автор: Солдатенко Наталья Викторовна

Учитель начальных классов МКОУ С(К)Ш № 107 г.Новосибирска

Сценарий игры – приключения «По дорогам и тропинкам» для учащихся с интеллектуальными нарушениями (5-7 класс).

Сценарий игры – приключения  «По дорогам и тропинкам» для учащихся с интеллектуальными нарушениями (5-7 класс).

Цель мероприятия: совершенствование навыков безопасного поведения на дороге.

Задачи:

-закрепление знаний о безопасном поведении на дороге, правилах дорожного движения, дорожных знаках;

– применять полученные знания в играх и повседневной жизни;

– коррекция внимания, памяти, мышления;

-коррекция двигательных навыков;

-создание положительного эмоционального настроя;

-воспитание сознательного выполнения  ПДД;

-развитие  умения работать в команде.

Оборудование: видеопроектор, макеты дорожных знаков, пешеходные дорожки, атрибуты к конкурсам, самокаты.

             Ход мероприятия:

(Зал украшен в соответствии с темой мероприятия).

Учитель. – Здравствуйте, ребята! Скажите, как только мы выходим на улицу из дома , сразу становимся кем? (Пешеходами).

– Почему их так называют? (Потому что ходят пешком, ногами).

-Пешеходы идут по дорогам и тропинкам, шагают по дорогам и тропинкам.

-Как вы думаете, где легче ходить: по городу или по лесной дороге?

-Нужно ли знать и учить какие-то правила?

-Как они называются?  (ответы).

-Легко ли быть пешеходом?

 

-Настоящий пешеход – это тот, кто спокойно идёт по шумному городу и по тихой дороге, кто не шарахается от автомобилей, мотоциклов и автобусов. Настоящий пешеход и сам никогда не мешает машинам, и сам под машину никогда не попадёт.

  Машины ездят по строгим правилам. Каждый водитель , прежде чем сесть за руль изучает правила дорожного движения и сдает экзамен.

-С какого возраста разрешают садиться за руль? Кто знает?( С 18 лет).

-Для пешеходов есть тоже правила.

-А с какого возраста можно стать пешеходом?(Как только научишься ходить и выйдешь из дома на улицу.)

-Кто учит детей правилам движения?(Родители, воспитатели, учителя)

-А вы знаете правила дорожного движения?

– Сегодня вы сможете побывать не  только в роли пешеходов, но и побывать в роли других участников движения, а  в конце – прокатиться на самокатах!

 

Учитель. – Сейчас я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма  об истории появления дороги.

 

Видео « Дорога».

 

Учитель. Как видите, из истории дороги, ещё в далёкой древности возникла необходимость разделить дорогу на две части.

 

-Но как же теперь можно перейти с одной стороны улицы на другую?

Как перейти мостовую?

-Необходим командир, который будет останавливать машины, и пропускать пешеходов.

И тогда,

Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути.
Помогает улицу людям перейти.

Что это за «чучело трёхглазое»? (ответы детей)

Учитель.- А теперь, внимание, на экран. Посмотрим отрывок мультфильма о светофоре.

 

Отрывок «Светофор и Б.ЯГА»

 

Учитель. – Какие вы знаете светофоры? (ответы детей: автомобильный, пешеходный, со звуковыми сигналами)

– Давайте послушаем, что нам о светофоре расскажут ребята.

 

(Дети читают стихи)

Он и вежливый и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой –
Самый главный командир.

У него глаза цветные, 
Не глаза, а три огня!
Он по очереди ими 
Смотрит сверху на меня.

 

Если красный свет горит – 
Значит, путь тебе закрыт!
Если жёлтый свет горит – 
«Приготовься!» – говорит.
А зелёный свет горит – 
Путь вперёд тебе открыт!

Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда 
И подскажут, и помогут
Говорящие цвета.

 

Учитель. – Ребята ,но Б.Яга нам приготовила не только интересные сообщения , но и заковала  в цепи наши средства передвижения-самокаты.

(Самокаты прикованы цепями к «дубу»,на цепях амбарные замки).

 

-За каждое задание она будет отдавать ключ  от замка, и в конце вы сможете прокатиться на самокатах! Выполните задание, получите ключ.

 

  1. – Первое  задание. Игра «Семафор»

Раньше светофор назывался «семафор», в переводе с греческого языка – это значит носитель света.

А кто знает, почему были выбраны именно такие цвета?(Ответы детей).

 

Красный – цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в туман и в дождь.

Зелёный цвет – резко отличается от красного. Их невозможно перепутать.

Жёлтый цвет – промежуточный, он призывает быть внимательным.

 

(Выбирают 3 команды по 2 человека. Один человек- «семафор»,второй –«регулировщик».Нужно собрать в 3 ведра (красное ,желтое, зеленое)шарики из сухого бассейна  по цветам.

«Семафоры” с завязанными глаза собирают шарики и несут к ведрам такого же цвета. Куда нести и какой шарик брать подсказывает «регулировщик».

Игра проводится под веселую музыку.)

(Когда  игра закончена, подводят итоги, достают ключ и открывают первый замок.)

 

Учитель. 

– Очень нужен он в пути,
Где дорогу перейти?
Он расскажет «что» и «как»,
Звать его ….. дорожный знак.

 

2.- Следующий конкурс «Дорожные знаки».

 

К  изображению дорожного знака подобрать правильное название. (Среди правильных названий знаков  лежат несколько других).Дети читают стихи о дорожном знаке, находят его изображение(их больше) и подбирают его правильное название.

 

Когда  игра закончена, подводят итоги, достают ключ и открывают второй  замок.

 

3.Учитель. –А сейчас Б.Яга  проведёт «экзамен». За правильные ответы отдаст ключ!

Приготовили свои «светофоры» (у детей «сигнальные карты»зеленого и красного цвета). Если вы со мной согласны, то покажите зелёный свет, если нет – красный.

 

  • По тротуару надо идти, придерживаясь правой стороны.
  • На жёлтый сигнал светофора можно переходить проезжую часть улицы, так как транспорт стоит.
  • Если горит красный сигнал светофора, а  машина далеко, то можно быстро перебежать дорогу.
  • При переходе дороги можно разговаривать.
  • Если я вижу медленно едущий транспорт, то смело перебегу дорогу.
  • Даже если транспорт движется медленно, всё равно буду ждать, пока он проедет.
  • Я перейду дорогу только в том случае, если загорелся ….(покажите цвет сигнала)

 

Когда  игра закончена, подводят итоги, достают ключ и открывают третий замок.

 

4.Учитель. – Загадки про транспорт отгадаете, получите еще 1 ключ!

 

Он не лось, но он двурогий,

Важно едет по дороге.

Если рожки вдруг слетают

С двух контактных проводов –

Их водитель поправляет,

И вагончик в путь готов! (Троллейбус)

 

Пассажиров мы катаем

По маршрутам тут и там,

А туристов доставляем

К историческим местам.

Едем к цели дружно все

По проспектам и шоссе. (Автобусы)

 

Я хорошая машина,

Резво еду без бензина.

Увезу в любые дали,

Только ты крути педали. (Велосипед)

 

Дом на рельсах тут как тут.

Ты садись и не зевай,

Отправляется …

                                 (Трамвай)

Всадник на коне стальном!

А за ним – дымок хвостом!

Нынче рыцари привыкли

Ездить лишь на …

                                  (Мотоцикле)

В городах глубокой ночью

Спят автобус и трамвай.

Если транспорт нужен срочно –

Ты машину вызывай.

Та приедет: «Я свободна!

Довезу куда угодно!»

                                           (Такси)

 

Когда  игра закончена, подводят итоги, достают ключ и открывают четвертый замок.

 

Учитель.- Внимание, следующее задание Б.Яги ! Ребята, посмотрите из отрывок мультфильма .Он поможет выполнить следующее задание.

 

(Просмотр мультфильма «Переход и Б.ЯГА»)

 

5.Последний конкурс называется «Переведи бабушку через дорогу».

-Для выполнения задания нужно четное количество желающих участников.

Из желающих выбирают  «инспектора» и «бабушку».

(Бабушка надевает платок, юбку и очки, инспектор- жилет и фуражку.

В зале стоят дорожные знаки:

«надземный переход»-пройти по скамейке(инспектор держит бабушку) ,

«скользкая дорога» -надеть лыжи с палками-(идут оба),

«подземный пешеходный переход» – проползти по тоннелю из обручей и ткани, «пешеходный  переход» – пройти по «зебре»,держась за руки,

«осторожно, дети»-вернуться держась за руки.

Задание будет выполнено, когда всех «бабушек» переведут через дорогу. )

– Итак, соблюдая знаки,  переведи бабушку через дорогу!

 

( Конкурс проходит по веселую музыку).

 

В конце подводят итоги и отдают последний ключ. Открывают последний замок и освобождают самокаты от цепей.

 

Учитель. -Все замки открыты.

Ваши самокаты свободны!

-Какие правила нельзя забывать? (Ответы детей)

 

Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное – внимание.
Шагая осторожно,
За улицей следи,
И только там, где можно
Её переходи!
Нельзя ходить зевая!
Нельзя считать ворон!

На дороге – все молчок!
Рот закрыли на замок!
На дороге – это ясно:
Разговаривать опасно!

 

(Мероприятие заканчивается катанием на самокатах и дискотекой).

Сценарий игры – приключения «По дорогам и тропинкам» для учащихся с интеллектуальными нарушениями (5-7 класс).