автор: Сотова Ирина Петровна
воспитатель МКОУ Михайловской оош структурном подразделении детский сад
Консультация для родителей “Умную речь приятно слушать”
Консультация для родителей:
«Умную речь приятно слушать»
Говорить умеют почти все , но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей. Мы делаем это потому, что речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана нам природой и отличает нас от всех других представителей живого мира. Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную , красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образом для подражания у своих воспитанников . И сколько бы воспитатель не учил своих детей говорить правильно, например кладу, а не ложу, а сам эти слова употребляет неверно, все усилия будут тщетны.
Не секрет, что уровень культуры речи в последнее время снижается, и в тоже время возрастает число людей, для которых эти навыки являются профессиональной потребностью. Ошибки допускаемые людьми , вступившими в устный контакт друг с другом, режут слух, подрывают взаимное доверие, раздражают собеседника, создают впечатление некомпетентности , непрофессионализма говорящих.
Многочисленные ошибки, допускаемые в речи на телевидении, в выступлениях политических деятелей, безграмотные объявления, реклама, непроизвольно запоминаются и тем самым «тиражируются» получают дальнейшее распространение. Таким образом по уровню развития речи судят о самом человеке. Развитая личность обладает достаточно высоким уровнем речевой культуры , то есть владеет умением правильно выражать свои мысли, пользоваться достаточно обширным и постоянно расширяющимся словарным запасом, умеет правильно строить предложения, взаимодействовать в разговоре другим человеком, слушать и понимать собеседника, управлять своими эмоциями в разговоре и так далее.
Так как речь воспитателя и взрослых дома является образцом для детей, к ней предъявляются высокие требования: содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам. Важно умело использовать и невербальные средства общения(жесты, мимика, пантомимические движения).
К сожалению в роли современного взрослого много штампов, речь недостаточно образна и выразительна( в смысловом аспекте), преобладают простые предложения, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. Культура речи взрослого определяется уровнем его общей культуры. Постоянная работа над собой, повышение уровня общей культуры будут способствовать и росту его педагогического мастерства.
В течение всего дня педагогу и родителям следует быть более внимательным как к своей речи, так и к речи детей. Необходимо учить детей говорить спокойно, без крика, отвечать по одному, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушать других . Дети должны чаще слышать и использовать в своей речи общепринятые выражения: «Доброе утро», «Благодарю», «Извините». Следует учить детей деликатности в общении: «Мне кажется», «Я думаю», «Наверное» и т.п.