Сопровождение аттестации педагогических работников: новый взгляд на работу методических служб
Содержание деятельности методических служб в образовательных учреждениях, а также в методических центрах или кабинетах определяется социальным заказом на основе инновационных преобразований, происходящих в системе образования. Одним из нововведений, повлекших за собой модернизацию методической службы на всех ее уровнях, явился Порядок аттестации педагогических работников (Приказ Минобрнауки РФ № 209 от 2010 г.).
Новый порядок предусматривает всестороннюю оценку основных направлений деятельности педагога:
– владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности;
– продуктивность и эффективность методической деятельности;
– продуктивность и эффективность образовательной деятельности.
Успешная реализация педагогом указанных направлений является показателем высокой степени сформированности его профессиональной компетентности, определяющей ту или иную квалификационную категорию. При этом важно отметить, что конечной целью аттестации является не столько оценка уровня квалификации педагога, сколько его личностный и профессиональный рост.
Это накладывает особую ответственность на деятельность методической службы, которая сегодня оценивается через призму эффективной подготовки педагога к предстоящей аттестации. Такой подход, на наш взгляд, можно считать инновационным.
Принципиальное отличие деятельности современной методической службы, по нашему мнению, заключается в ее направленности на сопровождение педагога, под которым мы понимаем комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий по оказанию всесторонней помощи педагогу в подготовке к предстоящей аттестации. Выделив процесс сопровождения как центрообразующий, мы не противоречим уже сложившейся системе аттестации, но расширяем ее, систематизируем и одновременно делаем максимально субъектноориентированной. Нам видится, что основной причиной, снижающей эффективность работы современных методических служб, является именно слабая направленность на конкретного педагога, если так можно выразиться, массовоориентированность.
В условиях нового порядка аттестации становятся актуальными готовность и способность методической службы увидеть и оценить личностный и профессиональный потенциал аттестуемого педагога, создать условия для его максимально полной реализации, оказать реальную помощь в организации планомерной и непрерывной работы педагога над собой в межаттестационный период. Хотелось бы отметить, что стремление к профессиональному росту и развитию, по признанию психологов, это серьезный труд, который требует напряжения всех жизненных сил, способностей и возможностей человека. К. Роджерс указывал на наличие в человеке потребности в поиске, преобразовании, «пробовании» себя, но при этом подчеркивал, с каким трудом порождается эта потребность.
Практика экспертизы педагогической деятельности убедительно показывает, что компетенции планирования профессионального развития и представления достигнутых результатов сформированы далеко не у каждого педагога.
Исходя из этого становится очевидным, что именно эта сторона личности аттестуемого педагога должна быть актуализирована, поддержана и грамотно направлена специально подобранными индивидуализированными средствами, формами и методами. Современный методист должен одновременно обладать качествами диагноста, аналитика, прогнозиста и проектировщика [6, 9].
Социальный заказ педагогического сообщества методической службе можно рассматривать как оказание всестороннего содействия педагогу в построении и реализации его индивидуального маршрута подготовки к предстоящей аттестации. Индивидуальный маршрут – это персональный путь педагога по выполнению индивидуального плана, представляющего собой комплекс мероприятий, разработанных с учетом его потребностей и возможностей и обеспечивающих реализацию личностного и профессионального потенциала. Индивидуальный маршрут можно характеризовать также как организационно-методический инструмент, обеспечивающий прогрессивное профессиональное развитие педагога, когда каждое новое профессиональное достижение является «восхождением» над предыдущим и переходом на принципиально иной качественный уровень, согласно законам диалектики. «Мы должны рассматривать природу как систему ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой» [10]. Используя данное выражение как фундамент для дальнейших умозаключений, мы приходим к выводу, что индивидуальный маршрут подготовки к аттестации есть не что иное, как процесс постепенного движения к намеченной ступени профессионального развития, а присвоение желаемой квалификационной категории – реальный результат ее достижения, демонстрирующий поступательный характер самосовершенствования педагога.
Таким образом, профессиональный рост педагога можно представить как последовательную совокупность осваиваемых им индивидуальных маршрутов, каждый из которых выступает в качестве витка спирали его восходящего личностного и профессионального развития.
Вышесказанное еще раз подчеркивает принципиальное отличие предлагаемого нами содержания деятельности методической службы от сложившейся практики, которая сводилась, в основном, к консультированию по запросу.