автор: Солтыс Инна Валентиновна
Учитель – логопед МДОУ “Красная шапочка”
Как работает логопед
Как работает логопед
Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей – хорошая, правильная речь. И чем богаче речь у ребенка, чем она правильнее, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире он может осознанно познавать окружающую его действительность, активнее идет его физическое и умственное развитие.
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение и т.д. Однако изучение количественно-качественных характеристик и динамики речевого развития дошкольников выявляет порой весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, причем педагогам чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Дети, недостатки, речи которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы. Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу — до 70% от всех детей дошкольного возраста — сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии
Для своевременного выявления детей со сложной речевой патологией в нашем городе проводится ежегодное обследование дошкольников 3 – 4 лет.
Если у вашего ребенка 3 – 4 лет было выявлено тяжелое нарушение речи ему будет предложено пройти ПМПК для того что бы с ним занимался логопед и другие специалисты.
Наше дошкольное образовательное учреждение не имеет в своем составе логопедических групп, поэтому коррекцию речи воспитанников проводит учитель-логопед в рамках логопедического пункта.
Что такое логопункт? Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») – это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другое специализированное учреждение.
На логопедический пункт берут детей, прошедших ПМПК и детей 6 – 7 лет, то есть подготовительной к школе группы.
С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?
Чаще всего дети, прошедшие ПМПК имеют диагноз ОНР 2 – 3 уровня. А это значит – сложное речевое расстройство, при котором развернутая фразовая речь с выраженными элементами недоразвития грамматики, лексики, и фонетики. Симптомы: дети используют простые, распространенные, и некоторые сложные предложения. Структура нарушена из-за пропуска или перестановки слов. В речи появляются слова из 3-5 слогов. Особенность в речи – это недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Стойкие нарушения появляются при попытках образовывать новые для них слова. Дети часто применяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» – «руки») Для этих детей характерно неточное употребление и понимание обобщающих слов, понятий с переносным и абстрактным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения. Недостаточность связной речи часто проявляется как в детских монологах, так и в диалогах. Особенностями связной речи являются нарушение последовательности и связанности рассказа, смысловые пропуски элементов сюжетной линии, простота изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей. Например, рассказывая о любимых книгах, игрушках или каких-то событиях они используют короткие, малоинформативные фразы. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции многих звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Дети переставляют отдельные звуки или слоги.
Дети подготовительной группы, как правило имеют речевое заключение ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
Основные проявления, характеризующие ФФН:
Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков “с”, “ч”, “ш” ребенок произносит звук “ть”: “тюмка” вместо “сумка”, “тяска” вместо “чашка”, “тяпка” вместо “шапка”;
Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками “т” и “д”, “р” заменяется на “л”, “ш” заменяется на “ф”. “Табака” вместо “собака”, “лыба” вместо “рыба”, “фуба” вместо “шуба”;
Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки “р”, “л” и “с” изолированно, но в речевых высказываниях вместо “столяр строгает доску” говорит “старялстлагаетдошку”;
Основной формой работы с дошкольниками в логопункте детского сада являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Это объясняется следующими причинами:
Необходимостью подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты;
Различной структурой дефектов произношения у детей одной и той же возрастной группы;
Различным уровнем сформированности когнитивных процессов у детей со схожими по структуре дефектами;
Индивидуальным темпом усвоения материала;
Необходимостью вовлечения в работу сразу нескольких нарушенных в произношении звуков;
Соматической ослабленностью детей, влекущей за собой многочисленные пропуски по болезни, которые значительно задерживают процесс коррекции нарушений речи ребенка.
Эти и некоторые другие причины не позволяют организовывать стабильные подгруппы детей для проведения логопедических занятий: подгруппы детей имеют непостоянный состав и очень подвижны.
Методы и приемы, используемые во время коррекционного процесса традиционные и научно-обоснованные. Однако, несмотря на то, что основная цель работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта – исправление нарушений звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с формированием лексико-грамматического строя языка ребенка. Пополнение словаря происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Учитель-логопед имеет право брать для коррекционной работы обучающихся (воспитанников) с любых занятий или режимных моментов, проводимых педагогами в группе.
Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда воспитателей и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:
- выполнять все рекомендации логопеда;
- выполнять лечение, назначенное неврологом;
- обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
- выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);
- осуществлять контроль за речью ребенка.
А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:
- ошибки на письме и при чтении;
- снижение самооценки;
- конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.
В каком режиме проходят занятия на логопункте?
Индивидуально – подгрупповые занятия 2 – 3 раза в неделю. Как часто проводятся индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся 10 – 20 минут.
Цель индивидуальных занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
Сколько детей зачисляется на логопункт? Количество детей, одновременно занимающихся на логопункте, не должно превышать 20 – 25 человек. С логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а по мере исправления дефектов речевого развития. И решение это принимается коллегиально всеми специалистами ДОУ. А на освободившееся место принимается другой ребенок из стоящих в очереди.
Таким образом логопункт ДОУ – это открытая и крайне подвижная система.