автор: Слепцова Алёна Сергеевна
методист Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования Усть-Кутского муниципального образования
Методический семинар в форме деловой игры Применение здоровьесберегающих технологий, направленных на формирование ценностного отношения к жизни и здоровью.
Методическая разработка
Методический семинар в форме деловой игры
Применение здоровьесберегающих технологий, направленных на формирование ценностного отношения к жизни и здоровью.
Будьте добрыми, если захотите. Будьте мудрыми, если сможете, но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
Цель игры: Формирование механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов.
Задачи:
- Выявление уровня профессиональной подготовленности педагогов по данному направлению.
- Внедрение и использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе.
Оборудование: Картинки (Зима, весна, лето, зима); Бейджики с надписями(учащийся, педагог, родитель, администрация ОУ); тетрадный лист для записи, шариковые ручки; лепестки от цветка; сердцевина цветка; зубная щетка, паста; магниты, магнитная доска.
Форма проведения: Деловая игра
Место проведения: Актовый зал МКУ ДО ЦДО УКМО
Продолжительность мероприятия: 1 час.
Ход мероприятия
Правила игры:
- Выступления-2 минуты
- Ответы на вопросы-2 минуты
- Выступление лидера группы
- Дополнения, предложения
Представляю вам экспертную группу нашей игры:
- Директор Центра дополнительного образования Н.И. Семенюк
- Заместитель директора по УВР Моор Р.В.
- Психолог МКУ ДО ЦДО УКМО Вилюга Г.Г.
Как вы уже знаете, наш семинар пройдет в нетрадиционной форме, а в форме деловой игры, поэтому нам необходимо настроится на игру и провести эмоциональную разгрузку.
Проходит физкультминутка.
Нашей игре мы дали название взаимодействие, так как она ориентирована на совершенствование взаимодействия, сотрудничества, сохранения и укрепления физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса.
Как же сохранить здоровье учащихся и снизить эмоциональную нагрузку педагога? Об этом мы будем говорить в ходе нашей деловой игры.
Итак, начинаем с небольшой разминки, мы выделим с вами здоровьесберегающие компоненты, необходимые для создания условий полноценного развития физического и психического здоровья ребенка.
О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровье желают. Мы свое здоровье бережем и детей этому учим, а что делаете вы, скажите, пожалуйста. Продолжите фразу здоровье это- ( каждый участник деловой игры, заканчивает фразу).
Путь к здоровью это- перечисление.
Итак, мы знаем, как важно относится к своему здоровью, но главное то, что все зависит от нас самих.
Чтобы наша работа была плодотворней и комфортней нам необходимо объединится в группы по названию времен года (Зима, весна, лето, осень). Делим 12 участников игры на четыре группы.
- Весна- группа учащиеся
- Лето-педагоги
- Осень-родители
- Зима-Администрация ОУ
Группы занимают свои места. Для распределения ролей в группе применяется правило поднятой руки.
- Итак, кто из вас сегодня ? Поднимают руки участники- это у нас автор новатор идей, носитель передовых идей.
- У кого самые светлые волосы?- это у нас реалист, помощник новатора, защитник идей, пропагандист.
- У кого самые длинные волосы?- консерватор, скептик и противник идей.
Пожалуйста, прикрепите бейджики.
В процессе общения как известно, происходят удивительные вещи: передается информация, обсуждаются важные вопросы и самое главное решаются многие проблемы и чтобы наше общение было приятным и полноценным, давайте поприветствуем друг друга. Каждая команда в течение 5 минут готовит приветствие (Девиз и краткое пожелание соперникам). Время пошло.
На следующем этапе работы определяем, какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный учащийся, я попрошу обсудить это в группах и отметить 4 наиболее важных качества идеального учащегося. На работу вам дается 3 минуты. Время пошло.
На доске записываем все, что перечисляют группы.
Прошло время и наши учащиеся стали взрослыми, самостоятельными людьми. Обсудите в группах, какими качествами должен обладать современный человек. Я попрошу озвучить 4 качества, характеризующие взрослого успешного человека. На работу вам дается 3 минуты. Время пошло.
На доске записываем все, что перечисляют группы.
Итак, если мы посмотрим на доску, то увидим, что и в первом и втором случае преобладает одно качество «Здоровье». Не зря гласит народная пословица «Береги здоровье смолоду».
Как же сберечь здоровье учащихся и какова в этом роль педагогов?
На своих лепестках записываем конкретные методы и подходы, приемы здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании. (4 слова и больше) 5 минут
Перечисляют методы и подходы (каждая команда выходит и прикрепляет лепесток на доске). На доске из перечисленных лепестков, строится цветок.
По этой схеме мы видим, что все участники образовательного процесса заботятся о сохранении своего здоровья и здоровья учащихся и обязательно должны взаимодействовать друг с другом.
А сейчас мы проведем практическую работу по применению здоровьесберегающих технологий..
1 группа-дети- задание – сочини сказку или стихотворение на пустом месте, ( на стол положить зубную щетку, пасту)
2 группа- администрация- вам необходимо разработать правила для сохранения здоровья педагога
3 группа- родители- разработать и провести ролевой тренинг «Отгадай кто это?»
4 группа- педагоги – разработать и провести физкультминутку для детей.
Показывается рекомендуемый режим дня ребенка.
Эксперты подводят итоги.
На протяжении нашей игры мы вырастили цветок здоровья и, подводя итог нашей работы, этот цветок нужно оживить и я предлагаю это сделать вам.
Командам выдаются карточки с надписями- здоровье, здоровьесберегающие технологии, психологическая комфортность, интеллектуальное развитие, физическое развитие и хорошее настроение.
Педагоги выходят и клеят карточки к цветку, объясняя, почему они крепят свою карточку именно в эту часть цветка
Какой же цветок без цвета и я предлагаю выбрать вам цвет вашего любимого цветка и услышать ваши пожелания всем нам (Это тоже здоровьесберегающая технология и называется она хромотерапия т.е. технология цвета). Наш цветок, только тогда сможет расцвести, когда все участники образовательного процесса будут взаимодействовать в деле сохранения здоровья как своего, так и учащихся.
Все вам желаю крепкого здоровья и благодарю, за сотрудничество.
Анализ мероприятия
Вид мероприятия : Методический семинар
Дата проведения: 16.10.2017 года
Тема: Применение здоровьесберегающих технологий, направленных на формирование ценностного отношения к жизни и здоровью.
Педагогическое обоснование темы: данное мероприятие включено в план методической работы физкультурно-спортивной направленности, в рамках недели педагогического мастерства, поскольку его тема является крайне актуальной. Здоровьесберегающие технологии помогают в решении задач и целей, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью, нормой жизни для каждого педагога, воспитывать у них сознательное отношение к своему здоровью.
Цели и задачи мероприятия
Цель: Формирование механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов.
Задачи:
- Выявление уровня профессиональной подготовленности педагогов по данному направлению.
- Внедрение и использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе.
Психолого – педагогическое обоснование содержания и формы данного мероприятия
Комплексное использование оздоровительных технологий позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья как обучающихся, так и педагогов, повышает эффективность усвоения знаний и формирования практических навыков. Сценарий мероприятия построен с учетом современных профилактических форм и методов; в нем есть и достаточно серьезная информация, и игровые моменты, и профилактические меры.
Анализ хода мероприятия
???????содержания:
Педагоги дополнительного образования должны твердо усвоить, что знание здоровьесберегающих технологий и правильное их применение—основа здорового образа.
Виды деятельности: познавательная (беседа-информация)
Характер взаимоотношений: Доброжелательность между участниками, но соревновательные;
Активность участников: педагоги дополнительного образования проявили активность как в ходе деловой игры– с удовольствием включались в процесс, внимательно слушали и задавали вопросы, высказывали свое мнение.
Общая оценка
Результаты мероприятия соответствуют поставленным задачам. –. Мероприятие имеет познавательную и воспитательную ценность –педагоги узнали.
Мероприятие, посвященное столь актуальной проблеме нашего времени, несомненно имеет важное значение, поскольку пропагандируя здоровый образ жизни.
На методическом семинаре применялись следующие здоровьесберегающие технологии:
- Физкультминутка– предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
- Технология здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дополнительного образования- направленна на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
- Здоровьесберегающие технологии включают в себя создание здорового психологического климата на семинаре, повышение интереса к рассматриваемому вопросу. Один из приемов создания положительных эмоций- цитата, строки стихотворения или народная мудрость.
- Здоровьесберегающая технология – хромотерапия т.е. технология цвета, это способ корректировки психоэмоционального состояния при помощи определенных цветов. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности, умении управлять своими эмоциями.
Комплексное использование оздоровительных технологий позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья как обучающихся, так и педагогов, повышает эффективность усвоения знаний и формирования практических навыков. Эти здоровьесберегающие технологии помогают в решении задач и целей, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью, нормой жизни для каждого педагога, воспитывать у них сознательное отношение к своему здоровью.