, сопровождающееся испусканием двух протонов и двух нейтронов, образующих ядро гелия. Известно более 200 α– активных ядер, расположенных в основном в конце периодической системы. Известно также около 20 α–радиоактивных изотопов редкоземельных элементов.

      β- излучение – поток заряженных отрицательно заряженных частиц (электронов).

    γ-излучение – представляет собой коротковолновое электромагнитное излучение. По свойствам оно близко к рентгеновскому излучению, но распространяется со скоростью света. Через тело человека они проходят беспрепятственно.

    Посмотрите проникающую способность разных лучей проходить через … (слайд 5, 6).

     При некоторых ядерных реакциях возникает сильно проникающее излучение, не отклоняющееся электрическим и магнитным полями. Эти лучи проникают через слой свинца толщиной в несколько метров. Это излучение представляет собой поток частиц нейтронов. Все эти процессы  относятся к искусственной радиации. (Слайд 7).

     В природе многие химические элементы выделяют излучения. Эти элементы называются радиоактивными элементами, а сам процесс получил название естественной радиоактивности. На процессы радиоактивного излучения не оказывают никакого действия ни огромные давления и температуры, ни магнитные и электрические поля. Радиоактивное излучение связано с превращением ядер элемента. Существует два вида естественного радиоактивного распада: альфа-распад, например, распадается радий, превращаясь в радон. И  бета-распад, например торий превращается в протактиний.

      (Слайд 8). Полученные таким образом изотопы были названы искусственно радиоактивными, а их способность распадаться получила название искусственной радиоактивности. В настоящее время получено свыше 900 искусственных радиоактивных изотопов. Они широко используются в медицине и в биологии для изучения химических превращений в организме. Этот метод называется методом меченых атомов.

Рассказ учащегося.

(Слайд 9). Огромное количество энергии хранится в ничтожно малом объёме вещества в ядре атома. Подсчитали, что 30 г урана-235 вполне достаточно для того, чтобы в течение суток питать энергией электростанцию мощностью 5 тыс. кВт, обычно сжигающую за это время около 100 т угля. При полном сжигании 1 кг нефти (или лучшего угля) выделяется 11,6 кВтч тепловой энергии, а при делении ядер атомов 1 кг урана-235 выделяется энергия (тоже в виде тепла), равная 22,9 млн. кВтч, что почти в 2 млн. раз больше.

    (Слайд 10). Начиная с 50-х годов, развитые страны продолжают наращивать свой производственный ядерный потенциал. АЭС  все увереннее выступают в качестве важного источника энергии в странах Запада, США, Канады, Японии и др. Так доля АЭС в общем объеме вырабатываемой электроэнергии составляет: в США –14%, Франции- 70%, Японии-20%, Германии-30%, Великобритании-17%, Канаде – более 13%, Болгарии – около 30% и Швеции 100%. Ускоренными темпами развивается ядерная энергетика в Южной Корее, Индии, Аргентине, Пакистане, Тайване, ЮАР.

       Рассказ учащегося. (Слайд 11). Посмотрите распространение АЭС России. (Слайд 12). На территории России существуют различные виды радиационноопасных объектов. К их числу относятся:

  • атомные электростанции, которых в России 9: Балаковская – в Саратовской области, Белоярская – в Свердловской области, Билибинская – в Магаданской области, Калининская – в Тверской области, Кольская – в Мурманской области, Ленинградская – в Ленинградской области, Смоленская – в Смоленской области, Курская – в Курской области, Нововоронежская – в Воронежской области.  И несколько строящихся (например, Ростовская в г. Волгодонске Ростовской области). Практически все действующие АЭС расположены в европейской части России, и в пределах 30-киломтровой зоны от них проживает более 4 млн. человек;
  • судостроительные и судоремонтные заводы и базы атомного флота, расположенные в Санкт-Петербурге, Мурманске, Северодвинске, Комсомольске-на-Амуре, Находке, Владивостоке, Магадане, Советской Гавани и на Камчатке;
  • предприятия по добыче и первичной обработке урана;
  • предприятия по производству высокообогащённого урана и оружейного плутония;
  • места отстоя и утилизации выведенных из эксплуатации кораблей Военно-морского флота и гражданских судов с ядерными энергетическими установками;
  • исследовательские реакторы (их более 100);
  • места захоронения радиоактивных материалов;
  • более 10 тыс. других предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе.

       Классный руководитель. – Когда человечество узнало о трагедии ядерного взрыва впервые?

Ответы учащихся … (вероятно вспомнят про ядерный взрыв в Японии).

Классный руководитель. (Слайд 13). До ядерной трагедии в Японии 1945 года человечество мало задумывалось о радиации как о вредном факторе. Взрывы бомб в Хиросиме и Нагасаки, последующие ядерные испытания, особенно испытания на поверхности земли и в воздухе, привели к радиоактивному заражению огромных территорий, выпадению радиоактивных осадков практически во всех частях света, многочисленным жертвам и потерям.

С 1945 года в мире произведено более 2 тыс. ядерных испытаний, в том числе более 500 – в атмосфере. В 1963 году между государствами, имеющими на вооружении ядерное оружие, был подписан договор об ограничении его испытаний в атмосфере, под водой и в космосе. В настоящее время все ядерные державы, кроме Китая и Франции, полностью отказались от проведения испытаний ядерного оружия.

Со временем стало ясно, что и мирные ядерные технологии несут в себе опасность радиационного загрязнения окружающей среды и лучевого воздействия на живые организмы. К сожалению, эксплуатация ядерных объектов показала, что, несмотря на все принимаемые меры, на них нельзя исключить возможность аварий, в том числе и с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду.

(Слайд 14). Посмотрите наиболее крупные аварии на ядерных объектах, происшедших во второй половине XX века.

Таблица

Данные о наиболее крупных радиационных авариях

 

Страна и место аварии Дата Причина аварии Площадь загрязнения, км2
СССР, Кыштым, Южный Урал 1957 год Взрыв хранилища 15000
Англия, Виндскэйл 1957 год Горение графита 500
Три Майл Айленд, шт. Пенсильвания, США 28 марта

1979 года

Расплавление активной зоны
СССР, Чернобыль 26 апреля

1986 года

Разгон реактора 20000

 

(Слайд 15). Казалось бы, АЭС очень выгодные станции! Но вся беда в том, что в случае аварии их  радиоактивное топливо попадает в окружающую среду, вызывая смертельно опасную для человека лучевую болезнь и заражая местность на 300 лет. Зараженную территорию обносят колючей проволокой, она становится непригодной для жизни. Выпадение радиоактивных продуктов произошло во многих районах западной части Европейской территории СССР, на Кольском полуострове, на Кавказе.

Радиоактивные дожди выпали в Австрии, Германии, Италии, Норвегии, Швеции, Польше, Румынии и Финляндии.

(Слайд 16). По совокупности последствий самой крупной радиационной катастрофой прошлого века явилась авария на Чернобыльской АЭС. В зону заражения попала огромная территория, на которой проживало 17 млн. человек. В зоне жёсткого радиационного контроля (в том числе и на территории России) в настоящее время живёт более 1 млн. человек. Большому количеству людей в результате этой аварии пришлось покинуть свои дома и населённые пункты. В общей сложности было эвакуировано более 120 тыс. человек. На месте аварии остался покинутый всеми город Припять. Проведено отселение людей из 30-километровой зоны вокруг Чернобыльской АЭС.

Учащийся читает стихи юной поэтессы из Йошкар-Олы Ю. Цветковой:

      (Слайд 17, 18).       Мы помним все о том пожаре,

Нежданном, словно гром с небес.

И снится до сих пор в кошмаре

Тот взрыв Чернобыльской АЭС.

 

                                    Как будто б после страшной встряски,

На волю выпущенный джинн

Вдруг закружил в безумной пляске

И в злобе был не удержим.

 

                                       В печати лишь скупые строки

                                       Писать об этом не легко.

                                       И о размахе катастрофы

Тогда сказать не мог никто.

 

За судьбы их страна в ответе,

Молиться будет Русь за них:

За тех, кого уж нет на свете,

                                          И за оставшихся в живых.

(Слай 19). Демонстрируется видеофильм о Чернобыльской АЭС стихи Болотова Валерия Григорьевича – харьковского поэта и музыканта, участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Классный руководитель. (Слайд20).  Суббота, 26 апреля 1986 года мир содрогнулся от слова «Чернобыль». Наш с вами земляк, уроженец города Кумертау, чьё имя носит наша Гимназия, Николай Тимофеевич Антошкин был назначен командиром сводной авиационной группы, на которую решением правительственной комиссии возложили задачу забрасывания с борта вертолетов армейской авиации в разрушенный взрывом 4-й энергоблок поглощающих и нейтрализующих материалов для тушения горящих в нем радиоактивных материалов. Генерал Н.Т. Антошкин ежедневно, от двух до пяти раз, лично вылетал в район аварийного реактора. За 10 суток получив дозу облучения более 600 рентген и потеряв 11 килограммов веса, продолжал руководить действиями сводной авиационной группы вплоть до закрытия реактора 6 мая. В условиях высокой физической и нервной напряженности, радиоактивной загрязненности, без сна и отдыха генерал-майор авиации Н.Т. Антошкин руководил действиями военных вертолетчиков. За это время в аварийную зону вертолетчики сбросили около 5 тыс. т различных материалов, в том числе 10 т соединений бора, 600 т доломитовой глины и около 1800 т песка, более 2500 т свинца. В результате проделанной работы прекратились постоянные выбросы радиоактивных веществ в природную среду и атмосферу.

Выступление учащегося. (Слайд 21). Николай Тимофеевич Антошкин вспоминал: «Был воскресный день. Командующего ВВС округа дома не было. Дежурил я. Когда сообщили о случившемся и запросили помощь, я выслал вертолет на разведку. Уже после первого анализа понял: случилась страшная беда. Без авиации там не обойтись. Получив задачу от временно исполняющего обязанности командующего Киевским округом и от командующего ВВС округа, я лично выехал туда, взяв с собой начальника химической службы ВВС округа. В грозовую и ливневую ночь нами был поднят по тревоге вертолетный полк, который взял курс на Чернигов (недалеко от Чернобыля). Нам была поставлена задача засыпать реактор. Сначала сыпали бор, потом песок, глину, магнетит, свинец. Засыпка реактора оказалась делом более сложным, чем мы думали. Работали мы так: вертолет зависал над аварийным блоком, открывалась бортовая дверь, и техник, привязавшись страховочным поясом, сбрасывал 60–100-килограммовые мешки. Сбросит 5–6 мешков – весь в поту. За несколько секунд 5–6 рентгенов получит. Тяжелая это работа: температура внизу 120–180°С, уровень радиации более 3000 рентген/час. Со всех сторон окружает невидимая смерть. В первое время, когда было мало техники, вертолетчики делали до 33 заходов в день. Позже установили строгую норму: получил 22 рентгена, убывай из зоны. Поэтому многие летчики еще долго летали после аварии.

        Самые первые броски выполнили с Ми-8. Чтобы попасть в цель, вертолет в полете почти зависал над кратером. Борттехник, привязанный в грузовой кабине тросом, подтаскивал мешок к двери и кидал его в горящее жерло. Шесть-семь мешков кинет, весь «в мыле», жарко. На высоте сброса в 200 м температура 120 – 180 градусов. Радиация такая, что прибор там просто зашкаливал. Мы тогда располагали только приборами, которые могли измерять уровни до 500 рентген. Теоретически рассчитывали, что на высоте прохода радиационное облучение в пределах 1000 рентген, а на самом деле оно было в 3 – 3,5 раза больше. В эпицентре вообще эти уровни достигали 10 000 –     12 000 рентген. После таких вылетов у борттехников наступали приступы рвоты. Сказывались невыносимая жара и физическое перенапряжение. Это был адский труд. Чтобы хоть как-то его облегчить, стали укладывать мешки в вертолете на доски. Поднимая ее конец как рычаг, борттехник мог сбрасывать сразу по 2 – 3 мешка. Также попробовали подвешивать мешки на прутьях на внешней подвеске. Но это оказалось канительное дело, да и производительность получалась очень низкая. В первый день наши вертолетчики сбросили, по-моему, 56 тонн. Казалось, довольно неплохой результат, если учесть, что МИ-8 внутрь кабины берет определенное количество мешков, а вся механизация процесса – только человеческие руки и плечи.

     (Слайд 22). Для аварийного блока все сброшенные нами тонны – лишь капля в море. Оказывается, по расчетам ученых нужно было сбросить 5 – 6 тысяч тонн! Вот тут и встала передо мной, казалось, неразрешимая проблема. Если учесть, что каждый человек в экипаже за один пролет над реактором получает облучение в 5 – 6 рентген, то при таком раскладе я угроблю всю армейскую авиацию и не выполню поставленную задачу. Начал лихорадочно думать, что же такое предпринять, чтобы существенно увеличить эффективность. И вдруг у меня в памяти всплыли портальные краны. Я вспомнил, что когда летал над Одессой, то видел, как в порту стрела подъемного крана опускает в трюмы громадные сетки, нагруженные мешками. Срочно посылаю запрос в Киев: «Сети есть?» Ответ приходит отрицательный. Понятно, сетей нет. Напряженно думаю, чем же их можно заменить. Осенило! Тормозные парашюты. Запросил: «Сколько у нас имеется тормозных парашютов?» Ответили: 160 – 180. Привезти срочно! Так как купол тормозного парашюта имеет крестообразную форму, пришлось вручную сшивать края этих крестовин. Наши техники-кудесники сделали все как надо. Погрузили в парашют тонны полторы песка и подцепили его на внешнюю подвеску к вертолету. Для пробы подергали, выдерживает нормально. И сразу наша работа пошла намного продуктивней. Однако с появлением парашютов проблема максимальной загрузки вертолетов до конца не была решена. Мы никак не могли полностью использовать грузоподъемность наших винтокрылых машин. Я предложил доработать конструкцию узла подвески: сделать из прочного металла новую удлиненную вертикальную балку, к которой приварить большое кольцо. Это позволит зацепить на нем одновременно несколько парашютов. Как только мы смогли опробовать это новаторское решение, сразу же убедились в правильности нашего замысла. К тому же и операция по зацеплению парашютов стала проходить значительно удобнее. В срочном порядке наладили промышленное производство этих несложных конструкций на заводах в Киеве, Чернигове и Чернобыле. На Ми-6 поднимали 6 – 8 тонн, а на Ми-26 – до 12 – 15 тонн.

      К концу дня 30 апреля горящее пятно в реакторе уже скрылось. Об этом я доложил председателю комиссии. Но утром первого мая, когда мы прилетели к аварийному блоку, то снова увидели свечение. Пришлось продолжить наращивание защитного слоя. Только к 11 часам мы достигли окончательного результата: пятно закрыли полностью.

     На другой день в протоколе № 7 от 2 мая правительственная комиссия написала: «Отметить высокую организацию работ, проведенных ВВС в период с 27 апреля по 2 мая 1986 года по выполнению заданий, связанных с ликвидацией аварии на Чернобыльской атомной электростанции, самоотверженность, проявленную личным составом…».

    Говоря о воздействии радиации на человека, по своему опыту скажу, что это страшная вещь. Она подавляет иммунную систему, действует на костный мозг. Современная медицина выводить её из организма пока не может. Мне ученые сказали, что последствия радиационного облучения проявятся у меня через 10 – 15 лет после тех событий. И точно, спустя этот срок они дали о себе знать очень крепко».

    За большой личный вклад в успешное проведение работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, устранение её последствий и проявленное при этом мужество и героизм Николаю Тимофеевичу Антошкину присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал единственным в ВВС, получившим это звание в должности начальника штаба ВВС округа (ВА). Международная академия наук Сан-Марино за разработку методики тушения и закрытия аварийного реактора с воздуха в Чернобыле присвоила Н.Т. Антошкину учёную степень доктора военных наук и звание профессора.

    (Слайд 23). «Многие ликвидаторы умерли в страшных муках, – говорил генерал-майора Н.Т.Антошкин. –  А меня Господь хранит, наверное, чтобы память о погибших товарищах не угасала». 

Классный руководитель. В жизни всегда есть место подвигу.

   – А что означает слово подвиг?

   – И ваше отношение к подвигу в мирное время.

Ответы учащихся … (Подвиг – героический, самоотверженный поступок.

Подвиг – это мера добра, любви, внутренней честности перед собой и людьми).

Классный руководитель. (Слайд 24).  Тщательное расследование причин аварии на Чернобыльской АЭС показало, что её корни лежат в сфере проблем взаимодействия человека и техники, что основным фактором, приведшим к аварии, были действия операторов, грубо нарушивших эксплуатационные инструкции и правила управления энергоблоком, то есть главным виновником экстремальной ситуации является недисциплинированный, неграмотно действующий человек.

(Слайд 25). «Обнаруженная сила урана угрожает цивилизации и людям не больше, чем когда мы зажигаем спичку. Дальнейшее развитие человечества зависит не от уровня технических достижений, а от его моральных принципов» – писал Альберт Эйнштейн.

Спасибо всем за внимание.

 

Информационно-тематическая разработка классного часа