автор: Солдатенко Наталья Викторовна
Учитель начальных классов МКОУ С(К)Ш № 107 г.Новосибирска
Сценарий игры – приключения «По дорогам и тропинкам» для учащихся с интеллектуальными нарушениями (5-7 класс).
Сценарий игры – приключения «По дорогам и тропинкам» для учащихся с интеллектуальными нарушениями (5-7 класс).
Цель мероприятия: совершенствование навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи:
-закрепление знаний о безопасном поведении на дороге, правилах дорожного движения, дорожных знаках;
– применять полученные знания в играх и повседневной жизни;
– коррекция внимания, памяти, мышления;
-коррекция двигательных навыков;
-создание положительного эмоционального настроя;
-воспитание сознательного выполнения ПДД;
-развитие умения работать в команде.
Оборудование: видеопроектор, макеты дорожных знаков, пешеходные дорожки, атрибуты к конкурсам, самокаты.
Ход мероприятия:
(Зал украшен в соответствии с темой мероприятия).
Учитель. – Здравствуйте, ребята! Скажите, как только мы выходим на улицу из дома , сразу становимся кем? (Пешеходами).
– Почему их так называют? (Потому что ходят пешком, ногами).
-Пешеходы идут по дорогам и тропинкам, шагают по дорогам и тропинкам.
-Как вы думаете, где легче ходить: по городу или по лесной дороге?
-Нужно ли знать и учить какие-то правила?
-Как они называются? (ответы).
-Легко ли быть пешеходом?
-Настоящий пешеход – это тот, кто спокойно идёт по шумному городу и по тихой дороге, кто не шарахается от автомобилей, мотоциклов и автобусов. Настоящий пешеход и сам никогда не мешает машинам, и сам под машину никогда не попадёт.
Машины ездят по строгим правилам. Каждый водитель , прежде чем сесть за руль изучает правила дорожного движения и сдает экзамен.
-С какого возраста разрешают садиться за руль? Кто знает?( С 18 лет).
-Для пешеходов есть тоже правила.
-А с какого возраста можно стать пешеходом?(Как только научишься ходить и выйдешь из дома на улицу.)
-Кто учит детей правилам движения?(Родители, воспитатели, учителя)
-А вы знаете правила дорожного движения?
– Сегодня вы сможете побывать не только в роли пешеходов, но и побывать в роли других участников движения, а в конце – прокатиться на самокатах!
Учитель. – Сейчас я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма об истории появления дороги.
Видео « Дорога».
Учитель. Как видите, из истории дороги, ещё в далёкой древности возникла необходимость разделить дорогу на две части.
-Но как же теперь можно перейти с одной стороны улицы на другую?
Как перейти мостовую?
-Необходим командир, который будет останавливать машины, и пропускать пешеходов.
И тогда,
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути.
Помогает улицу людям перейти.
Что это за «чучело трёхглазое»? (ответы детей)
Учитель.- А теперь, внимание, на экран. Посмотрим отрывок мультфильма о светофоре.
Отрывок «Светофор и Б.ЯГА»
Учитель. – Какие вы знаете светофоры? (ответы детей: автомобильный, пешеходный, со звуковыми сигналами)
– Давайте послушаем, что нам о светофоре расскажут ребята.
(Дети читают стихи)
Он и вежливый и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой –
Самый главный командир.
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня!
Он по очереди ими
Смотрит сверху на меня.
Если красный свет горит –
Значит, путь тебе закрыт!
Если жёлтый свет горит –
«Приготовься!» – говорит.
А зелёный свет горит –
Путь вперёд тебе открыт!
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут, и помогут
Говорящие цвета.
Учитель. – Ребята ,но Б.Яга нам приготовила не только интересные сообщения , но и заковала в цепи наши средства передвижения-самокаты.
(Самокаты прикованы цепями к «дубу»,на цепях амбарные замки).
-За каждое задание она будет отдавать ключ от замка, и в конце вы сможете прокатиться на самокатах! Выполните задание, получите ключ.
- – Первое задание. Игра «Семафор»
–Раньше светофор назывался «семафор», в переводе с греческого языка – это значит носитель света.
–А кто знает, почему были выбраны именно такие цвета?(Ответы детей).
Красный – цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в туман и в дождь.
Зелёный цвет – резко отличается от красного. Их невозможно перепутать.
Жёлтый цвет – промежуточный, он призывает быть внимательным.
(Выбирают 3 команды по 2 человека. Один человек- «семафор»,второй –«регулировщик».Нужно собрать в 3 ведра (красное ,желтое, зеленое)шарики из сухого бассейна по цветам.
«Семафоры” с завязанными глаза собирают шарики и несут к ведрам такого же цвета. Куда нести и какой шарик брать подсказывает «регулировщик».
Игра проводится под веселую музыку.)
(Когда игра закончена, подводят итоги, достают ключ и открывают первый замок.)
Учитель.
– Очень нужен он в пути,
Где дорогу перейти?
Он расскажет «что» и «как»,
Звать его ….. дорожный знак.
2.- Следующий конкурс «Дорожные знаки».
К изображению дорожного знака подобрать правильное название. (Среди правильных названий знаков лежат несколько других).Дети читают стихи о дорожном знаке, находят его изображение(их больше) и подбирают его правильное название.
Когда игра закончена, подводят итоги, достают ключ и открывают второй замок.
3.Учитель. –А сейчас Б.Яга проведёт «экзамен». За правильные ответы отдаст ключ!
Приготовили свои «светофоры» (у детей «сигнальные карты»зеленого и красного цвета). Если вы со мной согласны, то покажите зелёный свет, если нет – красный.
- По тротуару надо идти, придерживаясь правой стороны.
- На жёлтый сигнал светофора можно переходить проезжую часть улицы, так как транспорт стоит.
- Если горит красный сигнал светофора, а машина далеко, то можно быстро перебежать дорогу.
- При переходе дороги можно разговаривать.
- Если я вижу медленно едущий транспорт, то смело перебегу дорогу.
- Даже если транспорт движется медленно, всё равно буду ждать, пока он проедет.
- Я перейду дорогу только в том случае, если загорелся ….(покажите цвет сигнала)
Когда игра закончена, подводят итоги, достают ключ и открывают третий замок.
4.Учитель. – Загадки про транспорт отгадаете, получите еще 1 ключ!
Он не лось, но он двурогий,
Важно едет по дороге.
Если рожки вдруг слетают
С двух контактных проводов –
Их водитель поправляет,
И вагончик в путь готов! (Троллейбус)
Пассажиров мы катаем
По маршрутам тут и там,
А туристов доставляем
К историческим местам.
Едем к цели дружно все
По проспектам и шоссе. (Автобусы)
Я хорошая машина,
Резво еду без бензина.
Увезу в любые дали,
Только ты крути педали. (Велосипед)
Дом на рельсах тут как тут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется …
(Трамвай)
Всадник на коне стальном!
А за ним – дымок хвостом!
Нынче рыцари привыкли
Ездить лишь на …
(Мотоцикле)
В городах глубокой ночью
Спят автобус и трамвай.
Если транспорт нужен срочно –
Ты машину вызывай.
Та приедет: «Я свободна!
Довезу куда угодно!»
(Такси)
Когда игра закончена, подводят итоги, достают ключ и открывают четвертый замок.
Учитель.- Внимание, следующее задание Б.Яги ! Ребята, посмотрите из отрывок мультфильма .Он поможет выполнить следующее задание.
(Просмотр мультфильма «Переход и Б.ЯГА»)
5.Последний конкурс называется «Переведи бабушку через дорогу».
-Для выполнения задания нужно четное количество желающих участников.
Из желающих выбирают «инспектора» и «бабушку».
(Бабушка надевает платок, юбку и очки, инспектор- жилет и фуражку.
В зале стоят дорожные знаки:
«надземный переход»-пройти по скамейке(инспектор держит бабушку) ,
«скользкая дорога» -надеть лыжи с палками-(идут оба),
«подземный пешеходный переход» – проползти по тоннелю из обручей и ткани, «пешеходный переход» – пройти по «зебре»,держась за руки,
«осторожно, дети»-вернуться держась за руки.
Задание будет выполнено, когда всех «бабушек» переведут через дорогу. )
– Итак, соблюдая знаки, переведи бабушку через дорогу!
( Конкурс проходит по веселую музыку).
В конце подводят итоги и отдают последний ключ. Открывают последний замок и освобождают самокаты от цепей.
Учитель. -Все замки открыты.
Ваши самокаты свободны!
-Какие правила нельзя забывать? (Ответы детей)
Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное – внимание.
Шагая осторожно,
За улицей следи,
И только там, где можно
Её переходи!
Нельзя ходить зевая!
Нельзя считать ворон!
На дороге – все молчок!
Рот закрыли на замок!
На дороге – это ясно:
Разговаривать опасно!
(Мероприятие заканчивается катанием на самокатах и дискотекой).